Куроку обучения сочинения на лингвистическю тему по тексту сборника И.П. Цыбулько №

Сочинение

СОЧИНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ №16

l

1.Продолжаем учиться создавать текст сочинения на основе анализа текста ( С2.2 ).

2.Сочинение-рассуждение должно соответствовать всем требованиям, которые предъявляются этому виду работы. Вспомним их.

рассуждение о смысле

Во-вторых, нужно помнить, что основным содержанием вашего сочинения должен быть анализ (а не пересказ) информации, которая содержится в тексте.

основные требования к сочинению

выделены).

Эксперты оценивать вашу работу будут, исходя из этих требований.

3. Прочитайте внимательно задание к тексту, по которому вам предстоит писать сочинение-рассуждение.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение . Объясните, как вы понимаете смысл финала текста:

« Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет».

два аргумента

указывайте номера нужных предложений

не менее 70 слов

аккуратно, разборчивым почерком.

Продолжим работать над тем, как нужно создавать такое сочинение-рассуждение.

ll

1.Вспомним, как должно быть построено такое сочинение-рассуждение:, . Вступление.

2. Тезис (объяснение смысла фрагмента текста – его финала).

Основная часть, Заключение (вывод).

Запомните!

Ни в тезисе, ни в заключении не должно быть примеров!

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции является ошибкой и будет стоить вам потерей баллов.

lll

Сочинение начинается со вступления, затем формулируется тезис.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

своё понимание смысла

Эта часть должна состоять из 1 – 3 предложений (без примеров)., При создании тезиса можно использовать речевые клише:

  • Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…

  • По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: ….

    6 стр., 2961 слов

    Конспект «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (7 класс)

    ... сочинения на лингвистическую тему. Ответили ли мы на первый вопрос: Что хочу написать? 3.Лингвистический практикум по теме урока., Как написать?, Цель написания сочинения - рассуждения на лингвистическую тему В 9 классе на ... эту мысль доказывать? Какие надо будет привести аргументы? (Определить роль СКС в речи. Вспомнить, что могут обозначать СКС. Привести два примера из текста, демонстрирующие ...

  • В финале текста выражена мысль о том, что….

  • Я думаю, что в финальной фразе текста автор выразил мысль о том, что….

  • Я убеждён, что финал текста помогает понять его основную мысль, которая заключается в том, что….

Запомните!

* Нельзя повторять финальную фразу текста (ту фразу, которая помещена в задании), когда формулируете тезис!

* Нельзя при формулировке тезиса использовать такие фразы: Я понимаю смысл этой фразы так…, Я понимаю смысл финала текста так…

* Нельзя использовать в сочинении такие речевые обороты: Разберёмся в этом подробнее, Давайте разберёмся…, Теперь докажем это…, Я хочу доказать это…, Я могу сделать вывод…, Можно сделать вывод…

* Нельзя путать автора текста (тот, кто написал текст), рассказчика (от лица которого ведётся повествование), героя текста.

* Очень внимательно нужно относиться к фактической стороне анализируемого текста : обращать внимание на даты, время действия, место действия, возраст героев, имена, отчества, фамилии. Изменять это нельзя!

* Нельзя пересказывать текст, опираться в своей работе на факты и примеры, не имеющие прямого отношения к теме рассуждения.

Помните!

В основной части

Примеры должны быть точными, их должно быть лишь 2 – 3, не более!

Заключение (вывод) –

(итак, таким образом, следовательно, значит),

Абзацное членение

5 абзацев:

1 – вступление

2 – тезис

3 и 4 – аргументы+ примеры

5 – вывод

к снижению баллов!

Обратите внимание!

Перед тем как начать писать сочинение, нужно :

  1. перечитать текст несколько раз

  2. набросать план текста, выявляя основные события текста + состояние героя (или героев) + авторские комментария; план составляем по микротемам

  3. перечитать ещё раз последний фрагмент текста; выписать слова, помогающие передать состояние героя (героев)

  4. перечитать финальную фразу (в ней, как правило, заключается основная мысль, ради которой написан текст)

    6 стр., 2513 слов

    ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ 2. «РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ»

    ... а дома вам необходимо подготовиться к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему: «Кто такой друг?». И следующее занятие мы посвятим написанию сочинения ― рассуждения, в котором каждый из вас ... Ответы: да, нет., Что значит: «на дискуссионную тему»?, Ответы: Это значит на спорную тему (дискуссия = спор)., Рассуждение ― это: 1) умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме; ...

  5. сформулировать заключённую в выделенном фрагменте идею своими словами и записать её на черновике

  6. вернуться к плану и отметить те предложения, которые подтверждают ваш тезис

  7. сформулировать смысл их своими словами и записать на черновике; помнить, что это должен быть не пересказ, а рассуждение

  8. собрать и записать полностью черновик сочинения, проверяя смысловые связи между частями, используя слова так как, поэтому, кроме того

lV

1. Внимательно прочитаем текст. Составим сюжетный план.

1) Перечитаем первую микротему. Что в ней самое главное? Какое событие?

Запишем в плане:

  1. Герой сообщает, что библиотекарша – бывшая балерина, находящаяся в эвакуации.

2. Перечитаем вторую микротему. Что здесь самое главное? Какое событие происходит?, Запишем в плане:

  1. Мать рассказчика уходит с головой в воспоминания.

3. Перечитаем следующий фрагмент. Каково состояние мальчика в тот момент, когда мать вспоминает? Выделим главные слова, которые передают его состояние, и запишем их в плане:

3 . Рассказчик удивляется, восхищается, старается представить себе то, что рассказывает мать, активно участвует в этих воспоминаниях.

4. Какой он видит мать в это время? Запишем в плане:

4. Рассказчик видит мать весёлой впервые за всю войну.

5. Что произошло с матерью и почему? Отметим в плане:

5. Мать заплакала; она беспокоится о театре.

6. Что делала мать дальше? Запишем в плане:

6. Она ела завариху и вовсе не замечала еды.

7. Каково состояние мальчика, что он чувствует в этот момент? Отразим это в плане:

7. Мальчик жалеет мать и молчит, о его состоянии мы узнаём из внутреннего монолога. Он сочувствует матери, сопереживает ей и старается не разрушить тот мир, в который она сейчас погружена и в котором ей очень комфортно.

8. Что произошло с мальчиком? О чём свидетельствует его состояние? Почему он понимает, что нужно не мешать матери в этот момент?

В такие минуты человек внутренне взрослеет, начиная понимать другого человека, состояние его души, сопереживая.

9. Нужно очень хорошо представлять себе, в какое время произошли данные события. Это война, которая отнимает у человека дорогой ему мир, в котором он жил прежде.

4 стр., 1966 слов

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. план-конспект ...

... яркие,(3) огненные лапы. И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5) которую мы спасли от смерти. Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры ...

Вот теперь мы свами разобрались в содержании, поняли, каково состояние героев и с чем оно связано.

Прочитаем ещё раз внимательно финал текста. Нам нужно объяснить смысл последнего предложения. Мы уже знаем, что в нём выражено сочувствие рассказчика материи желание продлить состояние счастья от воспоминания о прекрасном.

Вот теперь постарайтесь сформулировать тезис , объясняя смысл финальной фразы текста.

Тезис:

Я считаю, что рассказчик (мальчик) сумел не только понять состояние матери, почувствовавшей себя в атмосфере «золочёного дворца», но постарался не разрушить того счастливого мира, который напомнила ей её «отдалённая память».

10.Теперь мы должны продумать аргументы, то есть суждения, которые бы подтверждали правильность этого тезиса. С этой целью используем слова из авторских комментариев (они у нас записаны в плане).

Мы должны доказать, что рассказчик понял состояние матери (1 аргумент) и не разрушил его (2 аргумент).

Опираясь на авторские комментарии, называющие чувства героев, попытайтесь своими словами обобщённо сформулировать первый аргумент.

Первый аргумент:

Он впервые за всю войну увидел свою мать преображённой в тот момент, когда она вспоминала о своём первом посещении театра и просмотре балета «Щелкунчик», и сумел разделить её чувства, вместе с нею восхищаясь и удивляясь тому, о чём она рассказывала. (Предложения 6, 7, 14)

Какие предложения можно использовать для подтверждения данного суждения?, Предложения 6, 7, 14.

Опираясь на авторские комментарии, называющие чувства матери, переживающей за театр, и состояние мальчика в этот момент, сформулируйте обобщённо своими словами второй аргумент.

Второй аргумент:

Увидев слёзы матери, почувствовав её тревогу за судьбу театра, её восхищение тем миром, который он открывал зрителю и который может быть разрушен, рассказчик тактично замолчал, понимая, что нельзя нарушать состояние, возникшее у самого дорогого для него человека под влиянием воспоминания о прекрасных мгновениях жизни. (Предложения 23, 24, 30, 33).

Какие предложения можно использовать в качестве примеров, подтверждающих это суждение?, Предложения 23, 24, 30, 33, Теперь нам нужно подвести итог, обобщить сказанное.

Каким может быть вывод? А для этого следует подумать над тем, какая нравственная проблема волновала автора данного текста и чему учит этот текст.

Постарайтесь сформулировать вывод.

Вывод:

Итак, автор утверждает, что каждый человек должен учиться понимать состояние, переживания тех, кто с ним рядом, и стараться не разрушить их мир.

Вот теперь, когда мы сформулировали тезис, основную часть рассуждения и вывод, можно подумать и о вступлении. Обычно во вступлении обозначается проблема, над которой размышляет автор текста. Её лучше всего сформулировать в виде вопроса с короткими комментариями.

Попробуйте определить и сформулировать в виде вопросительного предложения проблему текста., Вступление:

Нужно ли стремиться понять состояние другого человека и легко ли это сделать? Вот об этом и пишет автор текста А. Лиханов, раскрывая свою точку зрения на примере из жизни мальчика и его матери, живших в сложное военное время.

3 стр., 1409 слов

Напишите -рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения ...

... 35)Глаза у внука были ясные и счастливые… (По Е.А.Пермяку) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 28 текста: «Знал бы я этого мастера, в пояс бы ему ... Экзаменуемый привел 1 аргумент из прочитанного текста Экзаменуемый привел аргумент(ы) не из прочитанного текста Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа характеризуется ...