Этические учения в истории философской мысли

Курсовая работа

1. Этика как философская дисциплина

Зарождение философско-этического мировоззрения происходит на самой заре цивилизации, в эпоху становления классового общества и разделения материального и духовного труда.

В этой эпохе люди начали задаваться вопросами о природе нравственности и морали. Они стремились понять, какие ценности являются нравственными, какими принципами следует руководствоваться в жизни и как достичь устойчивых жизненных целей. Именно в этот период возникла этика как философская дисциплина, исследующая мораль и нравственность.

Сущность морали стала объектом исследования этики. Люди задавались вопросами о природе нравственных ценностей, общественном значении личности и ее поступков, а также о нравственных характеристиках общественных институтов. Они стремились выяснить, какие моральные нормы, принципы и идеалы существуют в обществе.

Этика развивалась под влиянием различных философских парадигм. Восточная, западная и русская философия оказали значительное влияние на развитие этики. Каждая из этих парадигм предлагала свой взгляд на мораль и нравственность, свои способы теоретического осмысления и описания этических проблем.

Однако этика не ограничивалась только философскими исследованиями. Религия и искусство также вносили значительный вклад в духовные искания человека. Они накопили огромный нравственный опыт и помогли людям разобраться в ценностных поведенческих и смысло-жизненных проблемах. Однако только этика стремилась к теоретическому осмыслению этих проблем и предлагала ответы на вопросы о цели жизни, ориентации, вере и стремлениях.

История философской мысли свидетельствует о развитии этических учений на протяжении многих веков. Цель данной работы — проследить их развитие и выявить основные тенденции и направления в истории этики.

Введение

Этика — одна из самых старых областей философии, занимающаяся изучением моральных принципов и норм поведения, регулирующих отношения между людьми в обществе. В данном исследовании будет обращено внимание на процесс становления этики в Древнем Востоке, наиболее интересных для нас культурных и философских традиций Индии и Китая.

Теоретические и эмпирические аспекты формирования этики

На протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся главным образом в устном народном творчестве — в мифах, сказках, религиозных представлениях. Далее, началу процесса становления этики способствовала ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до нашей эры.

1 стр., 472 слов

Общество. Тезисто,что требуется доказать. Аргументы факты,явления ...

... великого философа И.Канта, где он затрагивает важнейшую проблему о влиянии воспитания на становления личности человека. Автор считает, что у человека от рождения нет никаких навыков , что для выживания ему ... влияния взрослых, общества? Чтобы ответить на этот вопрос, приведу пример истории одичавшей девочки Джини , которая провела первые 13 лет своей жизни в запертой комнате, она не ...

В древневосточных цивилизациях процесс формирования этики начался примерно одновременно. Брахманизм и буддизм стали наиболее влиятельными этическими учениями в Индии, а конфуцианство — в Китае.

Этическая мысль Древнего Востока

Этическая мысль Древнего Востока отличается разнообразием. Процесс накопления знания носил не интенсивный, а экстенсивный характер, т.е. знания накапливались, но не развивались. Школы и течения развивались параллельно, а не последовательно, что затрудняло процесс преемственности.

Брахманизм и буддизм

Брахманизм — это одна из двух основных религиозных традиций в Древней Индии, которая отразила этические принципы и моральные ценности индуистского сообщества. Буддизм же возник в VI веке до нашей эры, и Его Основатель, Будда, учил людей жить правильной, этически чистой жизнью и достигать духовного просветления.

Конфуцианство

Конфуцианство, возникшее в Китае, основано на учениях учителя Конфуция, который учил людей правильно вести себя в обществе и делать добрые поступки. Его учения заключались в стержне китайской морали — человеколюбии и благородстве.

Заключение

Формирование этики в Древнем Востоке — это процесс накопления многолетнего опыта исследования моральных принципов и норм поведения у различных культур, которые в конечном счете сформировались в этические системы самых разных философских традиций. Познание этой темы важно не только для философии, но и для понимания культурного и цивилизационного развития человечества в целом.

Особенности этической мысли Древнего Востока

Этическая мысль Древнего Востока характеризовалась определенными особенностями, которые обусловливались социально-экономической и политической действительностью тех времен. Первая особенность заключалась в отсутствии ярко выраженной авторской позиции, что придавало этической мысли определенную «безликость». Вторая особенность заключалась в том, что этическая мысль Древнего Востока была направлена не на внешнюю реальность и объективную действительность, а на самосовершенствование.

Такие особенности были обусловлены социально-экономической и политической ситуацией в странах Древнего Востока. В этих обществах отсутствовала частная собственность на землю, люди были сильно зависимы от государства, а общество было сословным и с высоким уровнем социального неравенства.

Достижения этической мысли Древнего Востока

Достижения этической мысли Древнего Востока можно разделить на религиозные и социальные. В религиозной сфере были созданы такие добродетели, как уважение и почитание богов, смирение, ненасилие и покорность. В социальной сфере были культивированы такие общественно-нравственные ценности, как почитание предков и сохранение обычаев, уважение к старшим, гостеприимство, ненасилие, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям.

Можно сказать, что этические учения Древнего Востока стали первым этапом развития мировой этической мысли и сформулировали основные проблемы.

10 стр., 4653 слов

Культура Древнего Востока

... и этических норм. При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства. Древневосточная художественная культура ... пользуется огромным интересом и популярностью. Особенности социально-мировоззренческих основ культуры Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для ...

Этика в Древнем Востоке и Аристотель

Термин «этика» и систематизированная дисциплина восходят к Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. В его сочинениях «Никомахова этика», «Эвдемова этика» и «Большая этика» впервые встречается термин «этика». Для Аристотеля этика была совокупностью знаний и поучений, касающихся духовных качеств человека. Однако, уже до Аристотеля проблемами морали активно занимались его учителя — Платон и Сократ.

Таким образом, в V-IV веке до нашей эры этические исследования начали занимать важное место в духовной культуре.

Этика в философии:

После Аристотеля этика оставалась одним из типичных названий философских произведений. Стоики стали считать ее одной из трех частей философии. Этика — это область философских знаний, изучающая человеческие добродетели и исследующая жизненную мудрость. Люди пытаются понять, что такое счастье и как его достигнуть.

Этические учения в истории философской мысли:

Античная этика:

Развитие этики в Древней Греции отличалось от процесса на Древнем Востоке. Причины того социально-экономические и политические характера. Ослабление общинного строя и смена его на классовый происходили более быстро. Появилась частная собственность, возникло разделение труда, в результате чего произошли острые столкновения родовой аристократии и демоса (который в итоге взял верх).

Именно развитие демократии выдвинуло на первый план проблемы соотношения индивидуальной воли и всеобщего блага, интересов и целей одного индивида с целями и интересами других. Главными фигурами в истории античной этике можно считать софистов, стоиков и скептиков.

Софисты:

Сократ, Платон, Аристотель и Эпикур попадают в категорию софистов.

Стоицизм:

Зенона Китейского, Клеанфа и Хрисиппа можно считать основателями стоицизма.

Скептицизм:

Пиррон, Тимон, Карнеада, Клитомах и Энесидем были скептиками.

Развитие античной этики

Античная этика основывается на учении о добродетелях и добродетельной личности. Она рассматривает моральную эмпирию, моральное долженствование и их синтез через призму моральной личности. Этика античности оптимистична и признает нравственную самоценность и суверенность человека. Античные философы считали, что человек способен превосходить любые правила и даже свои собственные поступки. Они признавали уникальную способность человека мыслить и общаться.

Для античной этики важна гармония общественного устройства, которое служит средством для развития добродетелей у граждан и проявления их разумной сущности. Однако античная этика также предъявляет человеку определенные требования, такие как подчинение индивидуального интереса общественному, разуму над страстями и абстрактным нормам над живыми личностями. Она также подчеркивает необходимость признания того, что есть, и стремление к тому, что должно быть.

Натуралистическая концепция античной этики ориентировалась на человека как естественное существо. Она считала, что источник нравственности лежит в самой природе человека. Идеалистическая концепция, которую развил Платон, основывается на идеальном сверхъестественном мире и направлена на достижение идеала.

11 стр., 5112 слов

Жизнь и творчество Платона

... драматизм повествования и комические ситуации. Цель данного реферата – изучить этапы биографии Платона и его философские концепции. Задачи – проанализировать учение Платона об идеях и душе, этику Платона Платон родился в ... основным сторонам философии и объединившим их в единую систему. Личность Платона многогранна. Платона нельзя изучать только с точки зрения литературы или философии. И в той и в ...

Античная этика

Основателями античной философии были представители натуралистических школ, чей главный интерес был направлен на изучение природы. В этике они не занимались широкими теоретическими рассуждениями, предпочитая основывать свои суждения на житейской мудрости. В этической области центр внимания переместился активнее только после Пифагора, Парменида и Демокрита, когда интересы философов сосредоточились на обществе.

Школа софистов

Первой школой, занявшейся этикой, были софисты. Известный представитель этой школы – Протагор – выдвинул принцип, согласно которому человек есть мера всех вещей. Софисты отвергали идею того, что законы морали установлены богами и считали, что они формируются людьми. Добро и зло также не имели абсолютного характера, а были относительными понятиями, причем то, что является полезным, являлось более приемлемым. Создатели этой этики считали, что абсолютных моральных добродетелей не существует. Софисты также впервые высказали идею равенства всех людей.

Нравственный релятивизм Протагора

Протагора считается основателем прагматической, субъективистской и релятивистской этики. Вместе с тем они также развивали идею добродетелей, среди которых мудрость, справедливость, умеренность и честность являлись ключевыми понятиями.

Сократ и его взгляды

Сократ, в отличие от софистов, считал, что разум имеет значение для формирования морали. Он убеждал людей в необходимости познания своей души и нахождения подвластных разуму добродетелей. У Сократа, в отличие от софистов, не было сомнений по поводу важности окончательных толкований моральных категорий. Он признавал, что человек сам должен понять, что является добром, злом, справедливостью, благосостоянием и т.д., но однозначное трактование главных нравственных категорий необходимо существовало. Для Сократа невежество всегда является злом, а начитанный человек всегда имеет благие качества. Быть образованным, по его мнению, означало быть добродетельным и свободным. Сократ является основателем рационалистической этики.

Этика древней Греции: Платон и Аристотель в сравнении с кинической философией

Платон (427-347 до н.э.) был учеником Сократа и разделял его уважение к этическим вопросам. В своих философских трудах Платон утверждал, что главная основа этики — не тело или душа, а область идей, в которой находятся все идеальные принципы, включая благо, которое является принадлежностью идеального мира. Человек может достичь блага через любовь и познание и может приобщиться к благу в результате процесса воспоминания. Любовь может быть к трём различным объектам: телу, душе и благу.

Платон считал, что познание состоит в том, чтобы помнить душой то, что она видела в идеальном мире. Человек может подняться к благу через свои добродетели, которые включают мудрость, мужество, благоразумие, умеренность и справедливость. Справедливость, в свою очередь, является связующим звеном между этикой и политикой, так как обладает функцией соразмерности души, удачно функционирующей в государстве. Платон предлагал три уровня добродетелей, соответствующих трем социальным классам в государстве: правители — мудрость; воины — мужество; и работники, крестьяне и ремесленники — умеренность.

1 стр., 465 слов

Почему общество не принимает некоторых людей? Аргументы А. Платонов ...

... свое не самое лучшее материальное положение, он во всем себе отказывает, собирая деньги девочке, которой бескорыстно помогал. К сожалению, люди поняли, в чём смысл его жизни и ... роль в жизни общества лишь тогда, когда его не стало. Люди стали срывать свою ...

С другой стороны, родства Платона с Сократом и Платоновское понимание этики разительно отличаются от кинической философии.

Диоген Синопский (400-325 до н.э.) описывается как символ кинической философии. В этом её подходе на первый план выходит жизнь без комфорта, без чьей-либо свободы. Этицисты полагали, что достаточно понять своё тело, чтобы быть счастливым. Жизнь киников не терпела капризов и наслаждений. Клюшка, мешок, и никакого расположения меньших привилегий, т.е. громких мнений, чакры и привязанностей. Однако, это лишь меньшая часть их несоответствий социо-религиозной культуры современной и цивилизованной греков. Киники отвергали все этнические, социальные и религиозные традиции, основы полиса, на которых вдохновлялся Платон и всех, кто отстаивал идеи о добродетелях.

Таким образом, можно заключить, что киническая философия опирается на возможности самодостаточности и спустя рукава от прерогатив общества, отрицания всего созданного. Платон и Аристотель, наоборот, сфокусировались на поиске общественной добродетели и основных возможностей государства для её достижения. Жизнестойкий программмный материал каждой философии помогает представить основные преимущества, доказывающие правильность выбора в пользу минимализма киникиов или социально культивированной этики Платона и Аристотеля, в зависимости от потребностей и приоритетов каждого индивидуального ввиду.

Эпикур (341-270 до н.э.) выступил с резкой критикой Платона за его концепцию идей. Подлинной целью человеческой жизни, по Эпикуру, является наслаждение, т.е. отсутствие страданий. Нравственной жизнью управляют не удовольствия, а разум, способный избрать из всех наслаждений лишь те, которые действительно позволяют достичь счастья, спокойствия души. Поэтому, проводя различия между удовольствиями тела и души, Эпикур отдавал предпочтение не скоропреходящим плотским удовольствиям, а тем, которые вызывают устойчивое счастливое состояние — удовольствиям души. Счастье он понимал как отсутствие телесных страданий, страха перед божествами, судьбой и смертью. Прежде всего, философия освобождает человека от страхов, показывая ему, что они проистекают от невежества. Важно обрести невозмутимое состояние духа (атараксию), когда человек освобождается от своих страстей и неуемных желаний. Эпикур высоко ценил чувство дружбы и духовные наслаждения.

Основателем стоицизма был Зенон Китийский (332-262 до н.э.).

В отличие от эпикурейцев стоики считали наслаждение в моральном отношении не первичным, а вторичным. Прежде всего, нужно жить в согласии с природой, поэтому все, что случается, неизбежно, и удары судьбы надо мужественно и без ропота переносить. Законы природы никому не дано отменить. Счастье — это состояние безмятежности, невозмутимости. В связи с этим добродетель — это не поиск удовольствий, роскоши, славы, власти, а мужественность, стойкость, умение держать удары судьбы. Так как закон природы для всех один и тот же, то все люди должны жить в мире и согласии друг с другом, на основе одинакового права. Стоиков считают основателями космополитизма, идеологии мирового гражданства. Стоицизм впервые ввел понятие совести как осознанные разумом и пережитые чувством личные нравственные нормы.

2 стр., 503 слов

Как человек должен относиться к природе

... ту же мысль, что убивая других ты подвергаешь самого себя к вымиранию. С природой нужно дружить! ` Как человек должен относиться к природе Популярные сочинения Из повести «Станционный смотритель», вошедшей в сборник «Повести ... хотел сказать, что вся живая природа должна быть как братья и сёстры, что нельзя относиться к природе плохо, ведь она даёт нам жизнь. Таких произведений очень много, например; ...

Скептицизм, основателем которого является Пиррон из Элиды (360-270 до н.э.), утверждает, что все явления временны и не имеют постоянного значения. Скептики отвергают возможность достоверного знания, что делает невозможным опираться на разум в поисках нормальной жизни. Они стремятся избежать категоричных суждений о том, как следует жить, и противостоят философским школам и окончательным трактовкам понятий «добро», «благо», «зло» и т.д. Единственное, чего следует избегать, это следование каким-либо из этих трактовок. Только тогда можно достичь безмятежности и отсутствия страданий, что обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.

Неоплатонизм, основателем которого является Плотин (205-270 до н.э.), разработал учение о «бегстве от зла» через поэтапное восхождение от менее совершенного к более совершенному — высшему благу. Целью человека является становление подобным Богу. Первым этапом являются гражданские добродетели, которые характеризуются наличием меры. Затем следует добродетель очищения, которая освобождает душу от телесной сущности. Очищение делает человека безгрешным и исправляет его. Однако необходимо пройти следующий этап — уподобление уму, активизацию и культивирование созерцательных добродетелей. По мнению Плотина, счастье достигается, когда человек живет не только чувственной, но и рассудочной жизнью, которая совпадает с совершенством, не зависит от внешних благ и присуща только внутреннему миру человека. Зло представляет собой материю, недостаток и противоположность добру. Частичный порок является слабостью души, а победа души над материей заключается в избавлении от порочности.

2.2 Этика Средневековья

Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю. Необходимо отметить, что развитие этики в этот период времени также не было лишено социального и политического окраса: высшему сословию было очень выгодно развитие именно этих идей, так как они позволяли объяснить причины неравенства, подавить возможные протестные движения, укрепить свои позиции. Понятно, что и сама христианская церковь становилась очень привилегированным институтом.

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской церкви. Мораль в Средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Бог, а не человек становится целью.

Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др.

9 стр., 4013 слов

Презентация : –репортаж по картине С. В. Герасимова «Церковь ...

... человеком церкви, яркое настроение, веру в то, что это ощущение не покинет никогда. На картине Баулина церковь Покрова на Нерли изображена очень близко. Этот прием художник выбрал не случайно. Архитектурные детали храма ... России Татьяны Григорьевны Назаренко. «Церковь Покрова на Нерли» на картинах С.И. Герасимова и С.А. Баулина (сочинение) Вариант 1 Церковь был построена много столетий назад, ...

Центральные проблемы средневековой этической мысли:

1) источник и природа зла — результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли;

2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;

3) антагонизм души и тела. Телесность — источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно;

4) источник нравственных ценностей — Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения.

Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие:

В этической мысли Средневековья можно выделить несколько основных характеристик. Во-первых, она придавала моральным принципам всеобщий, общечеловеческий характер. Это означало, что этические нормы и ценности считались применимыми ко всем людям, независимо от их происхождения и социального положения.

Во-вторых, этическая мысль Средневековья утверждала ценность каждого человека. Даже при наличии различий в социальном положении или достоинстве, каждый человек считался ценным и имел право на нравственное развитие.

В-третьих, этическая мысль Средневековья углубляла понятие «нравственность» через категории вины, греха, страдания и искупления. Это означало, что человек считался ответственным за свои поступки и должен был нести последствия своих ошибок. При этом страдание и искупление считались неотъемлемой частью нравственного развития.

Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья имела ограниченный характер. Она утверждала абсолютное бессилие человека и его зависимость от Бога. Человек не мог спастись самостоятельно, только Бог мог спасти его.

Фома Аквинский, создатель своего этического учения, использовал переводы трудов Аристотеля на латинский язык. Он принял у Аристотеля идею о высшем благе, которое реализуется в счастливой жизни. Фома считал, что это высшее благо — Бог, а любовь к нему является счастьем. Зло, по мнению Фомы, является случайным и зависит от добра, связано со свободной волей. Человек может быть добрым и стремиться к Богу благодаря своей свободной воле. Это стремление связано с разумом и приносит блаженство. Однако настоящее блаженство, по Фоме, возможно только после смерти человека, при созерцании Бога. Человек может быть добродетельным в меру своей свободы, основой которой является. Он не может достичь определенных божественных истин, и эти истины становятся предметом веры. Для достижения добродетели, помимо разума, необходима божественная помощь, как естественная (законы природы и общества), так и сверхъестественная (благодать).

2 стр., 989 слов

«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»

... моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем ... уже нет самого дорогого, любимого, близкого человека, но мы не будем нарушать ... дедушки, отдавая болью воспоминаний всю жизнь, отзываясь каждым стоном, вздохом. В ... Просто, это ж дедушка сказал! Самый радостный праздник в нашей ...

Веру Фома считал необходимым элементом нравственного поступка.

Религиозные идеологи, активно занимавшиеся пропагандистской и миссионерской деятельностью, глубоко изучали внутренний мир человека, его противоречия в духовной и нравственной жизни. Отцы и учителя церкви подчеркивали роль веры в нравственной жизни человека и считали такие добродетели, как вера, надежда и любовь, наиболее важными в своих классификациях.

2.3 Этическая мысль Нового времени

Эпоха Нового времени характеризуется глубокими переменами в духовной, экономической, политической сферах. Хотя позиции религии все еще остаются достаточно прочными, религиозные реформы потрясают такие страны Европы, как Германия, Англия, Франция и др.

Этика Нового времени стремится осмыслить мораль и как объективный закон, и как субъективно-личностный феномен. Она пытается создать систему, обобщить то, что было сделано ранее. Связано это с развитием естествознания, которое породило убеждение, что объективный взгляд на вещи можно распространить и на мораль.

В понимании моральной природы человека философы разделились на два направления. Одни из них считали, что человеческая природа является изначально испорченной; другие считали ее доброй. Однако, и те, и другие были единодушны в одном — человек является эгоистическим существом. Только первые рассматривали эгоизм как выражение его естественной природы, а вторые видели его причину в исторически сложившихся условиях, неразумной организации общества. Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека.

Центральным понятием этики этого периода является гуманизм . Гуманизм ориентирован, прежде всего, на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых ее идей, отвергающихся в Средневековье. Одной из таких идей был антропоцентризм, т.е. то, что в центре мироздания располагается человек. Из этого следовало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностями. Однако влияние церкви на сознание общества по-прежнему оставалось значительным. Поэтому гуманистические идеи, направленные на преобразование и совершенствование отдельной просвещенной личности до разумного, свободного и достойного состояния, не могли найти отклик и оказать действенное влияние на массовое сознание. Официальная же церковь оказалась не способной ответить на вызов времени и приспособиться к изменившимся условиям.

Результатом такой ригидности (негибкости) церкви стало возникновение в религиозно-этической мысли такого явления, как протестантизм и протестантская этика. Появление этих продуктов общественной мысли Возрождения знаменовало начало нового этапа развития религиозной и духовной жизни — Реформации. Духовный отец Реформации Мартин Лютер противостоял позициям официальной церкви, обвиняя ее в монополизации возможности общения с Богом и спасения простых людей. Ведь согласно позициям официальной церкви только священнослужители могли общаться с Богом и соответственно просить его о прощении. Все остальные должны были лишь заботиться о церкви и проявлять к ней уважение, подкрепляя ее всевозможными податями. Мартин Лютер утверждал, что каждый человек может сам общаться с Богом, не нуждаясь в посредничестве церкви. Таким образом, единственной задачей человека становится задача жить по-божески, что и является высшей добродетелью.

6 стр., 2831 слов

По светской этике 4 класс россия родина моя

... один. Что представляет собой светская этика для 4 класса? Первый блок посвящен нравственным идеалам в жизни человека и общества. Состоит из одного ... религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию ... «Какой вклад сделала моя семья в процветание государства». Заканчивается курс презентацией творческих проектов по темам, что были ...

Фрэнсис Бэкон

Этическое учение философская мысль

Основателем англосаксонской этической традиции Нового времени является Томас Гоббс (1588-1679).

Исходя из идеи, что природа создала людей равными по физическим и умственным способностям, Гоббс показывает эгоистического индивида, расчетливо ориентированного на власть и личную пользу. Человек, стремясь к самосохранению, вступает в конфликт с другими людьми. По мнению Гоббса, нравственность является результатом своеобразного договора между людьми. Гоббс считал, что законы человеческого поведения в обществе так же строги и необходимы, как законы природы. Он оценивал естественное состояние индивидов как состояние войны каждого против всех. Из закона самосохранения индивида следует его стремление к пользе. А для ее реализации ему нужна власть. Борьба за власть, присущие человеку ненависть и страх требуют определенных правил, иначе люди уничтожат друг друга. Вырабатываемые правила и составляют суть негласного общественного договора. Гоббс рассматривал нравственность как систему норм, выражающих реальные изменчивые отношения полезности. Отсюда ее релятивизм.

Джон Локк (1632-1704) — один из основателей школы морального чувства (сенсуализм).

Он отождествлял добро и зло с комфортом и дискомфортом во взаимоотношениях человека с другими людьми. Из этого следует, что нравственные нормы должны быть удобны и выгодны, так как они связаны с полезностью, а не с истинностью (т.е. с разумом).

Критерием оптимальности нравственных норм выступает опыт. В политических произведениях он развивает идею естественного права, утверждая равенство и свободу. Закон природы, по Локку, в том, что ни один из людей «не должен наносить ущерб жизни, свободе и собственности другого». Государство должно обеспечивать гражданские интересы людей, к которым Локк относит жизнь, свободу, здоровье и владение внешними благами. На первое место Локк ставит нравственное воспитание. Раз нет врожденных моральных принципов, цель всего воспитания — добродетель и мудрость.

Теория сенсуализма достигла своего наивысшего развития у Дэвида Юма (1711-1776).

Он считал, что не разум, а моральные чувства должны лежать в основе нравственности. Именно они мотивируют практические действия человека. Источником нравственного чувства оказываются два принципа: полезность (эгоистическое стремление) и симпатия (альтруистическое стремление).

Симпатия порождает нравственное чувство, проявляющееся во всех искусственных добродетелях. Искусственными добродетелями Юм называет те, которые являются результатом воспитания и жизни в обществе, главной из которых он считает справедливость. Личный интерес как социально преобразованный эгоизм — первичный мотив установления справедливости, а симпатия является источником нравственного одобрения. В результате именно социальные и всеобщие принципы морали оказываются определяющими, подавляя частные и эгоистические аффекты.

Рене Декарт, Бенедикт (Барух) Спиноза

Жан Жак Руссо

Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Андреас Фейербах

В целом этика Нового времени в известной степени подвергла итоги классического этапа развития этического сознания, акцентировав основные, намеченные еще в античности, традиции исследования моральных феноменов.

Развитие этики в разные временные периоды:

Древний мир

Появление этики произошло почти одновременно в разных частях света: в Палестине, Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции в VIII — IV веках до нашей эры. Несмотря на различное происхождение, идеи, лежащие в основе этических систем тех времен, были очень близки друг другу. Все они утверждали, что отношение человека к миру определяет ответное отношение мира к человеку.

Античная этика была обращена к человеку, и ее девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Важной особенностью античной этики было стремление к пониманию моральности и добродетельности поведения как разумности. Еще одной характеристикой античного мировоззрения было стремление к гармонии. Именно в античной культуре были поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения и очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этики.

Новое время

В Новое время этика продолжила свое развитие, и появились новые направления и подходы к разрешению моральных антиномий. Однако несмотря на многообразие и богатство идейного потенциала, принципиально новая модель разрешения моральных антиномий не была представлена. Однако уровень теоретического осмысления этих антиномий, особенно в концепциях Канта и Гегеля, до сих пор остается непревзойденным образцом рационалистического анализа. Значение этических идей этих философов настолько велико, что их имена в первую очередь символизируют последующие представления об этической «классике».

XX век

XX век принес с собой ориентацию на иной, «постклассический» тип этики. В данное время этика стала более практической и ориентированной на решение реальных этических проблем. Были разработаны новые теории и подходы, такие как утилитаризм, экзистенциализм и феминистская этика, которые предложили свои собственные модели разрешения моральных антиномий.

Заключение

Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений и высшие устремления человека. Теоретическая глубина этики позволяет ей делать убедительные рекомендации для человеческой личности.

Средневековая этика и ее религиозный характер

Основной особенностью средневековой этики стало то, что она приобрела религиозный характер и базировалась на христианстве. Центром христианской этической концепции является идея любви к Богу, из которой рождается новая добродетель — милосердие. Поэтому вся основная проблематика христианского нравственного учения — об источнике и природе морали, о критериях нравственности, о назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, о добре и зле — восходит к Священному Писанию. Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер и другие стремились раскрыть нравственный смысл Священного Писания, обосновать нравственный, праведный образ жизни христианина.

Этика Нового времени и ее натуралистическое основание

Этика Нового времени ориентирована на выявление натуралистического основания морали, где центральной идеей является идея суверенности морального субъекта, а универсальным средством ее утверждения выступает разум.

Философы-моралисты и их этические системы

В 17-й и первой половине 19-го века на передний план выходят философы, изучающие мораль и одновременно выступающие как моралисты — создатели определенных этических систем.

Этика как отрасль естествознания

Этика данного периода сводится к отрасли естествознания, которая должна иметь дело не с божественными велениями и идеальным миром, а с природным бытием человека, его потребностями, стремлениями и интересами.

Гуманизм, рационализм и эмпиризм

Гуманизм, рационализм и эмпиризм становятся характерными чертами этики данного периода. Нравственность спускается на землю, связана с условиями реальной жизни. Были найдены объяснения нарастания кризисных явлений в нравственной жизни под воздействием развивающегося индивидуализма, частного производства и эгоистических устремлений, разрушающих идею божественного миропорядка.

Вторая половина 19 — начало 20 вв. и конец классической этики

Вторая половина 19 — начало 20 вв. стала периодом конца классической этики и зарождения новой современной неклассической философии и этики. В неклассической этике сформировался постулат о том, что этика одновременно является и теорией нравственного сознания, и самим нравственным сознанием в теоретической форме. Это отразилось в работах таких философов, как марксизм, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и других представителей метаэтики, фрейдизма, экзистенциализма и других направлений.

Характерные черты неклассической этики включают иррационализм, который подразумевает, что человеком управляют не разум и рациональность, а слепая воля, инстинкты, страх и отчаяние от конечности, бессмысленности и обреченности своего существования. В этой эпохе происходит отход от абстрактного морализирования и спекулятивных метафизических рассуждений, а оптимизм предшествующей эпохи воспринимается как «самая безжалостная и бессовестная издевка над человечеством» (А. Шопенгауэр).

Список используемой литературы:

  • Гусейнов А.А. Этика. Новая философская энциклопедия / А.А. Гусейнов. — М.: Мысль, 2000. — 589 с.
  • Есикова М.М. Основы этики: учебное пособие / М.М. Есикова. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. — 80 с.
  • Иванов Г.И. Этика. Краткий курс / Г.И. Иванов. — СПб.: Питер, 2009. — 176 с.
  • Радугин А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. — М.: Центр, 2004. — 336 с.
  • Разин А.В. Этика: Учебник / А.В. Разин. — М.: Академический Проект, 2006. — 624 с.