Рассужение по рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар». 11-й класс

Сочинение

Разделы:

Разделы:

Цель урока:

Задачи урока:

  • Образовательные – закрепление умения анализировать текст художественного стиля речи, выделять ключевые слова, определять тему текста, формулировать проблему, комментировать текст, выявлять авторскую позицию.
  • Развивающие – развитие навыков литературоведческого анализа текста, формирование представлений о роли и значении искусства в жизни человека;
  • Воспитательные – воспитание таких нравственных качеств человека, как совесть, честь, внутренней потребности в духовной стороне жизни.

Оборудование:

Ход урока

1. Сообщение цели и задач урока.

2. Чтение рассказа К.Г.Паустовского “Старый повар”.

Чтение прерывается в тот момент, когда незнакомец – Вольфганг Амадей Моцарт – играет на клавесине. В это время звучит фрагмент из симфонии Моцарта. По окончании музыки учитель завершает чтение рассказа. На экране портрет Моцарта.

3. Смотрим композиционную схему сочинения.

Первый этап работы:

Учитель. Чтобы сформулировать проблему, необходимо понять содержание текста. Попытаемся это сделать.

(Рассказ.)

(Повествование.)

(Художественный.)

Найти ключевые слова.

(Совесть, подвиг любви, последняя воля, власть искусства.)

  • А теперь попробуем сформулировать тезисы. О чем это рассказ? Смотрим на ключевые слова. (О совести, которая мучает человека, совершившего кражу;
  • об истинной любви, о власти искусства над человеком, его влиянии на человека.)

Наша задача – сформулировать проблему. Проблема – это вопрос, который автор ставит перед собой и читателем.

(Две микротемы: первые шесть абзацев – первая микротема, седьмой и восьмой абзацы – вторая.)

Сформулируйте вопрос к первой микротеме.

Может ли человек поступиться своей совестью ради спасения своих близких?

  • Есть ли в тексте ответ на этот вопрос?

Цель кражи, совершенной стариком, не корысть, а спасение больной жены. Возможности раздобыть деньги иным путем у старого повара не было. Но, тем не менее, совершенный поступок тяжелым грузом лежал всю жизнь на душе честного человека.

Второй этап. Прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста

Вторая микротема, рассматриваемая автором, связана с влиянием искусства на человека. Он задает вопрос: действительно ли искусство обладает силой, способной вернуть прошлое человеку, сделать счастливым умирающего, воскресить черты любимой женщины?

2 стр., 738 слов

По данному тексту «Садово-парковое искусство»

... написать своё сочинение по плану, но про брац. Зарание спасибо. Отдаю все свои 12 пунктов - Сочинение по данному тексту "Садово-парковое искусство" ... ли он к данному тексту? Пожалуйста напишите сочинение по книге Девочка из города !!! хорошое точное сочинение срочно нужно завтра нести ... Москве, САДО́ВО-ПА́РКОВОЕ ИСКУ́ССТВО — искусство создания садов, парков и других озеленяемых участков. .заключается ...

Автор в тексте приводит пример старика, который умирает счастливым, так как искусство сняло с его души камень и вернуло ему возможность увидеть свою Марту, почувствовать себя молодым и ощутить дыхание весны.

Комментарий, Выбираем текстовый комментарий художественного текста., Обращаю внимание учащихся на речевые клише.

Комментарий — это размышление, анализ или объяснение, данное в отношении чего-либо. В контексте комментирования художественного текста, комментарий представляет собой размышления или анализ автора, который выражает свою точку зрения или впечатление от происходящих событий в тексте.

Проблема, поставленная автором, раскрывается на примере старика, который благодаря искусству снова ощущает радость и счастье. Этот поступок героя свидетельствует о том, что искусство имеет силу возвращать прошлое, делать людей счастливыми и возрождать утраченные черты.

Автор также выражает свое восхищение искусством, которое способно оживить память и эмоции, вызывая сильные чувства и впечатления у читателей. Он также показывает сочувствие к герою и убежденность в том, что искусство может изменить жизнь человека и привнести в нее новую радость и смысл.

Работа в группах.

Учащиеся делятся на две группы и пишут комментарии по двум разным проблемам, намеченным в тексте. Каждая группа выступает со своим комментарием. Анализируем один из них.

Развертывание исследовательской работы

В данной работе анализируется рассказ К.Г. Паустовского о старом поваре, который заставляет читателя задуматься о сохранении совести и чести, а также о влиянии искусства на человека.

Группа комментирующая проблему сохранения совести и чести

Автор рассказывает историю старого повара, который несет тяжелый груз вины за совершенную им кражу много лет назад. Он не может больше скрывать это от своей дочери и страдает от этого. Читатель вместе с автором сочувствует герою и осознает важность сохранения совести и чести. В конце рассказа, благодаря вмешательству Моцарта, повар получает возможность исправить свою ошибку и вернуть утраченное. Автор восхищен честностью и благородством старого повара, но предостерегает читателя от поступков, которые могут мучить совесть на протяжении всей жизни.

Группа комментирующая проблему влияния искусства на человека

К.Г. Паустовский подчеркивает великую силу искусства, особенно музыки, которая способна совершать чудеса. В рассказе автор показывает, как искусство Моцарта помогло умирающему старому повару осуществить его заветное желание – увидеть образ любимой жены и почувствовать себя счастливым. Писатель убежден в том, что искусство очищает и возвышает духовно человека, и способно околдовать своей властью.

Выявление и формулировка позиции автора

В художественном тексте авторская позиция обычно не выражена явно, она может быть найдена в подтексте, поступках героев, развитии сюжета или неожиданной развязке. В данном случае, достаточно проследить, как меняется настроение старого повара в финале рассказа, чтобы понять авторскую позицию.

2 стр., 789 слов

Итоговое Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти ...

... совесть протестовала против убийства, она понимала, что этот выбор в пользу долга перед Отечеством несет на себе ответственность за будущее своей страны и мира в целом. В таких критических обстоятельствах многие люди, ... приходится выбирать между жизнью и смертью близких, своего народа и Отечества, и в таких моментах необходимо слушать свое сердце и действовать в соответствии с ним, даже если это ...

В целом, К.Г. Паустовский через рассказ о старом поваре поднимает важные вопросы сохранения совести и чести, а также влияния искусства на человека. Он восхищен честностью и благородством героя, но предостерегает читателя от поступков, которые могут мучить совесть на протяжении всей жизни. Писатель также убежден в том, что искусство способно очищать и возвышать духовно человека.

  1. В тексте нет четко выраженной позиции автора, но она очевидна. К.Г.Паустовский сочувствует старому повару, но дает читателю понять, что самый страшный судья – наша совесть.
  2. Автор понимает, что не все и не всегда можно выразить словами и тогда на помощь приходит музыка, особенно если ее исполняет великий мастер. Она утешила бедного старика, принесла ему облегчение. Бесспорно, писатель уверен в волшебной силе настоящего искусства.

Четвертый этап. Подготовка к выполнению домашнего задания.

Выразите собственное мнение относительно позиции автора, согласившись или не согласившись с ним, аргументируйте его.

Выбираем проблему влияния искусства на человека.

Вопросы, помогающие аргументировать собственную позицию.

  1. Насколько актуален разговор о влиянии искусства на человека? Насколько он необходим?
  2. Помогает ли вам соприкосновение с искусством, общение с людьми искусства? Открывает ли это общение что-то новое в окружающем мире, в вас самих?
  3. Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием произведений искусства вы ощутили себя счастливыми ?
  4. В каких произведениях литературы герои испытали на себе положительное влияние искусства?

Задание:

Прочитайте финал рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”.

Что поняла Вера Николаевна Шеина, прочитав письмо Желткова и прослушав по его просьбе вторую сонату Бетховена?

Прочитайте эпизод из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, когда Николай Ростов, проиграв немалые деньги, испытывая угрызения совести, возвращается домой в удрученном состоянии. Но уже через несколько минут, завороженный пеним Наташи, счастливый от того, что удалось взять ноту, недоступную ему ранее, он совершенно меняется.

Могут ли эти примеры аргументировать вашу точку зрения?

Рабочие материалы к уроку.

Старый повар (рассказ).

11.10.2012