Искусство не знает совести

Эссе

Искусство не знает совести

Собрание сочинений в семи томах

Том 5. Книга 2. Статьи, эссе. Переводы

«Я очень люблю искусство, только не современное» — слово не только обывателя, но, бывает, и большого художника, но неизменно — о чужой отрасли художества, живописца о музыке, например. В своей же области крупный художник неизбежно современен, почему — увидим дальше.

Нелюбовь к вещи, во-первых и в главных, есть неузнавание ее: в ней — уже знаемого. Первая причина неприятия вещи есть неподготовленность к ней. Простонародье в городе долго не ест наших блюд. Как и дети — новых. Физический отворот головы. Ничего не вижу (на этой картине) и поэтому не хочу смотреть — а чтобы видеть, именно нужно смотреть, чтобы увидеть — всматриваться. Обманутая надежда глаза, привыкшего по первому взгляду — то есть по прежнему, чужих глаз, следу — видеть. Не дознаваться, а узнавать. У стариков усталость (она и есть отсталость), у обывателя предустановленность, у живописца, не любящего современной поэзии, — заставленность (головы и всего существа) — своим. Во всех трех случаях страх усилия, вещь простимая — пока не судят.

Единственный достойный уважения случай. То есть единственно законное неприятие вещи, — неприятие ее в полном знании. Да, знаю, да, читаю, да, признаю — но предпочитаю (положим) Тютчева, мне, хочу моей крови и мысли, более сродного.

Всякий волен выбирать себе любимых, вернее никто своих любимых выбирать не волен: рада бы, предположим, любить свой век больше предыдущего, но не могу. Не могу да и не обязана. Любить никто не обязан, но всякий нелюбящий обязан знать: то, чего не любит, — раз, почему не любит — два.

Дойдем до крайнего из крайних случая: неприятия художником собственной вещи. Мне мое время может претить, я сама себе, поскольку я — оно, могу претить, больше скажу (ибо бывает!) мне чужая вещь чужого века может быть желаннее своей — и не по примете силы, а по примете родности — матери чужой ребенок может быть милее своего, пошедшего в отца, то есть в век, но я на свое дитя — дитя века — обречена, другого породить, как бы хотела, не могу. Роковое. Любить свой век больше предыдущего не могу, но творить иной век, чем свой, тоже не могу: сотворенного не творят и творят только вперед. Не дано выбирать своих детей: данных и заданных.

«Я очень люблю стихи, только не современные» — есть и у этого утверждения, как у всякого, свое контр-утверждение, а именно: «Я очень люблю стихи, но только современные». Начнем с самого нелюбопытного и частого случая: того же обывателя и дойдем до любопытнейшего: большого поэта.

9 стр., 4384 слов

За что я люблю свой город. «Мой любимый город

... быть и место, где он был только раз. Сочинение на тему «Мой любимый город» может иметь следующее содержание. «Однажды я приехал в город N. Хотя я был там всего несколько дней, ... разных интересных вещей. Я очень люблю ходить в кинотеатр «Янтарь», там показывают мультфильмы. Летом у нас в городе работает парк аттракционов, там очень весело. Еще я люблю ходить ...

«Долой Пушкина» есть ответный крик сына на крик отца «Долой Маяковского» — сына, орущего не столько против Пушкина, сколько против отца. Крик «долой Пушкина» первая на глазах уже не курящего отца и не столько на радость себе, сколько на зло ему выкуренная папироса. В порядке семейной ссоры, кончающейся — миром. (Ни отцу, ни сыну, по существу, ни до Маяковского, ни до Пушкина дела нет.) Крик враждующих поколений.

Второй автор обывательскому крику: Долой Пушкина — худший из авторов: мода. На этой авторессе останавливаться не будем: страх отстать, то есть расписка в собственной овечьести. Что спрашивать с обывателя, когда этой овечьести подвержены и сами писатели, писательский хвост. У каждой современности два хвоста: хвост реставраторский и хвост новаторский, и один хуже другого.

Но крик не обывателя, крик большого писателя (тогда восемнадцатилетнего) Маяковского: долой Шекспира!

Самоохрана творчества. Чтобы не умереть — иногда — нужно убить (прежде всего — в себе).

И вот Маяковский — на Пушкина. Своего по существу не врага, а союзника, самого современного поэта своего времени, такого же творца своей эпохи, как Маяковский — своей — и только потому врага, что его вылили в чугуне и этот чугун на поколения навалили. (Поэты, поэты, еще больше прижизненной славы бойтесь посмертных памятников и хрестоматий!) Крик не против Пушкина, а против его памятника. Самоохрана, кончающаяся (и кончившаяся), как только творец (борец) окреп. (Чудесная поэма встречи с Лермонтовым, например, произведение зрелых годов.)

Но — кроме исключительного примера Маяковского — утверждение: «очень люблю стихи, только не современные» и его контр: «Очень люблю стихи, но только современные» друг друга стоят, то есть мало — то есть ничего не стоят.

Никто (кроме кровной самообороны Маяковского) любящий стихи так не скажет, никто истинно-любящий стихи в пользу нынешнего настоящего не отрубит вчерашнего — и всегдашнего — настоящего, никто истинно любящий и не вспомнит, что есть у слова настоящее еще иное значение кроме как: неподдельное — в искусстве ему иного значения нет — никто над искусством, природой, не совершит греха политиков: на единстве почвы установки столба розни.

Не любит никакого любящий только это. Пушкин с Маяковским бы сошлись, уже сошлись, никогда по существу и не расходились. Враждуют низы, горы — сходятся. «Под небом места много всем» — это лучше всего знают горы. И одинокие пешеходы. А до суждения остальных: отсталых, усталых или отстать боящихся, до суждения и предпочтения незнающих нам, по выяснению, а самому искусству и до выяснения — дела нет.

Надпись на одном из пограничных столбов современности: В будущем не будет границ — в искусстве уже сбылась, отродясь сбылась. Мировая вещь та, которая в переводе на другой язык и на другой век — в переводе на язык другого века — меньше всего — ничего не утрачивает. Все дав своему веку и краю, еще раз все дает всем краям и векам. Предельно явив свой край и век — беспредельно являет все, что не-край и не-век: навек.

Не современного (не являющего своего времени) искусства нет. Есть реставрация, то есть не искусство, и есть одиночки, заскочившие из своего времени на сто, скажем, лет вперед (NB! никогда — назад), то есть опять-таки, хотя и не своему времени, но современные, то есть не вне-временные.

11 стр., 5403 слов

Образ героя-бунтаря в поэзии В.В.Маяковского

... построить счастливое будущее. Сочинение. Образ героя-бунтаря в поэзии Маяковского Сочинение. , Образ героя-бунтаря в поэзии Маяковского Сатирические произведения В.Маяковский ... — поэт и новая власть — складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно — бунтарь и ... людей. //Понимаете //Крик тысячедневных мук? // Душа не хочет немая идти, //А сказать кому? Поэт пытается сказать ...

Гений? Чье имя мы произносим, когда думаем Возрождение? Винчи. Гений дает имя эпохе, настолько он — она, даже если она этого не доосознает. Да просто: Эпоха Гёте, определение, дающее и историческую и географическую — вплоть до звездной карты данного часа. («В дни Гёте», то есть когда так-то стояли звезды, либо, совсем уже достоверно: «Землетрясение в Лиссабоне», то есть, когда Гёте впервые усумнился во всеблагости божества. Сомнение семилетнего Гёте то землетрясение увековечило — и перевесило.)

Гений дает имя эпохе, настолько он — она, даже если он этого не доосознает (якобы, прибавим, ибо Винчи, Гёте, Пушкин — сознавали).

Даже в учебниках: Гёте и его время (то есть собирательное и его собираемое).

Гений с полным правом может сказать о времени то, что о государстве Людовик — без никакого: 1е Temps c’est moi [1](вся плеяда: mon temps — c’est nous).

[2]Это о гении, опережающем. Насчет же якобы на век или три запаздывающих приведу один только случай: поэта Гёльдерлина, по теме, источникам, даже словарю — античного, то есть в свой XVIII в. запоздавшего не на век, а на все восемнадцать, Гёльдерлина, которого в Германии начинают читать только теперь, то есть сто с лишком лет спустя, то есть усыновленного нашим веком, уже вовсе не античным. Запоздавший в свой век на восемнадцать веков оказался современником в XX в. Что сие чудо означает? А то, что запоздать в искусстве нельзя, что само искусство, чем бы ни питалось и что бы ни пыталось восстановить, уже само есть продвижение. Что возврата в искусстве нет: безостановочно, то есть невозвратимо. Не безоглядно, но невозвратно. Не на поворот головы идущего глядите, а на версты отмахиваемые. Можно идти и вовсе закрыв глаза — с палкой слепого — и вовсе без палки. Ноги сами выведут, будь ты мысленно от них за тридевять земель. Глядел назад, а шел вперед.

Сочинение-рассуждение «Искусство не знает совести» (Г. Манн)

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение «Искусство не знает совести» (Г. Манн).

Здесь говорится об отсутствии моральных норм (принятых в обществе) у деятелей искусства. В творчестве моралью зачастую пренебрегают, поскольку она серьезно ограничивает «пространство» творца. Следовательно деятели искусства ради воплощения своих идей пренебрегают моральными нормами. Что же такое моральные нормы?

Моральные нормы — это правила поведения, в которых выражаются представления людей о плохом и хорошем, добре и зле, и т.д.

Моральные нормы способствуют стабильному функционированию общества. Что такое общество?

Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Для раскрытия данного высказывания необходимо привести примеры.

В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» главный герой Стрикленд является художником, поздно обнаружившим свой талант. Он бросает свою жену и детей в Англии, при этом сам уезжает в Париж ради совершенствования навыков живописи. Семья, брошенная Стриклендом, не получает от него ни копейки, герой после своего отъезда не стремится поддерживать хоть какую-то связь, напротив, Стрикленд равнодушен к жизни своих близких. Данный поступок является крайне аморальным, однако Стрикленд не чувствует угрызений совести; художник считает, что можно бросить все, что угодно ради искусства. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

10 стр., 4923 слов

Гёте, Иоганн Вольфганг фон

... (1770), где защитил диссертацию на звание доктора права. Занятие юриспруденцией мало привлекало Гёте, гораздо более интересовавшегося медициной (этот интерес привёл его впоследствии к занятиям анатомией ... Образ борца за социальную справедливость — типичный образ литературы Просвещения — получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь Гёц фон Берлихинген, печалящийся о положении дел в стране, ...

На данном примере мы видим, что творческие люди действительно далеки от моральных норм, они оправдывают собственные поступки, считая их «данью» искусству, что и следует из фразы Г. Манна.

Однако не всегда искусство пренебрегает моралью. Так, многие русские писатели 19 века (Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский, Антон Павлович Чехов) часто затрагивали тему нравственности в своих произведениях; пытались донести до читателей гуманистические идеи; привить любовь к Родине, своему народу, и каждому человеку по отдельности. Это свидетельствует о том, что не все искусство «не знает совести», ведь книги данных писателей стремились научить нравственности своих читателей, привить те самые моральные нормы, которые существовали и существуют в нашем обществе.

Искусство не знает совести

Искусство не знает совести 1

О т д е л ь н о е.

«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству

расходовать». (И. Стобей)

а) позиция автора. проблема.

Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться

рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать

товары и услуги.

Проблема нерационального расходования ресурсов;

  • б) о чем идет речь.

Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.

в) собственная позиция..

Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.

г) термины..

Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный

бюджет, потребительское поведение, структура потребления.

д) примеры.

Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по

средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

Доп. Информация: [не обязательно]

а) информация об авторе;

б) описание различных точек зрения на проблему и подходы к

ее решению;

  • в) альтернативные варианты решения проблемы;

Конструируем Эссэ по шаблону

1) Смысл высказывания;

2) Строим гипотезу;

3) Доказываем ее;

4) Делаем вывод;

Искусство не знает совести 2

И с к у с с т в о.

[Цикл об искусстве] (21 ноя в 22:08)

Искусство не знает совести.

Г. Манн.

Начнем с понятий. Искусство — это все то, как человек преобразовал природу в ходе своей умственной и физической деятельности. При этом от термина «культура» термин «искусство» отличается особой степенью художественной (духовной) ценности конечных продуктов.

11 стр., 5401 слов

Роль искусства в жизни человека по произведениям Пушкина, Гоголя, Куприна

... он полезен людям в удовлетворении "нужд низ­кой жизни". Моцарт противопоставляет нужды низкой жизни и вольное искусство; труд, заботы и счастливую праздность творца. Но мир не ... необходимо учитывать различную жанровую природу трагедии и повести, следовательно, сравнивать можно концептуальный и образный уровни, историко-культурные модели и представления, послужившие структурной базой, ставшие основой ...

Совесть же — одна из форм социального взаимодействия, существующая исключительно в человеческом сознании. Пока еще нет доказательств наличия совести у животных или объектов. Совесть носит ограничительную функцию: велит коллективному бессознательному, кого казнить (осуждать), а кого миловать (одобрять).

Можно предположить, что Манн имел в виду «бессовестность» искусства, а не само наличие этого аспекта.

Почему искусство «бессовестно»? Рассмотрим основные законы совести, что стары, как мир — заповеди.

1. Не укради.

Но все новое — хорошо забытое старое. Добавим сюда цитирование и эклектику.

2. Не прелюбодействуй.

Но искусство — уже акт любви творца. Считается ли вуаеризмом упоение от музыки или внимательное изучение картины? В обществе принято, что нет.

3. Не создай себе кумира.

Но искусство — божество творца.

4. Не убей.

Как балерины подсыпают стекла друг другу в пуанты, убивая всякие надежды на главную роль и продолжение карьеры. Как красота не терпит конкурентов и, в конце концов, как умирает и возрождается зритель вместе с актером, отдающимся для него на сцене.

Искусство развязывает войны, оно сводит с ума, манит, гонит, туманит разум. Искусство знает множество форм и проявлений, оно знает, как покорять и как наполнять сердца. Но, увы ли, искусство не знает совести.

Искусство не знает совести 3

К н и г и.

[Цикл об искусстве] (28 ноя в 9:48)

Культура — не количество прочитанных книг, а количество понятых

Ф. Искандер

В данном высказывании автор раскрывает проблему качества образования, будь то организованное (школа, ВУЗ) или самообразование. Качество лучше количества — считает Искандер, и я могу с ним согласиться.

Культура — совокупность созданного человеком, человеческим разумом и/или трудом. Так же под культурой понимается уровень теоретических и моральных знаний индивида; база, на основе которой создается личность.

Личность — человеческий индивид, достигший определенного уровня развития, обладающий волей и сознанием, а так же внутренней целью, амбициями, мечтами, сформированными взглядами, мнением и т.п.

Исходя из определений, культура должна развивать в человеке личность путем процесса познания. Познание — процесс получения знаний различными методами, накопление опыта. Полученные знания накапливают опыт, на основе которого индивид способен получать и анализировать новые знания, закреплять уже имеющиеся, применять их на практике.

И это умение — применять на практике — как раз основная цель познания. Но как применять то, чего не понимаешь? Это все равно, что взять лопату и пытаться ей расчесать волосы.

Если рассматривать религию, то одна конфессионная книга может заменить людям тысячи, так как книгу подробно разбирают, изучают разные толкования и углубляются в суть. Таким путем возможно получить огромное количество жизненной мудрости всего из одной книги.

В моей жизни все происходит так же: я откладываю книги, которые не смогу усвоить или понять в момент прочтения, чтобы вернуться к ним через время и получить из них больше пользы, не испортив радость первого прочтения.

15 стр., 7374 слов

Влияние искусства на человека 11 класс

... Проблема влияния искусства на человека Сочинение ЕГЭ: Вы когда-нибудь задумывались о влиянии на вас прочтенных ... воздействием образуется то, что мы называем нравственностью и воспитанием. Виды искусства и его влияние на жизнь человекаЧто первое приходит на ум? Живопись? Музыка? Балет? Все это является искусством, ... вдохновение, заставить поверить в свои силы! Я не раз замечала, как ...

Поэтому очень важно понимать, что за знание получил, дабы уметь им грамотно воспользоваться, что и доказывает слова Искандера.

Искусство не знает совести 4

Д е й с т в и т е л ь н о с т ь.

[Цикл об искусстве] (4 дек в 19:50)

Искусство никогда не должно превращаться в действительность.

В. Витгенштейн.

Рассматривая высказывание подробнее, можно по-разному трактовать определения его составляющих. Однако, остановимся на одной из версий.

Если брать действительность как совокупность всего материального ( в т.ч. идеальное, превращенное в материальное), всю деятельность человека и все многообразие мира; а искусство — способ познания, восприятия и преобразование действительности с помощью воображения и ручного труда; то получаем замкнутый круг.

В данном случае высказывание господина Витгенштейна оказывается достаточно абсурдным. Ведь каждое свое проявление искусство превращает в действительность. Пока это мысль — она идеальна, когда это становится танцем, картиной или зданием — это уже материя, а следовательно — действительность.

Если господин Витгенштейн убежден, что искусство всегда должно оставаться только мыслью, идеей, то я не могу полностью согласиться с ним. Я считаю, что в современном мире первостепенная роль отдается действию, воплощению, нежели мысли.

Как сказал один мой друг: «важно не то, что придумал, а то, как реализуешь.» Однажды мне довелось побывать на стартап форуме, где люди рассказывали о своих идеях, развивались в процессе форума, дорабатывали или делали проекты с самого начала. И как раз на таких форумах и в бизнесе в принципе инвесторам и партнерам важно не то, что у тебя за идея, а то, как она будет воплощена и для кого делается.

Искусство как мысль нельзя никому показать, им нельзя поделиться.

В повести Тургенева «Му-му» наглядно видно молчание любви, которая так же является искусством. Любовь, которая не может самовыразиться и теряет из-за этого объект своей привязанности. Искусство, которое не становится материей, навсегда утратит возможность к существованию.

Материя этого эссе — лишь одна из трактовок , одно из воплощений всех тех мыслей, которые можно высказать на тему высказывания В. Витгенштейна. И, конечно, каждый может понимать его-по своему.

Искусство не знает совести 5

Т р у д.

[Проба пера №1] (11 дек в 20:32)

«Труд есть мера сто­и­мо­сти то­ва­ров. »

Ф. Эн­гельс

Энгельс соотносит стоимость труда и товаров , минуя условную единицу меры — деньги, к которой мы так привыкли. За труд мы получаем деньги, деньги нужны нам для покупки товаров. Следовательно, стоимость товара равняется какому-то количеству нашего труда. То есть труд — по словам Энгельса — есть мера стоимости товаров.

Труд — целесообразная и общественно полезная деятельность человека, усилия, направленные на конкретный результат, требующие физических и умственных затрат. Стоимость — определенное количество общественного труда, затраченного на создание товара и воплощенного в этом товаре. И товар — это продукт труда, имеющий стоимость, распределяющийся в обществе путем обмена или купли-продажи.

5 стр., 2397 слов

Искусство вокруг нас. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее ...

... Искусство отвечает на еще не заданные вопросы. Юрий Лотман Уличное искусство 21 века Раньше занятие искусством было уделом состоятельных людей. ... мы умеем творить! Что такое Искусство? Определение и термины. Большой энциклопедический словарь. Искусство ... Искусства Научное творчество Создание, конвергенция новых знаний Теории, Открытия, изобретения Техническое творчество Создание новых средств труда, ...

Проблема в том числе современного общества состоит в неумении ценить труд/товары/деньги свои или чужие. Я считаю, эта проблема крайне актуальна сейчас, вокруг полно тому подтверждений, взять даже личный пример. Без труда товары обесцениваются. Я не могу понять цену тому, что имею, пока не поработаю для достижения этого. Тогда осознаешь, что вкусный обед равняется куртке или нескольким часам/дням подработки. И начинаешь ставить приоритеты и ценить имеющиеся ресурсы, в том числе время и силы.

В литературе тема труда как меры стоимости встречается у Джека Лондона целой линией в его рассказах и романах. Герои Лондона часто много трудятся, чтобы выжить в суровых условиях начинающей свое развитие Америки или холодной Аляски. И мы видим, что бОльшие усилия окупаются самим наличием товаров: золотом (рассказы о золотоискателях. Например, Белый Клык), верным животным — волко-псом (приручение = труд) и т.п. Здесь видна крайность: если бы герой трудился меньше — он не получил бы ничего. Условный «товар» бы не окупился.

Мне нравится высказывание Энгельса, я считаю мысль очень точной. Общество было бы более сплоченным и благодарным друг другу, если бы все понимали цену чужому труду.

Искусство не знает совести 6

Т р у д.

[Проба пера №2] (11 дек в 20:59)

«Труд есть мера сто­и­мо­сти то­ва­ров. »

Ф. Эн­гельс

Когда заходит речь об Энгельсе, лично мне вспоминается Карл Маркс, а за ним и Сталин с его знаменитым: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». В этом высказывании как раз и раскрывается идея Энгельса о том, что труд есть мера стоимость товаров. В советском обществе условная мера обмена «деньги» изживала себя, замещаясь непосредственным обменом труда на товары.

Проблема современного общества в том, что неработающие люди не ценят ни чужого труда, ни товаров, что достаются им бесплатно. Как говорила одна женщина, которую мне довелось знать: «Есть два вида уроков — платные и бесплатные; так вот, последние — бесполезны». Это обобщается в мысль, что мы не можем понять стоимость чего-либо, не ощутив ее практически, не затратив усилий для его получения.

Пройдемся по определениям. Труд — есть целесообразная и общественно полезная деятельность человека, усилия, направленные на конкретный результат, требующие физических и умственных затрат. Стоимость — определенное количество общественного труда, затраченного на создание товара и воплощенного в этом товаре. И товар — это продукт труда, имеющий стоимость, распределяющийся в обществе путем обмена или купли-продажи.

Возьмем здоровье, приняв его за условный «товар». Дети и молодые люди не ценят здоровье, так как обладают им в избытке и не задумываются об усилиях, которые в последствие будут прилагать по его поддержанию. Взрослые и пожилые люди уже способны оценить количество и услуг специалистов и товаров (лекарств), которые могут получить в обмен на определенное количество рабочих часов. (затраченных усилий/труда в час).

18 стр., 8719 слов

Обломов и «лишние люди. Как общество повлияло на Обломова?К чему ...

... на счет доброй волшебницы». Итоговое сочинение на тему «Человек и общество» с аргументами из литературы представлено ниже. «Способен ли один человек противостоять обществу?» Вступление Общество ... «Обломов» мы видим, как герой произведения, Илья Ильич Обломов, становится жертвой «обломовского» воспитания. Общество, в ... труд близких людей, то он, возможно, иначе бы относился к жизни вообще. Обломов ...

И сопоставив эти две величины, каждый может понять, сколько усилий затрачивает на получение товара/услуги и сколько товаров/услуг может приобрести исходя из полученной стоимости.

Высказывание Энгельса видится мне верным и более чем логичным, а мой опыт по этому поводу подтверждает, что существующую проблему оценки стоимости чего-либо легко решить, попробовав какое-то время пожить самостоятельно и попытаться обеспечивать себя хотя бы какое-то количество времени.

Искусство не знает совести 7

Д о б р о д е т е л ь.

«Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается добродетелью; Уверенность в себе — грехом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи»

Р. Эмерсон.

Ральф Эмерсон считается родоначальником американского трансцендентализма. Идея, призывающая к индивидуализму, близости человека к природе и самому себе. В данной цитате Эмерсон высказывает отношение к обществу с точки зрения трансцендентализма.

Он говорит о том, что с огромным приростом населения в городах человек теряется за толпой (обществом) и рассуждает крайне острых в современное время о вопросах: что есть добродетель для общества и что — для человека.

Общество — группа людей, объединенная по какому-либо признаку. Главное слово в этом определении «объединенная», то есть это схожие по какому-то признаку люди. Положение, происхождение, интересы, способ производства благ и так далее.

Есть один хороший российский фильм «Дурак». Главный вопрос фильма: стоит ли человеку рисковать своей жизнью и благополучием своей семьи во благо сотни не слишком довольных людей или оставить эту сотню погибать, но спасать себя и своих родных? В этом фильме наглядно приводится пример конфликта интересов человека и общества: что такое один для толпы и что такое безликая толпа для человека по сравнению с его родными?

Конформизм же — пассивное принятие общих норм, следование за окружающими, типичность и приспособленничество.

Обществу проще управлять толпой конформистов, ведя их в направлении своей идеи, чем бороться с несогласными.

Негативный пример конформизма показывал в своих трудах Бруно Беттерхейм, рассматривавший поведение заключенных в немецких концлагерях. Он рассматривал идею «идеального заключенного» с точки зрения «тюремщиков». «Идеальный заключенный» был послушен и беспрекословно соблюдал даже самые нелепые требования. Беттерхейм отмечал по этому поводу, что такой заключенный был более подвержен заболеваниям и умирал раньше других.

Обобщая вышесказанное, можно сказать о том, что Эмерсон по-своему прав. Что, действительно: что хорошо для общества — не всегда хорошо для человека и наоборот. Однако, я считаю, общество должно совершенствоваться и однажды достичь такого уровня развития, при котором будет достигнут тандем интересов, та самая золотая середина между добродетелью человека и общества.

Источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/iskusstvo-ne-znaet-sovesti/