План урока русского языка в 10 классе., Тема: Обучение сочинению по тексту. Формат ЕГЭ.
Цели: обучить основным этапам сочинения, учить строить работу на основе критериев, учить анализу текста, нахождению проблемы и позиции автора, выражению своего мнения; развивать навык работы над текстом; прививать детям высоконравственные ценности.
Оборудование: раздаточный материал(текст на каждого ученика), экран,проектор,компьтер.
Ход урока.
-
Организационная часть.
-Добрый день. Сегодня у нас урок обучения сочинению по прочитанному тексту. Будем учиться основным этапам сочинения, нахождению проблемы и другим видам работы по тексту.
2. Переход к теме.
-Итак, ребята, сочинение по русскому языку пишется с опорой на прочитанный текст. Это сочинение отличается от сочинения по литературе, где вы видите тему. Предлагаю вашему вниманию пошаговый план сочинения. (СЛАЙД)
План-схема к сочинению по русскому языку.
1.Вступление(Подвести к проблеме. 2-3 предложения.)
2. Формулировка проблемы текста(2-4 предложения)
3. Связка (1-2 предложения с опорой на текст)
4.Комментарий(1ый пример +пояснение) произвольное количество предложений.
5. Связка(1-2 предложения)
6. Комментарий( 2ой пример + пояснение)
7. Связка.
8. Позиция автора( 1-2 предл)
9. Собственное отношение к позиции автора по отношению к проблеме ( 1-2 предлож)
10. Аргументация собственного мнения.(2-4 предл.)
11.Вывод(заключение) 2-3 предложения.
— Вся работа строится по тексту. Я раздаю вам текст. У всех он одинаковый. И сейчас мы с вами попробуем определить проблему и найти позицию автора по отношению к проблеме исходного текста. ( раздаю текст, присутствующим на уроке учителям в том числе)
3.Работа по теме.
— Читаю текст. Вы берете в руки ручки и по ходу чтения текста подчеркиваете ключевые слова ( слова, которые часто повторяются)
1) Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер.(2) А нравственность состоит из конкретных вещей: из определённых чувств, свойств, понятий.
(3) Одно из таких чувств-чувство милосердия. (4) Термин для больши-
Образцы сочинений-рассуждений
... возможности грамматики, которая помогает всем словам приобрести «смысл, гибкость, выразительность». Приведу примеры из текста А.И.Приставкина. Во-первых, в предложении 9 автор использует такие грамматические формы, ... Данное сравнение способствует образному описанию могучего дерева. Во-вторых, в предложении 28 на меня произвела впечатление ярчайшая метафора. Автор, рассказав о варварском нападении на ...
нства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью.(5) Нечто свойственное лишь прежним временам.(6) « Сестра милосердия», « брат милосердия»- даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
(7) В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8) Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.
(9) Слова стареют неслучайно. (10) Милосердие. (11) Что оно- не модно? (12) Не нужно?
(13) Изъять милосердие-значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.(14) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15) Как же так получилось, что чувство это убыло, заглохло, оказалось запущенным?
(16) Милосердие убывало неслучайно.(17) Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших.(18) Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19) Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам.(20) Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось.(21) Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и реступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает…(22) Оно стало не положенным в искусстве. (23) Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать.(24) В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона.(25) Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.
(26) В « Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
(27) И долго буду тем любезен я народу.
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
(28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию.(29) Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему.(30) От « Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя»-милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение 19 века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения.(32) Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (33) Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.(34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
«Что такое милосердие для человека» и рассуждения
... добрее и терпимее к окружающим нас людям. Варя Ивлева — Верните в моду доброту Сочинение-рассуждение на тему «Милосердие» Что такое милосердие? Это готовность человека оказывать другим помощь безвозмездно, не ... для себя примет по-своему, ведь именно этим и славится… Сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье?» Не будем рассматривать примеры смертельно больных людей, для которых единственное ...
(35) Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36) Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.
(37) Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы.(38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях.(39) Мало этого , социальная несправедливость , то, что люди терпели порой от власть имущих — обиды, лишения, хамство,- изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.
(40) Милость к падшим призывать- воспитание этого чувства, возвращение к нему , призыв к нему- необходимость настоятельная, труднооценимая.(41)И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42) К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.
(По Даниилу Гранину)
4.Работа над текстом.
—Ребята, о чем текст? Какие ключевые слова вы подчеркнули?(милосердие,милость…)
—Проблема текста-это то,о чем говорится в нем. Может быть несколько проблем в тексте, ваша задача- написать сочинение по одной из них. В данном тексте Гранина тоже несколько проблем, одну из них вы сразу увидели- это проблема милости и милосердия к падшим людям.
Теперь посмотрим на первый абзац нашего сочинения. Вступление. Что можно написать во вступлении, если дальше речь пойдет о милости?( ответы детей)
— Итак, вступление у нас получилось такое:
(дети записывают )
Милосердие и сострадание… Что означают эти слова? Можно ли простить падшего человека? Многие великие умы задумывались над этими вопросами, и один из них-Д.Гранин.
— Следующий шаг- формулировка проблемы текста. Как бы вы сказали о проблеме, которая есть в прочитанном нами тексте?( ответы детей)
—У нас получается следующее:
(дети пишут)
В своей статье Д.Гранин поднимает (раскрывает, затрагивает, освещает) проблему милости и милосердия к падшим людям. Автор хочет привлечь к данной проблеме разум и душу читателя. По мнению автора, многие люди считают слова «милость и милосердие» устаревшими. Причиной этому он указывает тяжелые периоды в истории страны.
Человек и общество. Определение проблемы текста
... (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.) Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/ непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.). Типичные проблемы текстов, Человек и общество Проблема несправедливости социального ...
—Теперь по плану у нас связка. Мы продолжаем мысль, берем примеры из текста. Подтверждаем, что автор размышляет в нем именно об этой проблеме. Должно получится следующее:
(дети записывают)
Чтобы показать ошибочность «отказа» от сострадания и милосердия, автор вспоминает имена великих писателей, чьи произведения пронизаны милостью к падшим людям. Особый акцент Д.Гранин делает на пушкинском завете к милосердию, который звучит в стихотворении «Памятник».( 103 слова)
— Ребята, мы написали вступление, сформулировали проблему, доказали, что она есть в тексте, написали связку. Следующий шаг- комментарий или иллюстрация. То есть, продолжаем работать с текстом и рассуждать на основе него о проблеме ,поднятой автором. По критериям в сочинении должно быть два примера-иллюстрации по проблеме. То есть перечитываем фрагменты текста и выбираем те, которые помогают раскрыть полнее проблему. После иллюстраций вы должны сказать о позиции автора по отношению к поднятой проблеме. Что это значит? Вы должны ответить на вопрос: для чего этот текст и что мы должны из него должны понять?
Есть небольшая подсказка и к нахождению проблемы текста и к нахождению позиции автора. Проблему обычно надо искать в начале текста. Позиция автора обычно находится в конце текста. Давайте перечитаем последний абзац (40-42 предл) Какова позиция Гранина по отношению к проблеме милости? (…)
—Чтобы записать эту мысль, мы можем использовать следующие фразы: Автор текста достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме…. Или : Позиция автора по отношению к поднятой проблеме абсолютно ясна- он считает, что… В данном случае давайте запишем так:
Автор четко обозначает свою позицию по отношению к проблеме текста. Он считает, что к теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы проснулась совесть, чтобы душа не оставалась глуха. Даниил Гранин пишет, что надо проживать жизнь, отдавая что то окружающим и чем-то жертвуя. Он считает, что проявлять милость к павшим – необходимость.
— Таким образом, мы написали такие абзацы как: Вступление, проблема текста, позиция автора. Все это – с опорой на текст и с комментариями, которые являются дополнительными пояснениями. Следующий шаг в нашем сочинении- выражение собственного мнения по отношению к проблеме текста и к позиции автора. Есть несколько вариантов для начала этого абзаца.
Конспект по русскому языку «Проблема текста»
... речи – передать информацию и воздействовать на адресата. Поэтому авторская позиция передается, как правило, прямо, открыто, понятно. Попробуем выявить проблему текста К. Паустовского. Чтение текста учащимся. Кто дал право человеку калечить и безобразить землю?.. Есть вещи, которые не ...
1.Я разделяю точку зрения автора на проблему…
2. Я придерживаюсь такого же мнения по отношению к проблеме …,что и автор…
—Мы напишем так :
Трудно не согласиться с мнением автора по отношению к проблеме милости и милосердия к падшим людям. Я тоже считаю, что человек должен уметь прощать , должен быть милостив к тем, кто оступился. Ведь никто не застрахован от ошибок.
— Далее наша задача-обосновать свою точку зрения. Можно обратиться к примерам из литературы, можно привести веские доводы. И последний шаг в сочинении – заключение. Это должен быть вывод, итог, обращение, призыв.
Таким образом, ребята, я рассказала вам , как написать сочинение по тексту и какие важные шаги надо соблюдать при написании его. Одного урока ,конечно,мало, но если вы будете работать над собой, то справитесь с этим видом работы.
Спасибо за вниамание.