Конспект «Обучающее -описание по картине К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень»

Сочинение

Конспект урока по теме «Обучающее сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень», Тема: сочинение –описание по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Цели: обучающая – учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях;

воспитывающая

развивающая

Оборудование: репродукция картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»; презентация.

Планируемые результаты:, Предметные:, Метапредметные:, Личностные:

УУД:

Коммуникативные:, Познавательные:, Регулятивные:, Формы работы учащихся:

Ход урока

I Этап : Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1.

— Добрый день, ребята! Давайте вспомним, какую работу мы делали на прошлом уроке? (описывали картину И. Попова «Первый снег» и учились писать сочинение в жанре дневниковой записи).

Сейчас, ребята, предлагаю

послушать стихотворение В. Брюсова «

Свежей и светлой прохладой

Веет в лицо мне февраль.

Новых желаний — не надо,

Прошлого счастья — не жаль.

Нежно-жемчужные дали

Чуть орумянил закат.

Как в саркофаге, печали

В сладком бесстрастии спят.

Нет, не укор, не предвестье —

Эти святые часы!

Тихо пришли в равновесье

Зыбкого сердца весы.

2 стр., 756 слов

По картине К. Ф. Юона «Зима. Ростов Великий»

... дня, восторга от величия и красоты христианских храмов. На этой странице искали : сочинение по картине юона зима ростов великий сочинение по картине зима ростов великий картина зима ростов великий Сохрани к себе на стену! ... - нибудь чиновников или служащих едут в расписных санях, запряжённых двумя лошадьми, с ямщиком. Женщины укрыты разноцветными одеялами, чтобы не замёрзнуть. Тут же худая ...

Миг между светом и тенью!

День меж зимой и весной!

Весь подчиняюсь движенью

Песни, плывущей со мной.

31 января 1907

— О каком времени года идет речь в этом стихотворении? (февраль, конец зимы).

— Каким чувством проникнуто стихотворение?

-Поэт говорит о смене времен года, о переломном моменте. Конец зимы- время года, которое ждут все: и простые люди,и поэты, и художники, и музыканты. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Конец зимы. Полдень», автор её –Константин Федорович Юон. Откройте тетради, запишите тему урока.

-Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателем глубоко национальных образов русской природы, с его картиной «Конец зимы. Полдень». Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся как можно точнее и полнее рассказать о ней.

Особенности творчества К. Ф. Юона (презентация).

-Познакомимся с личностью писателя и особенностями его творчества.

Выступление учителя

Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец, разносторонне одаренный человек. Художник театра,

график, пейзажист, портретист.

Константин Федорович Юон был коренным москвичом, и только иностранная фамилия напоминает о том, что предки художника родом из Швейцарии. Все его творчество посвящено изображению русской природы и старых русских городов.

Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.

Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме». Поэтому лучше всего художнику удавались зимние и весенние пейзажи. Яркое солнце, зимняя дорога, белый снег, на котором лежат разноцветные тени, свежий морозный воздух, стаи галок в голубом небе, тонкие березки, запорошенные инеем, крестьянские избушки, сани, лошади. Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных и птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

В 1906 г. Юон поселился в небольшом городке Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы. Этот городок и поныне знаменит своим монастырем, который называется Троице-Сергиева лавра. В поисках национальной самобытной красоты Юон много путешествовал, живя в деревнях и старинных русских городах. В деревне Лигачево под Москвой художник жил и работал с 1908 по 1958, поэтому так много картин посвящено этому местечку. Произведения Юона – целая поэма о жизни русской провинции.

Его картины создают праздничное, жизнерадостное настроение.

2. Речевая подготовка.

Слово учителя.

– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).

5 стр., 2391 слов

По картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» 7 класс

... не просто картина, а шедевр знаменитого художник. Для 3, 6, 7 класса Сочинение по плану по картине Юона Конец зимы полдень План Вступление о картине Снег Птицы вестники Заключение. Радость от просмотра картины Не впервые художник обращается к ...

Задание 1.

художник – живописец, мастер кисти, пейзажист;

создаёт – пишет, изображает ;

картина – полотно, репродукция;

  • картина чудесная – замечательная, прекрасная.

блестит – искрится, сияет, сверкает;

  • поражает – удивляет, изумляет;

3. Беседа по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

  1. Рассмотрим картину. Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства у вас рождает пейзаж?

О чём эта картина? Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит о замысле художника, о том, что считал он в своей картине главным. «Конец зимы. Полдень». Вся поверхность земли находится под снегом. Крыши также покрыты толстым слоем снега, который и не думает таять. Чисто белой краски для изображения снега художник использовалнемного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого. Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы.

Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы; всё истомилось и ждёт тепла и света. Но всё же жаль уходящей зимы с её красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется «Конец зимы. Полдень»).

— Что говорит о том, что это полдень? Солнце. Мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом заливающие всё пространство картины. В лучах солнца ярче выглядят и темные ели, и нежные березки, без которых редко обходятся русскиепейзажи, и поленница дров возле изгороди. Конечно, это полдень – именно в это время дня солнечные лучи такие пронзительные. Приятный солнечный морозный день. Еще немного — и начнется весна.

-Давайте вспомним, что такое пейзаж? Какие детали говорят нам, что это деревенский пейзаж? Перед нами веселый деревенский пейзаж. О том, что это деревня, подсказывает бревенчатый домик на среднем плане слева и изгородь, линией разделяющая картину пополам горизонтально. Еще одно доказательство того, что дело происходит в деревне — это куры в снегу на переднем плане. На грязноватом, слегка пятнистом снегу они смотрятся яркими пятнами и придают картине веселое и жизнерадостное настроение, приближают зрителя к деревенским заботам.

  1. Слайд 9,10.

Давайте внимательно рассмотрим передний план картины и подумаем, как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? (Всё на переднем плане картины тянется к теплу и свету. Яркое солнышко выманило кур, и они деловито копают снег. Берёзы стройные, статные тянут к солнцу свои ветви, похожие на руки. Лучи солнца золотят поленницу дров и как бы ласкают стволы берёз. Живописец показал красоту снега, освещённого солнцем.)

3 стр., 1304 слов

«Какого цвета снег». – описание с элементами рассуждения по картинам ...

... путешествие в мир картин русских художников. Мы с вами рассматривали картины, обращая особое внимание лишь на одну деталь – цвет снега. Давайте запишем план нашего сочинения. Путешествие в мир картин русских художников. Снег на полотнах ...

  1. Как выглядит снег на переднем плане картины? Каким изобразил художник небо? (Небо нежное, всё светится, переливается нежно-розовым, голубоватым. Снег словно впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными оттенками розового, голубого, зелёного.)

  1. Слайд 11.

Посмотрите, какие краски преобладают на заднем плане картины? Почему Юон использовал для изображения заднего плана картины тёмные, холодные тона? (На заднем плане картины художник изобразил царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега не тронуты солнечными лучами, косогоры заснежены. Путём контрастного изображения природы на разных планах картины художник стремится подчеркнуть красоту снега на переднем плане.)

  • Слайд 10.

Нежное, голубое, светится;

переливается нежно-розовым, голубым

Снег

Талый, рыхлый; отсвечивает перламутровыми оттенками голубого, лазоревого, бирюзового, зеленоватого, как морская раковина; нетронутый; белый, как мел

Воздух

Тихий, прозрачный, тёплый

Берёзки

Тонкие, стройные, статные, белоствольные, задумчивые

Ели

Пышные, колючие, островерхие

Дом

Большой, бревенчатый, деревянный

Настроение

Весеннее, праздничное, радостное, приподнятое, Сочинение по картине

План.

1. Небольшая справка о личности и творчестве художника (какие картины он написал, особенности творчества художника).

2. Описание картины:

— сюжет картины (о чем повествует картина);

— что изображено на переднем плане;

— что изображено на заднем плане картины;

— описать основных героев картины (если они есть);

— основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);

— какое настроение передает эта картина.

3. Свои впечатления от картины (понравилась/не понравилась, почему).

5. Домашнее задание: написать сочинение, приготовиться выступать с ним.

6. Рефлексия.

Подведём итоги урока, используя фразы «На уроке я научился…»,

7 стр., 3012 слов

Урок развития речи в 6 классе. -описание с элементами рассуждения ...

... переднем плане снег розовато-золотистый, голубой в тени деревьев. На дальнем плане - более светлый, однотонный, поверхность неровная, бугристая, изрытая. Таким снег художник показал нам не случайно. Сверкающие краски этой картины ...

«Я узнал…», «Я смог…» «Мне понравилось …»…

7. Заключительное слово учителя.

В заключение мне хотелось бы прочитать слова К. Г. Паустовского : «Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги».