Методика обучения сочинению

Сочинение

Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьез­ную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, ста­новлению личности учащегося.

Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.

Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей само­стоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его системати­зация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

В сочинении для ученика обретают смысл все изучаемые пра­вила грамматики, требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школь­ником не как учебное выражение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.

Школьники любят сочинение, любят именно за его самостоя­тельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя, «писать свое».

На всех этапах развития школы сочинению, самостоя­тельным детским рассказам уделялось серьезное внимание. Осо­бенно возросло оно в последние годы в связи с реализацией требований реформы школы по всестороннему развитию учащихся, развитию их мышления и речи.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение по­нять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.

Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по спо­собам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым осо­бенностям (т. е. по стилям).

В зависимости от источников материала выделяются, : во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном са­мими учениками, т. е. сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, не­посредственного опыта;

  • во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;
  • в-третьих, сочинения, где используется материал разных источ­ников, например в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта, собственных наблюдений.

Особо следует отметить сочинение на основе творческого во­ображения — по сюжетной картине, но данному началу или концу, импровизацию сказок и т. п. В сочинениях этого типа реализу­ются различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения.

По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения, коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере обшеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивиду­альные, на отдельные для каждого темы с индивидуальными ус­ловиями подготовительной работы.

По типам текст сочинения де­лятся на повествования, описания и рассуждения, причем в на­чальных классах чаще всего используются повествования с элемен­тами описания и рассуждения.

Жанры в начальных классах: рассказ, письмо, заметка в газету, отзыв о книге, зарисовка картин природы.

По языку (стилю) сочинения подразделяются на эмоцио­нально-образные (художественные) и «деловые» (научные).

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Это, например, следующие тематические группы, от­ражающие содержание программ начальной школы:

  • природа нашей Родины — лес, поле, река, луг;
  • погода;
  • живот­ные и растения;
  • походы и прогулки;
  • охрана природы;
  • труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе и в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;
  • лучшие представители народа в прошлом и настоящем;
  • школа, семья, товарищи, октябрятская и пионерская жизнь, друзья.

Классификация сочинений помогает глубже понять учебные за­дачи каждого очередного сочинения, выбрать методические сред­ства.

Сочинения в начальных классах проводятся как обуча­ющие упражнения; оценка за них ставится в виде поощре­ния (отрицательная оценка за сочинение не ставится).

Со­чинение выявляет практические языковые умения лучше, чем любое другое упражнение.

Система проведения сочинений:

устные сочинения проводятся чаще, чем письменные;

  • письменные сочинения проводятся чаще, чем изложения;
  • в течение года проводятся 12-15 письменных сочинений;
  • помимо указанного числа на уроках грамматики про­водятся сочинения и изложения малых форм (мини­атюры).

Работа над сочинением начинается в 1 классе . Дети со­ставляют устные рассказы, небольшие по объему, простые по содержанию. Проводится преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элемен­ты индивидуального творчества вводятся здесь в виде не­больших зарисовок, сообшений о себе, о своих чувствах.

Для проведения сочинений в I классе не требуется спе­циальных уроков. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Чтобы первоклассники приобрели необходимые умения для написания сочинений, необходи­ма система упражнений, основанная на принципе наращи­вания трудностей:

1) составление предложений, объединенных темой;

2) восстановление деформированного текста;

3) устные ответы на вопросы, объединенные темой;

4) составление предложений по сюжетным картинкам;

5) устные рассказы по прочитанному.

Во 2 классешкольники учатся работать самостоятель­но. Они получают индивидуальные темы, а в работе нал общеклассными темами все меньше занимает подготови­тельная работа в рамках всего класса непосредственно пе­ред рассказыванием или письмом сочинения.

Сочинения второклассников — это небольшие сюжет­ные рассказы, в которые со второго полугодия вводятся элементы описания.

Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают умение говорить связно, последовательно, учатся пользоваться планом, правильно строить предложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обоб­щать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные сочинения расцениваются как подготови­тельные упражнения. Для устных рассказов целесообразно использовать сюжетные картинки. Работу над устным рас­сказом по этим картинкам рекомендуется проводить по та­кому плану:

1) Постановка цели работы.

2) Рассматривание картинок и уяснение сюжета.

3) Озаглавливание картинок.

4) Устные рассказы по получившемуся плану. Рассказы составляются коллективно. Варианты заголовков обсуждаются. Ответы на каждый пункт плана коллективно редактируются.

Устные рассказы во 2 классе составляются и по демон­страционным картинам, на которых изображен лишь один эпизод (в отличие от сюжетных картинок), и учащиеся должны развернуть его в сюжет. Рассказам по картине мо­жет предшествовать чтение художественных произведе­ний, близких потеме к изображенному на картине. Расска­зы составляются коллективно под руководством учителя с постоянной корректировкой высказываний. План работы над устным рассказом по картине может быть таким:

1) Рассматривание картины.

2) Высказывания детей о том, что видят они на картине.

3) Беседа по выяснению содержания, в процессе которой уясняются не только факты, но и устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и действиями.

4) Чтение готового плана и составление ответов на каждый его пункт. Можно предложить дет ям слова, которыми они воспользуются в своих ответах.

5) Полный устный рассказ по картине.

В 4 классепрактикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем.

Тема сочинения

выбор темы.

Не следует предлагать учащимся слишком широкую те­му, т.к. в этом случает они теряются перед нею, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко. В началь­ных классах широкие темы непосильны.

Поверхностное раскрытие темы — один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой.

Работа над темой

плана. План —

Подготовка к сочинению

Для сочинения во 2 классе отводится обычно один урок, в 3 классе — до полутора уроков, в 4 классе — до двух уроков. Кроме того, еще на одном уроке проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками.

три этапа:

а) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин,про­смотр фильмов, спектаклей, чтение литературы;

б) отбор материала в соответствии с темой и замислом еераскрытия, систематизация материала, его распо­ложение: беседы, обсуждения, выделение существен­ного, составление плана, отдельные записи, подго­товка лексики и т.п.;

в) словесное речевое оформление сочинения, т.е. со­ставление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки урока письма сочинения. Так, накопление материала для сочине­ний по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться не­делю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговре­менно составляется план. Поэтому урок, на котором пи­шется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

Если сочинение — итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подгото­вительной работы. Могут быть выделены некоторые основ­ные черты уроков письма сочинений:

1) Сообщение темы и задач сочинения, обсуждение их с учащимися.

2) Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее — в ходе наблюдений или для его накопления.

3) Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.

4) Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов святного текста.

5) Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.

6) Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.

7) Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.

Проверка сочинений

Микротемой

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1.Каково содержание методических понятий «изучение языка», «развитие речи»?

2. Каковы основные направления работы по развитию речи?

3.Охарактеризуйте основные разновидности ошибок, допускаемые детьми в содержании устных и письменных высказываний.

4. Какие вопросы должен поставить перед собой учитель, готовясь к уроку развития речи.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/pervoe-napravlenie-v-istorii-metodiki-obucheniya-sochineniyu-nazyivalos/

1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. — М., 1985; 2003.

2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. — М., 1998. Гл. 8.

3. Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. — К., 1989. Гл. 2. § 6, § 9.

4. Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. — К., 1990. Гл. 2. § 2.

5. Смирнова О.И. Текст как дидактическая единица русского языка и развития речи // Нач.шк. – 2007. – № 6.

6. Песняева Н.А. Знакомство с описанием как типом текста // Нач.шк. плюс-минус. — 2001. — № 4.

7. Гусева А.А. Работа над закреплением понятия «признаки текста» // Нач.шк. — 1995. — № 6.

8. Юртаев Е.В. Обучение третьеклассников членению письменной связной речи // Нач.шк. — 1997. — № 9 (об абзаце).

9. Коченгина М.В. Как научить вашего ребенка писать изложения и сочинения. – Х.:Изд-во «Ранок», 2011.

10. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – Тула – М., 2007.

11. Политова Н.И. Развитие речи учащихся нач.класов. — М., 1984.

12. Львов М.Р. Работа над сочинением в нач.классах. — М., 1971.

13. Федорова И.В. Проблема подбора текстов для обучения написанию изложений //Нач.шк. – 2007. — № 6.

14. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Нач.шк. — 1997. — № 1.

15. Король Л.Р. Творческие работы на уроках русского языка // Нач.шк. — 1998. — № 4.

16. Зайцева О.П. Сочинение в начальной школе // Нач.шк. плюс-минус. — 2001. — № 6.

17. Лукьянчикова Л. Уроки обучающего сочинения в нач школе // Нач.шк. — 2001. — № 12.

18. Черемисина Н.А. Как подготовить сжатое изложение текста // Нач.шк. –2009. –№ 1.

19. Микушова Т.П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля в 3-4 классах// Нач.шк. – 2006. – №7.

20. Бакулина Г.А.О работе над изложением на уроках русского языка // Нач.шк. – 2011. –№ 6.

21. Лобчук Е.И. Устное и письменное изложение: совет методиста // Нач.шк. – 2012. – № 7.

Лекция 7


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: