Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1–24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответами к заданиям 1 – 24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).
Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Рукопожатие – очень древний обычай. (2)Оно появилось как символ договора о дружбе и мире. (3)Но так здороваются далеко не везде. (4) Великий русский путешественник Н. М. Пржевальский рассказывал о необычном приветствии у тибетцев. (5)Там при встрече и прощании младшего со старшим первый наклоняет голову и при этом высовывает язык. (6) () сейчас тибетские ламы, здороваясь, протягивают руки ладонями к гостю и также высовывают кончик языка, выказывая этим особую почтительность. (7)Приветствия всех народов достойны уважения, – они выражают хорошие чувства людей.
1
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.
Издревле рукопожатие – это универсальное приветствие для всех народов мира. Хотя существуют и другие способы поприветствовать друг друга, но рукопожатие остается наиболее распространенным способом приветствия, который символизирует хорошие чувства.
«Организация работы с текстом на х литературного чтения, как ...
... методика работы с литературными произведениями, применяемая на уроках в начальных классах, недостаточно обоснована. Тот факт, что работа по изучению психологических основ обучения младших школьников пониманию текста ... учащихся на уроках литературного чтения. 1.1. Нормативно – правовые основы обучения литературному чтению. В процессе модернизации программа обучения литературному чтению ...
Великий русский путешественник Н. М. Пржевальский рассказывал о необычном приветствии у тибетцев, когда при встрече и прощании младшего со старшим первый наклоняет голову и при этом высовывает язык.
Рукопожатие символизирует дружбу и мир. Но существует и много других способов приветствия. О них рассказывает Н.М. Пржевальский – великий русский путешественник.
Чтобы выразить уважение собеседнику и сообщить о том, что вы пришли с миром, на Тибете наклоняют голову и высовывают язык.
С помощью рукопожатия многие народы показывают, что они пришли с благими намерениями. Существует много других способов приветствия, но все они нужны, чтобы выразить собеседнику уважение и показать мирный настрой.
Ответ:
2
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста? Выпишите это слово.
Однако
Потому что
Хотя
Поэтому
Даже
Ответ: _________
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР, — ы, м.
Вселенная в ее совокупности; система мироздания как целое .Происхождение мира
Дружеские отношения между кем-л., отсутствие разногласий, вражды; согласие. Борьба народов за мир.
Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда; порядок, строй жизни. Античный мир.
Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить мир
Ответ: _____________
4
В одном из приведённых ниже слов ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
созвонИмся
мозАичный
сливОвый
бантЫ
предвосхитИть
Ответ: ___
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ГОЛОСИСТЫХ девчат было слышно в конце коридора.
ВОСПОМИНАНИЕ о предстоящем экзамене лишний раз заставляло меня волноваться.
Подъём экономики характеризуется ВЫСОКИМИ показателями производства.
ВЕКОВЫЕ традиции в этом обществе были неизменны.
Мы с лёгкостью УСВОИЛИ данный материал.
Ответ: _________
6
В одном из выделенных ниже слов (сочетаний слов) допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите выделенное слово правильно.
ДЕШЕВЛЕ, чем вчера
об АЭРОПОРТЕ
по ИХ указанию
ЕДЬ побыстрее
пачка МАКАРОН
Ответ: _____
7
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Задание с развёрнутым ответом (С3)
... понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, вывод слабо связан с вопросом. 3. А.А. Фета часто называли “певцом мгновенья”, поэтом-импрессионистом, потому что ... часть сочинения существенно выиграет, если просто изъять из неё нарушающие логику и не относящиеся к ответу на вопрос предложения: Пережив сильнейшую жизненную драму, Фет находит ...
1) Все, кто посещает деревню Деда Мороза, остается под впечатлением.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
2) Наряжая школьную ёлку, нами было получено огромное удовольствие.
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
3) Благодаря повышения уровня спроса в магазинах стало больше покупателей.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4) Автор книги «Алисы в стране чудес» на самом деле не Льюис Кэрролл, а Чарльз Доджсон.
Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом
5) Я люблю мандарины, каникулы и получать подарки.
6) Каждому человеку, ищущим смысл бытия, рано или поздно открывается истина
7) В оде А.С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.
8) Лес, состоящий из хвойных деревьев, украшает наш район.
9) Одно из чудес Нового года, удивляющих малышей, связано с приходом Деда Мороза.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Ответ:
8
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пол..жить
амнист..ровать
пон..мать
покл…нение
ст..пендия
Ответ: ___
9
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..славянский, пр_писать
и..черпанный, ра..грести
от..двинуть, поз..растали
подош..ют, раз..единить
пр..глубокий, пр..вратности (судьбы)
Ответ: __________________.
10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
фасол…вый
ноч…вать
гречн…вая
выздоравл…вает
алюмини..вый
Ответ: __________________.
11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
застелнный
потратвший
крикнм
прибегнм
раскленный
Ответ: _________________.
12
Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Совсем (НЕ)ТРУДНО хорошо сдать экзамен, если усердно к нему готовиться.
Люди, (не)бывавшие на экваторе, не могут представить себе зимний тропический дождь.
Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
В детстве Чехов был (не)истощим на выдумки.
Андрей вошёл в ещё (не)освещённый холл гостиницы.
Ответ: __________________.
13
Определите предложения, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я ТАК(ЖЕ) как и мои папа хочу стать инженером, (ПО)ЭТОМУ поступаю в технический ВУЗ.
Солнце пронизывало в лесу всё (НА)СКВОЗЬ, кроме сосняка, да и тот КОЕ(ГДЕ) был изрезан золотом лучей.
Взглянешь на усыпанное звёздами небо и поймёшь, (ПО)ЧЕМУ природа КАК(ТО) по-особенному молчалива.
Не всё благополучно с речью в быту, (ОТ)КУДА она (ЗА)ЧАСТУЮ переносится на сцену.
Возраст города обычно определяется (ПО)ТОМУ, когда город (В)ПЕРВЫЕ упоминается в письменных источниках.
Предложения текста:»Он заранее знает,какое слово сейчас ...
... каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях ... предложений 4-8 выпишите вводное слово. 19. Из 4-го предложения выпишите слово, ... каком предложении знаки препинания расставлены ... прямо сейчас». Текст ... есть ... должны стоять запятые? Мы (1) по его мнению (2) заблудились (3) и он (4) к великому огорчению (5)совсем растерялся и не знал, ...
Ответ: ______________.
14
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.
Ответ: ___________________.
15
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.
2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.
3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.
4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.
5) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и он цвёл таким алым и влажным огнём, что даже ранний солнечный свет казался холодным и бледным.
Ответ: ___________________________.
16
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Живя на берегу Таймырского озера (1) и (2) наслаждаясь выпавшим на мою долю счастьем (3) я особенно любил заходить в их маленький (4) построенный неизвестно кем (5) домик.
Ответ: ________
17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В Академии художеств (1) В.И. Суриков учился (2) по его словам (3) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (4) разумеется (5) окончил её с золотой медалью.
Ответ: ___________
18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Артистам вручили букеты (1) при виде (2) которых (3) они пришли в неописуемый восторг (4) и восхищение.
Ответ: ______________
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Некоторые из современников А. С Пушкина говорили о том (1) что (2) когда они смотрят на его портрет кисти О. А. Кипренского (3) то видят отразившиеся на лице поэта (4) «печали жизни».
Ответ: ______________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25
(1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (З)Вот примеры жалоб.
«(4)Детей не оттащишь от компьютера. (5)Сидят сутками. (6)Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы»
«(7)Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. (8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. (9)Мне кажется, он сходит с ума разговаривает сам с собой».
Рассуждение 15.2 Объясните, как Вы понимаете смысл последнего ...
... как вы понимаете смысл финала текста Вопрос: ПОМОГИТЕ ПРОШУ ЗАВТРА ОГЭ 2 )Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений ...
«(10)Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон будто его нет дома. (11)Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка…»
(12)Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами. (13)Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран. (14)Уроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается. (15)Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом через Интернет.
(16)Вообще-то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда не от компьютера, а от телефона или телевизора. (17)Теперешние «компьютерные» дети потомки своих «телевизионных» родителей.
(18)Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? (19)Скорее всего, они из неё просто выросли… (20)Мне могут возразить, что не все же просиживали бесконечные часы у телеэкрана; кто-то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. (21)Многие рано стали ответственными, потому что у кого-то были младшие братья и сестры, на кого-то подействовал пример ответственных взрослых, а кто-то неизвестно как и почему. (22)И хотя родители всерьёз опасались за их будущее, они стали вполне самостоятельными людьми, с разными профессиями и судьбами, у многих семьи
(23)К чему я всё это говорю? (24)К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе. (25)Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. (26)Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. (27)Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования… (28)То ли ещё будет.
(29)Нам стоит поучиться у детей. (30)Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства. (31)А сейчас с помощью сына стала неплохо ориентироваться в виртуальном пространстве. (32)Бывает, тоже «не оттащишь»
(ЗЗ)Времяпрепровождение в онлайне вполне допустимо для подростков. (34)Скорее всего, это невредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. (35)Хотя в отдельных случаях необходимо провести анализ ситуации.
(З6)Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал агрессивен, обеднел его словарный запас или есть другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать визит к специалисту. (37)Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость. (По А. Ивановой)
Александра Георгиевна Иванова семейный психолог.
20
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Родителей современных подростков более всего беспокоит то, что их дети целые дни проводят у телевизоров.
2) Родители современных подростков даже при большом желании не сумеют научиться ориентироваться в виртуальном пространстве.
3) Образованный человек должен уметь пользоваться Интернетом.
4) Современные подростки общаются сегодня не столько по телефону, сколько через Интернет.
Конспект «Определение проблемы текста как составная часть ...
... круг проблем ПОРАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ (1)Бывает так, что вроде и семье у подростка все в порядке, не хуже, чем у других, и в школе он не из отстающих. ... что члены экспертной комиссии, которые проверяют ваши сочинения, будут оценивать их и выставлять баллы по критериям, данным в ... такой ответ? (18) А родителям удалось добиться своего счастья (с точки зрения подростка)? (19) Если он считает, что да, ...
5) Интернет — это глобальная компьютерная сеть, охватывающая всю территорию земного шара.
Ответ: _______
21
Какое из перечисленных утверждений является верными? Укажите номер ответа.
1) В предложениях 1819 представлено рассуждение.
2) 8 предложение текста содержит описание.
3) 33 предложение подтверждает суждение, высказанное в 29 предложении текста.
4) В предложениях 2627 содержится обоснование высказанного в предложении 25 суждения.
5) В предложениях 33-35 представлено повествование.
Ответ: _________________.
22
Из предложений 29 – 31 выпишите синонимы.
Ответ: _______
23
Среди предложений 411 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24
«Рассказывая о том, что беспокоит сегодня родителей подростков, автор использует такой приём, как _______ (предложения 46, 79, 1011), а также такое синтаксическое средство, как _______ (в предложениях 13, 14).
Использование такого лексического средства, как _______ («сходит с ума» в предложении 9, «из рук вон» в предложении 10), подчёркивает обеспокоенность родителей создавшимся положением. С помощью такого приёма, как _______ (предложения 1819, 2324), А. Иванова стремится привлечь читателей к размышлению».
Список терминов:
1) литота
2) термин
3) фразеологизм
4) цитирование
5) риторический вопрос
6) эпитет
7) парцелляция
8) ряды однородных членов
9) вопросно-ответная форма изложения
А
Б
В
Г
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов №2
25
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента ).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Критерии оценивания ответа на задание
... оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным . При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится ... экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Решай по русскому языку Изменения в ЕГЭ 2019 - справка от ФИПИ , Справка об изменениях в КИМ ...
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку
Часть 1
За верное выполнение заданий 2–6, 8–14, 16–23 экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу.
№ задания
Ответ
1
15
2
даже
3
2
4
созвонимся
5
упоминание <�или> напоминание
6
поезжай
7
54316
8
амнистировать
9
преглубокийпревратиться
10
выздоравливает
11
потративший
12
неистощим
13
откудазачастую
14
134
15
15
16
34
17
2345
18
1
19
13
20
125
21
14
22
раздражениянедовольства
23
9
24
4839
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Информация о тексте
Примерный круг проблем
Авторская позиция
Проблема увлечения подростков виртуальным общением. (Как нужно относиться к увлечению подростков общением в Сети?)
Увлечение подростков виртуальным общением должно вызывать опасение взрослых только в том случае, если оно стало всепоглощающей страстью, но в этом случае бороться нужно не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость.
Проблема взаимопонимания родителей и детей. (Как родителям и детям достичь взаимопонимания в вопросах увлечений?)
Чтобы лучше понимать своих детей-подростков, родители должны помнить о том, что сами переживали периоды увлечения техническими новинками, и стараться научиться у детей более уверенно обращаться с современной техникой.
Проблема использования Интернета. (Полезен или вреден Интернет?)
Интернет предоставляет людям большие возможности, и умение их использовать сегодня является условием достижения успеха.
Единый государственный экзамен, 2016 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тренировочный вариант №10 от 26.12.2015
13 PAGE \* Arabic \* MERGEFORMAT 14815 / 13 SECTIONPAGES \* Arabic \* MERGEFORMAT 14815
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Составитель: Беляева О.Н.
Контрольная работа : «Древняя Русь» Вариант 1 Задания уровня ...
... авторитета Древнерусского государства. А.11. Прочтите отрывок из сочинения историка XIX века и укажите, чье правление характеризует автор. « ... 2 Задания уровня А. При выполнении заданий этой части для каждого задания выберите правильный ответ, единственный из четырех ... и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. КНЯЗЬЯНАРОДЫ ИЛИ ГОСУДАРСТВА A) Владимир Мономах1) Византийская ...
Разбор всех заданий: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 011610
Заголовок 315