Как речевое упражнение: назначение, специфика, виды, современные требования к организации работы. Этапы подготовки сочинения. Особенности обучения по различным учебникам

Сочинение

Разнообразие видов сочинений

  • На основе личного опыта, непосредственных наблюдений (индивидуальных и коллективных).
  • На основе опосредованного опыта (например, по книге, серии картин, фильму и т.д.).
  • На основе воображения (например, сочинение сказок, на основе музыкального произведения, но произведение не должно быть знакомым).

Стили сочинений

  • Разговорно-художественный, с тенденцией к художественности (задача: нарисовать словами картинку, передать своё чувство, настроение, состояние).
  • Научно-деловой (задача: точно сообщить о чём-то, не передавая своих чувств).

Жанры сочинений

  • Записки, письма, телеграммы, поздравление (1 класс).
  • Загадки, инструкция, воспоминания, этюд (зарисовки).
  • Кулинарные рецепты (3 класс).
  • Рассказы, сказки, дневниковые записи, отзывы, отчеты.
  • План каких-то действий, аннотация, учебное задание для товарища.

Типы речи

  • Повествование, описание (3 класс).
  • Рассуждение (4 класс).

Все эти виды нужны, чтобы выводить общие требования учителя при подготовке к уроку сочинения:

1. Учитель заранее должен не только определить конкретную тему, но и вид сочинения: по источнику, какого стиля, какого жанра, и какой вид речи должен быть основным в сочинении.

Предшествовать сочинению должна подготовительная работа, содержание которой зависит от принятых решений.

2. Обеспечить мотив речи, а для этого придумать речевую ситуацию (которые бывают естественные и специально-созданные).

Типы речевых ситуаций:

а) Ситуации, рассчитанные на то, чтобы поделиться своими впечатлениями с учителем, товарищами.

б) Педагогические ситуации, связанные с необходимостью донести до кого-то точные, научные знания (например, объясни однокласснику…)(деловой стиль).

в) Ситуации, связанные с необходимостью проинформировать кого-то, дать точную информацию (деловой стиль).

г) Ситуации, которые рождают желание передать своё видение мира, своё восприятие на основе эмоциональных переживаний (художественный стиль).

Этапы работы над сочинением

1. Предварительная подготовка

а) Накопить информацию, эмоции (чтобы было о чём говорить).

Развертывание исследования

В данном исследовании мы рассматриваем подготовку детей к написанию сочинений. Основная цель работы — разработать эффективный метод обучения, который позволит детям развить навыки письма и выразительности.

3 стр., 1385 слов

Урок русского языка в 4 классе: «Развитие речи. по опорным ...

... о ком написали? Вы составили каждый свой портрет. Кто хочет прочитать свое сочинение? Начните с того, что вы написали после пропущенной ... «Углы» Сегодня мы путешествуем на морском виде транспорта, но есть еще и наземный. (По углам кабинета развешаны рисунки: грузовой ... автомобиля, автобуса и трактора с порядковыми номерами от 1 до 4 . Дети, по команде ведущего, поворачиваются лицом к названному ...

1. Подготовительный этап:

На этом этапе мы ставим перед собой две основные задачи:

  • обеспечить запас слов, словосочетаний, предложений, т.е. средств языка (чтобы было чем говорить)
  • орфографическая подготовка (обогащение такими словами, которые часто встречаются при смене частей, например, «наконец», «и т.д.»)

На данном этапе дети не знают, что готовятся к написанию сочинения, и работа проводится минимум за 2 недели. Также проводятся наблюдения как коллективные, так и индивидуальные, включая чтение книг и другие материалы.

2. Непосредственная подготовка написания сочинения:

На уроке начинаем с речевой ситуации, которую учитель заранее придумал.

Затем мы уточняем следующие аспекты:

  • задача создания высказывания (зачем мы будем говорить? чтобы точно сообщить или красочно нарисовать?)
  • адресат (для кого говорить?)
  • условия высказывания
  • особенности жанра
  • тема и основная мысль

Таким образом, мы производим ориентировку в материале и готовимся к самому написанию сочинения.

3. Собственно подготовка к сочинению:

  • Отбираем материал в соответствии с темой и основной мыслью
  • Систематизируем выбранный материал
  • Работаем над языковыми средствами, обращая внимание на правильность, точность, богатство и выразительность
  • Подготавливаем орфографию с помощью правильной постановки орфографической работы с 1 класса, основанной на фонемной основе и письме с окошками

4. Написание детьми сочинения (20 минут)

5. Самопроверка написанного (5 минут)

На этом этапе дети проверяют свои работы, используя памятку «Редактор».

6. Анализ проверенных учителем работ

Проводится работа над ошибками, которая является продолжением обучения речевым умениям. Включает выполнение речевых упражнений на основе типичных ошибок и речевых недочетов, а также работу над орфографией, если необходимо.

В первом классе дети пишут свои первые сочинения на тему «Учимся писать, записывать». Формат сочинений включает «записку», «телеграмму» и «письмо».

Во втором классе первый урок посвящен теме «Как я провел лето». Здесь проводятся беседы и устные сочинения. Также во втором классе проводится обучение написанию изложений и сочинений, а также ведутся наблюдения над природными изменениями, которые становятся темами сочинений.

3 класс

1ч. Воспоминания о лете, уже в письменной форме. Ученики знакомятся с написанием инструкций, особенно кулинарных рецептов. Также проводится занятие по изготовлению елочных игрушек.

2ч. В рамках данного занятия, ученики будут рассказывать другим весеннюю сказку. Также проводится наблюдение за облаками и написание сочинения по картине на тему «Весна, весне, о весне».

3 стр., 1230 слов

Сочинения | Сочинения 7 класс. Взаимоотношения детей и взрослых ...

... которое даже в самых сложных ситуациях подскажет наиболее правильное решение. 3 вариант сочинения Рассказ Бунина «Цифры» написан в форме исповеди взрослого человека маленькому мальчику. Вот о чем ... стыдится его. Он понимает, что иногда взрослые мимоходом, не задумываясь, причиняют ребенку боль. Воспитывать детей нужно лаской, добротой, а не навязыванием своих взглядов — вот главная идея, ...

4 класс

1ч. Воспоминания о лете. Ученики пишут сочинение по картине Пластова. Также проводится словесный этюд на тему «Первый снег». Ученики пишут инструкции и сказки на тему «Как слепить снеговика».

2ч. В рамках данного занятия, ученики будут писать сочинения-рассуждения и пояснительные записки. Также проводится установка на зимние каникулы с темой «Люблю ли я каникулы».

По учебнику «Гармония» другие материалы отсутствуют.