Разделы:
Цели урока:
Обучающие:
- обучение написанию синквейна.
- обучение написанию сочинения — описания.
Развивающие:
- развитие ассоциативного мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки, делать общие выводы.
- развитие умения применять знания на практике.
- формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.
- развитие культуры речи.
Воспитывающие:
- воспитывать через творческую активность учащихся понимание прекрасного, эстетические вкусы; развивать творческое воображение;
- прививать интерес к предмету; воспитывать любовь к русскому языку.
Методы и приёмы:
- разгадывание кроссворда
- звукобуквенный анализ слова
- ассоциативное мышление
- рисование
- использование фонограммы
- устное рисование
- использование внепрограммных материалов
- метод свободного выбора
Оборудование:
- фонограмма — Мендельсон. “Весенняя песня”
- компьютер
- фломастеры
- альбомные ласты
- тетради по развитию речи.
Ход урока
Слово учителя.
Ребята , обратите внимание на эпиграф к уроку. ().
Давайте воспользуемся нашими ключами . Сегодня у нас очередной урок развития речи, а о том, над чем мы будем работать и каковы цели урока вам предстоит ответить самостоятельно, выполнив некоторые виды работ.
1. Разгадывание в группах (класс разбит на 4 группы) немого кроссворда ()
Ответьте на вопросы:
- Какая бывает речь?
- Какие стили речи мы знаем?
- Над каким типом речи мы будем работать сегодня? (Ответы на основе кроссворда)
Слово учителя.
2. Итак, мы поняли, что нам предстоит работать над типом речи — описанием (запись в тетради).
Анализ воздействия музыкальных средств язык и речь музыки на ...
... свидетельствуют о прямом влиянии языка естественного общения на развитие музыки. Так Л.Александрова в своей статье «Первая дельфийская песня: речь и музыка» отмечает: «Изменение соотношения речевого, ... личности, инициативы, установок на музыкальную деятельность; в системности, проявляющейся в умениях, навыках как необходимых элементах музыкального творчества; в развитости чувственно-оценочного ...
Давайте вспомним особенности его построения. (Ответы по группам, проверка по ключу на экране)
Слово учителя.
3. Прослушайте музыкальную пьесу Мендельсона и попробуйте определить, что в ней описано звуками музыки. (Звучит “Весенняя песня” Мендельсона; учащиеся дают разные ответы, среди которых чаще всего звучат слова, связанньre с весной, с весенним настроением. Формулируется тема урока (запись в тетради), определяются цели.
Слово учителя.
4. Проанализируем звукобуквенный состав слова “весна”. (В ходе анализа учащимися было сделано открытие: слово “звонкое” — 4 звонких звука; слово не “горячее” и не “холодное”, а “тёплое” — есть и твёрдые и мягкие звуки.)
С чем ассоциируется у вас слово “весна”?
Слово учителя.
5. А теперь устное рисование по воображению превратим в реальное. Создаём ассоциативный рисунок “Краски весны”. (Рисунок создавали в группе, а потом защищали свой проект у доски).
Слово учителя.
б. В сочинении-описании вам предстоит использовать много прилагательных, причастий, написание которых следует вспомнить. Напишем словарный диктант, проверим, обменявшись тетрадями (приложение).
Обмен в группе по кругу. (на этом этапе возможна оценка)
Слово учителя.
7. Поработаем над образностью и выразительностью языка. Вам предлагается карточка с тремя заданиями:
- подбери эпитет к слову “весна”.
- продолжи сравнение: Н-р: Облака на небе, словно… Сосульки на крыше, как…
- образуй метафору из сравнения . Н-р: Лужа расплылась на дороге, как озерцо… Яркое солнце, как огненный диск, повисло над проснувшейся рекой…. (В ходе проверки повторяются тропы, учащиеся вспоминают термины “эпитет”, “сравнение”, “метафора”).
Слово учителя.
8. А сейчас я познакомлю вас с новым словом синквейн. Это слово французское и в переводе означает пятистрочный нерифмованный стих. Как написать синквейн, вы узнаете, посмотрев на экран. (приложение).
В качестве образца я предлагаю вам синквейн, составленный на тему “Урок” (приложение), вам же предстоит написать стих на тему нашего урока. (Написание синквейна, чтение и обсуждение вслух).
Рефлексия.
9. Вновь обратимся к синквейну, написанному мной. Урок.
- Интересный, полезный.
- Слушаем, думаем, творим.
- Я создаю интересный урок.
- Знание, творчество, настроение, результат.
Пройдёмся по строчкам, ответим на вопросы: Что получилось и что не получилось на уроке? Был ли он интересным? Что понравилось и что не понравилось? Что нового мы узнали?
Слово учителя.
10. Скажите: тема “Весна” — узкая или широкая? (широкая).
Назовите узкие темы на основе слова “весна” (предложенные темы записываются на доске — )
Слово учителя.
11. А теперь приступаем к последнему виду работы, к тому, что являлось нашей целью — к написанию сочинения- миниатюры. Выберите одну из узких тем и приступайте к работе, прислушиваясь к музыке, которая будет служить вам своеобразным ориентиром в весеннем настроении, созданном мелодией Мендельсона. (До конца урока негромко звучит музыка, а учащиеся пишут)
Учителя в рассказе «Дорогие уроки» и в рассказе «Репетитор»
... Анализ образов учителей в творчестве Чехова., Учителя в рассказе «Дорогие уроки» и в рассказе «Репетитор» В 1887 году Чехов пишет рассказ «Дорогие уроки». В нем ... чертах…» Я думаю, женщина прекрасно читала в его словах неприкрытую лесть, однако приводит в пример ученицу, вызывает ... огород, фруктовый сад, можно бы читать лекции по агрономии, метеорологии, учителю нужно всё знать, всё!” С особой ...
Домашнее задание, взаимопроверка., Методика взаимопроверки:
- Соответствует описанию?
- Образная система составляет четкую, законченную картину?
- Описание отражает состояния каждого образа?
- Использованы разнообразные средства языка?
- Описание соответствует заданному настроению?