Образ русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Сочинение

Образ русского солдата

в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Любая война со временем становится историей. Но так ли это? Ведь главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Россия и русский народ пережили на своем веку множество воин. О каждой из них со скрупулезной точностью рассказывают историки, а писатели и поэты помогают увидеть страдание и слезы, предательство и преданность, счастье и горе.

Когда речь заходит о 1812 годе, о Бородинской битве, мы вспоминаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

200 лет назад русская армия мужественно сражалась с неприятелем, а 175 лет назад М.Ю. Лермонтов рассказал о стойкости, верности, силе духа русских в Отечественной войне.

Лермонтов родился в год, когда последние русские полки возвращались из Франции. Все вокруг с детских лет говорило Лермонтову об Отечественной войне, все напоминало о бородинской победе: и еще не отстроенная Москва; пушки, отбитые у неприятеля; грудь ветерана, увешенная крестами; рассказы множества очевидцев. Мальчик рос среди воспоминаний об Отечественной войне, прежде всего своего отца, капитана в отставке, который в 1812г вступил в народное ополчение, двоюродного деда, генерала Никиты Арсеньева. Все происходящее не могло не отразиться в творчестве поэта.

«Бородино» впервые появилось в 1837 году в шестой книге журнала «Современник».

По мнению В. Н. Турбина, непосредственным поводом к переделке юношеского стихотворения «Поле Бородина» послужила юбилейная лжепатриотическая шумиха и сочинение Булгарина Фаддея, некоторые выражения которого намеренно использованы Лермонтовым в полемических целях.

«Бородино» — первое произведение, напечатанное с его подписью и с его ведома. Оно принесло известность поэту.

Что же так привлекало внимание читателя и критиков?

Впервые в русской поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку.

43 стр., 21109 слов

Сочинения по роману-эпопее «Война и мир» Л. Толстого

... подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. Прошло более столетия со дня появления в печати первой части романа, и неизменно «Войну и мир» читают ... грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение ...

Обратимся к содержанию.

В стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват». Бородинская битва описана «изнутри», самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем истории, вершителем судеб России и Европы.

Обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку:

Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий, Французы двинулись, как тучи

И все: на наш редут

* * *

Изведал враг в тот день не мало,, Что значит — русский бой удалый,, Наш рукопашный бой!

Несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. Старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения:

Вам не видать таких сражений!.., Носились знамена, как тени,, В дыму огонь блестел,, Звучал булат, картечь визжала,, Рука бойцов колоть устала,, И ядрам пролететь мешала, Гора кровавых тел.

Сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («Забил снаряд я в пушку туго»).

Предположительно, рассказчик находился на батарее генерала Н.Н. Раевского. Но почему Лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»Чужие изорвать мундиры о русские штыки»)? Это можно объяснить тем, что Лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за Родину свою». Своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину:

Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя:, Богатыри — не вы!, Русский человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню:, Не будь на то Господня воля,, Не отдали б Москвы!

Вторгшийся в Россию враг горд, самоуверен, надменен. Напротив, защитник Отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход:

Но тих был наш бивак открытый:, Кто кивер чистил весь избитый,, Кто штык точил, ворча сердито,, Кусая длинный ус.

Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали!» и приносят победу:

Что тут хитрить, пожалуй, к бою;, Уж мы пойдем ломить стеною,, Уж постоим мы головою, За Родину свою!

Любовь к Родине русского человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников.

В стихотворении «Бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. Современное поколение, по мнению автора, неспособное на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлых поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими.

2 стр., 695 слов

Главные герои Бородино Лермонтова

... армии. Главной идеей стихотворения является то, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат. Также читают: Картинка к сочинению Главные герои Бородино Лермонтова Популярные сегодня темы ... забывая об успехах своей армии, сражавшиеся за мир над головой. В пример ставит и русских солдат, погибших на войне. Лермонтов в своём стихотворении показывает подлинное отношение к ...

Герой «Бородино» — участник отечественной, общенародной, настоящей войны. Он сильный, гордый, смелый, он – русский человек.

Вкладывая рассказ о Бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. Победа в войне 1812 г – заслуга русского народа. Патриотизм — сила, консолидирующая все слои общества. Народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «Бородино» соединились элементы сказа, баллады, оды, лирического монолога.

В. Г. Белинский увидел в этом стихотворении жалобу «на настоящее поколение; дремлющее в бедствии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел.

Л. Н. Толстой считал «Бородино» зеркалом романа-эпопеи «Война и мир».

По определению Л. В.Пумпянского, «Бородино» заключает в себе огромный материал для наблюдений и выводов.

Прошло много лет, а стихотворение не утратило свою значимость для нас, живущих в 21 столетии.

К этому стихотворению следует подходить как к открытию, имеющему в русском художественном творчестве огромное значение и изучать историческое событие, Отечественную войну 1812 года, не только на основе исторических документов, но и через прочтение художественных произведений.

Образ русского солдата

в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Любая война со временем становится историей. Но так ли это? Ведь главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Россия и русский народ пережили на своем веку множество воин. О каждой из них со скрупулезной точностью рассказывают историки, а писатели и поэты помогают увидеть страдание и слезы, предательство и преданность, счастье и горе.

Когда речь заходит о 1812 годе, о Бородинской битве, мы вспоминаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

200 лет назад русская армия мужественно сражалась с неприятелем, а 175 лет назад М.Ю. Лермонтов рассказал о стойкости, верности, силе духа русских в Отечественной войне.

Лермонтов родился в год, когда последние русские полки возвращались из Франции. Все вокруг с детских лет говорило Лермонтову об Отечественной войне, все напоминало о бородинской победе: и еще не отстроенная Москва; пушки, отбитые у неприятеля; грудь ветерана, увешенная крестами; рассказы множества очевидцев. Мальчик рос среди воспоминаний об Отечественной войне, прежде всего своего отца, капитана в отставке, который в 1812г вступил в народное ополчение, двоюродного деда, генерала Никиты Арсеньева. Все происходящее не могло не отразиться в творчестве поэта.

«Бородино» впервые появилось в 1837 году в шестой книге журнала «Современник».

По мнению В. Н. Турбина, непосредственным поводом к переделке юношеского стихотворения «Поле Бородина» послужила юбилейная лжепатриотическая шумиха и сочинение Булгарина Фаддея, некоторые выражения которого намеренно использованы Лермонтовым в полемических целях.

2 стр., 635 слов

Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова «Бородино» и «Дума

... цинизма и лицемерия: Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. Таким образом, стихотворения Лермонтова «Бородино» и «Дума» имеют тесную идейную связь. ... Большая часть «Бородино» посвящена подвигу русских «богатырей». Старший рассказчик подробно описывает Бородинское сражение как кульминационное сражение Отечественной войны 1812 года, в ...

«Бородино» — первое произведение, напечатанное с его подписью и с его ведома. Оно принесло известность поэту.

Что же так привлекало внимание читателя и критиков?

Впервые в русской поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку.

Обратимся к содержанию.

В стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват». Бородинская битва описана «изнутри», самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем истории, вершителем судеб России и Европы.

Обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку:

Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий, Французы двинулись, как тучи

И все: на наш редут

* * *

Изведал враг в тот день не мало,, Что значит — русский бой удалый,, Наш рукопашный бой!

Несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. Старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения:

Вам не видать таких сражений!.., Носились знамена, как тени,, В дыму огонь блестел,, Звучал булат, картечь визжала,, Рука бойцов колоть устала,, И ядрам пролететь мешала, Гора кровавых тел.

Сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («Забил снаряд я в пушку туго»).

Предположительно, рассказчик находился на батарее генерала Н.Н. Раевского. Но почему Лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»Чужие изорвать мундиры о русские штыки»)? Это можно объяснить тем, что Лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за Родину свою». Своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину:

Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя:, Богатыри — не вы!, Русский человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню:, Не будь на то Господня воля,, Не отдали б Москвы!

Вторгшийся в Россию враг горд, самоуверен, надменен. Напротив, защитник Отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход:

Но тих был наш бивак открытый:, Кто кивер чистил весь избитый,, Кто штык точил, ворча сердито,, Кусая длинный ус.

Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали!» и приносят победу:

Что тут хитрить, пожалуй, к бою;, Уж мы пойдем ломить стеною,, Уж постоим мы головою, За Родину свою!

Любовь к Родине русского человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников.

В стихотворении «Бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. Современное поколение, по мнению автора, неспособное на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлых поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими.

1 стр., 465 слов

Лермонтов — великий человек (Лермонтов М. Ю.)

... многое другое. Одним из наиболее прославленных произведений является стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году в память об Отечественной ... стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Напоследок скажу, что творчество Лермонтова стало великим, потому что поэт ... добра и зла. Будучи полноценным автором многих шедевров, Лермонтов перестал представлять читателю судьбы своих героев особенными и ...

Герой «Бородино» — участник отечественной, общенародной, настоящей войны. Он сильный, гордый, смелый, он – русский человек.

Вкладывая рассказ о Бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. Победа в войне 1812 г – заслуга русского народа. Патриотизм — сила, консолидирующая все слои общества. Народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «Бородино» соединились элементы сказа, баллады, оды, лирического монолога.

В. Г. Белинский увидел в этом стихотворении жалобу «на настоящее поколение; дремлющее в бедствии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел.

Л. Н. Толстой считал «Бородино» зеркалом романа-эпопеи «Война и мир».

По определению Л. В.Пумпянского, «Бородино» заключает в себе огромный материал для наблюдений и выводов.

Прошло много лет, а стихотворение не утратило свою значимость для нас, живущих в 21 столетии.

К этому стихотворению следует подходить как к открытию, имеющему в русском художественном творчестве огромное значение и изучать историческое событие, Отечественную войну 1812 года, не только на основе исторических документов, но и через прочтение художественных произведений.