словесно-наглядные;
- по уровню активности познавательной деятельности:
эвристический, исследовательский;
- по функциям:
рассказ, иллюстрирование, выполнение аналитико-синтетических упражнений, монологические высказывания.
Образовательные технологии:
- групповые способы обучения;
- элементы проектного обучения;
- методика сотрудничества;
- элементы развития критического мышления учащихся.
Организационные формы работы на уроке.
Весь класс делится на 4 малые группы по 3-5 человек. Группы разноуровневые, в каждой есть свой лидер, который руководит работой учащихся в группе, он же и несет ответственность за качество выполняемой работы.
Группам выдается рабочий лист, в котором выполняется задание, затем лидер группы представляет работу – одну из частей сочинения-описания животного.
Оформление доски и оборудование урока.
- Информационная таблица по стилям и типам речи
- Красочные иллюстрации с изображением кошек
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Однажды в руки мне попала книга иркутского писателя Фёдора Боровского «Рыжий». В повести писатель рассказывает о самых ярких впечатлениях своего послевоенного детства, о домашнем любимце по кличке Рыжий. Дети лучше взрослых понимают животных и сильней привязываются к ним – своим бескорыстным и преданным друзьям. Фёдор и его младший брат подружились с котом по кличке Рыжий. Это был самый замечательный кот, как все коты и собаки, с которыми мы дружим в детстве. Повесть очень интересная, увлекательная, писатель на протяжении всего повествования даёт описание своего любимца.
Исследовательская работа «образ ласточки» учащихся (10 класс)
... добычу в воздухе. На теле ласточек могут паразитировать блохи, клещи. Интересные факты В рассказе про ласточку для 1 класса «Перелётные птицы» говорится, что ... 14−16 дней высиживают яйца. Чем старше становится самка, тем больше яиц она может отложить. В первый раз она ... см. Коротко о разновидностях Длительность жизни небольшая — в среднем 4 года, но может достигать возраста 8 лет. Всего в окружающем ...
Сейчас ребята в каждой группе попробуют поставить себя на место писателя и восстановить текст из повести. Когда группы отработают свою часть текста, мы прочитаем полное описание и узнаем, что же это за кот по кличке Рыжий
- Группы работают с сочинениями – клише.
- Группы читают – выразительно, эмоционально, свою часть текста, получается полное описание героя повести.
- Рефлексия.
Беседа по вопросам:
- Какие чувства у вас вызвало это описание?
- Что больше всего понравилось?
- Какой стиль речи использовали вы с автором повести?
- Элементы какого типа речи присутствуют в данном тексте?
- Интересно узнать историю кота Рыжего? На уроке внеклассного чтения почитаем эту повесть.
Домашнее задание: написать сочинение о домашнем питомце в художественном стиле с элементами описания.
Группа 1.
Сочинение – это упражнение
Ф.И. Буслаев
Сочинение – описание животного.
Вид сочинения: сочинение – клише.
Тип речи: описание.
Главный вопрос описания: какой?
Задание:
- На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное – эпитет.
- Выразительно прочитать сочинение.
клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение
клише |
прилагательные – эпитеты |
У нас был кот. Звали его Рыжий. Когда-то брат нашел его в лопухах под стеной ____________________ здания. Котенку тогда, наверное, и месяца не исполнилось. Он сидел под лопухом и орал в небо, широко разевая ____________________ — ____________________ пасть с ____________________ ____________________ язычком и ____________________ зубками. Все его ____________________ тело содрогалось от крика и просто удивительно было, как уместился в таком ____________________, ____________________теле такой ____________________ ____________________ голос. |
тощем жалком крохотными тщедушное маленьким чистеньким напористый деревянный старого маленький бледно-розовую |
Группа 2.
Сочинение – это упражнение
высшего порядка.
Ф.И. Буслаев
Сочинение – описание животного.
Вид сочинения: сочинение – клише.
Тип речи: описание.
Главный вопрос описания: какой?
Задание:
- На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное – эпитет.
- Выразительно прочитать сочинение.
клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение
клише |
прилагательные – эпитеты |
Мы принесли котенка домой и пустили его на пол. Он сразу же пошел к маме, задрав свой ____________________ хвостик. Походка у него была ____________________ и тоже ____________________, как и голос. Он шел, смотрел на маму и орал, при каждом шаге потряхивая ____________________ ногами, словно у него на лапы налипло что-то и мешало ходить. Он был ____________________, со ____________________ полосами, ____________________, ____________________ и ужасно ____________________. И еще он был какой-то ____________________ и ____________________ настолько, что ребра торчали даже под ____________________ ____________________ шерсткой. Но к этому ____________________, ____________________ тельцу были приделаны ____________________ ноги и венчала все огромная треугольная голова. А на голове сидели огромные треугольные уши. Даже непонятно было, как такая голова держится на такой ____________________ слабой шейке. Только усы у него были ____________________. Прямо генеральские усы, взрослому коту впору. Странный котенок и со странным деревянным голосом. |
коротенький задними неуверенная деревянная грязный жалкий худой блекло-рыжий угловатый светлыми жалкому тощему свалявшейся жидкой тоненькой замечательные длинные облезлый |
Группа 3.
Сочинение – это упражнение
высшего порядка.
Ф.И. Буслаев
Сочинение – описание животного.
Вид сочинения: сочинение – клише.
Тип речи: описание.
Главный вопрос описания: какой?
Задание:
- На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное – эпитет.
- Выразительно прочитать сочинение.
клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение
клише |
прилагательные – эпитеты |
Ого, как он рос, мой Рыжий! Через год он стал взрослым котом. Лапа у него стала ____________________, когти ____________________ и ____________________, а клыки, как у ____________________ тигра, про которого я читал в энциклопедии. Руку он мне этими своими ____________________ клыками прокусил до кости, гад ____________________, а потом пришел вечером за молочком как ни в чем не бывало, такой ____________________, такой ____________________ сидел над блюдечком, так сладко облизывался и жмурил свои ____________________ ____________________ буркалы. ____________________ ____________________ шерсть блестит, ____________________ тело изгибается на ходу, ____________________ полосы шевелятся на боках. Красив он стал: ____________________, ____________________, ____________________, с ____________________ спиной и ____________________ усами. Только усы больше, чем нужно, но это ему даже шло. |
саблезубого саблезубыми железная огромное острые бесстыжие зеленые милый невинный сильное светлые короткая гладкая поджарый мощный длинноногий гвардейскими пружинистой ползучий |
Группа 4.
Сочинение – это упражнение
высшего порядка.
Ф.И. Буслаев
Сочинение – описание животного.
Вид сочинения: сочинение – клише.
Тип речи: описание.
Главный вопрос описания: какой?
Задание:
- На место пропуска вставить подходящее по смыслу прилагательное – эпитет.
- Выразительно прочитать сочинение.
клише + прилагательные (эпитеты) = сочинение
клише |
прилагательные – эпитеты |
Мы с братом разделили наше молоко пополам и налили котенку в блюдце, ткнули его в молоко носом. Он было рванулся, но тут же и притих, укрепился попрочнее на ногах и принялся лакать ____________________ его язычок быстро – быстро мелькал в ____________________ молоке и слышалось ____________________ бульканье. Было удивительно, как быстро он перекачивал таким ____________________ языком молоко из блюдца в живот. Живот у него раздулся, стал ____________________ и ____________________, словно мячик проглотил. Под тяжестью этого ____________________ живота его шатало, он сделал несколько ____________________ шагов и повалился набок. Он еще поднял голову, с недоумением посмотрел на свой живот, но тут же ____________________ глаза его закрылись, голова с легким стуком упала на пол и он заснул ____________________ сном. Мы положили его на подстилку, а он даже не шелохнулся, спал как ____________________. Растянулся на спине, голову закинул и только бока ходуном ходят, да усы шевелятся. Он был во сне, как ____________________. Ребенок, в общем. |
осоловелые счастливые розовый легкое белом крохотным раздутого неуверенных круглый тугой симпатичный убитый |
Литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/opisanie-jivotnogo-klass-russkiy-yazyik/
- Боровский Ф. Рыжий. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство.1984 г.
- Сергеев Д. Статья «Возвращаясь в детство». Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство.1984 г.
- Никитина Е.С. Русская речь. 5-7 классы. М. Просвещение. 2009.