Разделы:
Цели: дать понятие пейзажной зарисовки; закрепить и углубить представление о пейзаже в художественном стиле речи; учить писать сочинение-описание пейзажа.
ХОД УРОКА
1. Речевая разминка
Зима, зима! Мороз трещит;
- Луна в кольце на тверди синей;
- Звездится снег; лазурный иней
На чёрных деревах блестит…
(А.Н. Майков)
- Прочитайте строки из стихотворения А.Н. Майкова про себя. Подумайте, какие слова, выражения передают отношение поэта к зимнему пейзажу? Постарайтесь определить, какое оно? (Поэт восхищается зимней ночью – восклицание «Зима, зима!»;
- олицетворяет природу – «мороз трещит»;
- передаёт её красоту – «звездится снег», «лазурный иней… блестит».)
- Как вы понимаете выражение «звездится снег»? (Снег жёсткий, сухой, искрится звёздочками.)
- Понятно ли вам, почему у слова ИНЕЙ эпитет «лазурный»? (От света луны на синем небе иней приобретает лазурный оттенок.)
- Какая картина предстаёт перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь нарисовать её словами.
- Какие слова, выражения помогают вам устно нарисовать картину? (Луна в кольце, чёрные дерева, снег, иней, синяя твердь (небо) и т.д.)
2.
Работа по теме
- Обратимся к репродукции картины С. В. Герасимова «Лёд прошёл». Что изображено на картине?
- Какое время года запечатлел художник? Поясните ответ.
(Конец зимы – начало весны, так как само название говорит о том, что лёд прошёл, река разливается, остатки снега говорят о прошедшей зиме.)
- Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно?
– Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами художник пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как ранняя весна? (Художник использует определённые краски: прозрачные, неяркие, холодные тона. Вся картин пронизана ощущением свежести, мягкости.)
Урок развития речи. -описание пейзажа «А за окном зима…». ...
... составить пейзажную зарисовку на тему “А за окном зима…” (самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения-миниатюры). – Посмотрим, что ... Зима! Зима! Мороз трещит; Луна в кольце на тверди синей; Звездится снег; лазурный иней На черных деревах блестит… А. Н. Майков Подумайте, какие слова, ... своего отношения к такому явлению природы, как зима? Художник И. Левитан говорил: “Надо понимать разговор ...
зарисовка
– Обратимся к словам К.Г. Паустовского, который взят в качестве эпиграфа к уроку. Прочитайте их. «Если писатель, работая не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».
- Что писатель считает главным в пейзажных зарисовках?
- Что, по мнению Паустовского, необходимо для того, чтобы по-настоящему описывать природу?
– Что же видели за словами русские писатели? У кого из известных вам по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками? В каких произведениях? (В повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», в стихах Ф. Тютчева, А.Фета, И.Никитина и др.)
- Прочитайте внимательно про себя отрывок из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
«Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел».
- Что привлекло внимание писателя в рождественской ночи? (Внимание писателя привлёк снег.)
– Как и в чём этот отрывок перекликается с отрывом из стихотворения Майкова? (Н.В.Гоголь и А.Н. Майков любуются зимним пейзажем. Снег – предмет наблюдения обоих авторов, оба описывают его похоже – «звездится снег» и «снег… обсыпался хрустальными звёздами».)
- Отметьте, какие изобразительные средства языка использует Н. В. Гоголь, чтобы показать очарование, красоту рождественской ночи? (Н.В.Гоголь использует эпитеты «серебряным полем», «хрустальные звёзды»;
- метафоры «снег загорелся», сравнения «снег загорелся… серебряным полем».)
- Мы проанализировали несколько зарисовок природы, пейзажных зарисовок. На основе анализа попытаемся определить порядок работы над сочинением:
- Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?
- Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя?
- Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
- Попробуйте устно составить пейзажную зарисовку на тему «А за окном зима…».
3. Задание на дом
- Следуя инструкции, составленной на уроке, напишите сочинение-описание зимнего пейзажа. Тему определите сами.