Многие выпускники воспринимают итоговое сочинение как формальность. Тем не менее ежегодно около 5% одиннадцатиклассников отправляется на пересдачу. По итогам первой волны учителя и репетиторы составили список самых распространённых ошибок. Проанализировать их стоит и тем, кому предстоит пересдача, и тем, кто будет писать итоговое сочинение через год-два. Пригодятся эти лайфхаки и в ЕГЭ по русскому языку.
Ошибка № 1: не понимает смысла тезиса
Это одна из самых частых проблем: выпускники не до конца понимают тему, поэтому и не могут её раскрыть. Часто они приводят аргументы, которые совпадают с тезисом косвенным образом. Например, видят слово «мечта», цепляются за него и используют литературный материал, где тоже встречается это слово.
Как объясняют репетиторы PROFI.RU, натаскать на понимание тезиса нельзя, ведь он заранее не известен. Однако можно проводить тренировочные занятия: разбирать тезисы и пытаться их понять. Ученик должен не просто «вываливать» все подготовленные произведения, а осознавать, чего именно от него хотят и насколько подобранный литературный пример соответствует заявленной теме сочинения.
Ошибка № 2: не умеет анализировать текст
Существует неофициальное требование: литературный пример нужно приводить из классических произведений, желательно — по школьной программе. Неверное понимание устаревшего слова или древних обрядов — легко преодолимые проблемы, сложнее с общим пониманием идеи произведения.
Репетитор PROFI.RU :
Ошибка № 3: раскрывает тему формально
Главная задача большинства выпускников — «проскочить» сочинение, а не научиться письменному рассуждению. Такие ученики занимаются «математикой»: высчитывают, какие критерии нужны для получения зачёта, и даже не стараются вникнуть в тему или привести убедительные аргументы.
Репетитор PROFI.RU
Ошибка № 4: нелогично рассуждает
Многие ученики не слишком хорошо умеют развивать мысль, часто не могут оформить сочинение в виде логической цепочки. Получается рассуждение из набора тезисов и мыслей, и проверяющему приходится самому достраивать логику.
: «На занятиях мы учимся думать, рассуждать логически и писать так, чтобы каждая последующая мысль вытекала из предыдущей. Для этого вспоминаем слова-связки: „следовательно“, „однако“, „но“, „в то же время“, „несмотря на это“ и другие. Часто встречается неправильное использование соединительных союзов „и“, „также“: их ставят вместо противительных „но“, „однако“. Распространен и неправильный переход от аргумента к аргументу. Обязательно нужно использовать правильные союзы и другие средства связи между предложениями, чтобы от одного аргумента перейти к следующему — синонимичному или контраргументу».
План-конспект русского языка в 6 классе : «Обучение сочинению-рассуждению ...
... формулировать свое мнение, писать сочинение-рассуждение на заданную тему, используя в качестве аргументов литературный материал. Слово учителя Текст-рассуждение обычно имеет следующие части: тезис, то есть утверждение, которое ... и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз., Слово учителя. Обращаемся к роману Пушкина «Дубровский». Беседа по вопросам : Есть ли в нем данная проблема? Кого вы ...
Ошибка № 5: неверные грамматические конструкции
Устная речь прощает неточности, письменная — нет. Речевой мусор проникает в сочинения, появляются избыточные конструкции, например «то, что». Школьники могут начать предложение с указательного «то», не умеют строить деепричастные и причастные обороты, нарушают построение сложноподчиненных предложений, неправильно используют подчинительные союзы и не видят ошибку, даже когда на нее указывает учитель.
: «Синтаксические и грамматические ошибки имеют глубокие корни. На занятиях мне приходится „ломать“ неправильные синтаксические конструкции, ставшие устойчивыми уже в 7 классе, и учить строить грамматически правильные фразы. Мы разбираем теоретический материал и используем так называемые тренажеры. Это комплексы грамматических упражнений, где много заданий на одну и ту же тему. Так тренируется грамматическая зоркость и слух».
Ошибка № 6: строит слишком сложные или слишком простые предложения
Как носители языка мы чувствуем, когда фраза построена коряво. Тут нет четкого критерия или конкретной ошибки, просто предложение звучит не гладко. Ученики пишут мало сочинений — отсюда все проблемы.
: «Часто ученики стремятся избежать пунктуационных ошибок и используют очень простые, даже примитивные предложения. Когда же они пытаются построить развернутую конструкцию, от неумения и боязни делают это неуклюже. Получаются громоздкие фразы с повторами союзов, с лишними оборотами и придаточными предложениями. Нужно следить за объемом предложения: оно должно содержать законченную мысль, быть развернутым, но не избыточным и демонстрировать хорошее владение языком».
Итоговое сочинение проверяет не только знания по русскому и литературе, но и общий уровень развития: умение рассуждать и интерпретировать тезисы, владение логикой. Крайне важна грамотность: многие ученики балансируют на грани зачета из-за большого количества орфографических и пунктуационных ошибок. Любой учитель скажет: для борьбы с ними нужно читать художественную литературу и делать упражнения из сборников.
Но всё же самое главное для успешной сдачи — к сочинению нельзя относиться формально. За эту работу можно получить дополнительные (до 10) баллы при поступлении в вуз, а навыки, полученные при подготовке, пригодятся любому выпускнику, какую бы профессию он ни выбрал.
Иллюстрация: Shutterstock (Zmiter).
Гифки: giphy.com