Обучаем детей сочинять стихи методическая разработка по развитию речи

Сочинение

Хорошая речь – важнейшее условие

всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче

ему высказывать свои мысли, тем активнее

осуществляется его психическое и речевое развитие.

В.А. Сухомлинский

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Эту работу можно проводить одновременно в двух направлениях: заучивание и сочинение.

Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Например произведения А. Барто, С. Маршака и других детских поэтов.

Чтобы детям легче было заучить стих, я использую методы «мнемотехника» и «заучивание стихов руками» это помогает развивать речь детей, память, творческие способности и воображение.

В группе необходимо создавать «атмосферу поэзии», это когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, в образовательном процессе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, а систематически в течение года, развивая потребность слушать и запоминать.

Обучение детей сочинять стихи.

Важную роль в развитии речи играет и сочинение стихов детьми. Способность к сочинительству тоже игра и вместе с тем – награда за труд. В обучении сочинительству можно выделить следующие этапы работы:

  • знакомство детей с алгоритмом создания небольшого стихотворного текста;
  • коллективное составление текста по алгоритму;
  • создание стихотворных текстов по подгруппам и малыми группами;
  • индивидуальное составление детьми стихотворных текстов.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов лучше начинать с трехлетнего возраста. Исследователями установлено, что дети с 3 – 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это словесная игрушка ребёнка, и в то же время детская поэзия.

9 стр., 4329 слов

Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей ...

... конечно, логопедом. Неэффективность применяемых диагностических методик, слабость диагностики перекрываются данными клинического, педагогического и логопедического обследования. Нельзя не отметить, что ... умений ребёнка. См. в Приложении 2.2.Методы изучения уровней связной речи, Методические указания: Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается ...

Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания ребенка.

Задачи в обучении рифмованию:

Вторая младшая группа

1) Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, пень – день; ночь – дочь; кот – рот; палка – галка; печка – свечка; мышка – крышка и т.д.

2) Побуждать детей к созданию рифмованных строчек по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. (Слон стоит, а конь бежит)

Средняя группа

1) Учить детей рифмовке через дидактические игры: Игра «Добавлялки» (Ра-ра-ра – начинается…(игра), Лу-лу-лу – сидит кот в… (углу), Ша-ша-ша – мама моет… (малыша), Жу-жу-жу – молока дадим… (ежу), Са-са-са – в лесу бегает… (лиса), Су-су-су – было холодно в… (лесу)), «Склад-несклад», «Отгадывание загадок» .

Самолетик легкий, быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо — (стрекоза),

«Чистоговорки», «Чужое слово», и другие игры.

2) Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки.

Старшая группа (усложняются задания)

1) Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый), наречия (легко – глубоко).

2) Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте. (о ком или о чем будет стихотворение, каким этот объект будет, что он будет делать, вывод)

Подготовительная группа

1)Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения.

2) Формировать умение составлять рифмовки.

2 стр., 637 слов

Сказки с детьми старшей группы в детском саду

... птиц». Воспитатель: Тогда слушайте и помогайте. Предлагаю детям послушать начало авторской сказки «Как пчелки прощались с летом». На опушке огромного леса ... хороши. Вот на этой полянке и жили наши герои сказки – пчелки. Они летали и весело жужжали. А одна из них ... песенку: Я летаю, жужжу, И нектар здесь нахожу. Где цветочек самый сладкий, Пчелкам всем расскажу. Давайте поиграем с этой песенкой. ...

Сочинение стихов по ключевым словам:

1. Когда укладываем детей спать

Мы ложимся все в кровать ,

Детям нужно отдыхать ,

Мы немножко отдохнем

И опять играть пойдем.

2. Печем печенье к чаепитию

Напечем печенье,

Будет угощенье,

Мы друзей позовем

И станцуем и споем.

3. Стихи про наши цветы

За окном трещит мороз,

Люди прячут в шарфик нос.

А в группе нашей тепло и уют,

Орхидеи тут цветут.

4. При посадке цветов

Вот он маленький росточек,

Ты полей его дружочек,

Ты воды не жалей,

будет он расти быстрей.

5. Это было в апреле

Мы жили в отеле,

Звенела капель,

Мы ловили форель.

Василий Сухомлинский

«У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым».