Хорошая речь – важнейшее условие
всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем активнее
осуществляется его психическое и речевое развитие.
В.А. Сухомлинский
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Эту работу можно проводить одновременно в двух направлениях: заучивание и сочинение.
Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Например произведения А. Барто, С. Маршака и других детских поэтов.
Чтобы детям легче было заучить стих, я использую методы «мнемотехника» и «заучивание стихов руками» это помогает развивать речь детей, память, творческие способности и воображение.
В группе необходимо создавать «атмосферу поэзии», это когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, в образовательном процессе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, а систематически в течение года, развивая потребность слушать и запоминать.
Обучение детей сочинять стихи.
Важную роль в развитии речи играет и сочинение стихов детьми. Способность к сочинительству тоже игра и вместе с тем – награда за труд. В обучении сочинительству можно выделить следующие этапы работы:
- знакомство детей с алгоритмом создания небольшого стихотворного текста;
- коллективное составление текста по алгоритму;
- создание стихотворных текстов по подгруппам и малыми группами;
- индивидуальное составление детьми стихотворных текстов.
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов лучше начинать с трехлетнего возраста. Исследователями установлено, что дети с 3 – 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это словесная игрушка ребёнка, и в то же время детская поэзия.
Анализ стиха Б. Пастернака “Определение поэзии”
... он отошел от юношеских вкусов, прокладывая в поэзии собственный путь. Одним из стихов, которые обозначены чертами увлечения Пастернаком футуризмом, есть “Определения поэзии”, что входит в цикл “Занятие философией ... А потом у жизнь юноши решительно вошла поэзия. Первые стихи Пастернака датированы 1912 года. Они пока злы, относительно слова у Бориса был безупречный ...
Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания ребенка.
Задачи в обучении рифмованию:
Вторая младшая группа
1) Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, пень – день; ночь – дочь; кот – рот; палка – галка; печка – свечка; мышка – крышка и т.д.
2) Побуждать детей к созданию рифмованных строчек по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. (Слон стоит, а конь бежит)
Средняя группа
1) Учить детей рифмовке через дидактические игры: Игра «Добавлялки» (Ра-ра-ра – начинается…(игра), Лу-лу-лу – сидит кот в… (углу), Ша-ша-ша – мама моет… (малыша), Жу-жу-жу – молока дадим… (ежу), Са-са-са – в лесу бегает… (лиса), Су-су-су – было холодно в… (лесу)), «Склад-несклад», «Отгадывание загадок» .
Самолетик легкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо — (стрекоза),
«Чистоговорки», «Чужое слово», и другие игры.
2) Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки.
Старшая группа (усложняются задания)
1) Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый), наречия (легко – глубоко).
2) Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте. (о ком или о чем будет стихотворение, каким этот объект будет, что он будет делать, вывод)
Подготовительная группа
1)Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения.
2) Формировать умение составлять рифмовки.
Сочинение стихов по ключевым словам:
Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ...
... на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия. 1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах ... с одним и тем же действием, вопрос ... учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит ...
1. Когда укладываем детей спать
Мы ложимся все в кровать ,
Детям нужно отдыхать ,
Мы немножко отдохнем
И опять играть пойдем.
2. Печем печенье к чаепитию
Напечем печенье,
Будет угощенье,
Мы друзей позовем
И станцуем и споем.
3. Стихи про наши цветы
За окном трещит мороз,
Люди прячут в шарфик нос.
А в группе нашей тепло и уют,
Орхидеи тут цветут.
4. При посадке цветов
Вот он маленький росточек,
Ты полей его дружочек,
Ты воды не жалей,
будет он расти быстрей.
5. Это было в апреле
Мы жили в отеле,
Звенела капель,
Мы ловили форель.
Василий Сухомлинский
«У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым».