/
- Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин — это, бесспорно, наиглавнейший и самый обожаемый писатель России. На его творческом процессе родилось много поколений лучших ценителей родной письменности. Всем известно, что тема поэта была главной в его стихотворчестве. Фигура поэтического персонажа помогает читателям точнее разобраться в убеждениях, взглядах на жизнь самого Пушкина и окружающих людей в совокупности.
На самой начальной стадии творческого процесса Пушкина мы соприкасаемся с душещипательной фигурой (к примеру, в стихах «Поэт»).
В этом месте он с унынием восхваляет любовные чувства. Строки пропитаны небольшой печалью и тоской. Но время не стоит на месте — изменяются взгляды на жизнь поэта, а отсюда следует, и меняется образ творца. В стихах «Деревня» перед нашими глазами уже муж страны, взывающий к борьбе против пороков окружающих людей.
Упомянем стихи «Разговор книгопродавца с поэтом». В них писатель представляется нам «белой вороной». Он сильно выделяется от всех окружающих людей, потому что имеет уникальный талант. Поэтический персонаж — мечтатель, которому в новинку открываться своими впечатлениями с кем-либо. Только книгопродавцу он объясняет о своей неготовности говорить людям о творческом процессе. Аналогичную фигуру мы обнаруживаем и в других стихах — «Пророк». Тут писатель вновь показан нам затворником. Общественность его не может понять. Особенно выделяется и духовное призвание, данное не всем. Нужно помнить, что как раз в этой проникнутой лиризмом литературной работе Пушкин описывает обязательные черты творца, которые будут присущи только ему. Похожая фигура есть и в таких литературных трудах, как «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо».
Оригинальный литераторский обелиск формирует Пушкин в стихах «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Писателем заостряется тема на неизбежности выполнения своего долга перед людьми. Он в некоторой степени подытоживает всю свою творческую деятельность. Тут мы обнаружим и мысли о трудной действительности, и о вольной жизни, и о величии слов, и, разумеется, о любовных отношениях к родному естеству.
Обобщая все вышеизложенное, нужно обратить внимание на то, что фигура лирика у А.С. Пушкина изменяется с годами. Если сначала мы сталкиваемся с независимым мечтателем, то уже на поздних периодах творческого процесса перед нашими глазами представляется истинный автор, который хочет вернуть долг своему народу. За это многообразие мы и обожаем писателя!
Что сказали мне стихи Пушкина? 6 класс
... уважать творчество Александра Сергеевича Пушкина и других писателей и поэтов! ` Что сказали мне стихи Пушкина? Популярные сочинения ... что так проникновенно осталось бы в голове читателей. Стихи Пушкина открывают для нас много нового. К сожалению, ... люди. Многие читатели представляют эти чувства Пушкина и сравнивают со своими, возможно подражают, а некоторые стараются вывести своё мнение. Много стихов ...
Другие темы: ← Автор в романе Евгений Онегин↑ ПушкинЕвгений в поэме Медный всадник →
`
Семья поэта
В семье Пушкиных было большое количество талантливых людей. Василий Львович, приходившийся поэту дядей, прекрасно слагал стихи, благодаря чему приобрел известность в широких кругах. Отец, Сергей Львович, превосходно владел французским языком.
В доме всегда было много гостей, и во время долгих вечеров отец Пушкина читал публике собственные стихи на французском. Однако к воспитанию детей родители Александра подходили с меньшим энтузиазмом. Маленький Пушкин большую часть детства провел под опекой воспитателей, крепостного дядьки Никиты Козлова, а также любимой няни — Арины Родионовны. Образы людей, с которыми поэт жил столько времени, впоследствии стали прототипами множества героев его произведений. Арина Родионовна оказала большое влияние на формирование личности Александра Сергеевича, поспособствовала поэтичности восприятия окружающего мира. Из ее уст маленький Пушкин услышал большое количество интереснейших фольклорных образцов. В дальнейшем они легли в основу некоторых его произведений.
Сказки Пушкина носят отпечаток рассказов, услышанных в детстве от Арины Родионовны. Впоследствии они приобрели большую популярность как у детей, так и у взрослых. Сказки Пушкина переведены на другие языки и изданы в разных странах мира.
Такой разный Пушкин: каким видели поэта художники прошлого
06 июня 2020 | 10:54| Культура Как выглядит «наше всё» – поэт и писатель Александр Пушкин – знают и взрослые, и дети: во всех школьных кабинетах русского языка и литературы выделен, кажется, персональный гвоздь для его изображения. Поэтому детали внешности Александра Сергеевича известны многим по «популярным» работам Кипренского или Тропинина. Но на сам образ поэта смотрели в разные эпохи по-разному – одни видели титана, гения, другие – загнанного обстоятельствами человека, третьи – творческую личность. К 220-летию со дня рождения Пушкина «Диалог» выбрал портреты, где образ «солнца русской поэзии» может удивить, а также узнал, какие истории скрываются за холстами с бакенбардами, кудрями и цилиндром.
Друг в халате Пушкина и поэт за работой
Портрет Александра Пушкина работы художника Карла Мазера называют посмертным – однако художнику в 1839 году позировал вполне живой на тот момент человек – заказчик, друг поэта и адресат множества пушкинских писем Павел Нащокин. Чтобы приблизиться к исторической правде, он даже надел халат, принадлежавший Пушкину.
«Павел Воинович позировал сам, так как считал, что похож на друга. И не столь важно, что сделал он это в память о Пушкине, и в той позе, в которой часто сидел поэт среди книг – важно, что это изображение писателя, человека, который занят творчеством, а не просто статуарный портрет», – подчёркивает ведущий специалист по выставочной работе Всероссийского музея А.С. Пушкина, куратор выставки «Многоликий Пушкин» (открытие 6 июня) Тамара Мишина.
А.С.Пушкин — поэт-историк
... проверить, так ли это! Оказалось, что о гениальном русском поэте-историке - Александре Сергеевиче Пушкине - писали почти все пушкинисты, многие специалисты по ... реферат. При написании реферата я ограничился постановкой двух проблем, заинтересовавших меня: Первая проблема: Зачем гениальному поэту понадобились еще и столь основанные научно - исторические занятия? Если “историками делаются - поэтами ...
Традицию изображать Пушкина за работой поддержали и в XX веке. У Николая Ульянова поэт получился человеком, погружённым в своё творчество в небрежной рабочей обстановке. Никакого намёка на статуарный портрет: Пушкин одет в халат и рубашку с расстёгнутым воротом и смотрит не прямо, а куда-то в сторону, за раму.
«Гусиное перо, типичное пушкинское перо-огрызок, воткнуто в чернильницу, правая рука с тонкими, длинными пальцами подперла голову. Глаза задумчивые, но ясные и зоркие, они видят что-то, что через несколько мгновений претворится в звучный стих, который послушно ляжет на бумагу. […] Образ Пушкина прост, убедителен, человечен, жив и лиричен. Невольно хочется верить художнику, что поэт был именно таким», – так описал портрет пушкинист, один из основателей Музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке Михаил Беляев в статье «Отражение юбилея Пушкина в изобразительном искусстве» (пунктуация и орфография сохранены).
Пушкин – человек страстей
Кстати, Николай Ульянов изобразил и другой сюжет из биографии Пушкина — последние годы жизни поэта и его трагические отношения с аристократическим обществом. На картине «Пушкин с женой на придворном балу» (1937 год) поэт в мундире камер-юнкера остановился у зеркала рядом с красавицей Натальей Гончаровой. Его супруга любуется собою в зеркале, тогда как Александр Сергеевич оглядывается назад и явно обеспокоен. Тамара Мишина отмечает, что портрет Александра Сергеевича за работой и эта картина будто ведут спор о личности поэта: «Это амплитуда художника и его понимание личности поэта. На одной картине изображён Александр Пушкин, одержимый творчеством, поиском рифмы, литературного хода. А на другой – человек, застрявший в этом клубке страстей и всего, что тогда происходило в его жизни».
Больного, затравленного человека с плохо скрываемым гневом, презрением и тревогой на лице увидел на портрете пушкинист Беляев – и, по его мнению, картина получилась слишком надуманной и литературной: не мог Александр Сергеевич, светский человек, уже из одного самолюбия выдать окружающим свои тревоги.
Последняя дуэль поэта: смертельно опасный ритуал, его история и правила
Как сам Пушкин столкнулся в конце жизни с непониманием общества и плохими продажами своих изданий, так и художники, которые его рисовали, порой не находили понимания среди коллег и почитателей поэта. Знаменитый Кузьма Петров-Водкин к предстоящей выставке в Москве в 30-е написал своего Пушкина в Болдино, сидящем на диване рядом с рыжей кошкой. Современники, жюри и пушкинисты такого поэта не приняли. Одни заметили диспропорции в фигуре, другие – странную форму головы. Беляев назвал портрет попросту неприятным – и, более того, не увидел в нём почти ничего пушкинского: «…живой труп в красном халате, сидящий на зелёном диване, рядом со свернувшейся клубком рыжей кошкой. Нет! как-то не верится в такого Пушкина», – писал тогда Михаил Беляев в статье «Отражение юбилея Пушкина в изобразительном искусстве» (пунктуация и орфография сохранены).
Подготовка к сочинению-описанию «А.С. Пушкин на портретах ...
... портреты Пушкина – взгляд художников на него. В 1827 году были написаны два портрета А.С.Пушкина. Авторы их - В.А.Тропинин и О.А.Кипренский. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими произведениями искусства. Формулировка темы ... Написать сочинение на тему «А.С.Пушкин на портретах О.Кипренского ... портрета А.С.Пушкина. 7. Работа в группах - описание портрета А.С.Пушкина. (Слайды 9, 10) Какова поза поэта? ...
Оставшийся непонятым Петров-Водкин в ярости разорвал холст, а впоследствии одну часть картины использовал, чтобы написать новую – «Колхозницы». Недавно в Русском музее обнаружили утраченный портрет Пушкина под слоем краски, но всё же в Всероссийском музее хранится эскиз изначально задуманного портрета.
Гибель, эмиграция, тюрьма – судьбы художников
Разорванный в ярости холст или непонимание окружающих – не самые тяжкие потери из жизни художников, рисовавших Пушкина. После революции, когда часть живописцев уехала в эмиграцию, образ поэта оставался связующим по обе стороны границы. Как о (Петроград, 1922 год) поэт, критик, мемуарист и пушкинист Владислав Ходасевич: «Это мы условливаемся, каким именем нам аукаться, как нам перекликаться в надвигающемся мраке». Талантливые художники начали уходить от романтического и статуарного портрета и даже от рабочих сюжетов, а старались передать трагизм личности поэта.
«В портретах Пушкина отпечатывается не только его время, но и наше время, наши глаза и трагедии отечественных художников и поэтов. Множество портретов Александра Сергеевича были сделаны к юбилею 1937 года – трагическому юбилею Пушкина, когда вся страна, оплакивая поэта, оплакивала ещё и свои потери. Празднование годовщины смерти – это сомнительное событие, но оно было пышным: это видно и по афишам, и по открыткам, которые сделали к этой дате», – отметила Тамара Мишина.
Одним из тех, кто отразил в портрете Пушкина и свою трагическую судьбу, стал Юрий Репин. Дело в том, что он не успел закончить своё художественное образование до революции, а в 1918 году Куоккала, где находилась усадьба Репиных, стала финской территорией, а он – гражданином другой страны. Интересно, что в своё время его отец, художник Илья Репин, создал картину «Пушкин на лицейском экзамене» (1911 год).
Юрий же нарисовал Пушкина в 1933-м не молодым и восторженным человеком и не романтическим героем на фоне бури: у Репина-младшего получился портрет состоявшего гения, который, кажется, светится внутренним светом. Но при всём при этом у «солнца русской поэзии» печальные глаза.
«Сам художник тосковал по России – он хотел учиться в Академии художеств. Дети его также были наделены талантами, и один из сыновей по имени Дий тоже мечтал закончить Академию. Впоследствии он перешёл границу, чтобы оказаться в Петербурге. Дий надеялся, что художник Исаак Бродский ему поможет устроиться – к сожалению, его сочли лазутчиком, и он был расстрелян как шпион. А для Юрия Репина, человека с тонкой душевной организацией, это был удар. В 50-е годы судьба его трагична: он покончил с собой, выбросившись из окна дома призрения в Хельсинки», – рассказала Тамара Мишина.
Другому художнику – Василию Шухаеву, который также обратился к образу Пушкина – удалось закончить до революции Академию художеств и получить диплом. В 1918 году он по льду Финского залива вместе с женой и товарищами, тоже художниками, направился в сторону бывшего Великого княжества Финляндского. Этот побег вспоминался ему потом свистом пуль, который был сначала принят за гул ветра. До 1935 года Шухаев работал и жил за границей, в том числе и в богемном Париже. После его «выманивают», и он возвращается на родину.
Поэта, поэзии и своего осознанно обособленного места в ней. 2. ...
... - Блока и Пушкина. Блок для Цветаевой не только великий современник, но своего рода идеал поэта, освобожденный от мелкого, суетного, житейского; он - весь воплощенное божественное искусство. «Блоковский цикл» - явление уникальное в поэзии, ...
В СССР художника приняло профессиональное сообщество, он начал преподавать в родной академии. В 1937 году Шухаев маслом пишет портрет Пушкина. Живописец даёт возможность всем приблизиться максимально близко к поэту, нарисовав Пушкина только по плечи. Нет романтического флёра, кудри не развеваются на ветру, книг вокруг и гусиного пера в руке тоже нет. Но пристальный взгляд и какая-то трагическая уверенность Александра Сергеевича удерживают внимание, где бы картина ни висела. В тот же роковой год, в годовщину пышных торжеств к 100-летию со дня смерти Пушкина, Василия Шухаева обвинили в шпионаже и осудили, на Колыму была сослана и его жена. Он отсидел все 8 лет срока и освободился в 1945 году. Впрочем, и после заключения художник продолжает работать, пушкинская тема не отпускает его. В 1947-м он оформляет оперу Петра Чайковского «Евгений Онегин» в Государственном театре оперы и балета им. З. П. Палиашвили в Тбилиси.
Наверное, одни из самых близких и необычных отношений с Пушкиным выстроил художник Николай Дронников. Он эмигрировал в Париж в конце 60-х, за время своей карьеры он перерисовал множество потомков поэта и декабристов, с которыми встречался. И только после этого написал портрет Пушкина, который подарил музею на Мойке, 12. Получилось вертикальное узкое изображение, играющее с типичным образом Пушкина в цилиндре и бакенбардах – но, вместе с тем, пропитанное современными взглядами на русскую культуру и наследие поэта.
Поэт на прогулке, на природе и на улицах Петербурга
Однако Пушкина не всегда изображали за работой или в трагических думах: у Валентина Серова «Пушкин на садовой скамье» излучает спокойствие и уверенность, здесь нет ни намёка на нестабильное положение или внутренние муки. Братья Александр и Валерий Трауготы и вовсе рисуют лёгкий образ поэта, с которым мы знакомимся в детстве вместе с сказками о царе Салтане и семи богатырях.
Часто художники обращались и к сюжетам а-ля «Пушкин на улочках Петербурга» или «Пушкин в Михайловском». Бушующее море, туманный город, осенний лес – сама обстановка должна была передать настроение стихотворца и его поэзию. В картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем» («Прощай, свободная стихия!») 1877 года Айвазовский и Репин поместили поэта в центр бури, на скользкий камень, о который бьются волны. А у Леонида Пастернака (отца Бориса Пастернака) в 1896 году на картине «Пушкин на берегу моря» узнаваемый силуэт вписан в пейзаж со спокойной водной гладью – и в этой работе доминирует, скорее, настроение и природа, а не личность. У Евсея Моисеенко Пушкин смотрит с холста прямо сквозь ветки деревьев, пока по поляне гуляет его осёдланная лошадь. График Анатолий Давыдов не стал подыскивать подходящий фон: художник посчитал, что Пушкин сейчас растворён в нашей природе и культуре, поэтому на полотне лицо поэта проступает сквозь яркие и контрастные краски.
Почему Пушкин — солнце русской поэзии? (Школьные сочинения)
... Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Солнце – символ добра, любви, поэтому Пушкин – солнце русской поэзии. ... «Смерть поэта». «Солнце русской поэзии закатилось», - написал В. Ф. Одоевский в единственном некрологе, чем вызвал негодование царских чиновников. Но солнце же заходит и восходит, оно светит всегда. И Пушкин всегда ...
Отдельный пласт живописи и графики посвящён Пушкину-лицеисту и попыткам вписать в нежный детский образ черты будущего гения. На парковой дорожке между Екатерининским и Александровским дворцами его застаёт Елена Орлова-Афиногенова. Яркое выступление поэта на экзамене описал Илья Репин. А Владимир Васильковский нашёл свой сюжет и своего «пушкинёнка» в одном сонном утре, когда тот склонился над умывальником.
Подготовила Рената Ильясова / ИА «Диалог»
Читать в Яндекс.Новости Читать в Дзен
Студенческий период
Информация о Пушкине включает в себя важный раздел о жизни поэта в лицее. Осенью 1811 года Александр Сергеевич начал обучение в Царскосельском лицее. Творческая атмосфера помогала поэту развивать свой талант. Уже в 1814 году «Вестник Европы» публикует сатирическое стихотворение «К другу стихотворцу», автором которого стал юный Пушкин. Через несколько месяцев читатели знакомятся со вторым произведением Александра Сергеевича, обеспечившим громкий триумф, – «Воспоминания в Царском селе».
Среди друзей поэт славился начитанностью, поразительной осведомленностью в различных аспектах русской и французской литературы. В стихотворениях, написанных в лицейские годы, прослеживается влияние литературных наставников. Произведения Александра Сергеевича наполнены радостью, негой и любовью. Но романтическая мечтательность вскоре сменяется унылыми элегистическими нотами. Начинают появляться первые жалобы, разочарования и обиды на жизнь.
«Назначение поэзии и образ поэта в лирике Пушкина»
В 1825 году А. Пушкин пишет В. Жуковскому из Михайловского: «Ты спрашиваешь, в чем цель моих «Цыган»? Вот на! Цель поэзии — поэзия думы Рылеева и целят и всё невпопад».
Вопрос о цели, назначении, смысле поэзии волновал Пушкина с первых шагов его творчества. Еще будучи лицеистом, начинающий поэт уже задумывался всерьез не только о своем предназначенье, но и о загадке искусства как непостижимого и вечного таинства, Первое опубликованное стихотворение было посвящено автору Дльвигу и называлось «К другу-стихотворцу». Таким образом Пушкин, может быть, еще сам не догадываясь об этом, обозначил две важнейшие темы своей лирики: мотивы дружбы и назначения поэзии. Не решаясь пока произнести высокое и священное для него слово, он называет себя и Дельвига не поэтами, а стихотворцами.
Начало активного, сознательного поэтического творчества Пушкина было ознаменовано ярко выраженными социальны ми, общественными мотивами, прямыми стиховыми атаками против самодержавия, против рабства и несправедливости. И нет ничего удивительного, что в этот период он видит цель поэзии исключительно в служении народу, народному благу, в обличении язв и пороков общества. Активная политическая лирика молодого Пушкина как бы обнимается двумя программными стихотворениями «К Плюсковой» (1818)и «О Муза пламенной сатиры» (1825) Они как нельзя лучше помогают понять и настроение Пушкина, и его тогдашнее понимание сущности искусства. Свободу лишь умея славить, Стихами жертвуя лишь ей, Я не рожден царей забавить Стыдливой музою моей… Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.
Лирический герой Лермонтова (в поэзии, стихотворениях) 10 класс
... Картинка к сочинению Лирический герой Лермонтова (в поэзии, стихотворениях) Популярные сегодня темы В своей повести ... лирический герой в его произведении "Узник", всеми покинутый и оказавшийся в темнице, страдает от своего одиночества: «Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом» С ролью одинокого, непризнанного и осуждаемого поэта Лермонтов ... Это может проявляться в том, какие художественные приемы и ...
Эти стихи 1818 года становятся своего рода манифестом юного поэта. А в 1825 году он едва ли не в последний раз восславит обличительную, сатирическую, эпиграмматическую поэзию: О Муза пламенной сатиры! Приди на мой призывный клич. Не нужно мне гремящей лиры, Вручи мне Ювеналов бич!
Задуманное как вступление к сборнику эпиграмм, это стихотворение стало своего рода прощанием с бунтарской молодостью. С другой стороны, к 1825 году Пушкин уже иначе воспринимал и поэзию, и себя в искусстве. Показательно, например, его признание, сделанное в 1823 году, когда он пережил глубокий духовный кризис: «Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой С этим признанием почти невозможно совместить строку: «не нужно мне гремящей лиры». Пушкин, который, по словам А. Герцена, находил спасение в лиризме, отказывается от лирического начала? Может ли это быть? Ведь в это же самое время были написаны знаменательные слова: «Цель поэзии — поэзия». Не борьба, не про тест, не гражданское служение, не угождение сильным мира сего, не польза, а Поэзия.
Почему Пушкин не принял Думы Рылеева, которые «и целя и все невпопад да потому, что весь замечательный пафос этого цикла, весь его историко-патриотический в гражданский характер, по мысли Пушкина, снижался, а то я вовсе уничтожался слабостью исполнения. Он писал о думах: «Все они скроены из общих мест: место действия, речь героя и нравоученье. Русского, национального нет в них ничего, кроме имен». Пушкин, сам работающий в это время над Борвсом Годуновым привержен и к историческим сюжетам, и к национальной проблематике, но при непременном условии главенства поэзии над темой, сюжетом, гражданственностью и другими высоки ми понятиями. Поэтому к нему никак не может быть применена формула Н. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Некрасов здесь прямо следует как раз за Рылеевым, а Пушкин, по свидетельству П. Вяземского, говорил: «Ежели кто не может писать стихов, гражданству прозою»
В связи с эволюцией взглядов Пушкина на поэзию и ее на значение, уместно вспомнить наблюдение Ю. Н. Тынянова, что главным отличием Пушкина от других великих художников было не многообразие родов и жанров литературы (поэзия, про за, драматургия, историография, литературная критика) и даже не новаторство в области языка и стиля, а стремительность его художественного развития, «катастрофическая эволюция». Это очень важная и очень яркая особенность Пушкина, помня о которой ни в коем случае нельзя применять к его зрелому творчеству поэтические формулы молодости. Так, «эхо русского народа» с годами пре вращается в эх вообще, а поэт сравнивается с эхом, откликающимся на любой звук во вселенной: голос девы за холмом, грохот бури и валов, крики сельских пастухов. Эти звуки под лунного мира вовсе не исключают голоса народа, но не исчерпываются им. И так же, как эхо, поэт не слышит отзыва, о чем Пушкин говорит с легкой грустью, как о неизбежности: «Тебе ж нет отзыва. Таков и ты, поэт». Служение народу, вызов тира нам сменяется к концу жизни совсем иной интонацией: «Зависеть от царя, зависеть от народа — не все ли нам равно? Себе лишь одному служить и угождать. Для власти, для ливреи не путь ни совести, ни помыслов, ни шеи — вот счастье, вот права!».
Лирический герой Лермонтова (в поэзии, стихотворениях)
... к разладу в его душе, психологическому кризису. Лирический герой Лермонтова всегда противопоставлен окружающим, как, например, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...» он сравнивается ... характерно одиночество, борьба, противопоставление окружающим и единение с природой. Лирический герой Лермонтова Несколько интересных сочинений Детство - самая великолепная и беззаботная пора! Это время ...
С каждым годом идея свободы поэзии все более укрепляется в сознании и лирике Пушкина. «дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум> — этот призыв Пушкина него сонете «Поэту» является ключом к пониманию истинного смысла искусства. Ты сам свой высший суд. Всех выше оценить сумеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит, И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник.
Свобода поэта не только от сложившегося эстетического канона, от господствующего вкуса, но и от суждений толпы — это очень важная позиция Пушкина. Толпа всегда противостоит поэту и, как правило, враждебна ему. В яростной отповеди поэта слышится возмущение Пушкина самой постановкой вопроса о пользе поэзии.
Невероятное по дерзости сопоставление Аполлона с вечным горшком не просто запомнится, а войдет в русскую литературу. Его вспомнит Ф. Достоевский, отстаивая Пушкина в споре с утилитаристами, его повторит и Н. Некрасов в «Железной дороге». Показательно, однако, что вложит он эту мысль Пушкина в уста генерала, ярого оппонента автора: «Или для вас Аполлон Бельведерский хуже вечного горшка?» да и М. Цветаева будет писать об этом антипушкинском введении пользы в поэзию.
Стихия поэзии для Пушкина так же природна, могуча и не управляема, как любая другая стихия. Задаваясь вопросами о непостижимости понимания ветра, орла, любовной страсти Дездемоны («Зачем крутится ветер в овраге?.. Зачем арапа своего младая любит Дездемона?»), поэт сам же и отвечает: «Затем, что ветру, и орлу, и сердцу девы нет закона. Таков и ты, поэт: и для тебя закона нет».Но не только таинственная природа поэзии волнует Пушкина. Он размышляет и о жизни поэта в свете («Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон»), и о грубой правде профессионального литературного труда («Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»), и о соблазнах славы («Но я любил уже рукоплесканья»), и о самом процессе творчества, который, кажется, никто до Пушкина не осмеливался пытаться воспроизвести: Минута — и стихи свободно потекут.
Совершенно особое м в ряду многих и многих лирических размышлений Пушкина о назначении поэзии занимает стихотворение «Пророка. Мотивы библейской книги пророка Исайи вдохновили Пушкина на создание высокого произведения, выдержанного в торжественно-архаическом стиле, подчеркивающем небесное предназначение поэта. Вся образная система стихотворения («вещие зеницы», «угль, пылающий огнем») подводит читателя к послед ней строфе, в которой мы слышим «Бога глас взывающий к пророку» Восстань, пророк, и вождь, во вне Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
Голос свыше услышал Пушкин, и «божественный глагол» великое поэтическое слово навсегда осталось для него высшим мерилом поэзии. «душа в заветной лире», как предсказал сам поэт, пережила его, донеся до последующих поколений и «чувства добрые», и «милость к падшим и пушкинский «божественный глагол»
Творчество после окончания лицея
По окончании лицея в 1817 году Александра Сергеевича ожидала служба в Коллегии иностранных дел. Поселившись в Петербурге, Пушкин окунается в мир светских развлечений. В то же время он активно участвует в общественно-литературной жизни города.
Пушкин А.С. — Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
... поэта стать глашатаем правды, заканчивается стихотворение, посвященное высокому общественному и гражданскому назначению поэта и поэзии. Стихотворение "Арион", написанное в 1827 году, воссоздает в ... Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении ... легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у ...
В этот период прослеживается вольная нотка в произведениях поэта. В своих стихах он руководствуется музой высокой гражданской лирики. Творения Пушкина в этот период пропитаны революционной чувствительностью. Послание «К Чаадаеву» является ярким тому доказательством.
Стихи Александра Сергеевича положили начало поэтической поэзии декабристов. За революционный настрой Пушкин даже чуть не поплатился свободой. Благодаря ходатайству друзей наказание решили смягчить, но судьба распорядилась иначе. Поэт серьезно заболел и был отправлен близкими на курорты Кавказа и Крыма. Здесь зарождается величайшее произведение Александра Сергеевича – «Евгений Онегин». Во время южной ссылки на Александра Сергеевича повлияли природа Кавказа и солнечное Крымское побережье. Безусловно, это сказалась на написанных им стихотворениях. Пример тому — творение «Погасло дневное светило…», которое было создано в пути из Феодосии.
Период ссылки сыграл не последнюю роль в творческом становлении поэта. В это время происходило его бурное интеллектуальное развитие посредством упорной работы, чтения и глубоких раздумий.
Сочинение на тему образ взыскательного художника в лирике а с пушкина
Пушкин рано обнаружил в себе поэтический талант. Он и его товарищи по лицею писали стихи уже в тринадцати-четырнадцати- летнем возрасте. Сверстники Пушкина признавали его стихи лучшими. В пятнадцать лет поэт на публичном экзамене читал свою патриотическую оду «Воспоминания в Царском Селе». На этом экзамене присутствовал патриарх русской поэзии Гаврила Романович Державин. Он был растроган произведением молодого поэта, поражен его талантом. Лицейское воспитание, поэтическая и вольнолюбивая атмосфера лицея способствовали развитию таланта Пушкина. В своих стихах молодой поэт раскрывал свои чувства, размышлял о назначении поэта. Однако с течением времени мировоззрение Пушкина менялось, менялся и образ поэта в его лирике. Молодой поэт задумывается о сущности своего поэтического дара. Сказалось влияние вольнолюбивой атмосферы лицея. Он приходит к выводу, что его дар должен приносить реальную, конкретную пользу благу России. Юному поэту кажется, что он может влиять стихами на настроение общества, может открыто высказывать истину, советовать монарху, как преобразовать общественный строй в стране, по каким принципам надлежит управлять народом. Эти идеи Пушкин высказывает в оде «Вольность». В первых строках оды определена ее задача — «на тронах поразить порок». Поэт ставит превыше всего закон, считает, что монархи должны строго соблюдать закон. Он говорит правителям-тиранам: «Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон». В оде «Вольность» юный поэт предстает уверенным в себе, оптимистически настроенным. Он открыто и мужественно протестует против тиранической власти, твердо уверен в том, что победа будет на стороне молодого поколения. Пушкин обличает «тиранов мира», которые лишают народ его естественного права на свободу, и напоминает монархам происшедшее с Людовиком XIV и Павлом I, поставившими себя выше закона и за это поплатившимися жизнью. То же оптимистическое настроение Пушкин выразил и в стихотворении «К Чаадаеву». Здесь поэт подчеркивает свою общность с молодым поколением. Цель этого поколения — «души прекрасные порывы» посвятить отчизне. Пушкин хочет, чтобы его жизнь, его стихи приносили пользу родине. Он готов направить все свои силы на обновление России. Поэт выступает противником царизма, называя его «самовластьем». Он абсолютно уверен, что самодержавие падет, что справедливость восторжествует. В те же годы написано и стихотворение «Деревня», где поэт обличает произвол крепостнических отношений. Пушкин выступает здесь непримиримым противником крепостного права, «другом свободы». Стихотворение начинается с идиллической картины деревенской природы. Поэт любит природу больше, чем «пиры» и «забавы», ему дороже «мирный шум дубрав» и «тишина полей». Но на фоне природы поэт видит социальное неравенство, разделение людей на «бар» и «рабов». И в деревне царит беззаконие («Здесь Барство дикое, без чувства, без закона»).
Пушкин возмущен порядками, установившимися в деревне. Ценящий больше всего свободу, поэт не может смириться с попирающим права народа на свободу крепостным правом. Но в последних строках Пушкин выражает надежду, что царь все-таки внемлет призывам поэта и вернет «земледельцам» свободу. В стихотворениях лицейского и послелицейского периодов Пушкин пытается повлиять на происходящие в обществе события, открыто выражает свои чувства, свое мнение. Но точка зрения «царя поэзии» во многом не совпадает с точкой зрения царя России. Между ними возник непримиримый конфликт. Только из-за того, что за Пушкина вступились друзья, он не был сослан ни в Сибирь, ни в Соловки. Поэта сослали на юг страны. Ссылка во многом изменила его, изменился и его лирический герой. По-другому поэт понимает назначение поэта. В первых стихах лирический герой — это восторженный юноша, любящий жизнь, свободу, развлечения, оптимистически настроенный. В стихах южного периода лирический герой — грустный и одинокий человек. Стихотворение «Узник» отличается по настроению от ранней политической лирики поэта. Здесь герой несвободен, одинок, грустный. Пушкин рисует своего лирического героя в мрачной, «сырой» темнице. Поэт оторван от своих друзей, лишен свободы. Теперь лирический герой Пушкина •— поэт-романтик, отчужденный от мира, отторгнутый от людей, не понятый ими. Он мечтает о счастливом свободном крае, «где за тучей белеет гора», «где синеют морские края». В таком же меланхолическом настроении Пушкин написал стихотворение «К морю». В нем поэт выражает свои печальные чувства. Он разочарован тем, что монарх не прислушался к его голосу, не внял его советам. Поэт чувствует свое одиночество. Никто, кроме моря — «свободной стихии», не может понять его. Он говорит: «Мир опустел…» Поэт выше всего земного, и в этом он находит духовное родство со стихией. Пушкин упоминает о великих исторических личностях — Наполеоне и Байроне, ибо они сродни по духу одинокому поэту, они могут его понять. В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» Пушкин обращается к своим друзьям — декабристам, сосланным в Сибирь. Поэт поддерживает в них надежду, вселяет уверенность, что их дело не пропало. Но, в отличие от стихотворения «К Чаадаеву», здесь Пушкин подчеркивает, что теперь он разлучен с друзьями. Поэт твердо уверен, что «придет желанная пора», что его друзьям будет возвращена свобода. В этом стихотворении поэт говорит, что он верен декабристским идеалам, что он непоколебимо верит в окончательную победу свободолюбивых идей. Верность декабристским идеалам Пушкин выразил еще в одном стихотворении — «Арион». Трагический сюжет соответствует скорбному настроению поэта: стихотворение было написано через несколько дней после годовщины казни пятерых декабристов. В этом стихотворении Пушкин вспоминает то время, когда он был вместе .со своими друзьями. Но «вихорь шумный» разлучил автора с ними. Поэт одинок, но и в полном одиночестве он верен прежним идеалам («Я гимны прежние пою»).
Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» — размышление о поэте и поэзии. В роли поэта выступает волхв-пророк. Пушкин говорит, что поэт не должен ничего бояться, не должен ни от кого зависеть («Волхвы не боятся могучих владык…»).
Он убежден, что цель поэзии — говорить правду людям, что поэзия должна быть свободной («Правдив и свободен их вещий язык»).
Предсказание волхва сбывается, несмотря на то что Олег пытался уйти от судьбы. Такова пророческая власть поэзии, власть искусства. Размышления о поэте и поэзии Пушкин продолжает в стихотворении «Пророк». Поэт говорит, что задача поэта не в том, чтобы учить людей добру, правде, справедливости, приобщать их к вечным духовным ценностям. Поэт, «духовной жаждою томим», «влачился в пустыне мрачной». К нему явился «шестикрылый серафим» и превратил его в пророка. Вместо «празднослового и лукавого» языка теперь у героя «жало мудрыя змеи», вместо сердца — «угль, пылающий огнем». Прежний человек умер («Как труп в пустыне я лежал»), но воскрешен поэт-пророк, задача которого — исполнять волю Бога, «глаголом» жечь «сердца людей». Пушкин развивает эту мысль в стихотворении «Поэт и толпа». Поэт разговаривает с «чернью». Толпа не понимает поэта, говорит, что поэт свободен — как ветер, но и бесплоден — как ветер. Но поэт отвечает толпе, что люди никогда не поймут его, потому что они погрязли в земных заботах, потому что для них «печной горшок» дороже, чем Бог. Пушкин считает, что поэзия не может «оживить» «чернь». Он даже не пытается что-нибудь объяснить толпе, он уверен, что это бесполезно («Не оживит вас лиры глас»).
Поэта не должны волновать ни «житейское волнение», ни «корысть», ни «битвы». Он рожден «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Мысль об отношении поэта к «черни» продолжается в стихотворении «Эхо». Как будто эхо откликается на все звуки: на рев зверя, на грохот грома, на крик сельских пастухов, на «глас бури и валов». Но никто не отзывается ему. Такова и судьба поэта. Ему все равно, как о нем отзываются люди. Ничто в земном мире не должно влиять на него. Пушкин был независим в своем творчестве. Царь пытался сломить его поэтическую независимость, оказывать ему покровительство, но Пушкин не сменял свободу на почести царя и остался таким же свободным. Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» Пушкин написал незадолго до своей смерти. Поэт чувствовал, что времени остается мало. Он убежден, что жил не напрасно, что будущие поколения не забудут его. Пушкин верит в бессмертие своей души («Нет, весь я не умру»).
Поэт верит, что его душа будет жить в «заветной лире», пока «жив будет хоть один пиит». Он знает, что после его смерти останется его «нерукотворный памятник» — книги, стихи. Потомки поймут и сохранят его произведения. Поэт говорит музе: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Он хочет видеть ее послушной только Богу, не зависящей от земного мира. Под конец жизни Пушкин исчерпал политическую тему. Поэт стал взрослым, юный пыл его души сменился на мудрость. Он теперь совсем по-другому понимает любовь, философски смотрит на жизнь. В стихотворении «Вновь я посетил…» автор говорит, что он изменился («Переменился я…»).
Это стихотворение — воспоминание о пребывании его в Михайловском десять лет назад. Поэт видит ту же природу, но понимает ее теперь по-другому. Природа занимает центральное место в стихотворении. Пушкин описывает три сосны. Он помнит, как он «проезжал верхом» мимо них. Теперь у их корней «младая роща разрослась». Поэт приветствует молодое поколение, он уверен в том, что истинная поэзия не умрет, и ощущает духовное родство с природой. Природа бессмертна, человек — неотделимая ее часть, а потому и он тоже бессмертен. Поэт осознает, что его жизнь останется в его детях, внуках. И это вносит в его душу успокоение, умиротворение. Если не все современники поняли его, то наступит момент, когда люди поймут и оценят поэта. В юношеские годы Пушкин был жизнерадостным, любящим свободу, уверенным в себе человеком. Он открыто протестовал против власти. В южной ссылке настроение поэта изменилось. В его стихах появились грустные мотивы. Пушкин разлучен с друзьями. В период южной ссылки поэт чувствует себя одиноким. В поздней лирике преобладают философские размышления о поэзии, о жизни и смерти. Стихи Пушкина выражают его настроение. С течением времени настроение поэта меняется, и все перемены в душе поэта отражаются в его лирике.
Стихотворения, неугодные власти, и новая ссылка
Между тем слава поэта росла с каждым изданным произведением. Имя Пушкина вызывает у читателей восторг и благоговение. Новые творения получают мощные отклики в сердцах поклонников его таланта. Вольные стихи Пушкина находились под запретом, тем не менее, с ними успело ознакомиться бесчисленное количество людей. Это стало поводом для перехвата одного из частных писем поэта. Император Александр I нашел в строках этого послания неприемлемую тематику, в связи с чем Александр Сергеевич был отправлен в ссылку «далекого северного уезда».
В период новой ссылки происходит открытие важного этапа художественного становления Пушкина. В своем послании другу он писал, что развитие духовных сил достигло своего апогея: «Я могу творить». Именно в это время происходит работа над произведением «Борис Годунов».
Цензура и пристальный контроль
В 1826 году следствие установило, что Пушкин непричастен к делу декабристов, поэтому Николай I вызывает его из ссылки. Между тем император заявляет, что будет личным цензором поэта. С этого момента жизнь и произведения Александра Сергеевича находятся под тайным надзором полиции. Позже он признает, что «свобода», дарованная Николаем I, ничем не лучше «неволи» Александра I. Затевать какие-либо споры по поводу цензуры с императором было бессмысленно.
Пушкин был крайне удручен сложившейся в стране атмосферой. Период реформ, возникновение общественных проблем диктовали поэту необходимость новых средств литературного выражения, в связи с этим требовалось время на их создание. Информация о Пушкине сообщает лишь об одном законченном произведении в тот период — это поэма «Полтава».
Пушкин и Гончарова
Несмотря на свои частые увлечения разными девушками, встретив Наталью Гончарову, поэт остепенился. Наталья была знаменитой красавицей, имела много поклонников, в связи с чем на ухаживания Александра Сергеевича первое время отвечала уклончиво. Лишь спустя два года после знакомства Пушкин сумел добиться расположения Гончаровой, и она стала его женой.
Самой «урожайной» на произведения явилась осень 1830 года. Наконец было положено окончание «Евгению Онегину», которому поэт посвятил восемь лет. Происходит издание «Повестей Белкина», «Маленьких трагедий», повести «Домик в Коломне».
«Медный всадник»
Образ Пушкина неразрывно связан с грандиозной поэмой «Медный всадник». Это произведение представляет собой повествование о прошлом, настоящем и будущем государства Российского. Оно преисполнено философского смысла и исторического значения. Описание противоречивого образа столицы повлияло на творчество многих поэтов XIX-XX веков.
Своими талантливыми произведениями, преисполненными глубокого смысла, Александр Сергеевич Пушкин открыл новую эпоху в русской литературе. Его стихотворения оказали воздействие на других поэтов-последователей.
Огромную роль в воспитании личности играют произведения Александра Сергеевича. Не зря в школьных классах размещают фото Пушкина, ведь он был настоящим мастером художественного слова и создателем современного литературного языка.
Пушкин в живописи
Продолжаю тему, поднятую несколько дней назад в материале «Пушкин. Кинематограф». Сегодня речь пойдёт об образе великого русского поэта в изобразительном искусстве.
Я подготовил небольшой видеоролик на эту тему.
Пушкин в живописи:
Образ великого русского поэта А.С.Пушкина в картинах художников XIX-XX веков: О.А.Кипренского, И.К.Айвазовского, И.Е.Репина, П.П.Кончаловского, В.А.Тропинина, Н.Н.Ге, В.А.Серова и многих других. Музыка Г.В.Свиридова «Тройка» из цикла «Метель» в исполнении Большого Симфонического Оркестра имени Чайковского, дирижер В.И.Федосеев.
Художники и при жизни Поэта, и после его смерти охотно обращались к его образу в своём творчестве. Пушкин был представлен ими в разных формах и жанрах — гравюры, художественные портреты, литографии… Мне кажется, что пересказывать в деталях изображённое мастерами на своих полотнах — дело сложное, а главное — неблагодарное. Я решил поступить иначе, просто обратив внимание читателя и зрителя на какие-то моменты, которые привлекли моё внимание. Для этого я мысленно объединил экспонаты этого своеобразного музея в некие группы.
Пушкин — ребёнок.
Авторы произведений (слева направо): Ксавье де Местр, С.Г.Чириков, Е.И.Гейтман, Ю.В.Иванов.
Три из четырёх картин (гравюр) были созданы при жизни Александра Сергеевича, тогда ещё Саши Пушкина — в 1801-1802, в 1810 и 1822 годах соответственно. Чёрно-белая гравюра Гейтмана представлена в первом издании поэмы «Кавказский пленник» (1822).
Отдельно можно выделить серию картин под условным названием «Пушкин — лицеист», куда обязательно стоило бы включить наряду с прочими картину И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1915 года» (1911).
Классические прижизненные портреты А.С.Пушкина.
Авторы произведений (слева направо): И.Е.Вивьен де Шатобрен, В.А.Тропинин, О.А.Кипренский, Г.А.Гиппиус, П.Ф.Соколов.
Картины написаны в 1826, 1827 (два самых, пожалуй, известных — работы Тропинина и Кипренского), 1828 и 1836 годах.
На мой взгляд, Александр Сергеевич несколько отличается от привычного для нас образа на двух портретах «иностранцев» (условно назову так Вивьена и Гиппиуса).
Не менее классическим считается потрет А.С.Пушкина работы В.В.Матэ, но он создан в 1899 году.
Пушкин за работой или в кругу друзей.
Авторы произведений (слева направо): П.П.Кончаловский, В.Е.Артамонов, Н.Н.Ге.
Это более поздние работы (1932, 1953 и 1875 годы соответственно), занявшие достойное место в своеобразной пушкинской галерее.
Пушкин и Петербург.
Авторы произведений (слева направо): Б.В.Щербаков, А.М.Кравчук, И.С.Глазунов, Б.М,Кустодиев.
Это произведения разных лет (1949, 2000, 1994 и 1915 годов соответственно), условно объединённые темой «Поэт и Санкт-Петербург».
Отдельной серией можно считать цикл картин о Пушкине великого русского художника-мариниста И.К.Айвазовского (как минимум на одной из них собственно Пушкина изобразил специально приглашённый автором И.Е.Репин).
Александр Сергеевич и Наталья Николаевна.
Авторы произведений (слева направо): Н.П.Ульянов, Е.А.Устинов, М.Ю.Шаньков.
Трагедия.
Авторы произведений (слева направо): А.А.Наумов, П.Ф,Борель, Д.А.Белюкин.
Картины разных лет (1884, 1885 и 1985 годов), объединённые трагической темой, — смертью Поэта. Произведения Наумова и Бореля, созданные через полвека после дуэли Пушкина и Дантеса, давно стали классикой пушкинианы. Написанная через сто лет после этого картина молодого художника Дмитрия Белюкина, на мой взгляд, занимает достойное место в ряду произведений о Пушкине.
В заключение хочу сказать, что при работе над материалом обратил внимание на большое количество новых работ о Поэте. Есть очень интересные. А это означает…