Стихи Марины Цветаевой отличаются резкостью переходов, неожиданными паузами и выходами за рамки строфы, при этом они обладают пластичностью и гибкостью, передающими потоки чувств лирической героини. Эти стихотворения отражают становление творческой индивидуальности автора, показывая только мир ее души, стремления и надежды, не затрагивая исторические события в стране.
Цветаева всегда стремилась быть честной в своем творчестве и считала, что поэт свободен писать то, что хочет. Она сама себя считала поэтом от Бога и полагала, что возможность писать стихи была сутью ее существования. Для нее лишение этой возможности было равносильно смерти. Она говорила о том, что ее стихи пишутся сами, что они растут, как звезды и розы.
Лирическая героиня Цветаевой является личностью огромной энергии и силы. Все ее чувства стремятся вверх, к свету, к вселенской тайне, к совершенству. Поэтому в ее лирике часто встречается образ горы. При чтении ее стихов возникает ощущение полета, мощный поток цветаевского таланта захватывает читателя:
По нагориям,
По всхолмиям,
Вместе с зорями,
С колокольнями…
Цветаева была убеждена, что поэт – это творец огромного мира, который всегда должен оставаться собой, чтобы передать людям то, что скрыто от них:
Мы знаем, мы многое знаем,
Того, что не знают они!
В стихотворении «Вы, идущие мимо меня…» Цветаева говорит о своей непохожести на обычных людей и выделяет противопоставление между поэтом и «толпой»:
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам,
— Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни растрачено даром…
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой…
Поэт в своем мире
Поэты живут со своими обнаженными сердцами и нервами. Поэтический дар – особое благословение и проклятие одновременно, так считала Цветаева. Она относила обыкновенных людей к счастливцам и счастливицам, тогда как поэт должен отказаться от обычной жизни и стать гражданином другого мира, где он беспомощен и смешон. Поэтуникален, и его смерть является большой и неразрешимой утратой для всего человечества.
Любовь поэта и его особое зрение
Цветаева верила, что поэту также присуща способность к всепоглощающей любви. Это часть Божьего дара поэту и его отличительная черта. Поэт охватывает своей любовью весь мир, для него не существует никаких ограничений. Он обладает особым зрением и может видеть скрытое, что-то, что обычным людям недоступно. Сны для поэта являются реальностью, а время обычных людей – пленник в мире, где поэт живет. В стихотворении «Прокрасться…» Цветаева выражает свое отношение к времени и желание пройти мимо его недостатков.
Основные мотивы лирики М.И. Цветаевой
... Цветаевой начинается с сотворения своего детства, своей биографии. Многие ее стихи посвящены воплощению поэта в ребенке -- поэтом рождаются. «Ребенок, обреченный быть поэтом» -- такова внутренняя тема ее ранней лирики. ... чаще всего -- это поэт как эталон настоящего человека. Поэт, по Цветаевой, -- творец всего мира, ... принадлежала вечности, символами которой она считала море и небо, земную природу ...
Стихи о поэтах-современниках
Цветаева написала несколько стихотворений, посвященных своим современникам поэтам, таким как Блок и Ахматова. Эти стихи поражают точностью в определении их значимости в поэзии и тонким анализом их дарования. В своих стихах о Ахматовой, Цветаева говорит, что они оба коронованы за свою смелость и способность отстаивать свое мнение.
Любовь Цветаевой к Пушкину
Марина Цветаева очень любила творчество Александра Пушкина и восхищалась его смелостью в выражении собственного мнения. Она написала цикл стихов, посвященных ему. Цветаева верила, что…
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.