IV. Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»
Дома ученики напишут сочинение-миниатюру, в котором расскажут о своем внимании к миру, о своем желании и попытках понять язык природы. Учитель объяснит, что нужно попробовать коротко рассказать об одном случае из жизни, который вызвал в ребенке удивление или восхищение, чувство открытия. Такая работа развивает в ребенке внимание к природе и собственным наблюдениям, показывает их значимость для развития духовного мира человека.
Учителю надо будет собрать и проверить тетради до следующего урока литературы, чтобы быть готовым проанализировать сочинения. Читать сочинения перед классом можно только с разрешения их авторов.
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)».
Урок 81 Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)» . Урок развития речи . Подведение итогов четверти
I. Анализ сочинений
Учитель анализирует сочинения-миниатюры детей, обращая внимание на красоту природы и мира, открытую в детских работах. Следует очень бережно отнестись к работам, в которых ученики впускают учителя в свой душевный мир, посвящают в глубину своих самых сокровенных переживаний. Работу над ошибками надо проводить очень осторожно, чтобы не задеть самолюбия детей. Стоит заранее отобрать самые интересные работы, вместе с авторами отредактировать их и подготовить их чтение на уроке.
II. Подведение итогов четверти
После подведения итогов четверти порекомендуем детям на каникулах прочитать рассказы В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»; Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»; роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
Урок 82 Резервный урок
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
2 часа
Возможно, в начальной школе дети уже встречались с произведениями Платонова (учитель уточнит это до урока у детей или преподавателя начальных классов).
По мультфильму детям знакома сказка А. П. Платонова «Волшебное кольцо». В учебник «Родная речь» 1 включен рассказ А. П. Платонова «Сухой хлеб».
К произведениям А. П. Платонова ученики будут неоднократно возвращаться по мере изучения курса литературы. Программа под редакцией В. Я. Коровиной предлагает в 6 классе чтение сказки «Неизвестный цветок», в 7 классе изучается рассказ «Юшка», в 8-м — рассказ «Возвращение». В старших классах ученики лучше смогут понять всю сложность жизненного пути Платонова. Поэтому в 5 классе мы предлагаем остановиться на том небольшом материале о писателе, который предлагает нам учебник (с. 106) .
Сочинение заботливый цветок паустовский
... долго искали причину происходящего и вскоре нашли. Оказалось, что кипрей очень теплый цветок. Когда ударит мороз и образуется иней – вокруг кипрея инея никогда нет. Бывает, ... открывая эту книгу, я каждый раз думала, что жизнь даже такого обычного цветка, бывает гораздо интереснее самой волшебной сказки.
Урок 83 А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя
I. А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности
Начнем урок отрывком из рассказа «Сухой хлеб». Напомним детям чувства, которые вызвал у них этот рассказ, цитатой:
«К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спекшуюся, горячую землю».
«Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.
- Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!
Он оправил стебелек, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посередине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней. Корни были осохшие, слабые. Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его».
- Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова?
Прочитаем текст вступительной статьи учебника.
- Как вы понимаете выражение «пропетая сердцем сказка про Человека»?
О Платонове может рассказать учитель.
Слово учителя
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни.
Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
- Прочитайте эпиграф к главе учебника об А. П. Платонове. Как вы думаете, почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе, посвященной его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.
II. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя
Тема семьи в рассказах А. Платонова («Третий сын», ...
... Глава 1. Образ семьи и мир детства Андрея Платонова Андрей Платонович Платонов - прозаик, поэт, драматург, журналист, литературный критик, ... Подтверждение этому мы находим в художественных произведениях писателя, в рассказах «Третий сын», «Маленький солдат», «Возвращение», «Цветок ... Багрова-внука», в статье «Душа мира». Семья, по Платонову, помогает человеку крепче стоять на ногах, ограничивает в ...
Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «Никита». На чтение потребуется около 16 минут.
После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвел на них рассказ.
- Какие чувства у вас вызвал рассказ?
- Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
- Вы услышали этот рассказ в первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?
Дети попытаются определить основную мысль рассказа. Запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.
- Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?
Составление плана рассказа
Продолжаем обучение составлению сложного плана.
- Как вы думаете, на какие три части можно разделить рассказ?
Поможем детям выделить три основные части:
1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «…и его облако закроет».)
2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один…» — до слов: «…и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)
3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» — до конца рассказа.)
Разделим на пункты вторую часть рассказа.
2. Никита «живет» один.
1) Кто живет в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Желтый цветок.
6) «Незнакомые, злобные лица».
7) Никита испугался и побежал к маме.
Беседуем по второй части рассказа. Просим детей подтверждать ответы примерами из текста.
- Почему Никите кажется, что все вокруг него живое?
- С кем из «тайных жителей» Никита разговаривал? О чем?
- Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?
- Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика?
- Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умершего дедушку?
- Почему «тайные жители» стали казаться Никите враждебными?
Домашнее задание
Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита».
Подготовить рассказ о Никите.
Урок 84 Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А. П. Платонова
I. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита»
Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.
Итак, разделим на пункты третью часть.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
- Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?
1) «Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать…»
2) «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».
3) «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
«Давай все трудом работать, и все живые будут».
- Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
- Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?
- Рассмотрите иллюстрацию В. Куприянова. Какой эпизод изображен художником?
На иллюстрации В. Куприянова к рассказу А. Платонова «Никита» изображен эпизод, когда вернувшийся с войны отец раскалывает на дрова ветхий пень на огороде. Никита стоит рядом и смотрит на отца и на пень.
- Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создается у человека, который смотрит на желтые стружки?
- Отец начал стругать доски для пола. Какую работу отец поручил Никите?
Подчеркнем созидательную роль человеческого труда.
- Во что верил отец Никиты? Что означают слова: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?
Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».
- Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?
Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.
- Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»?
II. Характеристика героя
Предложим детям рассказать о герое рассказа — мальчике Никите. Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и сделать выводы. Спросим одного-двух учеников.
Рассказ о Никите
Никита был маленький мальчик пяти лет. Он жил в деревне вместе с мамой. Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита был грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита оставался в доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения. Он был добрым, общительным и любознательным мальчиком. Ему казалось, что каждый предмет — это тайный человек, что в бочке живет маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят незнакомые злобные лица. Особенно страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню. У околицы он уморился и заснул.
Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец Никиты. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах злой жизни. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми, и дал ему работу: выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. И отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым.
III. Язык рассказа А. П. Платонова
(см. 7-е задание на с. 115 учебника)
Словарная работа (самостоятельная), Живи смирно один, На небе светило доброе солнце, Тайные жители, Век вековать, Трудом сработал
Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.
Сравнительный анализ произведений
Подводя итоги работе над рассказом А. П. Платонова «Никита», спросим у детей:
- В каком из прочитанных в 5 классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?
Вспоминаем повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».
- Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а «сор, дрязг»?
- Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?
Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достается человеку трудом.
Домашнее задание
Подобрать пословицы о труде.
(с. 117—146)
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
4 часа
Пятиклассники не впервые встречаются с произведениями В. П. Астафьева. В 4 классе они читали рассказ «Стрижонок Скрип» о жизни и взрослении стрижонка 1 . В 6 классе по программе В. Я. Коровиной предполагается чтение и изучение рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», в 8 классе изучается его рассказ «Фотография, на которой меня нет». В 11 классе предлагается знакомство с «Царь-рыбой» и «Печальным детективом». В 5 классе при разговоре о биографии Астафьева мы предлагаем ограничиться материалом учебника и основное внимание сосредоточить на рассказе «Васюткино озеро».
Урок 85 В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки ученики читают пословицы о труде.
Пословицы
Скучен день до вечера, коли делать нечего. Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать. Без дела жить — только небо коптить. Не потрудиться — так и хлеба не родится. Золото не золото, не быв подмолотым. Кто толчет, тот и хлеб печет. Глаза глядят, а руки делают. Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра. Не терт, не мят, не будет калач. Работа да руки — надежные в людях поруки. О добре трудиться — есть чем похвалиться. |
II. В. П. Астафьев: детство писателя
(с. 116 учебника)
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.
Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.
- Почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «…Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?
Прочитаем эпиграф к статье учебника об Астафьеве:
(В. П. Астафьев)
В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.