«Никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветви», — писал В. Распутин. Проблеме исторической памяти посвящена повесть писателя «Прощание с Матерой».
В основе ее сюжета — реальная история. В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень тяжелым для жителей этих деревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, родительские могилы. Вот этот драматический момент и становится сюжетом повести Распутина.
Матера в произведении — живое существо, она живет своей особенной жизнью, крепко, надёжно стоит на Ангаре. «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего, отделившись от материка, держала она в достатке — не потому ли и назвалась громким именем Матера?»
Слово «Матера» связано со словом «мать», для жителей она — первооснова, стержень, на котором держится все их бытие. Остров этот имеет свою историю: видела Матера бородатых казаков, возводивших на Ангаре Иркутский острог, была свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала «коммунию-колхоз», жители ее защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. И теперь люди должны покинуть этот дорогой им кусочек земли, переезжать на новые места. Это становится тяжким испытанием для жителей деревни, характеры людей начинают проявляться в этот момент, души обнажаются.
С горечью описывает Распутин процесс умирания деревни. «Та Матера и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы — их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело да хлопало; покосились заборы и прясла, почернели и похилились стайки, амбары, навесы, без пользы валялись жерди и доски — поправляющая, подлаживающая для долгой службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним. Во многих избах было не белено, не прибрано и ополовинено, что-то уже увезено в новое жилье, обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено для нужды, потому что и сюда еще наезжать, и здесь колупаться. А постоянно оставались теперь в Матере только старики и старухи, они смотрели за огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения».
Природа и человек в одном из произведений современной отечественной ...
... ёрой» и «Пожар». Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» наглядно демонстрирует ситуацию безответственного отношения человека к природе, к родному краю. Конкретно-исторический сюжет произведения связан с затоплением острова и деревни в связи ... коренные жители не готовы, не понимают смысла новой жизни – вне острова, вне связи с землей. Они не привыкли жить на всем готовом, гнаться за наживой. Матера ...
Конфликт старого и нового реализуется в повести путем столкновения персонажей. Так, местному начальству, бездумным исполнителям государственных распоряжений (председателю Воронцову, Жуку), в произведении противопоставлены коренные жители острова: старуха Дарья, Настасья, Сима и ее внук Колька, Богодул. Для председателя главное в жизни — карьера, он не местный человек, приезжий. А для Жука и вовсе нет ничего святого на этой земле. Характерна сцена разорения кладбища, когда чиновники заботятся о туристах, а о коренных жителях забывают. Легко относится к переселению и молодое поколение деревни — невестка Дарьи и ее внук Андрей, бездумно сжигает свою избу Петруха.
Нравственный идеал писателя воплощается в образе старухи Дарьи. Она отказывается от переезда из родной деревни, покуда не перенесут могилки. Для нее очень значима память о предках, чувство любви к родной земле. Дарья у Распутина — это воплощение народной совести, хранительница традиций. К ней тянутся люди, идут за советом, помощью и поддержкой. С образом Дарьи связан у Распутина образ дома, который в повести одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В. Распутин. Прощаясь со своей избой, Дарья трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь. Она побелила ее, вымыла полы и окна. С образом дома связан образ Хозяина — духа, домового Матеры.
В повести также очень важен образ Старой лиственницы, являющейся символом мощи природы, символом неистребимости жизни. Ни огонь, ни топор, ни бензопила не могут уничтожить это прекрасное, сильное дерево. Так, по мысли писателя, неистребима наша история, наше прошлое, наша малая родина.
Все эти образы символизируют в повести материнское начало. Это основа жизни, которая, по мысли Распутина, подорвана человеком. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает старое. Возникает вопрос: какой ценой? Ценой безжалостного разрушения прошлого или же сохраняя все лучшее, что есть в старой жизни? Именно эти проблемы остро поставлены писателем 1 .
1 См: Конспект урока по литературе в 11 классе «Проблематика повести В. Г. Распутина “Прощание с Матерой”».