Русская крестьянская изба как элемент культуры русского народа

Сочинение
  1. Сочинения
  2. по русскому языку
  3. Чудная изба

Вспоминая старый бабушкин дом в селе, невольно приходит на ум слово изба. Почему? Он небольшой, по современным меркам, но до жути уютный. Каждый раз, приезжая к ней я удивляюсь красотой этой избушки, моё детское воображение представляло, как, когда я уезжаю, с неё вырастают ноги, как в мультиках, поэтому я прозвал её чудной. Внутри стоит непередаваемая атмосфера спокойствия и уравновешенности.

Стены сделаны из толстого дерева и украшены различными сборами трав, которые по верованью бабушки, являются целебными и успокаивающими. В уголку стоит огромная белая печь, у которой она готовит самые вкусные блинчики в мире. Рядом находится лес, где иногда можно встретить зайцев, лисиц, белок. Я люблю наблюдать за ними издалека. Она любит этот дом всем сердцем и не хочет переезжать в город, несмотря на все уговоры и доводы.

Поэтому мы с родителями стараемся как можно чаще её навещать, и снова удивляться красотой этой чудной избы.

Сочинение по русскому языку для 8 класса

Другие сочинения: ← Хорошо ли быть молодым↑ по русскому языкуЧудный собор →

Пионеры и Новый Год

Наверное, большее внимание на Новый год уделялось все же не взрослым, а детям, пионерам и октябрятам. В детских садах воспитатели сами готовили для детей костюмы «зайчиков», «петрушек», «хлопушек», «конькобежцев», «снегурочек»…

Самыми довольными были школьники – у них начинались каникулы. Для детей устраивали елки, в том числе и в школах. В детском кинотеатре «Родина» Молотовского (ныне Жовтневого) района «разноцветными огнями сверкает красавица елка. Снаружи здание кинотеатра празднично украшено на темы народных сказок. На экране демонстрируются новые киносказки «12 месяцев» и мультфильм «Приключения Мурзилки» — писала в газету массовик кинотеатра. На елках выступали самодеятельные артисты — пионеры. Проводились игры, конкурсы карнавальных костюмов, песен, чтения стихов и танцев. Для эрудитов- турниры по шахматам и шашкам, викторины по кинофильмам. И конечно, куда же без Деда Мороза.

А на главной детской елке города во Дворце культуры металлургов «Азовстали» малышей, октябрят и пионеров развлекали даже артисты Ростовского цирка. Об этом сообщала газета 1 января 1958 года.

Похоже, делалось все это действительно для того, чтобы развлечь детей, а не просто потому, что так положено. Мариуполь в стиле ретро был несколько другим городом, чем сейчас. Полвека назад дети еще не приучились сидеть дома у телевизора. Развлечений было не так много. Смотреть телевизор ждановцы ходили тогда в дома культуры и «красные уголки». В печати сохранилась фотография такого коллективного просмотра «Авнгарда-55». Некоторые умельцы даже усовершенствовали антенны для лучшего приема передач.

1 стр., 415 слов

Можно ли назвать Н.А. Некрасова певцом трудной доли русского ...

... сиянием лунным... Николая Алексеевича Некрасова с полной уверенностью можно назвать певцом трудной доли русского народа и красоте русской природы. Ему удалось ... и железное терпение. В то же время, Некрасов- очень нежный певец красоте русской природы, трогательно и с чистой сильной ... сподвигнуть угнетенных и угнетаемых на борьбу за светлое будущее. Поэт доносит до своих читателей мысль о том, что ...

На елках развлечение школьников соседствовало с их воспитанием. И обязательно – с идеологическим. Нужно было воспитать настоящих граждан и коммунистов. Перед началом киносеансов Нового года пионеры встречались с передовиками и новаторами производства, ветеранами революции, поэтами. Слушались даже беседы об истории Жданова! Интересно было детям или нет, об этом история умалчивает. В кинотеатре «Родина» в 1957 году к школьникам на встречу приходил даже генерал Латышев.

Чтобы дети не шлялись по улицам, и не набирались дома мещанства, на территории нашей области тогда даже работали зимние пионерские лагеря.

Для взрослых и прагматичных горожан на Центральном рынке с 26 по 31 декабря 1957 года шумела новогодняя колхозная ярмарка.

Самое удивительное – в Мариуполе, простите, в Жданове тогда ежегодно заливались целых три катка! На стадионе «Металлург» , в парке имени Жданова (Городской Сад) и на стадионе «Спартак». Там действовали и прокатные базы. У азовстальцев было свое хоккейное поле, конькобежная база. В январе 1958-го там проводилось зональное первенство области по хоккею с мячом. Несмотря на то, что зимы и тогда часто бывали бесснежными: «Нельзя покататься на санках со снежной горы…» — сетовала газета.

Сочинение на тему русская изба

Введение

Зачем человеку дом? Зачем он тратит столько сил, чтобы его построить? Самый простой ответ: чтобы защитить себя от внешних воздействий природы: дождя, холода, жары, солнца, а также диких зверей и лихих людей. Однако это ответ неполный. Человеку надо было отделить себя от природы, от злых стихий, создать свой защитный мир. Но ведь человек никогда не мыслил себя вне природы, поэтому все свои знания об окружающем мире он перенес на жилище, сконцентрировал в понятие дом. Русские дома назывались избами. Цель данного реферата является: исследовать значение русской крестьянской избы в жизни крестьянина. Объект исследования: книга Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор». — СПб.: Паритет, 2004. В своей книге они подробно и доступным языком рассказывают о русской крестьянской избе, которая являлась для русского народа родиной, семьей, об обычаях русского народа. В соответствии с этим в реферате поставлены следующие задачи: 1 рассмотреть понятие изба и значение избы в жизни крестьянина; 2 рассмотреть историю строительства избы.

Русская крестьянская изба

Хозяин, задумавший построить дом, включал его в окружающий мир, выстраивал свою Вселенную. Дом делил пространство на домашнее и не домашнее. И здесь уже существовала веками отработанная система правил, предписаний и запретов. Чтобы выбрать площадку для постройки, прибегали к гаданиям. Например, в намеченном месте оставляли на всю ночью зерно или куски хлеба. Если к утру еда исчезала или её становилось меньше, это означало, что место «нечистое», строить здесь нельзя. Для определения границы между будущим домом и остальным пространством (дом — не дом) существовали многочисленные приметы и обряды, связанные со стенами, порогами, дверьми, запорами (то есть границами между внутренним, домашним, и внешним пространством).

10 стр., 4946 слов

Стрижки. Прически. Уход за волосами. Макияж и педикюр. Дом и семья

... 1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна ... в избу. 4) Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового. 5) Чтобы в новом доме жизнь складывалась удачно, хозяин, опасаясь неприятностей, в первую очередь приглашал в ... то за сотни километров отсюда. (5)И в эту-то ночь ... дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в ...

В Вологодской губернии читался заговор: «Наша изба о четыре угла, во всяком углу по ангелу стоит. Сам Христос среди полу стоит, со крестом стоит, крестом градит хлеб да соль, скот и живот и всю нашу семью». Этот заговор еще раз подтверждает, что слово «дом» первоначально означало не жилое строение, а общественную организацию-семью. После того как намечались границы дома, происходило дальнейшее упорядочение пространства. И опять прибегали к гаданиям. Сперва насыпали кучку жита там, где будет святой угол, потом там, где встанет печь, где будут сходиться причелковая и глухая стены в дверном углу. Таким образом, о углов: святой-печной-глухой-дверной. Каждая деталь дома имела свой скрытый, потаенный смысл, все вместе они должны были защищать семью от несчастий. В прошлые века люди предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Русские дома назывались избами. Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба, истопка, грыдня». «Истьбой” или «истопкой» в летописях назвали отапливаемый жилой сруб в отличие от клети. Клеть – четырёхугольное строение из дерева или камня. Использовалась для проживания летом. Отапливаемая клеть называлась изба. Изба — это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до XV II — XVIII веков оно было и городским.

Сруб (иструб) — деревянное сооружение без пола, перекрытий, лестниц, дверей и оконных рам, возведенное из горизонтально уложенных бревен или брусьев. Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю, т.е. выкапывалось углубление, и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, его заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почетном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Начиная с XIII века, получают распространение «курные» избы. Отапливалась такая изба печью без трубы. Печь не имела выходного отверстия для дыма и дым выходил из передней её части, заполнял избу и выходил («курился») через дверь.

Отсюда и название — курная. Таким образом, частично помещение обогревалось дымом, вследствие чего вся изба зарастала копотью, которую надо было периодически смахивать метлой. В период с XIII века по XV века стали появляться отверстия в стене, так называемые волоковые окна, представляющие собой вырубленные щели под потолком размером примерно 30 на 40 см. Часть дыма выходила через такие отверстия. Через такие окна проникало очень мало света, и в помещении почти все время было темно. Первое время после появления такие отверстия прикрывались при необходимости поленцами, особенно в зимние морозы. В помещении, при входе также содержался домашний скот, нуждающийся в тепле. С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-черному, стояли и в XIX веке. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору. Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-черному. В других же населенных пунктах они продолжали строиться до XIX века. Особенность русской крестьянской избы состояла в том, что дом был разборный. Вся постройка собиралась без единого гвоздя, железные изделия крестьянину не по карману, да и не нужны они были для строительства: деревянная конструкция продумана так, что бревна, уложенные одно к одному, с места не сдвинешь.

2 стр., 782 слов

Сочинение гостиная в доме дворянина 19 века

... по России XIX века: кабинеты Петербурга, гостиные Москвы, дворянские дома в глубинке. Через быт героев ... в модных комнатах молодого человека, а в почтенном замке старого дворянина. Здесь все прочно и спокойно, на стенах портреты царей, а печи в пестрых изразцах. В ... в театр они превращают в некий обряд. Не смотря на то, что они были практически разорены, а также сидели в долгах, они тем не менее в ...

Четыре бревна, связанные по углам, называются венцом. Один венец укладывался на другой до нужной высоты, когда оставалось подвести дом под крышу. На верхний венец укладывалось поперечное бревно-матица, которое служило опорой для потолочных плах. Матица, или матка — важная часть постройки. В матице крепилось железное кольцо, к которому подвешивалась детская колыбелька — вот еще один символ надежности этой детали дома, ведь ей доверяли самое драгоценное -жизнь ребенка. Особое значение матица приобретала в обрядах. Во время сватовства сваха садилась под матицу, здесь же причесывали невесту перед тем, как она навсегда покидала свой родной дом. Отправляясь в дальнюю дорогу, прикасались рукой к матице, чтобы путь был счастливым. Под матицей вешали зуб от старой бороны для предохранения дома от клопов, блох, тараканов, пучки коровьей и лошадиной шерсти при покупке домашней живности, лекарственные травы и т.п. Матица являлась условной границей, которая делила дом на две части: переднюю и заднюю. Гость или чужой человек никогда не заходил без приглашения за эту невидимую черту. Но дом только тогда дом, когда в нем есть окна и дверь. Жилище без окон и дверей – это уже не жилище человека, а дом «иного мира», потустороннего.

Вспомните избушку Бабы-Яги: «стоит избушка без окон и дверей…». Особое значение придавалось запорам, поэтому так много сложено загадок, пословиц, примет о замках, засовах, ключах: «Маленький, пузатенький, весь дом бережет», «Черненька собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает». Помимо замка для защиты дома прибегали к символическому очищению: рисовали кресты, прибивали к порогу найденную конскую подкову, нож, обломок косы. Чтобы сберечь тепло, двери делались низкими, с высоким порогом, который не пускал холодный воздух в избу. Входили в дом, низко нагнув голову, непривычный гость и шишку мог на лбу набить. Так что, входя в дом, человек невольно кланялся порогу. Двери и окна связывают жилое пространство с внешним миром, миром космических явлений: солнцем, светом, тьмой, зимой, летом. Через окно проникает свет, через окно можно увидеть, что происходит на улице, оставаясь внутри. Окно (око) –это глаза дома. В фольклорных текстах часто встречается волоковое оконце, красное, косящатое, дымное. Волоковые окошка прорубались в двух соседних бревнах в половину толщины каждого бревна и изнутри задвигались (заволакивались) деревянным щитком-волоком, ходящим по горизонтальным прибойкам.

28 стр., 13509 слов

Человек и природа в русской литературе 20 века

... человека под знаком проблем, изначально определяющих его земные пути... Судьба человека вовлекается в поток жизненных стихий, а человек становится один на ... писатель как бы ищет средство залпом, одним махом, как жаждущий осушает сосуд с водой, приобщить нас к тем ... пожинаем сегодня. Отношения человека и природы в XX веке стали своеобразным центром, в котором сходятся и завязываются в один узел ...

Уже в глубокую старину для пропускания света в оконце вставлялась рамка, затянутая бычьим мочевым пузырем или брюховицей, пленкой, снятой с брюшины животного. Встречались также окна, затянутые рыбьим пузырем, куском промасленного холста. Зимой даже использовались пластины речного льда, которые в большом количестве заготавливали для хранения и охлаждения пищевых продуктов, для получения пресной воды. Уже давно люди обратили внимания на удивительные свойства льда –способность, пропуская свет, преломлять его. Для такого стекла и рама не нужна. Вырубил кусок льда по размеру оконного проема и вставил, и никакой мороз не страшен. А подтаяла льдина, ее можно и новой заменить. Придет весна, лето, можно уже и раму с пузырем вставить. Как не вспомнить здесь сказку про ледяную избушку.. Использовать окна для входа считалось крайне опасным, на этот случай существовали разные приметы. А дело все в том, что окно символизировало связь с миром мертвых. Если в окно случайно влетит птичка – быть беде (чаще всего предвещало пожар).

Ласточка в окно влетит- к покойнику. Через окно выносили первого покойника, умерших некрещеных детей. Существовала и такая традиция: в день поминовения родителей хозяин открывает окно, спускает с него на улицу холст, чтобы проводить невидимых гостей. Оконное стекло вошло в обиход прежде всего в Новгороде. С конца XVI века стекло стало поступать от английских купцов через Архангельск в Москву. Наиболее типичным русским жилищем принято считать трехкамерный дом, когда к обеим сторонам средней части постройки –сеней- примыкали два жилых помещения или одно жилое и одно хозяйственное. Каждое помещение имело своё название: изба, сени и клеть. Если оба помещения жилые, то на Севере такое строение иногда называли домом на две избы. Такой большой дом был необходим для многозначительной неразделенной семьи, доходивший до двадцати человек. Сени обычно не имели потолка, а накрывались с избой общей крышей. Из сеней по лестнице или по бревну с зарубками поднимались сразу на чердак. Тип трёхкамерного жилища сложился достаточно давно, уже в X-XI веках, но такие дома, как деревянные, так и каменные, продолжали строиться в деревнях и в городах ещё в 18 столетии. Два деревянных бруса под потолком, сходившиеся перпендикулярно к печному столбу, назывались воронцами или грядками.

Именно эти брусья и делили пространство избы на три части: красный (передний) угол под образами, подпорожье, или задний угол, и печной, или подовый угол (середа, кут)- перед печью. Воронец, тянувшийся к передней стене (пирожный брус), отделял женскую часть избы около печи от остального пространства. Часто его использовали для хранения выпеченного хлеба. Второй брус (полатный), между передней и задней стенами, поддерживал край полатей и служил границей между подпорожьем и внутренней частью дома. Наличие печи в избе было обязательным, а её отсутствие делало дом нежилым. Отсюда и поговорка: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил». Известна и загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Сколько добрых слов о ней произнесено! В сказках она путника и накормит, и от злой погони укроет, а ленивый Емеля на печи, словно на телеге разъезжает. Печь в избе занимает особое место, с ней связан целый мир представлений, обрядов и верований. Желая передать свое душевное состояние, человек говорил: «Словно у печи погрелся». Где самое уютное место в доме? На печи: «Хлебом не корми, только с печи не гони». Печью клялись в правдивости своих слов: «Коли вру, так дай Бог хоть печкой подавиться». О человеке ничего не понимающем в происходящих событиях, говорят: «Словно с печи свалился».

1 стр., 484 слов

Что такое счастье? Текст «Люди должны быть …»

... счастье для Андрея Соколова – быть нужным, иметь смысл жизни. Текст известного публициста помогает читателю по ... Данко ради людей. Читая М. Горького, понимаешь, что счастьем может ... месте родного дома, недоверие местных властей и невозможность работать по специальности ... Счастье кроется именно в гармонии личности», - это высказывание, на мой взгляд, наиболее точно отражает авторскую позицию. В. Розов ...

Печь являлась одним из наиболее значимых элементом жилища. От её положения в доме зависело расположение и других частей крестьянской избы. Не отсюда ли пошло выражение «плясать о печки»? Обычно печь ставили справа от входа, в одном из задних углов избы, или, наоборот, у входа, причем устье печи было повернуто к боковой стенке или к входной двери. Место у печи предназначалось для стряпни, у входной двери располагались мужчины со своей работой, у окон, близ стола, ставили ткацкий станок, здесь же на лавке, расположенной вдоль стены, пряли. Если печь располагалась при входе слева от двери, и ее устье было обращено к окнам, к свету, к передней стенке дома, то такая изба называлась избой-пряхой. Обычно женщины пряли и шили на долгой лавке, идущей по боковой стене от печи. При такой планировке избы свет падал на пряху. В некоторых районах печь нередко ставили справа от входа, что создавало неудобства при прядении, так как правая рука пряхи была обращена к стене, да и освещения не хватало. В таких случаях избу называли избой-непряхой. По диагонали от печи всегда был красный угол (передний, верхний, святой, божий, почетный, старший, первый).

Здесь висели иконы (образа), поэтому, входя в избу, человек сразу смотрел в красный угол, кланялся и крестился на изображения святых угодников. К иконам относились бережно, их хранили в семье, передавали по наследству, ими благословляли на брак, на дальнюю дорогу, на всякое большое и трудное дело. У икон горели лампады — небольшие светильники, подвешенные на цепочках и заправленные лампадным маслом. В красном углу молились, собирались за столом на семейную трапезу, на почетном месте сажали уважаемого гостя, к святому углу были обращены изголовья постелей, головой к иконам клали покойника. С красным углом связывалась вся жизнь крестьянина: рождение, свадьба, похороны. В красный почетный угол ставили первый и последний сноп как залог будущего урожая. Во время гаданий все желания исполняются только тогда, когда магические действия направлены в сторону красного угла. Например, девушка метет пол веником от порога к красному углу и приговаривает: « Гоню в избу свою молодев, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов». В крестьянской русской избе были четко определены мужские и женские места. Мужчины сидели на долгой, «мужской» лавке, женщины и дети — на лицевой, «женской» лавке, располагавшейся под окном на улицу.

Спали на полатях, дощатом настиле под потолком между печью и противоположной стеной, на полу (для этого устраивали более низкий настил за печью), на лавках, на голбце или каржине — дощатом настиле у печи. В сенях выделяли перегородками кладовку для различных вещей и провизии. Это помещение во многих местах называлось чуланом. Если площадь дома увеличивали за счет добавочных помещений, то вдоль всей связи пристраивали длинный коридор шириной метра три. Тогда прежние сени превращались в кладовую или холодную светелку, а пристроенный коридор- в сени. Концы пристроенных сеней отгораживали стеной или занавеской, и получались дополнительные комнатки для отдыха и всяких работ по хозяйству летом, тут же стояли сундуки с добром. Постепенно крестьянское жилище усложнялось. Внутреннее пространство избы разделялось или разгораживалось, кроме того, дом расширялся за счет пристройки снаружи дополнительных срубов. В конце XIX века в деревнях средней полосы стали строить пятистенок, когда изба почти посредине разделялась капитальной стеной, рубленной одновременно с возведением всего сруба. Дальнейшим усложнением пятистенка явилась шестистенная изба — крестовик, то есть дом, разделенный на четыре комнаты двумя пересекающимися крест-накрест стенами. Крестовые, то есть квадратные, дома с четырехскатной крышей строили богатые, зажиточные семьи. Вот как описывал сложный по планировке дом, принадлежавший богатому старообрядцу из крестьян, П.И. Мельников (А. Печерский): «Дом в два жилья, с летней светлицей на вышке, с четырьмя боковушками, двумя светлицами по сторонам, с моленной в особой горнице. Ставлен на каменном фундаменте, окна створчатые, стекла чистые, белые…. На улицу шесть окон выходило. Бревна лицевой стороной охрой на олифе крашены, крыша красным червляком. На свесях ее и над окнами узорчатая прорезь выделена, на воротах две маленькие расшивы и один пароход ради красы поставлены…. Внизу стряпущая, подклет да покои работников да работниц…». Такой своеобразный способ постройки как будто выражал сочетание родового единства с личною и семейною отдельностью, и двор русского зажиточного человека напоминал собою древнюю удельную Русь, где каждая земля стремилась к самобытности и все вместе не теряли между собою связи.

2 стр., 761 слов

Напишите пожалуйста — рассуждение (обьястните как вы понимаете ...

... сочинение - рассуждение (обьястните как вы понимаете смысл начала текста(дом пушкина в михайловском хоть и музе йа живой) ... дом Пушкина обычно закрыт для посетителей – экскурсанты всё равно приходят и стучатся в двери. (23)Если приходили люди добрые, вежливые, старуха согрешит и впустит их в музей, ... и старая няня Пушкина, Арина Родионовна. (13)Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь : «А ...

Заключение

Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. Изучая издательство Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение. В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков.

«Поднимем бокалы за Советскую власть!»

Рождество отмечали только несознательные граждане. Для них в прессе печатались атеистические беседы. Светлое будущее, обещанное Советской властью, было уже совсем близко. Осталось только еще немного потрудиться изо всех сил, перевыполняя план. Так, мариупольский рыбоконсервный завод (где-то он теперь…) свой план за 1957-ой выполнил еще в сентябре, завоевав первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании.

10 стр., 4558 слов

Текст мать родилась в сибирской деревне с детства большой любовью

... Пермитину?» Перескажите текст сжато. Ответьте на вопрос: «Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?» Изложение “Мать” – (Пермитин) Мать родилась в сибирской деревне. Долгая тоскливая зима в переполненной народом, телятами и поросятами душной избе с детства ...

Новый год- ретро предполагал, конечно, политически выдержанное поздравление гражданам от власти Советской:

«Сделан новый крупный шаг по пути строительства коммунизма… В этот радостный час все мы поднимем бокалы за самое близкое и дорогое нам – родную Коммунистическую партию, Советское правительство!»

И обязательно – на открытках, на экране «Авангарда-55», на первых полосах газет – Спасская башня Кремля с курантами.

«С Новым годом, товарищи! К новым трудовым успехам!»

Мария Королёва. Первоначально материал опубликован на сайте Надо.ua

Урок развития речи «Изложение по тексту «Как состроена изба»»

Уроки

№ 14,15

Тема: Изложение «Как состроена изба»

Цели: подготовить учащихся к письменному изложению текста; предупредить речевые, орфографические и пунктуационные ошибки; учить подробно излагать текст, совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста .

Ход уроков

  1. 1. Подготовительная работа перед написанием изложения:

а) Слово учителя.

Текст для изложения взят из книги Эдуадра Юрьевича Шима «Деревянная книга». Она популярно и доходчиво рассказывает о дереве и древесине, о том, как дерево служит человеку.

Может показаться странным, что в наш век, когда люди научились строить высотные здания, космические корабли, атомные суда, писатель заводит речь о том, какое устройство обыкновенной крестьянской избы. Чем тут удивить человека, чему он здесь научиться, чем обогатиться?

Мы не сможем правильно оценить настоящее, если не будем знать прошлого. Мы не сможем глубоко познать и полюбить нашу Родину, если не увидим и не поймем, как она жила прежде.

Искусству постройки избы посвящена та глава из книги Э. Шима, которую мы делаем исходным текстом нашего изложения.

Уже название главы «Как состроена изба» указывает на продуманность этой постройки. Использование приставки со-

вместо приставки

по-

, обычной для данного глагола, помогает передать единство всех деталей избы (сравните значение приставки

со-

, например, в таких словах:

соединить, собрать, созвать, сосредоточить

  • Кроме того устарелый глагол

состроить

здесь пригоднее современного, широко употребляемого построить (

состроить избу, но построить торговый центр

б)

Выразительноечтениетекста учителем,осмыслениеего содержания., Как состроена изба

Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы, да и сейчас стучат,- вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки.

Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жилье из дерева. Тепло в нем, сухо, чисто.

Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников, Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Вроде бы проще некуда. Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Не дворец, не высотный дом, — малый терем-теремок. Но и он любопытное сооружение.

3 стр., 1117 слов

Рассуждение , связанную с анализом текста (толкование значения слова)

... слова, данного для анализа) 1-й пример-аргумент 2-й пример-аргумент (из жизненного опыта или из текста) Вывод Схема сочинения-рассуждения по толкованию лексического значения слова, Типовые конструкции для сочинения ... на примере текста (на примерах из текста). Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В тексте ... Пословицы: Не красна изба углами, а красна ... И действительно, человек с лицом и фигурой ...

Вот задумайся: как, например, стены держаться? Ведь выращены без гвоздей, без скоб и железных болтов, а стоят неколебимо! Тут первая плотничья хитрость: концы бревна соединены «в лапу», держаться друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы, Они тоже укрепляют стену.

А приметь, как все рассортировано: снизу самые толстые бревна, кверху – тоньше и тоньше. Одно бревно уложено комлем направо, второе – комлем налево. От этого стена ровная и устойчивая.

Обычно древесина сосны не употребляется для художественных поделок. Но посмотри, как использовали нашу простую сосну русские мастера .У нас на Севере стоят огромные двухэтажные избы. Стены их сложены из могучих сосновых бревен. Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми, — наоборот, они стройны, легки, веселы. Деревянная резьба украшает у них и крыльцо, и наличники окон, и балкончики.

Стоят на деревенской улице избы-красавицы, словно под кружевными накидками, и одна с одною соперничает в изяществе и богатстве наряда.

в

Выяснение лексического значения слов:

  • пятистенка – большая изба, разделенная капитальной стеной;
  • комель — толстый конец бревна;
  • шип – вообще выступ, игла, здесь своеобразный деревянный внутренний гвоздь;
  • венец (от вить) – в данном случае горизонтальный ряд бревен в срубе;
  • тес (от тесать) – тонкие доски;
  • тесина – одна доска теса (суффикс единичности –ин-а

    ;

  • дранка (от драть, щепать) – тонкая длинная дощечка;
  • наличник – дощатая рама оконного или дверного проема (однокоренное словам лик, лицо, личина

    – вид).

г)

Беседа о тексте.

  • О каких качествах нашего народа можно говорить по прочтении этого текста?
  • Дайте общую характеристику текста (тип речи, стиль, тема, идея)

    2.

Повторное чтение текста учащимися про себя.

3. Коллективное составление плана.

1. Множество изб на Руси.

  1. Достоинства соснового дома.

3. Изба – любопытное сооружение:

1) Как держаться стены?

2) Другие плотницкие хитрости.

3) Почему избы на Севере «стройны, легки, веселы»7

  1. Избы – красавицы.

4. Предупреждение речевых и грамматических ошибок:

  • Местоимение сколько

в первом предложении можно было бы заменить иными вариантами :

очень много, множество, как много.

Какой из вариантов передает желаемую взволнованность, наиболее близок к тому, что дал автор? ( третий вариант)

из века в век, от поколения к поколению)

изо дня в день ,из месяца в месяц, из года в год)

  • Подберите синонимы к слову умелец (Это устаревшее слово, оно уместно в рассказе о давних временах)

Повелительная форма глагола: задумайся, приметь, посмотри, поставь)

неколебимо и непоколебимо

в использует автор? Почему? (

неколебимо – слово высокого книжного стиля, а непоколебимо- обычное, нейтральное

Как называются эти слова?

( синонимы

поделка и подделка

  • (Поделка – мелкое изделие, подделка – подобие, фальшивка)эти слова нужно различать. Как они называются? (

паронимы)

соперничает.( соревнуется

  • В тексте слово соперничает невозможно заменить обычным в современном употреблении словом.

одна с одною ( одна с другою)

5. Предупреждение орфографических ошибок.

а) Объяснить правописание следующих слов:

вырастают, деревянный, интересовался, сооружение, выращены, сплетенных, мрачными, балкончики, тяжелыми,, резьба, сверху, снизу, кверху, направо, рассортировано

6.

Предупреждение пунктуационных ошибок:

  • Найдите в тексте сложные предложения. Постройте схему второго предложения. Какие знаки препинания разделяют простые предложения в составе сложного?
  • Найдите в тексте предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.
  • Объясните постановку двоеточия и тире в предложениях четвертого абзаца.

    7.

Чтение текста в третий раз

8. Изложение текста на черновиках .