Поэма о судьбе человека и Родины (поэма С. Есенина «Анна Снегина»)

Большая поэма Сергея Есенина «Анна Снегина» явилась своего рода итогом творчества поэта, который сам считал ее своим лучшим произведением. В этой поэме Есенин отображает события в России 1917 г. и, как настоящий поэт-пророк, предчувствуя беду, словно предупреждает об опасности, грозящей России, всему русскому народу и судьбе отдельной личности.

Тема поэмы «Анна Снегина» тесно связана с предыдущей лирикой Есенина, поэма вобрала в себя все созданные автором ранее образы, так или иначе связанные с жизнью русской деревни, крестьянским бытом, с Россией в целом. Особенностью поэмы является использованное в ней богатство народной разговорной речи, что бросается в глаза уже с первых строк. Речь каждого отдельного героя помогает Есенину раскрыть его индивидуальность, поэтому читателю хорошо понятны чаяния и возницы, и мельника, и Прона, и Лабути, и старухи, и, конечно же, мысли главного героя.

Центральное место в поэме занимает речь самого автора. Мы четко видим авторское отношение к изображаемому миру, к каждому из героев, но поэт не навязывает своих взглядов, он просто ведет диалог с каждым из персонажей и позволяет читателю самому делать, выводы.

В поэме можно выделить две главные темы. Во-первых, это рассказ о личной судьбе лирического героя самого Есенина и непосредственная его связь с судьбой Анны Снегиной, именем которой и названа поэма. Анна Снегина (прототипом ее является молодая помещица Кашина) — не просто первая любовь героя поэмы, чистая и искренняя. Анна Снегина ассоциируется у автора с ушедшей молодостью, с образом утраченной счастливой деревенской жизни, полной гармонии с природой.

Образ Анны навевает герою приятные воспоминания о давно прошедшей беспечной юности, о сильных чувствах, но с самого начала заметно, что сам герой равнодушен к этой встрече и даже нисколько не воодушевлен. Он понимает, что вольная, беззаботная и полная удовольствий жизнь в деревне и любовь потеряна, ушла навсегда и никогда уже не вернется.

14 стр., 6557 слов

Образы богов в поэмах Гомера

... взаимоотношений, освоение духовного опыта. Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных типических образов. Люди и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в героях. В обеих поэмах много религиозно – мифологических противоречий. Образы гомеровских поэм отличаются цельностью, простотой, во ...

Анна Снегина говорит:

Вы такой нехороший.

Мне жалко,

Обидно мне,

Что пьяные ваши дебоши

Известны по всей стране, —

И, узнав, что поэт никого не любит, с грустью произносит:

«Тогда еще более странно

губить себя с этих лет;

  • пред вами такая дорога…».

Тема личной судьбы неразрывно связана в поэме с темой малой родины и с темой России в целом. Здесь представлена рязанская земля 1917г., рассказывается о судьбе одного из уголков России от революции до первых лет мирной жизни (действие заканчивается в 1923 г.).

Автор говорит о том, что это были самые тяжелые годы, когда «чумазый сброд играл по дворам на роялях /коровам тамбовский фокстрот». Есенин, хорошо знавший деревенский уклад жизни, предвидел время, когда судьба хлебороба выльется в трагедию 1929—1933гг.:

Шли годы

Размашисто, пылко…

Удел хлебороба гас.

Есенин не идеализирует крестьянство, и оно в поэме показано разнопланово: здесь и возница, и мельник, и Лабутя. Слишком печальна судьба каждого из них в отдельности и всех вместе взятых как частицы единого русского народа, о чем читатель узнает из слов мельничихи:

У нас здесь теперь не спокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны —

Дерутся селом на село.

Эти мужицкие войны символичны. Они являются прообразом единой большой братоубийственной войны, настоящей трагедии. Есенин пишет, что глупый деревенский народ, охваченный всеобщим духом борьбы, позабыл о земле, о природе, о простой и спокойной жизни. Крестьянский люд совсем обнищал, что, естественно, привело к ожесточению. И это мы видим на примере жизни Оглоблина Прона, который «вечно озлоблен, с утра по неделям пьян», «убил топором старшину». Устами старухи-мельничихи поэт говорит, что таких, как Прон, «теперь тысячи стало / творить на свободе гнусь», и в сердцах восклицает: «Пропала Расея, пропала… / Погибла кормилица Русь…».

Осуждение войны в России, империалистической и гражданской — одна из главных тем в поэме. Уже в начале поэт заявляет, что отказывается принимать участие в бессмысленном убийстве:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я — игрушка,

В тылу же купцы да знать.

И, твердо простившись с пушками,

Решил лишь в стихах воевать.

Заслуга Есенина в том, что он впервые затронул тему эмиграции, когда многие российские граждане вынуждены были покинуть родину в связи с происходившими во время революцией событиями. Главное же достоинство поэмы в том, что в сравнительно небольшой и краткой форме Есенин сумел многое объять, наглядно изобразив и войну, и деревню, и судьбу отдельного человека, и Россию начала XX в.