Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность доказывают всю свою жизнь

Сочинение

индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают

— Красота ее в том, что выстраивается ясная логика онтогенетического развития. Вначале взрослые воздействуют на организм (индивид) новорожденного, во многом насильно насаждают социальные стереотипы, поднимают его на ноги, побуждают ходить («Иди к маме, золотой ты мой…»), обучают руками брать как положено, побуждают делать все, что должен уметь всякий член общества. Сформированный социальный индивид погружается во все более сложную систему общественных отношений, и чтобы относительно непротиворечиво выстроить ее в себе, собрать в какую-то целостность, он вынужден стать личностью. Личность, строго говоря, не формируют, а формируют социального индивида – предпосылки и инструментальное оснащение для личности. Личностью же становятся, хотя в известной степени и вынужденно, чтобы занять и удерживать некую социальную позицию, овладеть логикой общественных (в частности, межличностных) отношений. Постепенно человек превращается в ответственного автора принимаемых решений, в субъекта своих поступков, в субъекта общественных отношений. На этой волне обостряется необходимость защищать принимаемые решения, ответственно заявлять занятую позицию – отстаивать свою индивидуальность.

Скажем, одному человеку что-то понравится в моем характере, а другому – нет. И будет множество разных отношений ко мне. Через все это мне надо как-то пройти, возвыситься над суетой, и отстоять то, каким образом я себя выстроил как личность, доказать: «Да, я такой». Я могу с разными людьми по-разному вести себя, но при этом знаю, кто я есть, и буду себя отстаивать. Могу отстаивать очень жестко, могу не отстаивать вообще, могу выбрать разные стили «Я» (как личность) – и вы вынуждены будете со мной считаться именно с таким. Разумеется, я буду успешен в случае, если смогу воспользоваться своей социальной силой, личной силой, духовной силой, может быть просто физической силой (но я при этом отдаю себе отчет, что на одну физическую силу может найтись другая физическая сила или объединенная физическая сила).

Если мы посмотрим на эти виды сил, окажется, что есть у них какая-то иерархия. С грубыми силами легко справиться грубыми же силами, а с тонкими силами вроде духовных сделать это гораздо сложнее. Посадить в тюрьму человека можно, а вот заставить его думать по-другому будет сложнее. Обратите внимание, здесь и возникает то качество, когда человек способен сам себя не только определенным образом отстроить, но еще и занять некую позицию по отношению к себе («сознательное самоопределение»), а также занять активную жизненную (и даже гражданскую) позицию («на том стою, и не могу иначе»).

13 стр., 6140 слов

«Моя гражданская позиция. : «моя гражданская позиция студента ...

... общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. Гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, ... на тему: "Моя гражданская позиция" Короткова ... ли я себя активным гражданином? Да, считаю! Несмотря на то, что мне еще нет 18 лет, я стараюсь делать все, что в моих силах на ...

личностью

, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он осознается нами как

личность

, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой. В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с

личностью

в каком-то особенном, подчеркнутом смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. ”Индивидуальность“ говорим мы о человеке ярком, т. е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является

личностью

, это означает еще нечто большее и другое. Личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо» [

Рубинштейн 1989, с. 566

].

Понятие индивидуальности отражает еще и любые отличия человека от окружающих, такие особенности, которые выражают его уникальность, неповторимость. Значительная часть этого содержания, как правило, в отстаивании не нуждается (цвет глаз, кожи, особенности речи, характера и т.п.).

Но в специфических условиях также может стать предметом силового противоборства.

Еще одно важное и необходимое нам понятие – субъект . Речь идет о способности человека быть автором своей активности, субъект – это тот, кто порождает активность. Желательно не приписывать этому понятию ничего более, иначе могут возникнуть трудности – мы не сможем различать субъект и личность, субъект и индивидуальность. Способность человека быть субъектом, оставаться им, несмотря на сопротивление среды, можно назвать субъектностью . Постараемся понять, каким образом человек проявляет себя как субъект.

Всякое общество в большей или меньшей степени не приветствует «жираф» – всех, кто высовывается, в чем-то приподнимается над всеми, выделяется. Такие люди часто получают по своей высунувшейся голове. Это делает нормальное общество, потому что оно нормирует людей, подгоняет под нормы. Получается что-то вроде компенсации, не мести, нет, а компенсации: каждый успех одного балансируется нагрузкой со стороны сообщества, которому он принадлежит.

Этот закон социальной компенсации действует и в повседневности. Как только человеку удается сделать что-то важное (имейте в виду, если захотите быть успешными), на его голову вскоре сваливаются разные неприятности. Приходится помнить, что общество всегда готово выдвинуть вас в ответственную позицию, но оно же готово вас и «задвинуть». Здесь проявляется работа какого-то важного закона и не надо на людей обижаться. Скажем, вы заметили, что ваши коллеги по работе, которые до этого к вам хорошо относились, начинают относиться к вам менее доброжелательно, что начинаются трудности. Конечно, это может означать, что вы где-то ошиблись – поищите ошибку и исправьте ее. Но если в ходе проверки вы (очень желательно, чтобы с чьей-то помощью) ошибок не обнаружили, радуйтесь! Потому что возникновение трудностей означает, что вы начали влиять на организацию, что среда начала сопротивляться вашему воздействию.

2 стр., 703 слов

Индивид, личность, индивидуальность

... она и помогает ему стать личностью, найти свое место в жизни. Я считаю, что индивидуальность нужно и проявлять, и отстаивать. Каждый человек – индивидуальность, каждый ведет себя по ... во благо других людей. Именно благотворительность, умение сострадать другим людям развивает в людях такие понятия как добро, милосердие и человечность. Личностные качества человека изменяются и оттачиваются ...

Тем не менее, всегда находятся чудаки, которые все равно высовывают голову. Часть из них остаются или без головы, или со сломанной шеей, но некоторые все же умудряются добиться приличных результатов. Видимо, здесь заложено нечто очень важное, что движет человеком, заставляет его, несмотря на все опасности, пробираться к северному и южному полюсам, осваивать новые территории. Всегда находятся, казалось бы, единицы – люди, которые что-то сделали, мы их заметили, позитивно оценили и говорим: «Гений!». При этом следует помнить, что в основе его достижений стоят огромные усилия множества других людей, что это «карлики, стоящие на плечах великанов».

Это феномены, в которых открывается соотношение среды и личности, общества и личности. Это означает, что вы становитесь (личностно или профессионально) индивидуальностью, вы приобретаете дополнительную силу – социальную или личностную. По мере того как вы приобретаете общественный вес, общественную силу, возникает и противодействие вашему влиянию. Пока же вы слабы, вам и противодействия существенного нет, просто на вас все беспорядочно валится: и трудности, и помощь.

Собственно говоря, мы обсуждает сейчас, что вас ждет, если вы будете личностно расти, нарабатывать личностную силу. По мере вашего роста будет расти и сопротивление со стороны общества, среды. Другими словами, решая встающие перед вами задачи, вы выходите на более высокий уровень не только достижений, но и проблем. Вскоре вы снова получаете по физиономии, но уже сильней, поскольку уже способны выдержать более сильное испытание. Важно отметить, что возникающие проблемы, как правило, соответствуют возможностям человека, соответствуют его силам, он способен их решить. Проблемы, которые человек не способен решить, на него не валятся, просто в силу того, что он находится на другом уровне. Поэтому, какой бы клиент, с какой бы проблемой к вам не пришел, знайте – раз у него эта проблема появилась, значит он способен ее решить. Доказать не могу, это утверждение недоказуемо. Я вынужден предложить принять его на веру: как правило, проблема решается. Если же он (клиент) почему-то не может решить эту проблему в данный момент, значит он не готов в данный момент, значит требуется только дополнительное время, но он дозреет и решит. И в той мере, в какой проблема решена, личностно он становится сильнее.

* * *

Таким образом, теперь можно обозначить соотношение сразу всех обсуждавшихся понятий – «человек», «индивид», «социальный индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект». Почти все из них укладываются в логику онтогенетического развития человека:

  • индивидом рождаются – организм человек получает при рождении, наследуя основные конституциональные признаки по наследству;

— социального индивида формируют – мотивационное давление социального окружения, использующего знаки и орудия, побуждает растущего человека освоить необходимые для жизни в обществе знания и умения, существующие в форме правил, норм, стереотипов и т.п.

13 стр., 6244 слов

Индивидуальность человека

... подібні твори Сочинение на тему человек будущего Сочинение «Долг перед родителями» Сочинение на тему честность Сочинение «Хороший человек» (для младших классов) Сочинение на тему «Труд кормит, ... Эссе на тему «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» Источник: http://newessay.info/article.php?id=40 Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают ...

  • личностью становятся – человек становится субъектом собственных поступков, поскольку овладение человеческими качествами предполагает не только освоение стереотипов и стандартов, но и способностью совершать выбор, строить собственную линию поведения, сопряженную с ответственностью за совершенный выбор;
  • индивидуальность же отстаивают – индивидуальные особенности и поступки человека задают направленность поведения (интенции), сталкиваются с интенциями других людей, и чтобы быть завершенными, предполагают применение того или иного вида силы;
  • интериоризированные силовые стратегии составляют личностную силу данного человека.

Как видим, у каждого понятия своя точка приложения, а различение этих понятий становится удобным не только в теоретическом контексте, но и для практических профессиональных целей.

KONSPEKTY.NET

Мало кто обрадуется перспективе слиться с серой массой – человеку свойственно желание выделяться, отличаться чем-то от всех остальных. Это и называется индивидуальностью. Но обязательно ли на каждом углу кричать о том, какой вы необыкновенный? Или можно выразить это другими способами?

Естественность

Задумываясь над вопросом, в чем заключается индивидуальность, люди зачастую приходят к неправильным выводам. Их ошибка заключается в том, что они пытаются создать индивидуальность искусственно. Поэтому прежде всего, стоит понять, что каждый человек исключителен. Есть две абсолютно идентичные капли воды, но нет двух совершенно одинаковых человек. Вы индивидуальны от рождения. Ваша задача – понять, в чем именно заключается ваше отличие от других.

Внешность

Один из самых верных способов подчеркнуть свою индивидуальность – подобрать оригинальный имидж. Можно сделать необычную прическу или как-то по-особенному одеваться. Причем совершенно необязательно откровенно эпатировать публику. Ваш образ может быть достаточно сдержанным, но при этом содержать свою изюминку. Надо заметить, это гораздо более тонкая и искусная форма выражения индивидуальности, нежели дреды или многочисленный пирсинг.

Хобби

Креативным людям проще всего выразить свою индивидуальность через собственные творения. Вы сочиняете красивые стихи? Отлично поете? Сногсшибательно вышиваете крестиком? Не зарывайте свой талант в землю, ведь именно он поможет вам выделиться из толпы.

Профессия

Вы однозначно привлечете внимание к собственной персоне, если ваша специальность не входит в ТОП-100 самых популярных профессий мира. Например, слыхали ли вы о такой профессии, как намазыватель булочек джемом? Или, скажем, специалист по украшению новогодней елки? Да люди с ума сойдут, если узнают, что это ваш род деятельности! Вот уж в чем точно проявится ваша индивидуальность.

Свое мнение

Как это ни парадоксально, но наилучший способ проявить индивидуальность – это быть самим собой, не стесняться высказывать свою точку зрения. При этом не надо бояться быть непонятым, отказываться от своих убеждений в угоду другим. Поверьте, если ваши мысли будут разумными и обоснованными, окружающие непременно это оценят.

Здоровый образ жизни

Удивительно, но в наше время человек, который ведет здоровый образ жизни, уже сам по себе индивидуален. Согласитесь, таких людей и вправду мало. Просто следите за собой, правильно питайтесь, откажитесь от вредных привычек – и все, вы уникальная личность!

15 стр., 7232 слов

В чём разница между честным человеком и человеком чести?

... публику. И в-третьих, узнать, каков человек на самом деле, можно только по его поступкам. (371 слово) Честность и честь – это разные вещи. Отличаются они тем, что ... <p> Источник: 2.Понятие чести, достоинства и деловой репутации Понятия “честь”, “достоинство”, “репутация” определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе ...

Вежливость

Хамством сейчас уже никого не удивишь. Такие понятия, как «вежливость» и «этикет», считаются уже чем-то глубоко старомодным. Человек, в чьем лексиконе есть слово «пожалуйста», вызывает искреннее недоумение. Но ведь это неправильно, так не должно быть! Неужели, сея хаос, можно надеяться на хорошее отношение в ответ? Зло всегда порождает зло, не забывайте об этом. Если вы будете вежливы и тактичны по отношению к окружающим, можно будет смело назвать вас яркой индивидуальностью.

Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы стать неповторимым человеком, и все же это не происходит в одночасье. Самосовершенствование, постоянная работа над собой – вот в чем заключается индивидуальность.

Скачать данный материал:, Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(Пока оценок нету) Loading…

Похожие записи

  • В чем заключается доверие?
  • Видео: В чем заключается индивидуальность?
  • Как найти свою индивидуальность? Индивидуальность…
  • Индивидуальность женщины. Индивидуальность враг толпы
  • Видео: Как найти свою индивидуальность?…
  • В чем заключается философия Аристотеля? Кратко и понятно
  • В чем заключается свобода?
  • В чем заключается успех?
  • В чем проявляется индивидуальность человека?
  • В чем заключается женская мудрость?
  • В чем заключается мудрость человека или ошибка…
  • Видео: Индивидуальность женщины. Индивидуальность враг толпы

Сочинение на тему индивидуальность человека

Все люди в чем-то похожи друг на друга. Однако никто не является обезличенным “человеком вообще”. Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным. Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем. Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и не похож на остальных. Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека. Конкретный человек фиксируется окружением по его индивидуальности, так как индивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг к другу. В то же время следует отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуальности человека, иногда очень существенное. Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение. Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека. Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность. То есть в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения. При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность. Бывают люди, предпочитающие держаться на расстоянии от других, и это заметно сказывается на их поведении в коллективе. Люди с авторитарным характером считают, что должны быть порядок и различие в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархии отношений и использованию силовых методов в принятии решений и управлении, с готовностью признают власть и высоко ценят консервативные ценности. Любовь и вера в людей как индивидуальная черта характера оказывают сильное влияние на взаимодействие человека с окружающими. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки. Чувствительность к другим людям проявляется в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого и т.п. Люди, обладающие такими чертами индивидуальности, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми. Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответствен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека. Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т.п., оказывает сильное влияние на поведение человека. Люди с более высокой самооценкой обычно добиваются большего в жизни, так как они ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи. В то же время люди с низкой самооценкой очень часто ставят себя в зависимое положение и легко подчиняются людям с более высокой самооценкой. Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решения с меньшим количеством информации. При этом результат решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию. Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера. Догматики не склонны к поиску большого объема информации, достаточно быстры в принятии решения, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в аккуратности и правильности принятых решений. Отмечено, что догматики предпочитают работать в хорошо структурированных группах независимо от того, какую позицию они занимают в группе. Отмечено также, что догматики плохо осознают то, как они проводят свое время при выполнении работы, и то, что они слабо справляются с управленческой работой. Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении. Люди с высокой комплексностью осознания проявляют большие способности к обработке информации, рассматривают большее количество альтернатив и принимают более комплексные решения, чем люди с низкой комплексностью осознания. Отмечено, что руководители с высокой комплексностью осознания в ситуациях с большим разнообразием среды лучше справляются со своими обязанностями, что этот тип руководителей более склонен к широким контактам с людьми, чем руководители с низким уровнем комплексности осознания, а также то, что данные руководители стремятся к использованию разнообразных ресурсов при решении задач. Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты).

14 стр., 6580 слов

«Развитие креативности у младших школьников на х музыки» ...

... творческой личности. Отсюда и необходимость разведения этих понятий, уточнения смысловых тонкостей и логических изгибов формулировок. 1.2. Пути и педагогические приемы развития креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. ...

6 стр., 2507 слов

Творческая индивидуальность педагога

... учебной, так и реальной профессиональноориентированной деятельности будущих педагогов. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального ...

13 стр., 6332 слов

Творчество как необходимое условие развития личности

... влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность ...

Если же он считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля (экстраверты).

Интроверты лучше контролируют свои действия, более ориентированы на достижение результатов, более активны, более удовлетворены своей работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не любят воздействовать на себя, любят занимать руководящие позиции. Экстраверты же, наоборот, предпочитают формальные структуры, предпочитают работать под директивным руководством. Если же они занимают руководящие позиции, то широко используют методы силового воздействия. Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности человека. В современном менеджменте данным вопросам и данному виду Деятельности уделяется огромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал. Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается также и тем, что обычно делается множество неверных заключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Связано это с тем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в общении и взаимодействии людей. Это все наносит ущерб отдельным людям и организации в целом. Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации. Наконец, при изучении индивидуальности человека необходимо принимать во внимание его возраст. Человек проходит в своей жизни различные стадии, которым соответствует разное состояние его индивидуальности. Поэтому, делая выводы о характере человека, его персоналии, необходимо исходить из того, что его поведение очень сильно определяется тем, в какой возрастной стадии он находится. Только учет всех этих факторов в совокупности может дать ключ к пониманию индивидуальности человека, а следовательно, к управлению человеком.

Эссе «Всякий ли человек является личностью?!» , Всякий ли человек является личностью?

человек – это не ответ. Человек – это вопрос.

Тиллих П.

Личность — реальная, существующая, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных.

Гордон Олпорт

Личность – это совокупность физиологических, психологических и чувственных черт человека, каждая личность обладает своим психотипом, характером, особенностями поведения и миропонимания. Формирование личности во многом определяет ментальность народа и семейное воспитание, но, на мой взгляд, человек не только кузнец своего счастья, но и творец самого себя. Великий русский драматург Антон Павлович Чехов сказал, что в человеке все должно быть прекрасно, но начать необходимо с образа мышления, сначала необходимо корректировать свое видение себя и мира, а потом и преображать внешний мир. Человеку необходимо быть счастливым, но каждый понимает счастье по-своему, главное, чтобы личность была гармоничной, уверенной в себе, успешной и реализованной в профессии, семье, дружбе.

32 стр., 15594 слов

Технология ТРИЗ, как фактор развития творческого потенциала личности

... Тема данной курсовой работы «Технология ТРИЗ как фактор развития творческого потенциала личности» обусловлена ​​актуальностью данной темы на современном этапе развития школы и общества в целом. ... в повседневную жизнь образовательной системы специальных средств развития, поскольку уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Однако анализ учебной литературы по ...

Каждый человек стремится в своей жизни к самосовершенствованию, но данная цель всегда понимается по-разному, иногда совершенствование не связано со своей личностью, иногда этот процесс противоречит социальным устоям, а иногда является нарушением этих законов. Понятие личности изучается многими науками о человеке: социологией, политологией, философией, психологией, обществознанием, историей, биологией и многими другими – все эти науки сходятся во мнении, что личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации, который включает множество составляющих.

Всякий ли человек является личностью? Понятие человек включает в большей степени биологические факторы развития организма, физиологические характеристики, хотя сегодня наука говорит о влиянии физического на развитие психического в человеке (например, исследования в области психосоматики).

Каждый индивид обладает рядом особенностей, которые и приводят человека как вид живого существа к р жизни. Осознавая, познавая, понимая действительность, контактируя с другими людьми, человек постепенно социализируется, а затем, социальные институты влияют на формирование у данного индивида установок, мотиваций, целей на рефлексию, развитие, принятие себя и многое другое. Сначала человек становится частью общества, затем общество влияет на человека, и снова человек, став личностью, влияет на социум. Данное утверждение показывает сложность понятия социализации, которое и формирует из человека личность. Таким образом, можно говорить о том, что не каждый человек является личностью, так как развитие личности – это ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Не всегда развитие личности носит конструктивное, позитивное, творческое начало. Личность может быть разрушительной как для себя (алкоголизм, наркомания), так и для общества (правонарушения, преступления).

Самостоятельность – одна из важнейших предпосылок правильного формирования личности, эта характеристика личности должна быть выражена во взвешенных решениях, положительно направленных на развития себя и социума. Общественные условия формируют личность как систему отношений. Они определяют как содержание личности, так и ее структуру и форму. Изначально ребенка формируют семейные условия, социум семьи. Затем: детское учреждение, другие взрослые, другие дети. В школе круг взаимодействия расширяется. Увешивается влияние продуктов СМИ. Как говорил советский педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Воспитание приоритетно». Действительно, в период детства и отрочества взрослые большое внимание уделяют образованию, которое дает теоритический и научный уровень развитию личности. Нравственность, мораль, традиция иногда остается в стороне, что потом и порождает проблемы индивида и общества. Поэтому в процессе социализации личности огромную роль играют не только природа человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение человека. Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором успешной социализации личности. Таким образом, социализация личности – это, во-первых, передача знаний, умений и навыков, во-вторых, усвоение индивидом конструктивных форм взаимодействия в обществе, нахождение в обществе своей роли (приятель, друг, муж, отец, сын, профессионал, гражданин).

Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации личности. Извечный вопрос философии: что есть истина – материализм или идеализм – на уровне социализации личности понимается специалистами в области социологии и психологии как единство противоположностей. Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Кроме того, процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия. Наряду с биологическими и социальными факторами важное значение имеет активность личности, которая обеспечивает приспособление к окружающей среде, стимулирует участие личности в жизни и деятельности общества.

Развитие личности продолжается и в зрелом возрасте, и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Но социализация детей и взрослых имеют различия. Социализация взрослых – изменение внешнего поведения, социализация детей – формирование ценностных ориентаций, взрослые способны оценивать нормы, а дети только усваивать их. Взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений. Развитие личности не только оказывает положительное влияние на саму личность, но и на общество в целом, так как развитием личностных качеств и социализацией мы сохраняем наше общество от саморазрушения.

Личность – этот термин выбран для понимания природы человека в контексте раскрытия его качеств в социуме. В каждый период истории понятие личности менялось.

В раннехристианский период возникло понятие «лицо», это слово показывало социальную принадлежность человека, например, юридическое лицо.

В Средние века личность – это сущность Бога. Например, мы это можем встретить в «Новой жизни» А. Данте. Данте был заинтересован в эмоциях куртуазности и как они развиваются, как они выражаются в стихе, как они раскрываются в постоянных интеллектуальных истинах божественно сотворенного мира и как любовь может предоставлять благословение на человеческую душу и приблизить ее к Господу Богу. «Амор сказал: «Постигни их обличье… и ты поймешь себя и Бога…» – строка из «Новой жизни».

В новоевропейской философии личность – гражданин. Человек как личность может утвердить себя только путем свободного волеизъявления.

Представление о личности – это западноевропейское нововведение, так как на востоке личность не рассматривается.

В социальных науках 20-21 веков можно выделить как минимум четыре подхода к пониманию личности:

Культура и бессознательное – З. Фрейд, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу.

Культура и личность – включает понятия «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.

Культура и познавательные процессы – когнитивная антропология, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.

Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции – материалистическую – К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую – М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид).

Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несет в себе черты культуры, к которой принадлежит.

На вопрос, что такое счастье, каждый из нас, ответит по-разному: семья, должность, деньги. Поэтому в любой из наук есть диаметральные точки зрения на какую-то проблему, именно это многообразие взглядов и представлений дает человеку возможность развиваться, идти вперед. Мы не познаем, что есть добро, если не увидим зло. Мы верим в религию и в медицину одновременно. Есть человек, который верит, что судьба в его руках, а есть мир «вещей в себе»: рок, случай, мировой разум. С помощью акта познания личность понимает, что есть прекрасное-безобразное, комическое-трагическое, героическое-трусливое, возвышенное-низменное, правда-ложь, добро-зло, жизнь-смерть.

Акт становления личности – это Пушкин, Бах, Репин, молекула воды, строение алмаза и многое другое, это мы сами. Личность представляет собой результат процесса социального развития в тесной взаимосвязи с развитием общества. Здесь, как и в современности, важно понятие духовности и культуры.

Культура отдельного человека сегодня занимает очень весомое место и роль в истории национальной и общечеловеческой культуры. В культуре человека, в первую очередь проявляются национальное своеобразие и общечеловеческий характер данного социума.

Идеал современной гармоничной личности – это прежде всего ориентация на процесс и результаты, адекватное планирование процесса жизни, высокая оперативность, некоторое преобладание над рефлексивности над интуитивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты своего бытия, человек должен адекватно планировать свою деятельность, поэтапно отрабатывать жизненный материал, внимательно следить не только за развитием своего внутреннего мира, но и мира своих родных и близких. Современная мобильная личность должна быть оперативна, коммуникабельна, должна уметь работать в команде и строить конструктивный диалог. Активизировать деятельность свою и окружающих в направлении здорового образа жизни, спорта, искусства, экологии, что будет положительно действовать на психосоматическое состояние личности.

Каждая личность должна выработать своеобразный стиль работы и общения, который бы отвечал требованиям нравственности, творческого поиска и дружелюбии.

Личность 21 века должна обладать ярко выраженной способностью к творчеству, а также высокой степенью работоспособности, адаптированностью к новым условиям, высокий уровень исполнительности, средний уровень самоуправления. Значимо, чтобы личность могла примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся, и сохранить при в проблемной ситуации душевное равновесие.

Развитие личности – это стойкое стремление к чему-то новому, лучшему, великолепному, к совершенству. И совсем неважно материально это стремлении или идеально, главное, чтобы оно было гармонично, конструктивно, благородно по природе. Общественные ценности помогают личности структурировать действительность и свой внутренний мир, личность учится у великих поэтов, музыкантов, физиков истинному, гармонии, правде, что и формирует мировоззрение каждого из нас. Именно эстетика, искусства живописи, архитектуры, науки, музыки, балета помогают человеку сохранить свой опыт для будущих поколений и стать личностью, и это отличает человека от других живых существ, человек способен жить духовной жизнью и стать личностью, а не просто быть биологическим видом. Поэтому социум – это основа развития личности, его духовности, его внутреннего мира.

Таким образом, в социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологические, генетические заданные предпосылки;

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Соответственно, личность – это каждый человек, живущий в обществе, усвоивший его нормы. Как говорил Михаил Юрьевич Лермонтов: «Тот самый пустой человек, кто наполнен собой».

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/nigde-tak-ne-proyavlyaetsya-individualnoe-svoeobrazie/

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. – М.: МОДЭК, 1999, – 224 с.

2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 134 с.

3. Батаршев А. В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.

4. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997,– 328 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

9