Становление личности в обществе: аргументы для сочинения, примеры для по обществознанию

Эссе

Из данной статьи вы узнаете о становлении личности в обществе, и мы приведем наглядные примеры из литературы.

Личность

Человек — личность

Люди часто недооценивают влияние окружающей среды, но оно настолько сильно, что влияние семьи это не в состоянии «перепрыгнуть». Даже первичная социализация детей происходит не только дома, но и вне его, к примеру, во дворе. Так что никогда нельзя заранее сказать, какой будет личность в будущем. Есть несколько примеров, которые явно показывают становление личности в обществе. Давайте их рассмотрим.

Становление личности в обществе: аргументы для сочинения, эссе по обществознанию

Агенты социализации

Определение личности

Общество воспитывает личность человека по своим ценностям, которые могут быть разными, к примеру, оно прививает любовь к свободе или консерватизм. Если общество просто взаимодействует с личностью, но не давит на нее, значит, ничего впереди необычного не ожидает. Человек становится уверенным в себе, активным и свободным внутренне. Если же общество прививает консерватизм, то человек будет не совсем уверен в себе, закрыт и замкнут. Хотя, воспитание в семье тоже играет немаловажную роль.

3 стр., 1121 слов

Личность и общество – возможна ли гармония?

... людях. Когда человек слишком заботится о своем благе, отношения с обществом складываются сложно. Простое, спокойное, мудрое отношение к жизни, к людям вносит покой в душу и гармонию в общественные отношения. Дополнительные аргументы ... 2 Личность и общество – понятия взаимосвязанные. Если «личность» понимать как субъект социальных отношений, то общество – это и есть множество личностей, объединенных ...

Этапы становления личности

Виктора Гюго «Отверженные»

Как видите, конечный результат формирования личности может оказаться непредсказуемым, потому что на него оказывают влияние даже самые мелочи, происходящие в жизни.

К.Воробьева

Этапы становления личности Этапы становления личности

Л.Н.Толстого «Война и мир»

Он долго распылялся и испробовал множество путей, потому что не мог понять, куда ему двигаться, чтобы достичь своих целей. Пьера предавали, брали в плен и он пережил войну, но это не сломало его, а наоборот, завалили характер на новые свершения. В конце произведения он уже предстает возмужавшим, остепенившимся и он нашел свое счастье в жизни. Он создал семью, где все зависит только он него, и он прекрасно понимал, чего хочет от жизни.

Д.Фонвизина «Недоросль»

История России тоже насчитывает немало примеров становления личности, к примеру, Кутузов. Он был прекрасным полководцем, а также прекрасным товарищем для своих солдат. Еще он был близок к народу, всегда понимал и сопереживал. Именно потому его все любили. Он воевал вместе с солдатами, а не сидел в штабе. Ему была интересна не только русская, но и зарубежная литература. Все это вместе оказало большое влияние на становления его личности.

В письме в газету «Тайме» (3 декабря 1966 года) доктор Фишер вновь поднял вопрос: «Когда зарождается человеческая личность?» Доктор Фишер, разумеется, включился в дискуссию о трактовке римской католической церковью аборта как убийства. Смысл выступления сводился к тому, что рождение, несомненно, является тем самым моментом, когда появляется человек. Такая точка зрения близка многим, но требует выделения различных стадий развития, о которых имеет смысл говорить в подобной дискуссии.

Ниже сформулированы требуемые понятия. Впрочем, они, конечно, могут быть расширены. Необходимой представляется определенная система понятий наряду с упоминанием всех релевантных физических и психологических феноменов.

1) Замысел. Началом для ребенка является чей-то замысел завести его. Многие дети старше двух лет играют, отталкиваясь от этого замысла. Сновидения и различные занятия включают «идею» ребенка. В браке наступает время, когда появляется желание завести детей. Надо ли говорить, что от замыслов дети не рождаются, чему есть очень грустный пример в «Воображаемом ребенке» из «Очерков Элии» у Чарльза Лэма.

2) Зачатие. Это физический акт. Зачатие связано с оплодотворением яйцеклетки и прочным закреплением оплодотворенной яйцеклетки в эндометрии матки. О партеногенезе (непорочном зачатии) известно только из мифологии. В редких случаях оплодотворение яйцеклетки происходит вне матки — в полости брюшины. О психологии зачатия можно говорить в двояком смысле, то есть либо к зачатию приводит замысел, либо оно является случайным. Вероятно, слово «нормальное» следует относить к зачатию отчасти случайного характера, и было бы слишком сентиментальным

2 стр., 974 слов

Влияние родителей на становление личности ребенка

... лучше поступить. Не факт, что я советом воспользуюсь. Также читают: Картинка к сочинению Влияние родителей на становление личности ребенка Популярные сегодня темы Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова освещают самые разнообразные проблемы и ...

_____________________________________________________________________

*В то время архиепископ кентерберийский.

_____________________________________________________________________

рассматривать зачатие ребенка как результат сознательного решения. Можно немало сказать в пользу теории отчасти случайного зачатия, когда пара вначале удивлена и даже иногда раздосадована, поскольку обнаружившийся факт влечет за собой большие перемены в ее жизни. Это бедствие оборачивается счастьем только при благоприятных обстоятельствах — если пара рано или поздно приходит к мысли, что именно такое бедствие им жизненно необходимо.

3) Мозг как орган. Следующую, весьма неопределенную стадию можно подразделить на несколько подстадий. Логично определить срок развития плода, при котором для матери особенно опасна коревая краснуха: это период примерно между двумя и тремя месяцами, когда начинается очень быстрый рост и происходят преобразования, ведущие к появлению мозга. Представления о ребенке как человеческом существе до появления мозга и после того, как мозг анатомически выделился, будут совершенно разными. Эти аргументы, разумеется, не убедят тех, кто страстно отстаивает идею о том, что начало человеческого существа совпадает с моментом оплодотворения яйцеклетки, независимо от того, закреплена она в подходящей среде или нет. Обсуждение этой стадии сопровождается дискуссией о том, является ли человеческим существом ребенок, рожденный с анэнцефалией. Споры о статусе детей с различными отклонениями в психике, обусловленными нарушением развития индивидуального биоэлектронного аппарата ребенка, также могут быть бесконечными. На самом деле мы не сомневаемся, что некоторые умственно отсталые дети являются человеческими существами, впрочем, возможны такие степени отсталости, что хочется выделить категорию отсталости, помещающую ребенка вне человеческих существ. Споры о том, существует ли такая граница и где она проходит, могут оказаться чрезвычайно бурными.

4) Шевеление плода. В промежутке между третьей и пятой стадиями плод уже явно «жив и толкается». Однако это событие, столь важное для будущих родителей, выпадает из нашего ряда понятий по той причине, что не является непрерывным. Не привязанное к определенному времени, оно может сопровождаться любым дефектом в развитии мозговой ткани.

5) Жизнеспособность. На той или иной стадии ребенка можно считать жизнеспособным — в том смысле, что даже рожденный преждевременно, он имеет шанс выжить. Этот шанс в огромной мере зависит от окружающих условий. Дети рождаются шестимесячными и благодаря очень тщательной медицинской помощи и уходу ко времени, назначенному природой для рождения, развиваются до состояния, которое принято называть «нормой». Последующей истории развития недоношенных детей посвящены целые тома исследований, применительно к данному ряду определений важно, что если один ребенок, родившийся в шесть месяцев, вырос здоровым, значит, теоретически жизнеспособность определяется шестью месяцами развития плода. И для многих ведущих споры это обстоятельство, наверное, является отправной ступенью для обозначения «начала» человека.

13 стр., 6332 слов

Творчество как необходимое условие развития личности

... влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и ...

6) Психика становится значимой. Рано или поздно в развитии здорового человеческого существа наступает перемена, которая заключается в том, что к анатомии и физиологии добавляется психика. Мозг как орган уже позволяет регистрировать переживаемый опыт, собирать данные, сортировать явления и классифицировать их. Такое слово, как «фрустрация «, уже имеет смысл: ребенок способен держать в уме идею, что нечто ожидалось, но в полной мере не исполнилось. В свете подобных теоретических рассуждений возможно допустить факт существования человеческой личности до рождения. Это весьма спорный взгляд, но психоаналитик, исходя из клинических наблюдений, более любого другого добросовестного исследователя оказывается убежденным в том, что психика не обязательно берет начало от момента рождения. Самый простой подход к данной проблеме — рассмотреть существеннейшее различие между преждевременным и запоздалым рождением. Психоаналитик вынужден заключить: с точки зрения психологии, верное время рождения — это рождение доношенного ребенка, когда — опять же имея в виду психологию — наступил подходящий для ребенка момент покинуть материнскую утробу. Можно даже сформулировать такое понятие, как «нормальное рождение» — то есть такое, которое происходит в нужный момент с точки зрения ребенка, иными словами, ребенок, рождаясь, способен — насколько позволяет ему уровень организации мозга — воспринимать процесс как естественный. Мы слишком усложним свою задачу, если будем говорить здесь о всевозможных родовых травмах, хотя такой материал тоже полезен при решении этой трудной проблемы. Проще обратиться к различию в психологии, наблюдаемому у недоношенных и переношенных детей. Говоря коротко, для недоношенного ребенка «инкубатор» является естественным окружением, в то время как для переношенного, который, возможно родился, уже посасывая большой палец, «инкубатор» совершенно не подходит. Эту тему можно развивать и дальше, но очевидно, что главная мысль доктора Фишера, будто начало человеческой личности совпадает с моментом рождения, нуждается в уточнении.

7) Рождение. Это момент, от которого отталкивается в своем письме доктор Фишер, — момент, означающий перемену больше в матери — и вообще в жизни родителей, — чем в ребенке. Что касается физиологии, то хорошо известно: перемены, связанные с рождением, огромны, однако нет необходимости думать, что такое важное событие, как начало человеческой личности, обязательно связано с процессом рождения. Возможно, данное понятие следует исключить из наших рассуждений, и мы обращаемся к нему потому, что рождение знаменует настоящий сдвиг в положении родителей. Предположим, ребенок родился мертвым или уродом, но вот он — ребенок: в глазах всего света — новый человек.

Я и не-я. С этого момента физиология предоставлена самой себе. Теперь действуют генетические факторы, определяющие тенденцию к развитию индивидуума. Речь также пойдет о влиянии заболеваний физического характера, возникновение которых может быть случайным или неслучайным. Бесспорно, ребенок является индивидуумом и в том случае, если, например, энцефалит приводит к нарушению развития. Итак, мы обратились к сфере психологии, однако психология бывает двоякого рода. Так называемая «академическая» психология связана с явлениями физического порядка. Психология, подходящая для нашего круга задач, должна иметь отношение к эмоциональным факторам, к формированию личности, к последовательному и постепенному продвижению от полной зависимости — через относительную зависимость — к независимости. Очень многое определяет окружающая среда, поэтому невозможно описывать маленького ребенка, не касаясь ухаживающих за ним людей, которые лишь со временем становятся отдельными. Иными словами, процесс развития

индивидуума, который поддерживается (чрезвычайно непростым образом) людьми, ухаживающими за ребенком, достигает момента, когда ребенок отказывается от того, что «НЕ-Я», и устанавливает то, что есть «Я». Наступает время, когда ребенок, если он уже научился говорить, скажет: «Я» (* **).

По достижении этой стадии дальнейшие усилия должны быть направлены на стабилизацию обретенного уровня развития, которое вначале легко утратить из-за обновляющегося соприкосновения с более примитивной стадией, где все сливается, или разные элементы еще не отделены друг от друга. Речь идет о совершенно определенном, хотя и не строго обозначенном во времени, моменте в жизни всякого ребенка — когда он осознает переживаемый опыт и уже имеет в какой-то степени сформировавшуюся идентичность — не в представлении окружающих, но в представлении самого ребенка. Это хороший момент для того, чтобы говорить о начале индивидуальности, но, разумеется, слишком поздняя фаза жизни для дискуссий религиозного характера.

9) Объективная реальность. Наряду с названными переменами, знаменующими развитие личности, у ребенка формируется способность осознать факт, что внутренняя реальность психики остается его личной реальностью — пусть и обогащенной восприятием окружения, — однако существуют эти — внешние по отношению к ребенку — окружение и мир, которые можно назвать «действительно существующим окружением», «действительно существующим миром». Различие этих двух противоположностей смягчается матерью и вообще родителями, семьей, всеми, кто смотрит за ребенком и внимателен к его потребностям, но в конце концов ребенок принимает принцип реальности, что приносит ему пользу. Все это относится к процессу развития и может не произойти в жизни ребенка, окружение которого плохо организовано. Здесь перед нами опять новая ступень, и если она достигнута, вопрос: «Является ли уже ребенок личностью?» — получает однозначный ответ.

10) Принципы морали. С указанными явлениями непосредственно связано развитие личных моральных принципов, и это имеет чрезвычайное значения для наставляющих в религиозной вере. Здесь существуют две противоположные позиции: одной придерживаются те, кто не хочет рисковать и с самого начала прививает ребенку некие моральные принципы, другой — те, кто рискует всем и позволяет индивидууму выработать свой личный моральный кодекс. Воспитатели детей будут правы, избегая обеих крайностей, впрочем, теория начала человеческой личности как члена социума — даже для целей религиозных полемистов — должна принимать во внимание тот момент, когда ребенок уже способен чувствовать ответственность за свои помыслы и поступки.

11) Игра и приобщение к культурному опыту. Можно сказать, что в результате успешного соединения влияния окружающей среды с врожденным процессом развития индивидуум будет вознагражден неким промежуточным пространством, чрезвычайно важным в его жизни. Оно начинается с всепоглощающей игры, доступной лишь маленьким детям, и может развиться до неизмеримых богатств человеческой культуры. Впрочем, это происходит только в случае здорового развития и не предполагается по умолчанию. Но так как это происходит с некоторыми детьми, можно говорить, что оно составляет жизненно важную часть человеческой личности.

12) Личная психическая реальность. Индивидуум, в соответствии со своим опытом, с умением накапливать опыт, развивает способность верить во что-то, или доверять. Непосредственное культурное окружение побуждает ребенка верить в то, другое или третье, однако основу составляет упомянутая способность накапливать опыт — как из реальной жизни, так и из снов. Затронутый предмет, являющийся чрезвычайно важным при описании человеческой личности, слишком сложен, чтобы быть включенным в обсуждение вопроса «Где начало человеческой личности?». Впрочем, я полагаю, что у заинтересованных в определении начала личности не меньший интерес вызывают вопросы о доступных ей вершинах развития.

(1966)

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида»

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида»

Как и большинство выдающихся обществоведов, философов, таких как Н. Бердяев, Н.И. Данилевский, К. Маркс и др. автор высказывания: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» Б.Г. Ананьев считает, что сначала человек становится индивидом, а только потом личностью.

В обществоведческой науке существует мнение, что каждый человек рождается на этот свет, обладая лишь общими признаками представителя человеческого рода. С рождения человек является индивидом, затем приобретает свою индивидуальность и только в процессе социализации становится личностью. Чтобы лучше в этом разобраться, определимся с понятиями.

Индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода, а личность — это результат социального становления индивида, путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

Личность – это человек с совокупностью его социально значимых качеств, которые проявляются через деятельность (активность, собственное мировоззрение, свободный выбор).

Как же происходит становление личности и почему этот процесс, по мнению автора, долгий и сложный? И почему многие обществоведы считают, что человек в течение жизни может так и не стать личностью?

Общепринято считать что, становление индивида личностью происходит в институтах социализации, таких как: детский сад, семья, школа, СМИ. В этом ему помогают агенты социализации: родители, учителя, друзья. Именно этот круг общения играет важную роль в становлении индивида личностью. Становление личности зависит не только от природных качеств, переданных индивиду по наследству, но и во многом и от психологических, нравственно-моральных установок сложившихся в ближайшем круге общения. Именно от этих установок зависит качество и масштаб формируемой личности. Постепенно, вбирая в себя жизненный опыт, рождая определенные жизненные принципы, мировоззрение его индивидуальное начало будет раскрываться. И только тогда индивида можно будет назвать личностью.

У кого-то процесс развития личности идет всю жизнь, а у кого-то заканчивается со вторичной социализацией (отношений складывающихся в рамках формальных институтов) и дальше человек уже не развивается. В этом случае, как мне кажется, нельзя говорить о существовании личности. Для меня личность — это постоянно развивающаяся единица общества.

В качестве фактической аргументации можно привести личность Людвига Ван Бетховена – одного из известных композиторов. Родился и жил он в обычной австрийской семье, мало чем отличался от сверстников, одним словом индивид, типичный представитель человеческого рода. Отец же хотел сделать из сына второго Моцарта и принялся обучать его игре на скрипке, но, однако, сын не подавал особых надежд. И все-таки он стал настоящим гением в музыке, просто необходимо было больше времени, хорошие учителя и желание учиться. Естественно становление личности не происходит в результате резкого скачка. Это длительный постепенный процесс, зависящий от множества факторов.

Можно также вспомнить великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он рос слабеньким ребёнком, часто болел. Однако, однажды увлёкшись богатейшей отцовской библиотекой, исследовав военную историю и артиллерию, Александр Васильевич решил стать военным. Он постоянно работал над собой, закаляясь морально и физически. Его главная цель была верой и правдой служить Отечеству, и в этом он преуспел как никто другой. А. В. Суворов не проиграл ни одного своего сражения, увеличил все сферы военного дела новыми выводами и положениями и создал и использовал в полководческой практике наиболее совершенные формы и методы ведения вооружённой борьбы.

Но личности — это не только знаменитые люди, о которых пишут в энциклопедиях и СМИ. Личности живут рядом с нами. Например, свою бывшую соседку Аню я помню совсем маленькой девочкой. Она всегда интересовалась компьютерами, потом поступила на факультет бизнес-информатики в Высшую школу экономики и организовала свой собственный интернет-бизнес. Многие в ее возрасте беспечно прогуливают пары в университете и скачивают курсовые из интернета, а она уже нашла дело своей жизни, которое приносит ей чувство профессионального удовлетворения и позволяет реализовывать творческий потенциал.

Таким образом, можно сделать вывод о справедливости высказывания. Действительно, процесс становления личности, в отличие от индивида, проходит намного дольше, путем социализации человека, нахождения и раскрытия его индивидуальности, кроме того, не каждый индивид может стать личностью.

Поделитесь с Вашими друзьями:

danovie.ru

Формирование личности ребенка

Иногда родители путают два понятия: «личности» и «индивидуальности» ребенка. Между тем, особенности характера ребенка, темперамент и т. д.

  • все это относится к понятию «индивидуальность», которая воздействует на становление личности ребенка, но не определяет ее содержание. Убедиться в сформированности личности ребенка можно по следующим признакам: — малыш допускает употребление в речи личных местоимений;
  • — описывает себя, свои ощущения, рассказывает о трудностях, желаниях;
  • — у него наблюдается развитие навыков самоконтроля (закатывание истерики возможно при недоразвитии личности);
  • — малыш способен различить хорошее и плохое, сделать правильный выбор. Ребенок становится личностью к двум годам. К этому времени он уже умеет говорить, думать.

К трехлетнему возрасту у него определяется самосознание, к 4–5 годам маленький человек осознает себя личностью, находящейся во взаимоотношении с окружающим его миром. В современной психологии при воспитании ребенка до года предполагается обеспечение наибольшего благоприятствования созданию оптимальных условий для его общего развития. В этом возрасте нет смысла в чем-либо его ограничивать и морализировать. По достижении им однолетнего возраста ребенка нужно ознакомить с некоторыми нормами этики социальной жизни, но не следует ждать немедленного их усвоения (лучше убрать кошку, которую ребенок пытается дернуть за хвост) Соблюдения норм следует ждать после достижения трех лет. Если в этом возрасте ребенок бьет детей или портит игрушки — это свидетельство его недостаточного воспитания или наличия психологической патологии.