Об авторской речи. Егораева. Презентация методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Сочинение

Слайд 1

ОГЭ Работаем над сочинением о роли авторской речи

Слайд 2

Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского филолога О.Н. Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего» . Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами О.Н. Емельяновой. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

Художественный текст как сложная система «Понимание есть повторение процесса творчества в изменённом порядке». А.А.Потебня

Слайд 4

Автор в художественном тексте «Выражение личности художника в его творении » (по В. Виноградову) – это образ автора , «центр, фокус, в котором скрещиваются и объединяются, синтезируются все стилистические приемы произведений словесного искусства». Образ автора — это не субъект речи, часто он даже не называется в структуре произведения . (Субъектом речи может быть собственно автор, рассказчик, повествователь, издатель, различные персонажи. Однако все это объединяется, высвечивается отношением автора – мировоззренческим, нравственным, социальным, эстетическим).

Слайд 6

Автор

Слайд 7

Проявление авторской индивидуальности в тексте В «образе автора», в его речевой структуре объединяются все качества и особенности стиля художественного произведения: распределение света и тени при помощи выразительных речевых средств, переходы от одного стиля изложения к другому, переливы и сочетания словесных красок, характер оценок, выражаемых посредством подбора и смены слов и фраз, своеобразия синтаксиса. В. В. Виноградов

4 стр., 1791 слов

План обучения сочинению по тексту в 10 классе

... -Итак, ребята, сочинение по русскому языку пишется с опорой на прочитанный текст. Это сочинение отличается от сочинения по литературе, где вы видите тему. Предлагаю вашему вниманию пошаговый план сочинения. (СЛАЙД) План-схема к сочинению по русскому языку. 1.Вступление(Подвести к проблеме. ...

Слайд 8

«Творец всегда изображается в творении и часто — против воли своей» (Н.М. Карамзин) «Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто вопреки своей воле» (В. Гете) «Всякое художественное произведение есть всегда верное зеркало своего творца, и замаскировать в нем свою натуру ни один не может» (В.В. Стасов) «Творчество самого талантливого автора обязательно отражает его личность, ибо в том-то и заключается художественное творчество, что внешний объективный материал перерабатывается, вполне индивидуально, психикой художника» (В.В. Воровский)

Слайд 9

Текст для работы

Слайд 10

(1)Шли по лесу молодой и старый охотники, точнее, — дядя и племянник. (2)Дядя — звали его Василий Васильевич — всю жизнь в лесу. (3)Он работает на сплаве древесины и попутно занимается рыбалкой и охотой. (4)Племянник приехал к нему в гости из города. (5)Человек он страшно говорливый, всему удивляется, всем восхищается и норовит обязательно выстрелить. (6)Это всегда так: попало ружьё в руки горожанина, да ещё такого, который на охоте не бывал, — ну, берегись, малые птахи, берегись, сороки, галки и вороны, — идёт погубитель. (7)Дичи-то ему не добыть, а тех птиц и зверушек, что сами на мушку садятся, такой охотник очень любит подшибить. (8)Да ещё сфотографируется с дятлом или галкой, держа её двумя пальцами и улыбаясь, — это на потеху родным деткам: вот, мол, какой ваш папа меткий стрелок… (9)Ходили, ходили дядя с племянником — нет уток, даже в глаза ни одной не видели. (10)Скис племянник, едва плетётся. (11)Свернули они в лог, вышли на покос. (12)— Что это? — сразу пересохшим голосом спросил его племянник. (13)— Рябчики, — спокойно ответил Василий Васильевич и на полянку шагнул. (14)Фыркнули крыльями рябчики и — врассыпную. (15)Племянник — за ними. (16)Василий Васильевич поймал его за руку: (17)— Куда? (18)Не видишь, что ли, что рябчики ещё малы, бесхвостые вовсе. (19)Вот подрастут, тогда и стреляй… (20)— Одного, дядя Вася, на пробу. (21)— Говорю — нельзя! (22)— Одного, дядь Вась… (23)Никто не узнает. (24)— Тьфу ты, азартный какой! — ругнулся дядя Вася и хитро сощурился. (25)— Ну, ежели одного, на пробу. (26)А не пожалеешь?

Слайд 11

(27)— Да что вы? — сглотнул от нетерпения слюну племянничек, а сам уже курок взвёл и глазами зыркает по лесинам, но рябчиков увидеть не может. (28)— Ну, как? — подошёл ближе к племяннику дядя. (29)— Не могу заметить. (30)Мне бы только на миг… (31)Я бы… — зашептал племянник. (32)Дядя покосился на племянника и усмехнулся. (33)Аж побледнел от напряжения паренёк, а глаза алчные. (34)«Ну, этого надо сразу отучать от лесного хулиганства, иначе лихой браконьер-хапуга из него получится», — подумал Василий Васильевич и показал племяннику на пихту: (35)— Гляди, во-о-он подле пихты липа? (36)— Ах, как же это я раньше-то не заметил? (37)Сейчас, сейчас, — целится парень в серенький комочек, чуть видимый сквозь пихтовую хвою. (38)— Лучше целься, не промажь, — сказал Василий Васильевич, и в голосе его смех послышался, но не обратил на это внимание племянник. (39)Он ещё плотнее прижал ружьё к плечу и ба-бах! (40)Побежал племянник к пихте, а Василий Васильевич — в лог, к воде. (41)Спустя минуту увидел: мчится по косогору его племянничек, ружьё бросил, орёт благим голосом, а за ним столбится и гудит осиный рой. (42)— В воду! — скомандовал Василий Васильевич. (43)— Руками не маши! (44)В воду! (45)Взвизгнул парень и бултыхнулся лицом в ручеёк. (46)А когда приподнялся — Василий Васильевич упал на траву, сражённый смехом. (47)Племянника не узнать: всё лицо его в огромных волдырях, один глаз вовсе заплыл, верхнюю губу на сторону унесло. (48)— Наклепали тебе рябчики морду-то! (49)Прыткий охотник уже понял, что Василий Васильевич нарочно втравил его в эту историю — осиное гнездо вместо рябчика показал. (50)И обижаться нельзя: не жадничай, не подличай в лесу. ( По В. Астафьеву )

15 стр., 7397 слов

Образ василия теркина из одноименной поэмы твардовского

... Василий Теркин… Сочинение про Теркина Образ Василия Теркина, созданный А.Т.Твардовским знаком каждому читателю. Он был создан в самые тяжелые для страны годы. Первоначально герой Василий Теркин был придуман коллективом журналистов, одним из которых был Твардовский ...

Слайд 12

Авторская речь — слова, которыми автор прямо, от себя, характеризует своих героев, оценивает их действия, поступки, описывает внешность, события, обстановку, пейзаж интерьер и т.д.

Слайд 13

Работаем с текстом Литературовед Б. О. Корман утверждает, что автор — это «некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение». Какова тема данного рассказа? Какие проблемы поднимает автор в этом тексте? Как он относится к своим героям? Какие, по-вашему мнению, эмоции и чувства вызывает у автора поведение племянника? Дяди? Как эти чувства и эмоции характеризуют самого автора?

Слайд 14

Автор в рассказе… Характеризует своих героев (Приведите примеры) Оценивает их действия, поступки (Приведите примеры) Описывает события (Приведите примеры) Описывает внешность (Приведите примеры) Докажите на данных примерах, что «авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью». Докажите, что эти примеры «характеризуют не только объект высказывания, но и самого говорящего». Как вы понимаете смысл высказывания О.Н.Емельяновой?

Слайд 15

Работаем с текстом «… Например, характеризуя охотничьи качества племянника, автор использует разговорное слово «прыткий», и в нём явно звучит ирония : резвость браконьера обернулась против него самого. Справедливость такого исхода событий передана В. Астафьевым в бессоюзном сложном предложении 50: причинные отношения между частями в нём заставляют каждого понять, что, по мнению автора, жадность и подлость до добра не доводят». Как характеризуют самого автора эти примеры?

Слайд 16

Работаем с текстом Задание 2. Допишите аргументационную часть предложения, вставив требуемое вместо прочерков и скобок. Автор называет племянника устаревшим словом _______________________ (пр. 6), и читатель сразу понимает: (прокомментировать роль этого слова, указав лексическое значение).

Однако В. Астафьев и грамматически подчёркивает эту мысль в данном предложении: повтор глаголов (указать наклонение) « берегись » и ( указать название этого грамматического явления) ( « малые птахи…, сороки, галки и вороны » ) помогают убедиться в том, что ___________________________________________________________.

Слайд 17

Работаем с текстом Долгие блуждания по лесу очень утомили племянника, и В.Астафьев передаёт его состояние с помощью слова с переносным значением «______________»(пр. 10): этот горе-охотник впал в уныние от того, что не смог сразу добыть дичи, настреляться. Это слово не только характеризует молодого человека, но и ___________________________________________________________________________________________________________ Допишите недостающий фрагмент аргументационной части

4 стр., 1933 слов

Грамматическое о слове

... тема его - «Грамматическое сочинение о слове» (Слайд 1) Проблемная ситуация: - Давайте представим себе, что мы девятиклассники и нам предстоит сдавать экзамен. Одним из заданий там является такое: написать сочинение на грамматическую тему. ... сочинение о слове «оценка» (1-2 человека) А теперь попробуйте свои силы на примере своих слов. (Слайд ... со всем классом групповая ... них родилась на 5 минут раньше. ...

Слайд 18

Пишем сочинение

Слайд 19

Филолог О.Н. Емельянова утверждает: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». В самом деле, читая текст, мы встречаем такие слова и выражения, которые помогают не только образно представить изображаемое, но и увидеть в этой словесной ткани самого автора. Так, называя племянника «погубителем», писатель и рисует бездушного, безжалостного человека, и даёт возможность читателю понять этим словом, что сам он осуждает подобных «охотников». Именно поэтому в авторской речи появляются глаголы повелительного наклонения «не жадничай, не подличай», которые образно передают поведение молодого человека в лесу. Таким образом, анализ выразительных средств в речи автора даёт возможность понять, что они не только тесно связаны с художественными образами, но и являются средством проявления авторской индивидуальности.

Слайд 20

Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен», Москва Благодарю за внимание!

Слайд 21

Литература Брандес М.П. Стилистический анализ текста. М., 1971. Гл. 2–3.. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. С. 105–212 (Проблема образа автора в художественной литературе).

Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1989. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1989. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М., 1964. .