Трофимова Светлана Михайловна
Тип урока
Цель: Совершенствовать умение создавать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.
Задачи :
образовательный аспект:
научить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию домашнего сочинения;
закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации;
повторить
1) стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту);
2) лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;
3) орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н-нн в причастиях и прилагательных;
4) синтаксис – знаки препинания в предложениях с обособленными членами( обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом) и обособленные определения, выраженные причастными оборотами; знаки препинания в сложносочинённых, сложноподчинённых и в бессоюзных сложных предложениях;
развивающий аспект:
воспитательный аспект:
Оборудование:
Ход урока:
1.Оргмомент (слайд 1 )
Вступительное слово учителя.
Записываем в тетради: «Число. Классная работа. Работа с текстом».
- Сегодня мы будем учиться писать сочинение-рассуждение – готовиться к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку.
- А ещё, открою вам секрет, наш урок поможет вам подготовиться к домашней работе.
2. Домашнее задание (слайд 2 ) :
Львов В.В. ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания. Текст теста №5
- Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
- Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
- Сформулируйте позицию автора
- Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором данного текста, приведите аргументы.
- Сделайте вывод.
- Введение в тему (беседа).
2 стр., 769 слов
Развитие речи. Тип текста-рассуждение. 5-й класс
... Но ведь такого цвета нет на светофоре. Что это значит? (Текст-рассуждение можно начать с тезиса.) Слайд 7, 8) III. Устная работа. Закрепление теории. Учитель читает третий текст, по частям, ... разных типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение. II. Изучение нового материала. ( Слайд 4). Второй текст про акулу - текст-рассуждение. Как ...
Слайд №3
Универсальные учебные действия:
- Мотивация
- Целеполагание
- Умение слушать учителя.
- Прислушайтесь, что это? (Шум моря…)
- (Экран.
Шум моря. Крик чаек. Звучит запись текста).
Слайд №4,5
Универсальные учебные действия:
ü Выдвижение гипотезы;
- ü Речевое оформление (речевая грамотность);
— ü Публичное исполнение.
- Работа с текстом. Слайд №6
- Можем ли мы сказать, что перед нами текст?
- Каковы основные правила построения текста? (Отвечают на вопрос, а на экране появляется таблица.) Слайд №7
- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Слайд №8,9
- К какому типу речи можно отнести этот текст?
Выступление ученика (
- Слайд №10
- Слайд №11 О чём же этот рассказ? ( Ответы)
- Слайд №12 Что помогает автору передать свои мысли и чувства, воздействовать на читателя? (средства художественной выразительности).
- Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности мы знаем?
- Слайд №13 -23 Терминологический диктант
(оксюморон)
сравнение)
гипербола)
образное определение (эпитет)
(метафора)
(градация)
одинаковое начало нескольких предложений (анафора)
одинаковая концовка (эпифора)
(парцелляция)
(инверсия)
- Слайд №24-26 (самостоятельная работа)
А какие средства художественной выразительности есть в нашем тексте? (работа с рецензией. Через 3 минуты один из учеников читает образец рецензии, текст которой лежит на парте у каждого ученика)
Листочки с ответами рецензии собираю.На экране проецируется правильный ответ.
- Все средства художественной выразительности названы? Учащиеся должны найти ещё два средства художественной выразительности. Если они затрудняются – подсказываю.
( Парцелляция, инверсия.)
Слайд №27,28
- Какие синтаксические конструкции преобладают в данном тексте? ( Предложения с обособленными членами).
- А какие члены предложения называются обособленными? ( Ответы)
Слайд №29,30
Художественные средства построения композиции
... композиции Композиция - наиболее яркий показатель художественного мышления. Она делает произведение цельным, выразительным и гармоничным, создает единое композиционное пространство. Композиция ... в тексте определения композиции. 3. Обозначить в определении композиции, что она является художественной ... среди различных категорий художественной формы категория композиция поставлена на первое место. Это ...
Работа с предложением. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством4.
- Для чего писатель использует в тексте причастные и деепричастные обороты,
прилагательные?
Слайд №31
- На какие орфограммы пропущены буквы в данном предложении?
( Ответы)
(У доски 3 ученика приводят примеры, рассказывают правила:
1) безударная гласная в корне слова: появились, большие, летели, морские;
2) О/Е после шипящих и Ц: крючок, тяжёлую, подошёл, бечёвку;
3) Н, НН в прилагательных и причастиях: точёные, пенные, водяным, заворожённый.
Слайд №32
- Проверяем и объясняем расстановку знаков препинания!
Слайд №33,34
- Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями и мы поняли она будет пикировать.
Слайд №35,36
- Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Мы все кто стоял на палубе радостно ликующе торжествующе закричали восторженно замахали руками.
Слайд №37
- В тесте я случайно, когда печатала, только сейчас заметила, допустила грамматические ошибки, найдите их.
- Скоро вся палуба была полна людьми.
- И вдруг появился этот человек… с руками, покрытыми густой паутиной наколки.
Слайд №38
- Найдите ключевые слова, подтверждающие красоту птиц, и выпишите их в виде словосочетаний, определите тип связи.
Слайд №39 Итак, какова же главная мысль данного текста?
- Какую проблему поднимает автор текста?
- Какова позиция автора? (автор осуждает человека в надвинутой на брови кепке, и это презрение передаётся через выражения:
В тёмном пиджаке
Руками, покрытыми густой паутиной наколок
Тяжёлая рука
Широкая тёмная ладонь
Едва разжимавшиеся губы
С тёмными наколотыми руками
Слайд №40 Составьте синквейн. Например:
Человек
Бездушный, жестокий
Старался обмануть, поймать, погубить чайку
Вдруг леска оборвалась
Жестокость
Слайд №41 А как вы относитесь к этому человеку?
Осуждаем его, и в то же время людей, стоящих на палубе. Хорошо, что крючок, похожий на жало, не смог погубить чайку. Очень обидно за людей, спокойно наблюдавших за происходящим со стороны.
Зачем нужны знаки препинания? 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс
... -prepinaniya.html Подготовка к написанию к сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?» Работа учителя русского языка — скачать презентацию Слайд 1 Описание слайда: Подготовка к написанию к сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?» Работа учителя русского ...
Слайд №43
Творческая работа в группах:
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
5 вариант
6 вариант
Свои размышления учащиеся записывают в тетрадь.
В течение нескольких минут ребята выполняют предложенное учителем задание.
Прослушивание коллективной творческой работы.
Один учащийся из каждого варианта поочередно прочитывает созданный фрагмент сочинения. Остальные внимательно слушают , фиксируя в тетради как достоинства коллективного творчества, так и недостатки.
- 7. Беседа с элементами анализа коллективной работы.
Учащиеся высказывают свое видение недостатков получившегося сочинения-рассуждения.
Слайд №44 (Рефлексия)
Как вы считаете, что удалось нам сегодня на уроке, Формулирование вывода по уроку учащимися
- Чему был посвящен сегодняшний урок?
- Каковы результаты нашей работы?
- Подвожу итог.