сочинения
Во вступлении после 1-2 предложений, вводящих читающего в основное содержание сочинения, можно сформулировать проблему или проблемы текста
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из
проблем исходного текста.
* Если экзаменуемый не сформулировал или
сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то
такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов
0
-
Основная часть(критерий К2, К3, К4)
Критерии К 2, К3, К4
Баллы
Критерий К 2, Комментарий к сформулированной проблеме исходного
текста
В основной части можно прокомментировать проблему, представить позицию автора, выразить своё собственное к ней отношение и аргументировать его.
Сформулированная экзаменуемым проблема
ый текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с понимапрокомментирована с опорой на исходннием проблемы
исходного текста, в комментарии нет
3
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет
Урок русского языка. -рассуждение по проблеме исходного текста ...
... сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста ...
2
Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но
экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы,
или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста
1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована
или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста или его
фрагмента, или вместо комментария цитируется большой фрагмент
исходного текста
0
Отражение позиции автора исходного текста, Критерий К 3
1
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора
(рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована
0
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по
проблеме
Критерий К 4
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)
3
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только один аргумент из художественной,
публицистической или научной литературы
2
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт
Рассуждение «Каждый человек есть живой излучающий личный центр. ...
... исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1) Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. ... не могу не согласиться с позицией автора и также ... Сочинение-рассуждение «Каждый человек есть живой излучающий личный центр. Каждый взгляд, каждое слово…» (по тексту И.А. Ильина). Проблема: как ...
1
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,
Или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе
0
-
Заключение
Заключение содержит итог всех рассуждений, вывод состоящий из нескольких или одного предложения, которые могут содержать и риторические вопросы.
-
Схематичная структура вашего сочинения:
-
Советы и рекомендации к каждой части
Проблема
Проблема –
Философские
Политические
Экологические
Социальные (социально- экономические)
Нравственные (морально-этические)
Как сформулировать проблему?
Сформулировать самостоятельно (своими словами)
Процитировать
Указать номера предложений из текста, если в этих предложениях проблема чётко сформулирована самим автором.
Типичные ошибки этой части
Пересказ содержания
Расширение
или сужение проблемы
Чрезмерное
цитирование
текста
Замена
проблемы авторской
позицией
Непонимание проблемы или неумение сформулировать проблему
-
Основная часть
А) Комментарий к проблеме
Важно! Прокомментировать сформулированную вами проблему с опорой на исходный текст.
Комментарий даётся с опорой на текст, Каким способом можно прокомментировать проблеу?, Своими словами, Ссылками на текст, Типичные ошибки этой части
Комментарий
По прочитанному тексту. Какие проблемы поднимает
... их в тексте. Приведите примеры. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. 2. Исходный текст (1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню ...
отсутствует
Комментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулирована
Прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором
Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста (проблемы прокомментированы неточно или противоречиво)
Комментарий заменяется пересказом текста или его фрагмента (чаще всего пересказывается сюжет текста, действия героев)
Комментарий заменяется перечнем проблем
Б) Позиция автора, Способ выражения позиции автора в тексте
Автор может заявить о своём отношении к поднятой им проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте
Позиция автора может не быть выражена прямо, и тогда вы определяете её по косвенным признакам (чаще всего по каким – либо словам и отдельным репликам
Настроение автора, Отношение автора к поднятой им проблеме
Ирония
Сарказм
Позитивное (положительное0
Негативное (отрицательное)
Грустная, печальная тональность
Радостная тональность
Нейтральное
Двойственное
Оптимистический настрой
Пессимистический настрой
Типичные ошибки этой части
Позиция автора не сформулирована совсем
Позиция автора сформулирована неверно
Позиция автора заявлена, но только не по той проблеме, которую вы сформулировали и прокомментировали
Вместо позиция автора представлена позиция героя-рассказчика (ошибка будет в том случае, если их позиция неодинакова)
В) Аргументация
Два аргумента взяты из художественной литературы
Два аргумента, Чем достигается убедительность аргументов?
Логичность
Эмоциональная оценочность
Образная выразительность
Какие типы аргументов существуют?
Аргументы
Рациональные (логические), Иллюстративные, Ссылки на авторитет
-
Реальные факты
-
Статистика
-
Законы природы
-
Положения официальных документов
-
Конкретные примеры из жизни
-
Примеры из художественных произведений
-
Предположительные примеры
4 стр., 1768 словУрок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...
... обнаружение и исправление речевых и смысловых ошибок, допущенных автором. Работа по теме. Дыхательная гимнастика. Учитель: ... в школу. Редактирование текста. Заголовок. Учитель: автор сочинения назвал свою работу «Ежик». Мне ... устали. Организационный момент. Сообщение темы урока: Учитель: Сегодня урока не будет. Ребята, сейчас мы ... Там они увидели ежа. Задание: Прочитайте 3 и 4 предложения. Все ли ...
-
Мнения выдающихся людей
-
Цитаты из авторитетных источников
-
Мнение очевидцев
-
Общественное мнение
Типичные ошибки этой части
-
Собственное мнение выражено, но не подтверждено развёрнутым тезисом и аргументами (часто в сочинениях употребляются лишь фразы Я согласен / не согласен с позицией автора)
-
Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения
Сочинение ученика –
Текст должен члениться на абзацы (отступы, красная строка).
Абзацное членение должно показывать характеристику проблемы, комментарий, авторскую позицию, аргументации.
Важно, чтобы между абзацами, Средства связи предложений
Слова – заменители:
Девушка—она
В лесу — там
Быстро, стремительно, Храбрец — богатырь, Деревья — берёзы, Соболевский -офицер, Лексические повторы
Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку.
Соответствие видовременных глагольных форм
Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность.
Предлоги
В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению…
Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)
Вдали слышался страшный шум. Вдали громыхали пушки.
Параллелизм
… что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М.Цветаева)
Языковая и речевая нормы
... Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и её правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа (примеры ошибок из сочинений абитуриентов): неправильный выбор слова из ряда единиц, в ... норм "Языковая система, находясь в постоянном использовании, создаётся и видоизменяется коллективными усилиями тех, кто её пользуется… Новое в речевом опыте, не вписывающееся в ...
Противопоставление
Она потянулась вперёд . Он попятился назад .
Вопросительные предложения
Какие же это слова?
Союзы
Я тоже хотел стать великим учёным.
Порядок слов в предложении (прямой, обратный), Нахохлились, Последовательность изложения мыслей, Встал, умылся, позавтракал, Слова-организаторы логических связей, Вот, почему, из этого следует…, Вводные слова, организующие порядок высказывания, Итак, наконец, в заключение разговора, Типичные ошибки этой части
Нарушена последовательность изложения
Нарушена смысловая цельность и связность изложения
Нет абзацев или нарушено абзацное членение текста
Нарушен порядок предложений, что является обычно следствием логических ошиок
-
Точность и выразительность речи
Важно!
Сочинение пишется в публицистическом стиле.
Недопустима нелитературная лексика (просторечие, диалектизмы, бранная и жаргонная лексика)
Желательно использовать тропы и выразительные средства языка.
- Типичные ошибки этой части
Однообразие и бедность словаря
Однообразие грамматического строя речи
Неумение использовать средства выразительности
XI. Грамотность текста
Грамотность
К7
Соблюдение орфографических норм
Баллы
орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)
3
допущено не более двух ошибок
2
допущено три-четыре ошибки
1
допущено более четырёх ошибок
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)
... ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, ... для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления ...
0
К8
Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая
ошибка)
3
допущено одна–три ошибки
2
допущено четыре-пять ошибок
1
допущено более пяти ошибок
0
К9
Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет
2
допущено одна-две ошибки
1
допущено более двух ошибок
0
К10
Соблюдение речевых норм
допущено не более одной речевой ошибки
2
допущено две-три ошибки
1
допущено более трёх ошибок
0
Типичные ошибки этой части
Наличие орфографических ошибок (при наличии более 4 –х ошибок вы получите 0 баллов. Критерий К7)
Наличие пунктуационных ошибок (при наличии более 5 ошибок вы получите 0 баллов. Критерий К8)
Несоблюдение языковых норм (допускается 1-2 грамматические ошибки. Критерий К9)
Несоблюдение речевых норм (при наличии более чем трёх речевых ошибок – 0 баллов. Критерий К10)
XII . Этические нормы
Важно!
Текст не должен содержать угроз, насмешек, оскорблений.
Соблюдение этических норм
Баллы
этические ошибки в работе отсутствуют
1
допущены этические ошибки (одна и более)
0
XIII . Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Соблюдение фактологической точности в фоновом
материале
Баллы
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
1
допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом
материале
0
Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ
... и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и/или нет связи между частями и внутри частей сочинения 0 Максимальное количество баллов за сочинение на свободную тему по критериям ССК1 ... тезисы 1 Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения *Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, то и по критериям ССК2 и ССК3 сочинение оценивается 0 баллов . 0 ...
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/napishite-nebolshoekotoroe-predstavlyaet-soboy-razvernutyiy-otvet/
-
ЕГЭ. Учебное пособие. Сенина Н. А. Гармаш С. В. Русский язык. ЕГЭ – 2016. Тематический тренинг. Модели сочинений. 10-11 –й классы. ЛЕГИОН. Ростов – на – Дону -2015.
-
ФИПИ. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом.