Как писать по литературе: образец, примеры

Сочинение

Что такое сочинение , Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Сочинение

написать красивое сочинение

  1. Хорошо познакомиться с объектом сочинения.
  2. Придерживаться структуре “введение, основная часть, заключение”.
  3. Проявить искренность и широту души.

всегда от руки.

Объем сочинения зависит от требований конкретного преподавателя. Строгие нормы по объему есть только в экзаменационных работах.

не получиться написать

  1. Мало читаете.
  2. Мало общаетесь.
  3. У вас нет ручки.

Основные виды сочинений: повествование, рассуждение, сообщение на заданное тему, сравнительная характеристика, эссе.

Чаще всего сочинения задают на лето в младших классах, используют на переводных экзаменах, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку или литературе, истории, а также ЕГЭ по обществознанию в форме эссе.

Классификации сочинений зависят от возраста учащихся и задач обучения. Они бывают обучающими и итоговыми, коллективными и самостоятельными, написанными по литературному материалу или на основании личного опыта и т.д.

Отдельно выделяют классификацию по типу речи, так как она наиболее полно отражает основные особенности структуры и содержания текста.

Посмотрите большой банк сочинений на разные темы

Провел лето Летние каникулы Любовь Детство Счастье

Сочинение-рассуждение. Подбор аргументов

Одним из наиболее частых заданий является сочинение-рассуждение. И важнейшей частью в его подготовке является подбор правильных тезисов. Аргументы представляют собой доказательства в пользу тезиса, доводы и объяснения автора сочинения. Так как писать итоговое сочинение по литературе в жанре рассуждения без хорошо подготовленных аргументов вряд ли получится, то к этому вопросу необходимо подойти с особой щепетильностью. Есть несколько типов аргументов:

  • Логические. Их еще называют рациональными доводами. С помощь данного вида аргументов отражается логика человеческого разума. Логические доводы – это факты, теории, гипотетические предположения, статистические данные, различные свидетельства очевидцев и т.д.
  • Иллюстрации. Без различных примеров из жизни или книг вряд ли будет полноценным сочинение по литературе. Как писать? Образец и шаблон позволяют школьнику упростить задание, но иллюстрации ему необходимо подобрать самостоятельно, проявив креативность. Данный тип аргументов – это примеры из личной жизни школьника или же из жизни его друзей. Полезно также дополнить сочинение яркими примерами из литературы. Можно также описать случай, который мог бы иметь место при стечении конкретных обстоятельств.
  • Авторитетные мнения. Это могут быть высказывания великих людей, выдающихся деятелей науки, искусства, политики, воспринимаемые в обществе как аксиомы. Можно приводить пословицы и поговорки, ведь в них также отражается глубокая мудрость народа.

Критерии оценивания сочинений

За школьное сочинение выставляются две оценки: первая – за содержание и оформление текста, вторая – за грамотность. За экзаменационную работу в 11 классе – “зачет/незачет”.

2 стр., 938 слов

«Почему важно помогать людям»: аргументы, примеры из литературы и жизни

Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный выбор. Почему важно помогать людям?»: аргументы, примеры из литературы для ОГЭ, ЕГЭ Нравственный выбор, важно помогать людям «Нравственный выбор. Почему важно помогать людям?» Каждый человек должен помнить, что не стоит делать добрые ...

Учитель оценивает:

  1. Объем работы . Строгие требования предъявляются только к итоговому сочинению: минимальное количество слов – 250, рекомендуемое – 350. Объем менее 250 слов не оценивается.
  2. Самостоятельность выполнения работы. Здесь учитывается полнота раскрытия темы и ее соответствие содержанию работы, соблюдение структуры, знание художественного произведения, использование литературных аргументов.
  3. Отсутствие речевых, орфографических и пунктуационных ошибок . Педагоги оценивают стиль речи (художественный, научный, разговорный), ее выразительность, разнообразие, правильность употребления значений слов, знание грамматических и пунктуационных норм языка.

Отметка выставляется в соответствии с указаниями . Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это требования для учебных программ всех 12 видов образования.

Они определяют, что и как должен изучать ученик, какие знания, умения и навыки, а также личностные характеристики он должен приобрести к окончанию учебной программы.

Например , согласно ФГОС для 1-4 классов, выпускник должен “любить свой народ и Родину”, “уважать и принимать ценности семьи и общества”, “быть любознательным, активно и заинтересованно познавать мир”.

Критерии оценки в ЕГЭ изменяются ежегодно и присылаются в школы в методических рекомендациях Рособрнадзора.

самостоятельное написание работы.

Сочинение–повествование

Умеете ли вы рассказывать, т. е. создавать текст типа повествования? Давайте вместе разберёмся, что представляет собой повествование как тип речи, каковы его отличительные признаки, в чём особенности использования языковых средств.

Повествование – функционально-смысловой тип речи. Основная функция повествования – информативная (сообщить, рассказать).

В соответствии с этой функцией тексты типа повествования строятся как рассказ о событиях, действиях. Отличительная черта повествовательной речи – динамичность – связана с функцией повествования: сообщить о развивающихся, изменяющихся действиях. Одним из главных средств создания динамики повествования является смена временного плана, что достигается за счёт использования глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени в одном контексте.

4 стр., 1966 слов

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. план-конспект ...

... яркие,(3) огненные лапы. И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5) которую мы спасли от смерти. Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры ...

Все языковые средства повествования служат целям передачи динамики, которая выражается с помощью лексических и грамматических средств.

К лексическим средствам относятся ряды глаголов с различными значениями характера протекания действия во времени (начала, конца, внезапности, повторяемости и т. д.).

Динамика повествования создаётся и благодаря использованию граммати­ческих средств:

  • глаголов в разных формах времени (настоящего, прошедшего, будущего) в одном контексте с целью создания смены временного плана;
  • видовых форм глагола со значением возникновения, мгновенности, завершённости действия и т. д.;
  • обстоятельственных слов и выражений, указывающих на поступательное движение во времени (последовательность, непоследовательность действий, непостоян­ство в их совершении и т.

д.);

  • сочинительных и подчинительных союзов, с помощью которых указывается на смену, повторяемость действий (то – то, не то – не то), время их совершения (когда, лишь только) и т. д.;
  • порядка слов в предложении, который зависит от наличия обстоятельственных слов: прямой порядок слов при отсутствии обстоятельственных слов в начале предложения и обратный – при позиции обстоятельственных слов в начале предложения. Порядок слов – средство смыслового выделения членов предложения: при прямом порядке – подлежащего, при обратном – сказуемого;
  • вводных слов со значением оценки;
  • восклицательных частиц и восклицательных предложений;
  • обращений;
  • междометий;
  • вводных предложений и вставных конструкций;
  • простых повествовательных предложений как главного средства оформления повествования;
  • бессоюзных сложных предложений;
  • предложений с однородными глагольными сказуемыми.

В соответствии со стилями речи различают художественное, научное и публицистическое повествование.

«Школьные годы чудесные!»

«Каждый человек помнит свои школьные годы. Я хочу рассказать вам случай из моей школьной жизни.

Однажды наш классный руководитель Галина Сергеевна предложила пойти в поход. Мы с радостью согласились и побежали домой сообщить эту новость своим родителям Вечером мы с Алёшей, моим одноклассником, начали готовиться к походу. Сначала сходили в магазин и купили продукты, потом собрали вещи и всё аккуратно уложили в рюкзак.

На следующее утро мы дружно собрались у школы. Все ребята были счастливы и довольны. И вот наконец отправились в поход. Долго шли по зимнему лесу. Полянка, речка, ельник, узенькая тропка, горка, овраг… Казалось, что это сон. Как же красиво вокруг!

Вот мы и пришли. Выбрали место для стоянки и начали раскладывать костёр. Кто-то собирал хворост, кто-то готовил обед, а некоторые резвились возле костра. Скоро обед будет готов! Мы подкрепились и пошли на прогулку в лес: катались на санках, валялись в пушистом снегу, бегали, играли в снежки. Потом отправились на родник. И вот чудо! Среди снежного безмолвия журчит вода! Живой родник! Каждый набрал воды для дома.

Вечером мы возвратились домой. Как быстро прошёл этот день! Но он запомнился мне надолго».

Анализируемое сочинение представляет собой текст типа повествования художественного стиля. Основная функция типа речи – сообщить информа­цию: рассказать о случае из школьной жизни (о походе в лес).

9 стр., 4193 слов

Сочинение слово о полку игореве на 200 слов

... описание исторического события, но и достойный материал для исследования культурных особенностей древнерусского народа, что по праву позволяет называть поэму памятником литературы. Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь» «Слово о полку Игореве» ... Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета. В финале «Слова о полку Игореве

Логическая (смысловая) основа текста – последовательность перечисляемых действий, событий. Временной план в повествовании – непостоянный (настоящее время сменяется прошедшим).

Характерная черта текста как типа речи – динамизм. Языковые средства, служащие для выражения динамизма, – наличие глаголов разных форм времени, наклонения и вида в одном контексте, преобладание глаголов совершенного вида; широкое употребление обстоятельственных слов со значением времени. Например, в данном сочинении используются глаголы настоящего (помнит, хочу, журчит), будущего (будет) и прошедшего (предложила, согласились, побежали, сходили) времени. Глаголы прошедше­го времени совершенного вида преобладают, что свойственно художественному повествованию. В тексте используются обстоятельственные слова (обстоятель­ства), указывающие на последовательность протекания действия во времени однажды, вечером, сначала, потом, на следующее утро, наконец.

В целом текст сочинения соответствует композиционной схеме повествова­ния:

1) зачин, вступление (Каждый человек помнит свои школьные годы. Я хочу рассказать вам случай из моей школьной жизни);

2) начало действия, завязка (Однажды наш классный руководитель…);

3) развитие действия (побежали, сходили, купили, собрали, уложили…);

4) наивысший подъём действия, кульминация (И вот чудо! …журчит вода! Живой родник!);

5) конец действия, развязка (Вечером мы возвратились домой).

В тексте есть элементы описания: описание признаков (зимнего леса) и описание действий (что делали на стоянке у костра).

Итак, тип речи выдерживается. А соблюдаются ли нормы художественного стиля?

Автор создаёт текст в художественном стиле, основными признаками которого являются образность, эмоциональность, экспрессивность, ярко выраженная авторская индивидуальность. Образность художественного стиля достигается использованием изобразительно-выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур).

Посмотрим, какие средства выразительности использует автор. Это эпитеты (пушистый снег); метафора (живой родник); метонимия (каждый набрал воды для дома); перифраз (снежное безмол­вие); антитеза (Как быстро прошёл этот день! Но он запомнился мне надолго); парное соединение однородных членов (сходили и купили, собрали и уложили); ряды однородных сказуемых (катались, валялись, бегали, играли); именительный темы, цепочки назывных предложений (Полянка, речка, ельник, узенькая тропка, горка, овраг); умолчание (Полянка, речка, ельник, узенькая тропка, горка, овраг…).

Как видим, в сочинении присутствуют различные средства языковой образности.

Эмоциональность и экспрессивность текста оформляется с помощью эмоцио­нально-оценочной лексики (с радостью согласились, аккуратно уложили, счастливы и довольны, резвились), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (полянка, речка, тропка, горка), восклицательных предложений (Как же красиво вокруг! Скоро обед будет готов! И вот чудо! Как быстро прошёл этот день!).

Ярко выраженная авторская индивидуальность создаётся использованием личных местоимений (я, мы), личных форм глагола (хочу), двусоставных личных предложений (На следующий день мы дружно собрались у школы).

Таким образом, можно сделать вывод, что проанализированное нами сочинение ученицы V класса соответствует требованиям, предъявляемым к тексту типа повествования. Сочинение-повествование написано в художествен­ном стиле. Нормы стиля также соблюдаются.

Источник: Арефьева С. А. Сочинение–повествование // Русский язык в школе и дома. 2002. – № 5. – С. 21–23.

*

См.:

Карта сайта

Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…

Виды сочинений по типу речи

Сочинение-описание картины, явления или героя

Сочинение-повествование

Сочинение-рассуждение

  1. Сочинение-описание – может быть самостоятельным произведением или частью сочинения-рассуждения.
  2. Сочинение-повествование – это по сути, это рассказ о неком событии.
  3. Сочинение-рассуждение – содержит аргументированный ответ на проблему, обозначенную в теме.

Общая структура сочинения

Включает 3 обязательные части, которые дополняются в зависимости от вида работы:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Важно! Отсутствие в сочинении одного из обязательных элементов структуры считается ошибкой.

Как написать сочинение-описание

Этот тип работы не требует выражения собственных мыслей. Его задачи:

  • охарактеризовать предмет или явление;
  • описать его максимально полно;
  • сделать ярким и узнаваемым.

хорошо знать объект описания

Читайте больше книг и тогда легко напишете сочинение любого типа

Нельзя хорошо описать библиотеку, если человек ни разу там не бывал. Нельзя сделать информативное описание города, о котором вы ничего не знаете. Поэтому не ленитесь готовиться: изучайте будущую тему работы, чтобы иметь собственные впечатления.

любой вид работы

Введение

ставят вопрос,

Для каждого типа сочинения существуют свои требования к содержанию, разберем каждый из них.

Тип сочинения Содержание введения
Повествование Знакомство с героями. Краткий рассказ о времени и месте действия
Описание ФИО автора, название и жанр произведения, год написания

История картины, героя. Их значение для автора, культурная ценность произведения

Рассуждение Краткая характеристика социальных, экономических, политических или культурных особенностей эпохи. Размышление над основным понятием темы сочинения.

Приводятся факты из жизни писателя, относящиеся к теме. Упоминается отношение автора к проблеме

Как писать сочинение-рассказ , Здравствуйте, Сегодня мы рассуждаем о том, как написать сочинение-рассказ, или повествование, на свободную тему.

Что такое свободная тема?

рассказы о каком-либо СОБЫТИИ

Уф!!! Сколько идей я тебе подкинула! Выбирай, о чем писать!..

Стили и жанры повествовательных текстов , Сочинение-повествование

рассказ — это повествовательный тип речи,

Описание поможет изобразить героев рассказа и место действия. Рассуждение как тип речи – поможет подчеркнуть твое отношение к тому, о чем ты повествуешь.

художественного стиля

публицистическом стиле

А сегодня мы поговорим о том,

как написать рассказ в художественном стиле.

Приступая к работе над рассказом, необходимо придерживаться правил этого жанра.

1 правило . У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!

2 правило. Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие? Правильно – ГЛАГОЛ!!!! > В рассказе должно быть много глаголов !

3 правило

Составляем план сочинения

1. Вступление, Вступление

Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа. Например, как у Н. В.Гоголя: «Знаете ли вы, что такое украинская ночь?..»

Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…» (Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»)

Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в «Кавказском пленнике»: «…Пришло ему раз письмо из дома.» Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше.

2. Основная часть.

Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев.

совершенного вида

Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает).

Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом.

кульминации,

3. Концовка

сюжет рассказа

Полезной ли была для тебя эта статья? Как ты считаешь, нужно ли привести здесь больше примеров из литературных произведений? Остались вопросы? Спрашивай, пиши комментарии, добавляй страницу в закладки, делись с друзьями…

Не пропусти следующие статьи, которые помогут тебе писать сочинения. Для этого оформи подписку на обновления блога «Русское слово».

Можно также следить за новыми публикациями в твиттере, фэйсбуке или RSS-ленте!

Удачи!

Основная часть

Показывает уровень понимания темы сочинения. Включает анализ произведения, героя, события или проблемы.

Объем — не менее 2/3 от всего сочинения. В основной части не следует приводить факты, которые не имеют отношения к теме.

Вид Содержание основной части
Повествование Как и любое художественное произведение, состоит из: завязки, развития, кульминации и развязки. Могут быть использованы диалоги, описания и элементы рассуждения
Описание Приводится краткое описание общего сюжета картины: предметы на первом и втором планет, цветовая гамма. Дается портретная характеристика героев: описание внешности и/или внутреннего мира. Говорится об отношение писателя или художника к произведению
Рассуждение Нельзя пересказывать события произведения. Автор подтверждает или опровергает тезисы, заявленные во вступительной части.

Каждая мысль подкрепляется цитатами и примерами. Автор обосновывает личное отношение к позиции писателя.

Важно!

Если вы не уверены, что справитесь с работой самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Сдадим работу раньше срока или вернем 100% денег

Стоимость и сроки

Речевые обороты

При написании сочинения-описания и сочинения-рассуждения можно использовать языковые клише.

Вступление:

  • Мне кажется, эта тема интересует многих…
  • Данная тема актуальна для большинства…
  • Я думаю (полагаю, считаю), что …
  • К теме обращались такие писатели как …
  • Перед нами картина замечательного художника …
  • Много произведений посвящено теме …, потому что …
  • Картина написана в жанре …

Основная часть:

  • На … плане мы видим …
  • Художник изобразил ….
  • Интересен сюжет картины …
  • На картине преобладают … цвета.
  • Используя … цвета и оттенки, художник добивается … настроения.
  • В романе автор размышляет о …
  • Эту мысль можно подтвердить цитатой из текста: …
  • Я согласен/не согласен с высказыванием автора, потому что …
  • В качестве примера можно привести высказывание …
  • Писатель заставляет нас задуматься о …
  • Идею о … подтверждает …

Заключение:

  • От картины веет …
  • Когда я смотрю на картину, то ощущаю …
  • В заключение я хочу сказать, что…
  • Можно сделать вывод о том, что…
  • Таким образом, можно говорить о том, что …
  • Высказывание автора стало убедительным доказательством того, что …

клише не используются

Для ваших мыслей не существует клише