Классное «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» методическая разработка по литературе (5 класс)

Сочинение

5 класс

Урок № 39.

Тема. Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

Цель:

  • обобщить и систематизировать полученные учащимися знания, выявить нравственные проблемы рассказа, смысл противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости;
  • формировать навыки лексической работы, пересказа, составления плана, написания сочинения;
  • воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся.

Оборудование: тексты рассказа.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула».

III. Работа по подготовке к сочинению.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

С.Я.Маршак высоко ценил рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными, подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи, — и всё это уместилось на двадцати с чем-то страницах. По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте эту повесть – «Кавказский пленник» — можно назвать настоящим рекордом мировой детской литературы».

3. Беседа.

— О каких нравственных понятиях шла речь на уроках, посвящённых анализу рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? (Речь на уроках шла о силе воли, мужестве, находчивости, стойкости, силе, выносливости Жилина; чуткости, доброте, отзывчивости Дины; нерешительности, трусости, эгоизме Костылина; жестокости и нетерпимости «красного татарина» и старика).

4.Лексическая работа.

  • Объясните значение слов

5.Продолжение беседы.

  • Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера?
  • Назовите пословицы о любви к людям и доброте.

Кто добро творит, того Бог благословит.

5 стр., 2392 слов

Конспект «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Кто он?»

... создал замечательное произведение Кавказский пленник, которое сегодня мы изучали на уроке. Рассказ Толстого Кавказский пленник впервые вышел в ... Костылин заболел. Дина постоянно приходила к пленникам и что-то приносила. Она тихонько ... Сочинения Наша страна многое пережила и есть на страницах истории разные события, в том числе, и кровопролитные. Такой страничкой в истории страны является Кавказская ...

Доброму Бог помогает.

Торопись делать добро, — не равно не успеешь.

Дай, Боже, меж людьми быть побольше любви!

Другу дружи, а недругу не вреди.

Чужой бедой сыт не будешь.

6. Слово учителя., А вот что говорили о доброте известные люди:

«Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются». (Л.Н.Толстой)

«Во внутреннем мире человека добро – это солнце». (Виктор Гюго)

«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта». (Фрэнсис Бэкон)

7. Продолжение беседы.

  • Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским?
  • Правы ли старик и «красный татарин»?
  • Назовите пословицы о войне и мире.

Худой мир лучше доброй брани.

Войной да огнём не шутят.

Вражда не делает добра.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Кому мир недорог, тот нам и ворог.

Мир – дело великое.

  • Каков общий смысл этих пословиц?

8. Слово учителя.

В современном мире не утихают войны и вражда. Кавказская война, о которой рассказал Л.Н.Толстой, была продолжена в XX веке. Пострадали не только русские, но и дагестанцы, ингуши и другие народы, проживавшие в Чечне.

Отношения в современном мире должны быть построены на основах доброты, взаимопонимания и любви. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого, данных в замечательном рассказе «Кавказский пленник».

9. Составление плана сочинения.

I. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

II. Над чем заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого?

  1. Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера?
  2. Какие качества проявились в Костылине?
  3. Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским?

III. О каких уроках Л.Н.Толстого нужно помнить и сегодня?

10. Самостоятельная работа учащихся над сочинением.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1.Оформить сочинение набело.

2.Инд.задания. Подготовить сообщения:

— о событиях детства А.П.Чехова, оказавших влияние на формирование мировоззрения будущего писателя;

11 стр., 5144 слов

Пьер на бородинском поле анализ. Бородинское сражение в романе ...

... Подготовила: Сизенко Валерия ученица 10 "А" класса Луховицкой средней школы №1 Преподаватель: Бурмистрова Людмила Михайловна Пьер Безухов на Бородинском поле в романе «Война и мир» Пьер ... начало. Бородинское сражение Толстой передал глазами Пьера. Бородинское сражение в романе описывается таким, каким его увидел Пьер. До ... к смерти». Пьер пытается быть полезным: "Лицо старшего офицера было красно и ...

  • подготовить сообщение о годах учёбы А.П.Чехова в гимназии.

3.Инд.задание: подготовить выразительное чтение воспоминаний об А.П.Чехове.