5 класс
Урок № 39.
Тема. Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»
Цель:
- обобщить и систематизировать полученные учащимися знания, выявить нравственные проблемы рассказа, смысл противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости;
- формировать навыки лексической работы, пересказа, составления плана, написания сочинения;
- воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся.
Оборудование: тексты рассказа.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула».
III. Работа по подготовке к сочинению.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Вступительное слово учителя.
С.Я.Маршак высоко ценил рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными, подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи, — и всё это уместилось на двадцати с чем-то страницах. По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте эту повесть – «Кавказский пленник» — можно назвать настоящим рекордом мировой детской литературы».
3. Беседа.
— О каких нравственных понятиях шла речь на уроках, посвящённых анализу рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? (Речь на уроках шла о силе воли, мужестве, находчивости, стойкости, силе, выносливости Жилина; чуткости, доброте, отзывчивости Дины; нерешительности, трусости, эгоизме Костылина; жестокости и нетерпимости «красного татарина» и старика).
4.Лексическая работа.
- Объясните значение слов
5.Продолжение беседы.
- Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера?
- Назовите пословицы о любви к людям и доброте.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Конспект «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Кто он?»
... создал замечательное произведение Кавказский пленник, которое сегодня мы изучали на уроке. Рассказ Толстого Кавказский пленник впервые вышел в ... кормили. Костылин заболел. Дина постоянно приходила к пленникам и что-то приносила. Она ... Сочинения Наша страна многое пережила и есть на страницах истории разные события, в том числе, и кровопролитные. Такой страничкой в истории страны является Кавказская ...
Доброму Бог помогает.
Торопись делать добро, — не равно не успеешь.
Дай, Боже, меж людьми быть побольше любви!
Другу дружи, а недругу не вреди.
Чужой бедой сыт не будешь.
6. Слово учителя., А вот что говорили о доброте известные люди:
«Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются». (Л.Н.Толстой)
«Во внутреннем мире человека добро – это солнце». (Виктор Гюго)
«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта». (Фрэнсис Бэкон)
- Каков общий смысл данных высказываний и пословиц?
7. Продолжение беседы.
- Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским?
- Правы ли старик и «красный татарин»?
- Назовите пословицы о войне и мире.
Худой мир лучше доброй брани.
Войной да огнём не шутят.
Вражда не делает добра.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Кому мир недорог, тот нам и ворог.
Мир – дело великое.
- Каков общий смысл этих пословиц?
8. Слово учителя.
В современном мире не утихают войны и вражда. Кавказская война, о которой рассказал Л.Н.Толстой, была продолжена в XX веке. Пострадали не только русские, но и дагестанцы, ингуши и другие народы, проживавшие в Чечне.
Отношения в современном мире должны быть построены на основах доброты, взаимопонимания и любви. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого, данных в замечательном рассказе «Кавказский пленник».
9. Составление плана сочинения.
I. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
II. Над чем заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого?
- Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера?
- Какие качества проявились в Костылине?
- Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским?
III. О каких уроках Л.Н.Толстого нужно помнить и сегодня?
10. Самостоятельная работа учащихся над сочинением.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
1.Оформить сочинение набело.
2.Инд.задания. Подготовить сообщения:
— о событиях детства А.П.Чехова, оказавших влияние на формирование мировоззрения будущего писателя;
Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Толстого –
... осмотрительны. Любовь к Отчизне, мудрость и честность руководят действиями этого человека. Григорий Мелехов в романе Тихий Дон Сочинение на тему кутузов и наполеон в изображении толстого Наполеон н ... девиз. Главная цель Противопоставлены и жизненные цели героев. Император Наполеон стремится завоевать весь мир. Уверенный в своей гениальности, он считает себя безупречным полководцем, способным ...
- подготовить сообщение о годах учёбы А.П.Чехова в гимназии.