Тема: Сочинение-описание
Цель: формирование умения создавать текст-описание в процессе речевого развития.
Задачи: 1. Усвоить структуру сочинения-описания; совершенствовать умение рассуждать на поставленную тему (достижение личностных результатов); 2. Способствовать овладению приемами отбора и систематизации материала; формировать целесообразное взаимодействие учащихся в процессе поиска (достижение метапредметных результатов); 3. Создать условия для речевого самосовершенствования учащихся на основе данной синтаксической конструкции (достижение предметных результатов).
Планируемые результаты:
— личностный: социальная активность и ответственность, готовность к сотрудничеству; стремление к здоровому образу жизни.
— предметный: умение создавать текст рассуждения на заданную тему, принимать позицию другого человека, обосновывать свою; способность применять знания и умения на практике;
— метапредметный: умение планировать, корректировать и контролировать свою деятельность, продуктивно взаимодействовать с другими людьми; формирование навыка понимания, интерпретации и оценки текстов.
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-этюду
на тему «Матрёшка – русский сувенир»
Оборудование:
- выставка матрёшек;
- русский национальный костюм.
-
Проверка д/з. Пересказ.
-
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами будем говорить об одной из самых красивых игрушек, являющихся гордостью России. Угадайте, о какой?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрёшка).
— Наша задача сегодня – научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды. А предметом описания будет одна из матрёшек, которую вы выберете для описания.
3 стр., 1341 словОписание друга 7 класс русский язык (Характеристика одноклассника)
... лет! 4 класс, 7, 8 класс Описание друга 7 класс русский язык Несколько интересных сочинений Глядя на карту ... Оля первая спешит на выручку. Она настоящий друг. Характеристика одноклассника Мне ... телефонов. В своем сочинении хочется порассуждать на эту тему, взвесить все достоинства ... на переменах, на улице, в транспорте. Увлечение чтением помогает ему в учебе, ведь он – ударник. Иван - преданный товарищ ...
(учитель раздаёт на каждую парту по одной матрёшке, и сам держит в руках одну из матрёшек)
— Игрушка эта непростая. А знаете, почему? Скажите, пожалуйста, у кого дома она в коробке с игрушками лежит? Да, сейчас в такие игрушки не играют. Сейчас матрёшка – предмет искусства. Знаете ли вы, сколько лет матрёшке? Она появилась на свет давным-давно и имела особое значение: женская фигурка олицетворяла плодородие. Эта игрушка, так же как и сказки, песни передавали ребёнку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это рукотворное ремесло по изготовлению матрёшек.
— Рукотворный – как вы понимаете это слово?
(сделанный своими руками)
— Но корень взят не от слова «сделать», а от слова «творить». Запишите в тетрадь слово «творить», выделите в нём корень, подберите однокоренные слова.
творить, творчество, творец, олицетворение
— Посмотрите на последнее слово и на матрёшку. Не кажется ли вам, что она похожа на живую девочку? Она и одета как девочка. Мастер вложил в неё свою душу, любовь, и она ожила.
-В слове « олицетворение » есть ещё один корень, подберите однокоренные слова.
олицетворение, лицо, личность
— Сотворённая старинным мастером игрушка матрёшка прекрасна. Её сделал талантливый мастер. Сегодня матрёшку мы относим к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Запишем слово « прикладной », разберём его по составу и поработаем со словарём Ожегова: посмотрим, как словарь толкует слово «клад».
(учащиеся работают со словарём Ожегова)
КЛАД, -а,
1. Зарытые, спрятанные где-н. ценности. Найти к.
2. Нечто очень ценное, содержащее в себе много достоинств ( разг. ). Эта книга для меняк. Неработник, а к.
- Можно ли сказать, что все матрёшки, собранные на нашей выставке, это подлинные сокровища, клад?
(да, сейчас это достояние России)
— Давайте разглядим матрёшку повнимательнее. Раскроем одну, а там – другая, поменьше, в той – ещё меньше и так до самой маленькой. Первая матрёшка состояла из 8 кукол. Выточил их вручную мастер игрушечных дел токарь Василий Звёздочкин, а расписал художник Сергей Малютин.
(слайд 1)
- Ребята, а у вас на партах одинаковые матрёшки? Рассмотрите их. Чем они отличаются?
(манерой росписи)
- В Сергиевом-Посаде, на родине матрёшки, игрушку расписывают более строго. На ней чётко выражены детали одежды: сарафан, вышитая рубашка под сарафаном, передник, платочек.
В Семёнове Нижегородской области – другая манера росписи. Там оставляют больше естественного фона дерева, а перёд матрёшки украшен яркими букетами цветов.
Читать по литературе: «Однозначные и многозначные слова. ...
... развитии). В многозначном слове выделяют прямое (основное) значение слова и переносные (производные) значения. Переносное значение является результатом переноса наименования (звуко-буквенного средства) на другие явления действительности, которые начинают обозначаться тем же словом. Существуют два ...
В селе Полховский Майдан Нижегородской области матрёшки по-другому называют «тарарушки». Они похожи на букеты пышных цветов. Их расписывают крупными, яркими декоративными цветами.— Знаете ли вы, как изготавливали матрёшек?
(слайды 4, 5)
— Это сейчас матрёшку изготавливают из липы, а раньше поделочным материалом служила осина. Брали осиновое поленце, распиливали его вдоль и выдалбливали сердцевину. Получались заготовки – баклуши. Эти баклуши и использовались для приготовления деревянной игрушки. Отсюда пошло выражение «бить баклуши».
(слайды 6, 7)
Ребята, а как вы думаете, почему эту куклу так назвали?
(она – изображение русской женщины, а одно из распространённых на Руси имён — Матрёна)
(Учитель вместе с детьми рассматривают большую матрёшку, а в ней – 8 маленьких)
— Давайте дадим им имена.
(Большая – Матрёна, а все маленькие – Матрёшечки)
— Почему, обращаясь к женщине, мы пишем её имя с большой буквы – Матрёна, а название игрушки – с маленькой – матрёшка?
— Не случайно первый художник Малютин изобразил игрушку в русском национальном костюме. А у нашей национальной одежды – многовековая история. Одежда различалась по назначению, возрасту и семейному положению. Но самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Как вы думаете, почему?
(в древности слово «красный» имело значение «красивый»)
- Сейчас основное значение слова « красный» — цвет. Однако первоначальное значение слова осталось. Приведите примеры.
(красивый, приукрасить, украшать, украшение, разукрасить, красавица, красота
- В устном народном творчестве постоянные эпитеты тоже сохранили первоначальное значение этого слова. Расшифруйте эпитеты Даля.
(на доске в столбик записаны словосочетания, ребята должны заполнить правую часть)
молодец красный красивый
девица красная красивая
изба красная чистая
угол (в доме) красный главный (где висит икона)
крыльцо красное парадное
поезд красный свадебный
А какие пословицы со словом «красный» вы знаете?
Красную речь красно слушать.
Красному гостю – красное место.
— А сейчас повнимательнее посмотрите на русский национальный костюм в учебнике и назовите его элементы.
— Теперь мы подошли к самому ответственному моменту нашего урока.- написанию сочинения – этюда. Я предлагаю вам тему сочинения – «Матрёшка – русский сувенир». Как вы понимаете слово «сувенир»?
— Чтобы описание матрёшки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. Он записан на доске.
Как вы понимаете значение слова доброта сочинение 15 3 по тексту амлинского
... из основных высоких нравственных черт личности. По тексту Ю. Яковлева Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, ... это, потому что тогда легче жить. Герой текста Юрия Яковлева оценил поступок деда, пожертвовавшего ради него своей лепёшкой. Понимая это, маленький Коля не смог съесть хлеб, ...
План
1. Первая русская матрёшка.
2. Матрешка-достояние России:
1)руковтворное мастерство (материал, форма, назначение).
2) описание росписи матрёшки (сарафан, передник, рубаха, платок).
3. Моё впечатление от матрёшки.
Написание сочинения – этюда.
Учитель благодарит детей за урок и отмечает работу каждого на уроке.