В. Сухомлинский. Я хочу сказать своё слово (рассказ про осень)

Сочинение

Катерина Ивановна повела своих малышей-первоклассников в поле. Было тихое утро ранней осени. Далеко в небе летела стая перелётных птиц. Птицы тихо курлыкали, и от этого в степи было грустно.

Катерина Ивановна сказала детям:

  • Сегодня мы будем составлять сочинение об осеннем небе, о перелётных птицах. Каждый из вас пусть скажет, какое сейчас небо. Смотрите, дети, внимательно. Выбирайте в родном языке красивые, точные слова.

Дети притихли. Они смотрели на небо и думали. Через минуту послышались первые сочинения-миниатюры.

  • Небо синее-синее…
  • Небо голубое…
  • Небо чистое…
  • Небо лазурное…

И всё. Дети снова и снова повторяли те же слова: синее, голубое, лазурное, чистое…

В сторонке стояла маленькая синеглазая Валя и молчала.

  • А ты почему молчишь, Валя?
  • Небо ласковое…

тихо сказала Валя и грустно улыбнулась.

Дети притихли. И в это мгновение они увидели то, чего не видели до сих пор.

  • Небо грустное…
  • Небо тревожное…
  • Небо печальное…
  • Небо студёное…

Небо играло, трепетало, дышало, как живое существо, и дети смотрели в его грусные синие-синие осенние глаза.

В.А. Сухомлинский. Стыдно перед соловушкой.

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

  • Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
  • Стыдно…

перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

Огрызок яблока и мандарин.

Новенькую третировали ее одноклассницы. Дети порой бывают очень жестокими.

Им казалось, ведет себя не так, одета не так…

И вот стоит бедная девочка в углу одна. Вдруг подбегает к ней стайка одноклассниц, и та, что является первой задирой, говорит:

  • Хочешь яблочко?

Новенькая молчит, не зная, как здесь положено отвечать.

А та роется в сумке, отыскивает яблоко, быстро откусывает от него кусок за куском и под смех остальных протягивает девочке огрызок.

29 стр., 14482 слов

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...

... изобразительного творчества и игровые приемы, способствующие развитию творческой активности детей дошкольного возраста; выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности ... Для успешного педагогического руководства процессом формирования творческой активности дошкольника требуется, прежде всего, анализ самого понятия «творческая активность», ...

Растерянно смотрит на них новенькая. Но не кинула в лицо обидчице этот огрызок, не отвернулась гневно и не заплакала.

Маленькая девочка, открыла свой ранец, достала мандарин и протянула насмешнице.

Та вспыхнула и растерянно убежала, уводя за собой стаю.

С того момента все переменилось. Ее уже не только не дразнили, но и приняли в свои верные подруги.

Иногда нам бывает трудно представить, как можно подставить правую щеку, когда тебя ударили по левой щеке.

Е.Пермяк. Бумажный змей.

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота! Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!

Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились. Вот в чем беда.

Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. Он живой и светится.

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в Драгунский в ю денискины рассказы он живой и светится  1 небе задвигались темные облака – они были похожи на бородатых стариков…

И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

  • Здорово!

И я сказал:

  • Здорово!

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

  • Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

  • Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.

9 стр., 4307 слов

Как я помогаю маме

... гуляем и планируем как провести выходные. Берегите своих мам! Сочинение «Как я помогаю маме по дому» — 4 класс , Вариант 1 Я один ребенок в семье, поэтому я просто обязан помогать маме по дому. Я еще учусь ... машину или потекший кран, но ведь этим дела родного мне человека не ограничиваются! По возвращению домой, когда Мама встречает меня теплой улыбкой и горячим борщом со сметаной, ...

Тут Мишка говорит:

  • Не дашь самосвал?
  • Отвяжись, Мишка.

Тогда Мишка говорит:

  • Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!

Я говорю:

  • Сравнил Барбадос с самосвалом…

А Мишка:

  • Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

  • Он у тебя лопнутый.

А Мишка:

  • Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

  • А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

  • Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.

  • Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.

  • Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?
  • Это светлячок, – сказал Мишка.

– Что, хорош? Он живой, не думай.

  • Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму…

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

  • Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

  • Я, мама, променял его.

Мама сказала:

  • Интересно! А на что?

Я ответил:

  • На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.

Потом мама зажгла свет.

  • Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
  • Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

  • А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

  • Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 218 ;