Чтобы помнили. Как спасали детей в блокадном Ленинграде

Дорога жизни

Взятие этого города в 1941 году стало бы для немецкого командования великим шансом на победу. Для Советского Союза – причиной серьезной дестабилизации. Захватив Ленинград, противник имел бы возможность нанести удар по столице с тыла, потому и блокировать его для него стало единственным выходом.

В начале осени 1941 года в городе не имелось достаточного запаса продовольствия. Блокада началась восьмого сентября. Ладожское озеро стало единственным путем сообщения. Но и оно подвергалось регулярному обстрелу со стороны немецкой артиллерии. Этот путь стали называть Дорогой жизни. По ней было эвакуировано более миллиона человек, перевезено полторы тысячи тонн продовольствия и горюче-смазочных материалов.

Сочинение на тему «Блокада Ленинграда» – приобщение современных детей к осознанию героических страниц в истории России. Многие проходили Дорогу жизни ценою собственной, и сколько человек погибло на Ладожском озере – неизвестно. Но даже сегодня, пролетая над ним на вертолете, можно увидеть остовы грузовых автомобилей, ушедших под лед в блокадные зимы.

Бадаевские склады

Немецкая авиация уже в начале блокады нанесла несколько ударов по помещениям, в которых хранилось продовольствие. Горели Бадаевские склады, и этот пожар стоил жизни многим ленинградцам. В сознании жителей города именно это событие стало началом голода. Но тогда не все очевидцы понимали, что значит этот пожар. Лишь представители старшего поколения, а особенно те, кто не был уроженцами города и пережил голодомор, знали не понаслышке о чудовищных муках, которые он несет. Люди стали запасаться в меру своих возможностей скудной провизией. Но и эти действия мало кого спасли.

Удивительно, но в то время, когда люди на улицах падали замертво от холода и голода, не переставали работать заводы. Не только взрослые, но даже дети трудились в пределах своих возможностей. Две величайшие силы в истории человечества – жестокость и героизм – находились в борьбе на протяжении трех лет. Погибло более ста тысяч человек. Но героизм ленинградцев все же победил. Сочинение «Блокада Ленинграда», которое пишут на протяжении многих лет школьники, не даст забыть о подвигах людей, которые были похоронены в этом городе с 1941 по 1944 год. Они живы, пока память о них жива.

15 стр., 7457 слов

Технологии продления жизни среди людей пожилого возраста

... уделяли немало внимания вопросам лечения болезней старых людей и обобщали опыт продления жизни. Авиценна (980-1037 г.) обобщил достижения медицины предыдущих поколений в этом вопросе. [8] ... именно здоровье является главной основой долголетия и активной творческой жизни. Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: ...

Чтобы помнили. Как спасали детей в блокадном Ленинграде

Валентина Николаевна Мельникова держится бодро и даже молодых заражает жизнелюбием. «Мне было два года, когда началась блокада, а сейчас восемьдесят с хвостиком лет», — смеется Валентина Мельникова, которая пережила все 872 дня блокады Ленинграда.

В руках она держит красноармейскую каску, пробитую в нескольких местах пулями. Блокадница рассказывает, что эта каска была найдена на местах сражения Волховского фронта, который сражался за освобождение Северной столицы.

Бомбили сильно

В дни блокады Валентина Николаевна ходила в детский садик. Жизнь в осажденном городе шла своим чередом: работали заводы, игрались концерты, были открыты двери школ. Возможно, в этом и заключается тайна того, почему Ленинград сумел выстоять — город хотел жить, а не умирать. И даже под постоянными обстрелами и среди голода и холода продолжалась жизнь. Валентина Николаевна вспоминает, что большую часть времени приходилось проводить в подвале, и только на несколько минут, когда не было опасности, детей выводили погулять и подышать свежим воздухом.

— Мы жили у Володарского моста — тогда это была рабочая окраина Петербурга. В этом районе находилась ТЭЦ-5, для которой был построен небольшой поселок из двухэтажных домов, где мы жили, , где работали родители, . К тому же рядом находился военно-морской госпиталь. Наши дома были окружены частным сектором. В него часто попадали бомбы, дома горели, и люди не успевали их тушить. А бомбили нас часто, жизнь была беспокойная из-за стратегического значения промышленного района, — вспоминает Валентина Николаевна.

Головешки от пожарищ использовали для отопления, поэтому проблем с дровами у местных жителей не возникало. Из разрушенных домов людей переселяли в центр города. По словам блокадницы, в старой части Ленинграда было жить гораздо хуже, чем на окраине. Первыми в семье Мельниковых умерли дедушка и бабушка Валентины Николаевны, жившие рядом с Невским проспектом.

— Нева была в трехстах метрах от нашего дома, и набирать воду нам было не так трудно, как в центре. Дедушке с бабушкой доставать воду приходилось труднее — зимой они растапливали снег во дворе, — вспоминает Валентна Николаевна. — В речку часто попадали снаряды, они глушили рыбу, и она всплывала. Мальчишки собирали рыбу и делились со всем домом. После эвакуации Балтийского флота из Таллина рядом с Володарским мостом поставили на прикол два корабля — эсминцы «Стройный» и «Свирепый». После ужина кок выставлял на лед чаны с остатками каши и макарон, и мы их доедали. Вот так пытались прокормиться.

14 стр., 6589 слов

Влияние детского фольклора на речевое развитие ребенка третьего года жизни

... ребенка третьего года жизни. 2. Исследовать влияние произведений “материнского” фольклора на развитие речи ребенка третьего года жизни. 3. Разработать систему занятий по использованию “материнского” фольклора как средства речевого развития детей третьего ода жизни. ... произведений “материнского” фольклора в обучении с детьми способствует речевому развитию детей третьего года жизни (расширение ...

Собирали до листочка

Есть хотелось всегда и больше всего. Не хватало витаминов. Зато на черном рынке всего было в избытке, но в обмен требовали драгоценности, шубы и домашнюю утварь. Валентина Николаевна рассказала, как ее мама однажды обменяла обручальное кольцо на стакан клюквы. До дома не донесла, съела по дороге… Вряд ли за такой поступок ее могут винить те, кто никогда не испытывал такого сильного голода.

Сразу за районом начинались колхозные поля, и школьников отправляли убирать в первую военную зиму по снегу мерзлую капусту. Собирали все до листочка и даже жестких стеблей, на которых крепятся кочаны. Их отправляли в засолку. Школьники также бегали по крышам и гасили зажигалки.

— В Ленинграде была четкая установка — спасать в первую очередь детей. Поэтому нас старались держать в подвале детского сада, чтобы мы не попали под обстрел. Спасти детей удалось еще и потому, что у нас было отдельное снабжение. Детские продовольственные склады не были разбомблены, в отличие от Бадаевских. На сто детей выдавали по два килограмма муки, вермишели или гороха, повар разводил их в огромной кастрюле, и мы питались такой теплой мучной заваркой в дополнение к корочке хлеба, — рассказывает Валентина Мельникова.

Отправляли детей и в эвакуацию — только в Ульяновск было вывезено 600 юных ленинградцев. Уехали в Челябинск и соседи Мельниковых. Жизнь в эвакуации была тоже несладкой, и обратно в Ленинград соседи вернулись уже тяжело больными. А сама же Валентина Михайловна перебралась в Ульяновск в середине девяностых для ухода за больными родственниками. С тех пор город стал ей второй родиной.

Данила НОЗДРЯКОВ

И летели листовки с неба…

Сочинение «Блокада Ленинграда» является творческим заданием, призванным развивать в формирующейся личности представление о подвиге и героизме. Человека убить проще, чем сломить его волю. Об этом свидетельствуют воспоминания ленинградцев.

Женщины рыли окопы, а немцы тем временем бросали листовки. Текст их был детально продуман, заключал в себе психологическое воздействие на человека, физически и морально крайне истощенного. Ленинградцы читали их, затем перестали. Но не прекращали рыть окопы, стоять у заводского станка, бороться за жизнь. Сочинение на тему «Блокада Ленинграда» — о тех, чья воля была не сломлена и чей дух не ослаб даже в последние минуты жизни.

«Блокада Ленинграда»: сочинение

11 класс – этап в образовательном процессе, когда школьники уже умеют излагать свои мысли на бумаге. Некоторые это делают весьма неплохо. Но, к счастью, они не смогут никогда написать столь проникновенных и трагических строк, которые создала ленинградская школьница Таня Савичева.

С начала блокады она начала вести свой дневник и продолжала вносить записи до тех пор, пока были силы. Девочка стала свидетелем смерти всех близких. Самая страшная запись в ее дневнике: «Умерли все, осталась одна Таня». Сочинение «Блокада Ленинграда» – творческая работа, посвященная взрослым и детям, которым суждено было пережить самые страшные годы прошлого столетия. И хочется верить в то, что тема голода и лишений останется для детей и подростков лишь предметом обсуждения на уроках истории и литературы.

1 стр., 359 слов

Блокада Ленинграда

... самоотверженные люди. Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Блокада Ленинграда» читают: (голосов: 11, в среднем: 4,82 из 5) Поделиться: ... и начался страшный голод в городе. Несмотря на все ужасы, ленинградцы продолжали работать на заводах. Дети и взрослые почти на ... детей пытались прокормить еще живых. Это очень страшно и до конца неоценимо нашим поколением. Память о жителях блокадного Ленинграда ...

Три важных книги о блокаде для детей

22 июня в России – день памяти и скорби. Мы вспоминаем о том, как началась самая страшная война в истории – и нашей страны, и всего человечества. Великая Отечественная война затронула каждую семью, и наш долг – помнить не только о Великой Победе, но и о том, какой ценой она далась нашим предкам.

Великой Отечественной войне посвящено немало хороших книг, в том числе написанных для детей. В основном это талантливые и честные произведения, ведь созданы они ветеранами, свидетелями той поры. Особенной болью среди них отзываются те, герой которых – ребёнок, попавший в жернова этой беды.

Я хочу рассказать о трёх книгах для детей, посвящённых блокаде Ленинграда. Всех их роднит одно: каждая написана от лица ребёнка, пережившего эту беду. В каждой есть невесёлая такая трансформация: живые и непосредственные, верящие в сказки мальчишки и девчонки становятся маленькими, не по годам практичными взрослыми, видевшими и чувствовавшими смерть.

Но в каждой из этих книг есть другое: преодоление, особый внутренний стержень, благодаря которому человек оставался собой в нечеловеческих условиях. Помогал другим, отрывая от себя последнее. И что это, если не Божественный свет души-христианки – даже если об этом нет ни слова в книге?

Юрий Герман. «Вот как это было»

Юрий Герман. «Вот как это было» Юрий Герман – отец и дед знаменитых кинорежиссёров – был замечательным писателем. Однако повесть «Вот как это было» при его жизни не публиковалась, а была найдена уже после смерти, в личных архивах. Неизвестно точное время её написания, неизвестно, хотел ли автор доработать её, или по какой-то другой причине она не вышла. В любом случае, сейчас мы и наши дети имеем возможность прочитать её.

Книга эта, на первый взгляд, – безыскусный рассказ семилетнего мальчика о своей жизни. Однако это обманчивая простота: за ней стоит и большая литературная работа, и глубокое знание детской психологии, внимательные наблюдения. Для нас она ценна ещё и тем, что может помочь современному родителю рассказать чаду о Великой Отечественной войне. А это становится непростым делом: нынешние дети практически не застали ветеранов, живых свидетелей тех событий. В их сознании военные годы становятся «преданьями старины глубокой». И поэтому нужна не просто правда – нужны свидетельства, понятные и близкие. В первую очередь впечатления сверстника.

Маленький Мишка живёт в Ленинграде. Предельно просто, по-детски непосредственно он описывает свою жизнь. Вот папа, он пожарный. Почему-то он не носит форму дома, и друзья во дворе не верят мальчику, когда тот рассказывает об отце. Вот мама, она учится на курсах противовоздушной обороны, и в тетрадке у неё нарисованы бомбы, и Мишка однажды пририсовал к ним огонь. Вот перекрёсток, где стоит Мишкин дом, через дорогу – школа, а на перекрёстке – милиционер, Иван Фёдорович, который козыряет мальчику каждый раз, когда тот отправляется учиться.

Всё привычно, всё просто, незыблемо и хорошо, как и должно быть в мире ребёнка. Есть те, кто его любит, есть привычные вещи, есть порядок, который нужно соблюдать. И в этот тёплый и спокойный мир врывается война.

А Мишка лежит в больнице, лечится от скарлатины. А потом его ранит осколком, и, очнувшись, он обнаруживает себя в другой палате, а рядом – военного лётчика, который, по иронии судьбы, тоже лечился от этой детской болезни.

10 стр., 4791 слов

Я люблю свою маму. «как вы думаете: почему я люблю свою маму?

... годами ее красота становится все больше! Вы вы красивая женщина! Я очень люблю свою маму по-английски. Сочинение про маму на английском языке с переводом # ... в жизни будет как можно меньше. Видео Свою маму я люблю. Песня о маме с субтитрами, караоке За что я люблю свою маму Я очень люблю свою мамочку, потому ... нужно захватить и тоже положила в сумку. А потом пошла, помыла лицо лосьоном 3 в 1, почистила ...

Герман сумел найти слова, чтобы описать самое страшное – детскую смерть. Нет, не так. Он не описал её – он промолчал о ней. И от этого молчания сжимается сердце.

«Фашисты в нашу детскую больницу бомбу с самолёта сбросили. Пробила она потолок, пол и угодила в бомбоубежище.

Поранило, говорит, кое-кого.

Рассказал и отвернулся.

Я стал спрашивать, кого поранило; он молчал, молчал, потом ответил:

  • Нас с тобой.
  • А ещё?

Молчит.

  • Где же все остальные? – спрашиваю.

Молчит.

Потом поднялся и стал ходить. Никогда я не думал, что может человек столько по комнате ходить из угла в угол…»

«Вот и кончилось твоё детство, Мишка», – грустно резюмирует мама, когда он выходит с костылём из госпиталя. Но Мишка – ребёнок, мыслит и чувствует он как ребёнок. Смотрит из окна на знакомый перекрёсток – и думает о том, как он изменился. В школе теперь госпиталь, на крыше дома стоят зенитки, не ходят троллейбусы. А мама и папа становятся такими повседневными героями.

Мама обезвреживает бомбы, ежедневно рискуя собой, обессилевший от голода папа тушит пожары. А исхудавшие и ослабевшие ребята – Мишка, его друг Геня с сестрой Леночкой – отправляются в госпиталь, чтобы устроить концерт раненым бойцам.

Голодные дети думают не о себе, осознают, что кому-то ещё хуже, и помогают, и преодолевают себя

Это кажется удивительным сегодня: голодные дети, которые думают не о себе, которые осознают, что кому-то ещё хуже, и помогают, и преодолевают себя. Но это так – через все книги, посвящённые Ленинградской блокаде, переходит эта мысль: я должен терпеть ради общего дела, я должен помочь, потому что тому, кто рядом, хуже. Мишка рассказывает о школе, о том, как трудно было учиться, как постоянно хотелось есть, какое стихотворение написал один из учеников:

Над Ленинградом нависла блокада. Мороз крепчает. На улице ни души. В это время в школах Ленинграда Сидят ученики, стиснув карандаши. Лица опухшие, руки иззябшие – Плохо слушать урок. Уши отмёрзли. Но не сдаются ребята, А с ними и их педагог.

А финал у книги самый что ни на есть счастливый. Освобождённый Ленинград, марширующие по проспектам полки, ликующие горожане. Только вот пережитое никуда не делось – затаилось навсегда в этом рано повзрослевшем мальчишке.

«Вот как это было» – тот редкий случай, когда произведение о войне вполне понятно и не страшно читать даже шестилетке.

Ребёнок и блокада в повести Виктора Дубровина «Мальчишки в сорок первом»

Виктор Дубровин «Мальчишки в сорок первом» Есть книги, которые мы любим за блистательную литературную игру, за слог, за то, что Мандельштам называл «брюссельскими кружевами» (это говорил он о Зощенко, виртуозно выплетавшем узор своих рассказов, где не только каждое слово было к месту, но и каждая пауза, умолчание).

Хорошо, когда дети растут на такой литературе.

А есть книги безыскусные, написанные просто. Но за этой простотой – глубина. Поэтому такие книги – ничуть не меньшие литературные шедевры. Сама история в них бесценна. Особенно если она не выдумана, правдива.

7 стр., 3274 слов

«Художники-иллюстраторы детской книги XX-ого века Иван Яковлевич ...

... виду книги и иллюстрациям, как ребёнок. Более того, ребёнок выбирает книгу по рисункам. Следовательно, первым «подаёт» книгу ребёнку – художник. Первой иллюстрированной детской книгой в ... до наших дней сохранило своё немаловажное значение. Как иллюстратор он сказал своё слово в книжной графике. ЮРИЙ ... он знал и любил. Это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. Все, ...

«Мальчишки в сорок первом» – повесть журналиста Виктора Дубровина. В тринадцатилетнем возрасте он пережил блокаду, заработав болезнь сердца, которая и свела его в могилу в расцвете лет.

Первый раз книга была издана в 1968-м году. Ценна она особенно тем, что написана от лица ребёнка. И это не педагогические измышления, а чистая правда.

Война застаёт героя повести Вовку и его семью на даче. Он возвращается в Ленинград в приподнятом настроении: вокруг столько интересного! Солдаты маршируют, техника едет на фронт, а друг Женька, сын лётчика, собирается ловить шпионов. И Вовка с досадой думает о том, почему взрослых так волнует введение продовольственных карточек: до еды ли в такую пору!

А потом мальчик видит зарево над Бадаевскими складами, которые разбомбили фашисты. Это – первая точка отсчёта в череде страшных голодных месяцев.

Знаете, сейчас много говорят о том, что современная молодёжь не знает, что такое голод. Это правда. Но, мне кажется, великое счастье – не испытать этого по-настоящему. А вот знать действительно надо. И эта книга – «Мальчишки в сорок первом» доходчиво и последовательно описывает погружение человека в это состояние. Совсем ещё не взрослого человека, мальчишки.

Сначала они с другом собирают на поле кочерыжки и капустные листья. Потом мальчик обстоятельно рассказывает об очередях в булочных, об уменьшении хлебной нормы.

«Стеклянные витрины наполовину разбиты и пусты. Окна забиты досками. Полки, на которых лежит хлеб, завешены простынями. Хоть бы их открыли! Хоть бы посмотреть на целые хлебные буханки! Тогда бы, наверное, стало легче. До войны в этой булочной чего только не было!.. А покупатели – чудаки – да и я, когда мамка за хлебом посылала, спрашивали: ‟А товар у вас свежий?”… Теперь всё иначе. Чем черствее, тем лучше. Потому что чёрствый хлеб легче – из него пар вышел.

Правда, теперешний хлеб всегда очень тяжёлый. Он, как тесто, плотный и вязкий. Пятьдесят граммов хлеба – меньше спичечного коробка…»

Здесь все просто, выпукло, наглядно. Здесь нет метафор, литературной игры. Хлеб – это хлеб, голод – это голод. И ещё страшнее становится от этой простоты.

Вовка худеет и слабеет. Они с мамой в основном лежат под одеялами – нет сил ходить, да и калории зря тратить нельзя. Только иногда, когда особенно донимает голод, они пьют экстракт – воду, настоянную на хвое. Впрочем, зубы всё равно шатаются.

В повести подробно описана и Ёлка – знаменитая блокадная Ёлка, где едва живым от голода ребятам давали по паре мандаринов и конфет, а самое главное – горячий суп и кашу. И здесь особенно ясно видно, как озорной и легкомысленный, как любой ребёнок, мальчишка превращается в рассудительного не по годам взрослого. Как было бы здорово, если бы он чувствовал себя по-прежнему пацаном, мечтал, бегал, играл. А он рассуждает о том, какой питательный пар идёт от супа и как можно растянуть хлебную норму на сутки, чтобы не умереть…

Вовка не съел мандарины. Он принёс их, а ещё конфеты и бережно завёрнутую котлету, домой, матери и отцу. Самый трогательный, самый сильный момент книги – как отец долго смотрит в глаза сыну, а потом отламывает маленький кусочек мандариновой корки, нюхает её, кладёт в карман и уходит. Когда он умер на оборонном заводе, где работал, в его кармане нашли эту самую маленькую засохшую корочку.

10 стр., 4918 слов

Петербург — Петроград. Литературная жизнь города

... войн в городе царили разруха, голод. Были разграблены и проданы многие бесценные творения искусства, разрушены храмы, которые одухотворяли площади, осветляли перспективы улиц…Петербург (с 1914 года – Петроград, с ... бабушки. С 1890 года по 1916 жила в Царском селе. Как и Блок, Ахматова почти всю жизнь прожила в Петербурге. В 1910 году вышла замуж за Н.С. Гумилева, который ...

Удивительно, но голод – не главное в книге. Главное – это то, как люди остаются людьми в цепких лапах голода. Вовка с другом спасают женщину, замерзающую на льду Невы. Они несут последнее родным, еле живые от голода. Они, совсем ещё не взрослые, никогда не крадут и не отнимают еду. Едва оправившись и отставив в сторону тросточки, с которыми ходили, они начинают помогать тем, кому тяжелее.

Голод – не главное в книге. Главное – это то, как люди остаются людьми в цепких лапах голода

Всё это описано просто, без пафоса. Это такая жизнь – повседневная, трудная, военная, блокадная. И, читая, понимаешь: вот она – причина Победы. Подвиг духа человеческого.

Скажу с ответственностью: книга не страшная, хотя в ней есть и боль, и смерть. Она грустная, но светлая. Даже в самые тёмные и безнадёжные, на первый взгляд, моменты в ней остаётся место свету.

Читать будет интересно и здорово вместе с детьми. Думаю, с 11-12 лет она будет вполне понятна.

Элла Фонякова. «Хлеб той зимы»: блокада глазами семилетней девочки

Элла Фонякова. «Хлеб той зимы» Героиня этой книги – девочка Лена из семьи ленинградских интеллигентов. В 1941-м году ей исполнилось семь лет.

Война начинается для Лены с маминых объятий. Строгая и принципиальная мама, «чернорабочий от науки», всегда следившая за тем, чтобы в семье всё шло своим чередом и всё делалось правильно, прижимает к себе дочку и плачет. А потом – первый обстрел.

Постепенно из капризной «малоежки» Лена превращается в человека, который радуется любой еде – даже студню из столярного клея. Она приобретает блокадный опыт – как сберечь силы, как собрать волю в кулак и не съесть свой кусочек хлеба уже утром, как научиться терпеть постоянное чувство голода.

Но это трудно, очень трудно, и не всегда это получается. И Лена вспоминает самый горький свой хлеб – съеденную тайком родительскую пайку. Нет, её никто не ругал, мама даже сунула в руку девочке оставшийся кусок. Но этот стыд, эта боль запомнились навсегда. И читать об этом больно, потому что написано просто и честно. И возникает в голове зудящая такая мысль: «А ты как? Ты бы сдержалась?» И мысль эта – неприятная, страшная, скорбная – она правильная, мне кажется. Иногда нужно задавать себе такие сложные вопросы. Даже если ты ещё не взрослый.

А потом – картинки блокадной жизни. Новый год – тесным и дружным кругом, ради которого все откладывали по крошечке, отрывали от своей скудной дневной нормы. Или глава «Казнь для Гитлера» – тоже страшная и честная – о том, какую ненависть испытывали к врагам голодные ленинградские дети. Или удивительный рассказ о картошине, которую по счастливой случайности нашла мама Лены и принесла дочке, и как все отщипывали себе по микроскопическому кусочку – для вида, оставляя драгоценное лакомство истощённой девочке.

А есть в книге и вовсе удивительное. То, что не нуждается в комментариях. Речь хмурого управдома, который руководит своими обессиленными голодом жильцами, вышедшими на субботник весной 1942 года.

«Он проводит рукой по лбу, по глазам – и словно снимает с лица своё хмурое, ‟руководящее” выражение. Теперь он смотрит на нас устало и доверчиво:

– Ленинградцы, милые жильцы мои, – тихо говорит он. – Мы с вами такую зиму пережили, расскажем детям потом – не поверят… Сами страшно выглядим, а город наш – ещё страшнее. Он вместе с нами страдал, все выстрадал, все видел, все перенёс. Нужно помочь ему сейчас – подлечить, чтобы весну он по-человечески встретил… Я знаю, слабые вы все, недоедаете, тяжела для вас эта работа – вон, какие завалы во дворах, – но что же делать, что же делать, дорогие мои? Кроме нас, жильцов, никто этого не сделает. Уж соберитесь с духом, держитесь как-нибудь, все нам потом воздастся…

13 стр., 6151 слов

Литературные группировки 20-х годов ХХ века в России

... групп и объединений. И целью моей работы стало систематизирование всей информации о литературных группировках 20-х годов ... литературу факта. Отвергая принцип литературного обобщения, лефовцы тем самым умаляли эстетическую, воспитательную ... основном Б.Арватовым, оказало влияние и на лирику Маяковского, выступившего против « ... 1919г. Есенин даже был избран – 20 февраля 1920г. – ее председателем. Ассоциация ...

В строю всхлипывают. Управдом – снова хмур и строг.

  • Мою команду слу-шай! Па-а рабочим местам шагом арш!»

Я бы рекомендовала читать «Хлеб той зимы» детям от 9 лет, хотя героине семь: некоторые особенно тяжёлые моменты и глубокие эмоциональные нюансы для ровесников героини «слишком». Однако, при всей тяжести темы и честности автора, книга эта – светлая. В ней нет беспросветности. Есть щемящая жалость, есть то, что вызывает слёзы. Ну, а как без них?

Я думаю, призвание этих произведений – не запугать. Наоборот. Показать, какими удивительными, стойкими, великодушными и милосердными могут быть люди, что они могут преодолеть, вытерпеть. И всё это – самый верный ориентир на пути к пониманию Великой Отечественной войны и Победы.

Дети блокады

О судьбах самых юных жителей Ленинграда рассказал писатель Михаил Сухачев. Он один из них. Трагедия обрушилась на него тогда, когда он еще не научился бояться. Сражаться с врагом и непременно принять участие в победе – такие планы он вынашивал летом 1941 года. Равно как и миллионы обычных советских мальчишек.

«Блокада Ленинграда» – сочинение по литературе, в котором нельзя обойти тему подвига самых маленьких жителей города на Неве. Ведь с 1941 года по 1944-й они так же трудились, заботились о близких. И так же умирали. А те, кто выжил, навсегда остались детьми блокады. Автор книги, посвященной этим людям, рассказывает, что внешне они ничем не отличаются от обычных людей. Лишь страшными воспоминаниями, которые не рассеиваются в их памяти. А еще особым, бережным отношением к еде.

Маленький подвиг каждого ленинградца являлся частью огромного героизма. Стойкость и мужество помогли преодолеть один из самых тяжелых периодов в Отечественной войне, имеющий название блокада Ленинграда. Сочинение-рассуждение на эту тему – посвящение тем, кто погиб в этом аду, и тем, кто выжил и остался человеком.

Презентация «Дети блокадного Ленинграда» , Наталья Вередин

Презентация «Дети блокадного Ленинграда»

Презентация, Дети блокадного Ленинграда

блокада Ленинграда

Начало

Ленинграда

  • Фашисты считали, что в течение лета и осени Советский Союз будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись. Защитникам

Ленинграда, Ленинград с лица земли

ленинградских детей

4 слайд Во время воздушной тревоги, когда жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети . «Зажигалку»

, которая шипела и брызгала, быстро хватали длинными щипцами и тушили, сунув в ящик с песком или сбросив вниз на землю. Нельзя упускать ни секунды, поэтому надо было быстро двигаться по покатой и скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось. Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали

2 стр., 659 слов

Тюмень — мой любимый город

... города. Также читают: Картинка к сочинению Тюмень Популярные сегодня темы Васюткино озеро прекрасный рассказ, повествующий о мальчике по имени Вася, который, несмотря на, ... поехать на термальные источники. Одной достопримечательностью города является ... Ленинград. После снятия блокады город заполонили крысы, и в помощь в город прибыл целый вагон кошек и котов из Тюмени. Они быстро избавили Ленинград ...

ленинградские ученые

5 слайд Блокада

Но гибель мирных жителей во время артобстрелов была только началом бедствий, выпавших на город. Перестали работать электростанции, и город погрузился во тьму.

Ленинград занесло снегом

Замерзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было брать только из Невы и Фонтанки.

блокадного города А

Мы были настолько истощены, что не знали, уходя за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом».

6 слайд Голод

дети -125 грамм хлеба

Но из-за этим маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой, где их ждали голодные дети .

Других продуктов практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё,что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли.

«Мы здесь живем очень плохо, — пишет в письме семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел».

Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая отказывались в мирное время.

«меню после голодовки, если я останусь жива»

1-е блюда: суп картофельный, овсяный…2-ое.каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре.И тоскливая подпись: об этом я и не мечтаю.

блокадную

7 слайд ГОРЕ

блокаду было намного хуже

Резко увеличилось число детских домов. Если в конце 41 года их было 17, то весной 1942 – 98. В них было принято более 40 тысяч детей – сирот.

блокадном городе

  • Но судьба Тани — одна из судеб многих

ленинградских

Ленинграда

блокадных

8 слайд ШКОЛА

В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном городе работали 39 школ.

Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.

Ленинграде

9 слайд Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.

10 слайд Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть.Отрывок из дневника школьника: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах. «

Но, несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!

В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало меньше, многие погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки»

11 слайд Новый год

Ленинграде была очень тяжелой

12 слайд Маленькие герои

Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.

блокадном городе

13 слайд Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.

14 слайд С весны до поздней осени в 1942- 44 годах школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю.Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.

15 слайд Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненых. Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова

16 слайд С 1943 года в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту.

17 слайд В осажденном городе работала консерватория, театры давали спектакли, шли фильмы. Город жил и выжил, несмотря на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом.

18 слайд И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за 872 дня блокадных дня . Но они не только пережили блокаду , но они, как и их родители, помогли выстоять великому городу. Они учились, сражались,трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда »

Дети блокады

20 слайд Спасибо за внимание. Берегите друг друга