Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
М.Ю. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт настолько прекрасный, сколь и загадочный. Его лирика поражает и завораживает своей мелодичностью, красотой и глубиной содержания. В его поэзии не встретишь искрометного и бьющего весельем стиха, а вот печали — море. Но автор не навевает грусть своей поэзией, наперекор всему он верит, что настанут лучшие времена. В настоящем же пытается выстоять, призывая на помощь Всевышнего, ибо не надеется на слишком инфантильных и инертных современников.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
В стихотворении «Молитва» Лермонтов открывается с совершенно иной стороны, он понимает безысходность сущего, но сидеть и ждать «прекрасного будущего» или «конца света» не желает. Он полон жизни, творческих замыслов, готов бросить вызов всем, поэтому автору необходима поддержка, дружеское участие, а где их найти — только у «неба». И поэт возносит молитву Творцу, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику», который непременно приведет его к задуманному. Недаром тысячелетия люди шепчут слова молитв Богу, надеясь на его защиту и покровительство, ведь в этих нехитрых словах заключена магия.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Как бы ни был поэт огорчен, удручен, обижен — в молитве он находит успокоение и одновременно черпает новые силы для продолжения своего поступательного движения вперед.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Это одно из поздних стихотворений Лермонтова (правда, автору лишь 25 лет), оно отражает сложившееся мировоззрение художника, бескомпромиссное отношение к жизни и избранному пути. В минуту слабости или душевного надрыва он обращается к Творцу, подкрепляя свои силы, и, ободренный, двигается вперед. Именно таким предстает передо мной поэт, несломленный уверенный в своей правоте, увлекающий за собой остальных!
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1)
Смерть поэта — стихотворение Лермонтова
... женихах!" В 1837 году после гибели Пушкина Лермонтовым написано знаменитое стихотворение "Смерть Поэта", автор сразу стал всем известен, был арестован, по ... своего великого поприща! Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю ... что Лермонтов "затевал в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые". Но уже то, что мы читаем сегодня, сделало автора "Демона" ...
Стихотворение было написано Лермонтовым в 1841 году. В нем он представляет образ простого, усталого человека, разочаровавшегося в настоящей жизни, обращаящегося к прошлому в поисках лучшего. Говоря о литературной ситуации, в которой было создано данное произведение, можно отметить, что это – взлет русского романтизма. Наряду с Лермонтовым это течение было отражено в поэзии Жуковского и ранней лирике Пушкина. Тема стихотворения — одиночество личности лирического героя. Он заведомо отвергает жизнь настоящую и стремится уйти от реальности. Будущее, как таковое, не может его привлечь, он не верит, что в нем его ждут искренние высокие чувства, моральные и нравственные идеалы в окружающих людях. А в прошлом – его погибшая молодость, искренне страдание, дорогие исчезнувшие черты. К кому обращено стихотворение, окончательно не установлено. Возможно, адресат его – Екатерина Григорьевна, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске летом 1841 года.
Идея отречения пронзает каждую строку стихотворения. Чувства лирического героя — горечь и воспоминания о прошедших днях, неудовлетворенность настоящим образом жизни, попытка обрести себя, отвергнуть реальность, стремление (вполне осознанное), принизить настоящую любовь. Она проигрывает даже «прошлому страданию», которое герой, жаждет вернуть. Образы, присутствующие в стихотворении – неясны, туманны и прозрачны. Нет, не тебя так пылко я люблю — это, обращение к той, находящейся рядом. Об этой женщине сказано ничтожно мало, упомянуто лишь «красы блистание». Столь же неясен и туманен иной образ, образ неведомой избранницы, навсегда ушедшей из жизни лирического героя. Несмотря на это он более живой, динамичный, «подруга юных дней», безусловно, ближе и дороже лирическому герою, воспоминание о ней имеют большее значение, занимают важное место в душе героя, в его сознании и памяти.
В стихотворении используются следующие литературные тропы:
Выразительные эпитеты (прошлое страдание, погибшая молодость).
Метафора: Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Антитеза: В твоих чертах ищу черты другие.
В устах живых уста давно немые.
В глазах огонь угаснувших очей.
В поэтической лексике используются археологизмы: красы – красоты; уста — губы; очи – глаза. Это делает язык стихотворения более глубинным, проникновенным.
В стихотворении также используются такие части речи, как глаголы, существительные, прилагательные:
Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза, вникая долгим взором.
Прочитать стихотворение, понять его смысл помогают знаки препинания.
Стих. размер – ямб. Рифма – мужская и женская. (Люблю в тебе я прошлое страдание…)
Жанр стиха – элегия, поскольку в этом произведении представлены сокровенные мысли и чувства лирического героя. Читая стихотворение, представляешь лирического героя глубоко страдающим, восприимчивым и очень ранимым человеком. У него нет главного, что необходимо для счастья – внутренней гармонии, а попытки обрести ее безрезультатны. В настоящем он не видит смысла любви, поддержки, прошлого, в которое герой жаждет вернуться. Он отвергает ту, которая находится рядом с ним в реальной жизни и прямо говорит об этом, герой не вступает в диалог земной, реальной жизни, он занят таинственным разговором, которое ведет его сердце.
По рассказу уроки французкого путь героя
... Путь героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» - путь поисков истины. Сочинения по повести Прощание с Матерой. Сочинения по рассказу Уроки французского. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств. Характеристика героев. Материалы для сочинений. В этом разделе представлены материалы по рассказу "Уроки французского" ...
Юность и прошедшее время представляются ему заманчивым оазисом в пустыне духовного одиночества и неприятия окружающего мира.