Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение

Тему любви в творчестве М. Ю. Лермонтова вряд ли можно назвать ведущей. Однако для самого поэта, его современников и нас, читателей, она играет важную роль. В 1841 году поэт создал стихотворение, удивляющее своей эмоциональностью и драматическим содержанием. Первую строку, являющуюся одновременно названием этого лирического произведения, знает, наверное, каждый:

Нет, не тебя так пылко я люблю…

Эти слова раскрывают читателю тему стихотворения. В душе лирического героя разворачивается любовная трагедия. Конфликт между реальной действительностью и истинным чувством является идейной основой произведения. По форме стихотворение представляет собой искреннее, полное драматизма обращение лирического героя к женщине, некогда им любимой:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Первая строфа композиционно делится на две части. В первой части лирический герой начинает свою исповедь с резкого, эмоционально напряжённого отрицания. Он пылко любит, но не ту, к которой обращены его слова. Вторая строчка даёт нам краткую внешнюю характеристику воображаемой слушательницы: «блистательная краса» этой женщины не привлекает лирического героя. Он говорит, что любит в ней «прошлое страданье» и «погибшую молодость». Таким образом, уже в первой строфе поэтом заложена базовая смысловая антитеза стихотворения — «любовь» и «нелюбовь».

Начальные строки ставят перед читателем очень важную в идейном отношении проблему, проблему времени. Неслучайны в этом отношении слова «прошлое», «молодость», ставящие акцент на роли соотнесенности времен в человеческих взаимоотношениях. Прошлое и настоящее вступили в конфликт в душе лирического героя. Настоящее требует от него пылкой, вечной любви, но не даёт бури и радости былых чувств и страданий. Прошлое же постоянно манит героя и заменяет реальный образ женщины её образом давно прошедших лет. Лирический герой чувствует, что любил некогда другую, идеальную женщину. Об этом он скажет в последней строфе стихотворения.

Начало произведения даёт нам общее представление о душевном состоянии героя и тех противоречиях, которые гнетут его. Две оставшиеся строфы являют собой внешнее раскрытие, проявление этих противоречий. Одна строфа продолжает мысль первой, поэтому данные петле ростишия воспринимаются как единое целое. Прочит.) ем их внимательно:

14 стр., 6964 слов

Жанровая специфика лирической песни

... о прошедшем быте России» /Лирические песни 1990 : 5/. СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать несколько слов о ... тематики. Здесь появляются новые герои, новые мотивы и темы. Помимо песен, рассказывающих о нелегкой жизни солдат и ... дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, ...

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

Для лирического героя важна не блистательная красота, а внутреннее богатство любимой. Время не изменило её внешнего облика, но наложило свой отпечаток на душу. «Огонь очей» угас, «живые уста» стали немыми. В дисгармоничном настоящем лирический герой ведет разговор «сердцем» «с подругой юных дней». Тайной окутан этот разговор с «убитым реальностью» идеалом. Трагедия лирического героя состоит в том, что он не может смириться с вечным движением времени. Он находится под властью прошлого, хранящего в себе всю прелесть, чистоту и яркость молодости.

Поэт необычайно верно расставляет смысловые акценты в стихотворении. Он останавливает внимание читателя на наиболее важных моментах жизни лирического героя, характеризующих его внутреннее состояние в целом. Любовь в душе героя остыла и оставила ему лишь воспоминания «юных дней». Несоответствие реального и идеального, желаемого приводит к трагедии двух сердец. Стремление вернуть прошлое, повернуть время вспять, остановить движение и изменение жизни — вот что осталось в душе разочаровавшегося человека.

Наряду с темой трагической любви в стихотворении находит отражение ещё одна значительная тема. Ощущение внутреннего одиночества лирического героя не оставляет нас ни на мгновение, угасшая любовь, стереотипные отношения с давно не любимой женщиной настраивают стихотворение на минорный лад. Герой словно чувствует свою душевную пустоту и одиночество. Именно поэтому мысли его обращены в прошлое. Образ любимой, бережно хранимый в сердце, является единственной отрадой в прозаичной и скучной действительности. Для лирического героя желаннее «прошлое страдание», чем пустая «краса». Искра любви потухла, героя окружила обыденность, отчего он вновь мыслями вернулся в свою молодость. Последние строки стихотворения построены на синтаксическом параллелизме:

В твоих устах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

Те черты, которые раньше пленяли лирического героя, со временем утратили свою прелесть и притягательность. Строки вновь раскрывают идейную антитезу стихотворения — противопоставление милого желанного образа «подруги юных дней» образу реальной женщины, духовно чуждой лирическому герою.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» пронизано острым чувством неудовлетворённости человека жизнью и его душевным одиночеством. Напряжённость и пронзительность поставленной в произведении проблемы сочетается с глубоким лиризмом и выразительностью поэтического языка.

20 стр., 9835 слов

Методика анализа лирического произведения на примере творчества А А

... принципы анализа лирического произведения в школе описать методику школьного анализа стихотворений А.А. Ахматовой. Научная новизна заключается в том, в исследовании изучались основы работы над лирическим произведением ... при­обретает анализ лирического героя. Лирический герой — это образ человека в лирике, носитель переживания в лирическом произведе­нии. Как всякий образ, лирический герой несет ...

Похожие сочинения: