Тема жизни и смерти в лирике лермонтова

Сочинение

Хроника жизни великого русского поэта, написанная дореволюционным критиком и литературоведом А. М. Скабичевским в жанре историко-культурного исследования, дополняется в этой книге собранием уникальных исторических документов, касающихся дуэли М. Ю. Лермонтова с Н. С. Мартыновым, – материалами следствия и военно-судного дела 1841 года.

Книга рассчитана на самую широкую аудиторию и, безусловно, будет интересна как специалистам, так и неискушенным читателям любого возраста.

От издательства

С жизнью и творчеством Лермонтова, казалось бы, все знакомы со школьной скамьи. В младших классах – «Парус» и сказка «Ашик Кериб», затем «На смерть поэта» и «философская лирика» и, наконец, пресловутый «лишний человек» Печорин, о котором ежегодно пишутся десятки тысяч сочинений. А потом – кроме горстки филологов и узких специалистов, к Лермонтову, как, впрочем, и к большинству писателей набившей оскомину школьной программы, во взрослой жизни мало кто возвращается.

Между тем Лермонтов в нашей литературе – явление в каком-то смысле уникальное и до конца может быть оценен как раз более зрелым читателем. Он прожил неполных двадцать семь лет, из которых ровно половину занимает его творческая жизнь, где, в общем-то, не было этапов и периодов, – совершенствовалась лишь художественная форма, мысли же, чувства и характеры словно были даны ему от рождения.

Его личность представляется замысловатым переплетением самых разных и часто противоречащих друг другу качеств. Называя жизнь «глупой и пустой шуткой», он с удовольствием пользовался всеми ее благами; презирая светское общество, изо всех сил старался иметь в нем успех; доводя окружающих своей непомерной язвительностью, иной раз граничащей с откровенным оскорблением, имел в то же время доброе и чуткое сердце.

Какой он был в жизни, таков он был и в своем творчестве – настолько субъективном, что, пожалуй, невозможно отыскать ни одного произведения, которое так или иначе не относилось бы к личности и биографии самого поэта, сумевшего не только предсказать свою раннюю кончину, но и за год до смерти почти в точности описать ход и место роковой дуэли.

Предлагаемая вниманию читателей книга дает полное представление о жизни и смерти великого поэта и в какой-то мере ключ к пониманию его произведений. Биографический очерк, написанный дореволюционным критиком и историком литературы А. М. Скабичевским (1838–1910) в конце прошлого века – это первое в России популярное жизнеописание Лермонтова, появившееся отдельной книжкой, и до сих пор оно выгодно выделяется среди прочих исследований своей исключительной объективностью и живостью изложения фактов. Скабичевский ни с кем не вступает в полемику, избегает чрезмерной политизированности, свойственной многим советским лермонтоведам, не углубляется в литературоведческий анализ, не всегда интересный неспециалистам, и тем не менее рисует яркую картину жизни и творчества гениального человека, которого сравнивает в русской литературе с «каким-то непредвиденным метеором, внезапно пронесшейся по небу звездой, неизвестно откуда взявшейся и исчезнувшей без следа».

2 стр., 856 слов

Мой любимый писатель и поэт Лермонтов

... Лермонтова - это "Смерть поэта", в этом стихотворение он показывает, ту любовь, что испытывал к Пушкину. Он умер, сражаясь на дуэли, я думаю, что в последние моменты жизни, ... я. Также читают: Картинка к сочинению Мой любимый писатель и поэт Лермонтов Популярные сегодня темы Роман Михаила ... это счастье. Основную мысль произведения Грибоедов отобразил с помощью названия. Он пытался показать роль в ...

Вторая часть нашей книги посвящена гибели Лермонтова на дуэли с Н. С. Мартыновым и представляет собой собрание уникальных исторических документов – оригинальных материалов следствия и военно-судного дела 1841 г., которые дают возможность час за часом восстановить ход трагического поединка и поближе познакомиться со всеми его участниками и их дальнейшей судьбой.

Лермонтов М.Ю.

С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской поэзии. “Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой…” Лермонтов как бы говорил от имени целого поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. “Смерть поэта” мгновенно распространилась в списках и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина. Заключительные 16 строк стихотворения, а особенно слова:

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь! —

были восприняты при дворе как “призыв к революции”.

Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — “поэт уже совсем другой эпохи”. Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы.

Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определенный момент вопрос: “Какая польза нам от нее?”

Лермонтов-поэт изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение “Смерть поэта” написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Это “Свободы, Гения и Славы палачи”. Поэт — гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и “мир дальний” вновь одержал победу. Однако есть “Божий суд”, “есть грозный судия”. Время, века, человечество скажут свое слово.

6 стр., 2830 слов

Учебный модуль по литературе. Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. ...

... 11-12 урок Сочинение (изложение) 2 часа Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» или два взгляда на творчество М.Ю. Лермонтова. (По статье Д.С Мережковского) М.Ю. Лермонтов (1814 – ... мог. 3. Я вспомню детские молитвы М.Ю. Лермонтова 4. Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Лермонтов – действие. 5. Лермонтов – пророк. 2. Пушкин – взрослый. Трезв, точен, верен действительности. ...

Поэт-пророк — это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным. Таков и поэт Лермонтова. Появляется у Лермонтова, как и у Пушкина, образ карающего кинжала. В стихотворении “Поэт” (1838 год) Лермонтов строит лирическую композицию на сравнении своего собрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала. Поэзия в эпоху негероическую стала просто побрякушкой, наподобие кинжала, украшающего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждать мысли. Стих “звучал, как колокол на башне” в прошлом, “во дни торжеств и бед народных”. Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочли теперь “блесткам и обманам”.

Заключительная строфа — это голос того, кто тяготится бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Пушкинский пророк никогда не был осмеянным, он всегда мог пренебречь безумием непосвященных, сказать им: “Пойдите прочь”. Не таков пророк “совсем уже другой эпохи”. Лермонтов подхватывает тему пророчества, начатую Пушкиным, и развивает ее уже с учетом опыта жизни своего поколения. Его стихотворение 1841 года так и названо “Пророк”, повторяя название пушкинского стихотворения, созданного в 1826 году. В нем Пушкин намечал путь, которым надлежало идти тому, кто получил божественный дар: “Обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей”. Лермонтов показывает отдаленные последствия этого шага. Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество высоких истин. Уже первая строка лермонтовского стихотворения содержит это своеобразное продолжение:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка…

Это момент, которым завершилось стихотворение Пушкина. Для лермонтовского пророка этот момент стал началом страданий. Отправившись проповедовать любовь и правду, он ступил на трудный и опасный путь. Ему приходится жить в пустыне тем, что посылает ему судьба. Лишь звери, птицы, звезды внимают пророку. Люди глухи. Через шумный город пророк пробирается торопливо, подгоняемый каменьями, недобрыми или насмешливыми взглядами. Носитель высоких истин, призванный просвещать и наставлять, он сам становится объектом поучений. Впрочем, и пушкинский поэт получал иногда своего рода “социальный заказ”: “Сердца собратьев исправляй…” Но в пушкинскую эпоху толпа не была еще столь жестока и агрессивна.

Лермонтовский пророк, оставаясь твердым, спокойным и угрюмым, становится объектом мести за то, что его природа отлична от природы измельчавшего человечества. Само существование пророка — упрек людям. Так завершает Лермонтов тему, разработанную Пушкиным и, казалось, в полной степени завершенную. Но время потребовало корректив, и Лермонтов вносит эти коррективы. Сама его судьба и его гибель удивительным образом послужили своеобразным подтверждением предложенной им трактовки темы поэта и поэзии.

История повторилась, и сама эта повторяемость может служить указанием на то, что перед нами не случайность, а закономерность, которая не укрылась от проницательного взора продолжателя пушкинской традиции и создателя традиции новой.

2 стр., 936 слов

Лирический герой Лермонтова (в поэзии, стихотворениях) 10 класс

... лирический герой в его произведении "Узник", всеми покинутый и оказавшийся в темнице, страдает от своего одиночества: «Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом» С ролью одинокого, непризнанного и осуждаемого поэта Лермонтов ... Картинка к сочинению Лирический герой Лермонтова (в поэзии, стихотворениях) Популярные сегодня темы В своей повести ... Это может проявляться в том, какие художественные приемы и ...

Лермонтов сам ощущал себя наследником великого Пушкина. “Пророк” — это не единственная прямая перекличка с пушкинскими стихами. “Журналист, читатель и писатель” уже самим названием и драматической формой напоминает “Разговор книгопродавца с поэтом”. Современная Лермонтову поэзия, как ему кажется, явно деградировала:

  • Стихи — такая пустота;

Слова без смысла, чувства нету,

Натянут каждый оборот…

Настоящего искусства жаждет человек, живущий в одну из самых мрачных эпох русской истории, когда казалось, что само время остановилось, сама жизнь замерла:

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет язык простой

И страсти голос благородный?

Это крик души того, для кого отсутствие внутренней жизни есть зло. Деградация коснулась всего. Критика выродилась в “мелкие нападки на шрифт, виньетки, опечатки”. Обвинения критиков беспощадны:

В чернилах ваших, господа,

И желчи едкой даже нету —

А просто грязная вода.

Настоящему писателю в такую эпоху трудно найти себе применение: “О чем писать?” Лишь изредка “забот спадает бремя”. Только тогда будущее не кажется таким беспросветным. Лишь в такие моменты берется он за перо: “Тогда пишу. Диктует совесть, пером сердитый водит ум”.

Итак, в эпоху деградации общества Лермонтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэт-пророк остается носителем и хранителем высоких истин. Идеалы его поэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах, правда, больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, но таковы свойства современного Лермонтову поколения. М. Ю. Лермонтов всегда будет жить в наших сердцах, так как сила его таланта никому не позволит забыть его имя.

Композиция, построение стиха

В этом стихотворении присутствует несколько героев:

  • погибший поэт,
  • те, кто злобно гнал смелый дар поэта,
  • его непосредственный убийца.

Читатель знает, что эти герои не абстрактные, не вымышленные, а вполне реальные, исторические личности: поэт Александр Сергеевич Пушкин, его убийца – Жорж Дантес. А те, кто гнал свободный смелый дар – император, шеф жандармов и Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, и другие приближенные к императору лица.

По композиции стихотворение делится на отдельные части, которые переплетаются между собой:

  • 1 часть посвящается непосредственно погибшему поэту. Лермонтов рассказывает, в каких условиях оказался Пушкин и почему он погиб.
  • 2 часть обращена к людям, которые стали косвенными или прямыми виновниками его гибели.
  • 3 часть закольцовывает первую. По сути, эти 11 строчек – конец первой части.
  • 4-я часть должна была стать заключительной. Но Лермонтов дописал стихотворение.
  • 5 часть – это те самые 16 последних строк, в которых он обращается опять к палачам свободы, гения и славы. Этими строками он обличает виновных в гибели Пушкина и напоминает о Божьем суде.

Основная часть стихотворения написана четырехстопным ямбом и перекрестной рифмовкой. В последних 16 строках поэт, столь щепетильный к ритмике своих стихотворных произведений, допустил некоторую вольность. В стихах встречаются и пяти-шестистопные строки. Рифма сохраняется перекрестная, с чередованием женских и мужских рифм.

21 стр., 10084 слов

Сочинения об авторе лермонтов

... смерти, о бесконечности. Важнейшей чертой его лирики является изменчивое настроение то грусть, то радость, то есть постоянно меняется в своих произведениях и размышления. Сочинение Лермонтов мой любимый поэт ... мать, и ребенка передали на воспитание бабушке. Детство поэта про­шло в селе Тарханы Пензенской губернии. Совет Семейная ... — «Фаталист». Вскоре затем эти две части вышли под названием «Герой

Возможно, эти строки были действительно написаны в эмоциональном порыве, он не особенно задумывался о правильности стихов, и не собирался их никому показывать. В объяснительной записке по поводу этого произведения Лермонтов писал:

Эти строки, кстати говоря, служат ответом на высказывания тех, кто приписывает последние 16 строк не Лермонтову, а неизвестному автору.

«Не верь себе»

Стихотворение было написано М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Оно продолжает развивать мотивы пушкинского стихотворения «Поэт и толпа». Однако если у Пушкина по одну сторону – жрец, а по другую – непосвященные люди, то совсем иначе это все видит Лермонтов. Тема поэта в его стихотворении кардинально отличается от пушкинской. Между творцом и толпой существует связь. Все они – обычные люди, и поэт — один из них.

Однако поэтическое слово не может выразить внутреннего мира самого творца. Здесь мы сталкиваемся с уже известной романтической темой, заданной когда-то В. Жуковским в стихотворении «Невыразимое». Но, естественно, в иной интерпретации. Слово не может передать всю глубину внутренней жизни поэта, оно лишено этой силы. Людям нет никакого дела до переживаний творца: «Какое дело нам, страдал ты или нет?/ На что нам знать твои волненья,/ Надежды глупые первоначальных лет,/ Рассудка злые сожаленья?»

«Пророк»

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова прослеживается в «Пророке», написанном в 1841 году, за несколько недель до гибели. Если в стихотворении «Не верь себе» поэт приближен к толпе, то в этом произведении мы наблюдаем другую ситуацию. Здесь творец представлен в образе пророка. А название стихотворения отсылает нас к пушкинскому «Пророку». В нем автор пишет об изменениях, которые происходят с человеком, когда он превращается в провидца, несущего Божье слово людям. Пушкин завершает стихотворение бодрым призывом: «Глаголом жги сердца людей».

Лермонтов же рисует нам трагическое продолжение этой истории. Пушкинский пророк отправляется к людям для того, чтобы нести Божественное слово. Но, к сожалению, они его не понимают. Однако отторженность героя от людей компенсируется возможностью контактировать с Вселенной.

«Как часто, пестрою толпою окружен…»

Другие стихи Лермонтова о поэзии все-таки показывают нам влияние художественного слова на окружающий мир. Наиболее ярко это представлено в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…». Лермонтов рисует картину маскарада, людей, скрывающих свои истинные эмоции и чувства. И потому, глядя на эту фальшивую и неестественную жизнь, поэт уносится в далекое детство, где все было совсем по-другому. И потом, вернувшись из мира мечты, он снова обнаруживает противоестественность этого маскарада.

2 стр., 920 слов

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» (восприятие, истолкование, оценка)

... и покоя народа, то в «Смерти Поэта» под «сенью закона» лицемерно таятся злые силы — «свободы, гения и славы палачи». Вначале стихотворение заканчивалось трагической но­той, своего рода ... в кого метил Лермонтов, не случайно увидели в стихо­творении «воззвание к революции», сочли его крайне опас­ным для «общественного спокойствия»: за «Смерть Поэта» Лермонтов был сослан на ...

Тема смерти и бессмертия в лирике М. Ю. Лермонтова

Проблема смерти и бессмертия на протяжении человеческой истории была и остается ценностным смысловым полем для выявления духовных интенций личности и культурной парадигмы в целом. На уровне мифологического и религиозного мировоззрений смерть и бессмертие всегда рассматривались в единстве и взаимообусловленности. Румынский писатель, историк религий и исследователь мифологии, профессор Чикагского университета, Ми́рча Элиа́де, подчеркивает: «Более того, зарождение, смерть и воскресение (воз- рождение) понимались как три момента одного таинства.».

LiveInternetLiveInternet

Вся жизнь великого поэта Михаила Лермонтова была короткой, но красивой игрой с судьбой. Он два раза бился на дуэли. Любил говорить то, что думал, и очень часто оказывался не в том месте не в то время. Обстоятельства его смерти давно изучены историками. Все знают имя истинного убийцы. Но никто не может и предположить, что во всем виноват лишь трагический случай. Точнее, роковая цепь событий. Смерти могло и не быть, выпади из нее хотя бы одно звено.

Известный историк-литературовед Владимир Захаров так пишет о Лермонтове в своем очерке: «Для нас Лермонтов — великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук». Трудный характер Лермонтова выработался еще в раннем детстве. Безотцовщина, ранняя смерть матери, бабушка, которая воспитывала, как умела. Мальчику не хватало твердой отцовской руки. Он рос в атмосфере свободы, вседозволенности. У него было множество друзей, с которыми он развлекался днями напролет. Однако путь дворянина — путь офицера. И в 18 лет молодой человек поступил в Школу гвардейских прапорщиков. Армейская жизнь не была ему по вкусу. Он часто получал выговоры от начальства за несвоевременное выполнение приказов, халатность и расхлябанность. Нельзя сказать, чтобы он был плохим учеником. Он был просто экзальтивным, эгоистичным ребенком, который вдруг попал в мир взрослых. Его острый и злой язык был причиной частых ссор с товарищами. Тем не менее, зла на него никто долго не держал. Закончив учебу, он оказался при дворе, где о нем уже были наслышаны. Отношение к нему было неоднозначное. Его талантом восхищались, так же как и его яркой внешностью. Его отношение к службе вызывала недовольство у старых вояк, а произведения считались дерзкими. Мишель, что называется, играл с огнем. Тем не менее он не имел пагубных привычек, был равнодушен к картам, женщинам и вину. Любил общаться с людьми. Писал поэмы, и был вхож во все лучшие дома Петербурга. Однако «На смерть поэта» ему не простили, хотя до этого Лермонтову много сходило с рук. Он был сослан на Кавказ, и лишь долгими уговорами власть имущих бабушка смогла вернуть внука назад в столицу. Живя в Царском селе, он продолжал служить в Гусарском полку, писать стихи и общаться с друзьями. В феврале 1840 года именно там произошла роковая встреча — первая из череды событий, которые привели поэта к смерти. Сын французского посла Лаваль Барант задел честь поэта. Лермонтов не мог простить того, что его обвинили в трусости. Он знал, что дуэль в России карается наравне с убийством, но все равно вызвал молодого человека свести счеты. Встреча состоялась 18 февраля на Черной речке. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов, желая пощадить француза, выстрелил в сторону. Весть об этом событии быстро разнеслась по Петербургу. Поэт был взят под стражу, Баранта укрывали в особняке отца. Француз лишь нагнетал конфликт со вспыльчивым офицером. Во время очной ставки он настолько разозлил Лермонтова, что предложил ему новую дуэль. Такого ему не простили. Лермонтов был вновь сослан на Кавказ. На этот раз всерьез и надолго. Однако он получил возможность провести неделю отпуска в Петербурге. 5 февраля 1841 года случилось событие, предопределившее его судьбу. Будучи на «масленичном» балу у графа Воронцова, Михаил неожиданно встретился с Императором, который не планировал посещать данное мероприятие, и оказался там лишь по воле своей жены. Царь принял случайную встречу за дерзость и не простил её молодому офицеру. Лермонтов пытался подать в отставку, понимая, что карьера военного идет вкривь и вкось, и лучше мирно жить в своем поместье. Но Николая I непреклонен. Он отправляет Лермонтова на войну. Кавказ должен стать для него могилой. Компанию ему составляет его друг и родственник Александр Столыпин, с которым они добираются до Ставрополя. И тут происходит очередная история, которая подталкивает поэта к гибельной развязке. Царь хотел, чтобы Лермонтов был приквартирован к своему отряду в Тифлисе. А значит, не участвовал бы в боевых действиях, не мог отличиться и получить прощение за подвиги. Тогда Лермонтов предложил Столыпину съездить в Пятигорск к семье Верзилиных. Столыпин долго упрямился, пока поэт не достал из кармана монету. «Вот, послушай, бросаю полтинник, если упадёт кверху орлом — едем в отряд; если решёткой — едем в Пятигорск» — безапелляционным тоном сказал он. Выпала решка. В Пятигорске они сумели договориться с местными докторами, и получили разрешение остаться там на долгое время, дабы «поправить здоровье» на серных ваннах. Там же они устраивали балы в доме Верзилина, у которого было три очаровательные дочери (Эмилия — 26 лет, Аграфена — 19 и Надежда — 15).

8 стр., 3763 слов

Смерть поэта — стихотворение Лермонтова

... что об амуре и женихах!" В 1837 году после гибели Пушкина Лермонтовым написано знаменитое стихотворение "Смерть Поэта", автор сразу стал всем известен, был арестован, по высочайшему повелению ... по городу ходили слухи о его гибели, Лермонтов написал первые пятьдесят шесть строк стихотворения «Смерть поэта». Стихи тогда еще неведомого поэта распространялись в десятках и сотнях списков, потрясли ...

За Эмилией Лермонтов долго ухаживал, но она предпочла другого молодого человека. Имя ему было Николай Мартынов. Лермонтов ревновал и частенько высмеивал Мартынова за его манеру носить кинжал, подтрунивал над его речью и всячески пытался выставить в невыгодном свете. Мартынов долго прощал ему. Пока однажды, на последнем балу, в то время как хозяин дома музицировал на фортепьяно, поручик вполголоса не пошутил над Мартыновым в очередной раз в обществе дам. В эту секунду музыка умолкла и Николай услышал шутку. Такого он простить не мог. Он был молод, горяч и тут же вызвал Лермонтова на дуэль. Михаил Юрьевич до последнего старался предотвратить дальнейшее развитие событий, наученный горьким опытом. Он больше волновался за вызвавшего его, чем за себя. Но Мартынов был непреклонен. 15 июля 1841 года они сошлись на небольшой поляне у подножия горы Машук. Они долго целились друг в друга. Но вдруг Лермонтов закричал: «Не хочу я в этого дурака стрелять!» А «дурак» вспылил и выстрелил. Сдали нервы. Пуля прошила тело насквозь. Поэт умер с ироничной улыбкой на устах. Смерти можно было избежать. Но монета решила все. А может быть, та роковая встреча в Петербурге. Или так не вовремя решивший закончить свое соло на фортепиано Верзилин. Хочется закончить это грустное повествование черновым отрывком из произведения самого Михаила Юрьевича «Фаталисты»: «Весело испытывать судьбу, когда знаешь, что она ничего не может дать хуже смерти, и что смерть неизбежна, и что существование каждого из нас, исполненное страданий или радостей, темно и незаметно в этом безбрежном котле, называемом природой, где кипят, исчезают (умирают) и возрождаются столько разнородных жизней».

3 стр., 1179 слов

ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН

... оружии. На этой странице искали : сочинение на тему пушкин и лермонтов лермонтов и пушкин сравнение пушкин и лермонтов сравнение пушкин и лермонтов кто мне ближе сравнение лермонтова и пушкина Сохрани к себе на стену! ... монтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный», убежден Пушкин. Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, ...

via

«Поэт»

Мотив ненужности людям пророческого слова как тема стихотворения Лермонтова «Поэт» возникает еще в 1838 году. В нем сближаются образы творца и кинжала. Это снова отсылает нас к Пушкину, а именно к его стихотворению «Кинжал». Оно было написано на юге в 1821 году. Правда, у Александра Сергеевича речь идет действительно о кинжале, но он создается как образ последнего судьи, восстанавливающего справедливость. Пожалуй, это единственное пушкинское стихотворение, где убийство оправдывается с моральной точки зрения.

Лермонтов по-своему перерабатывает образ карающего кинжала. Поэт переносит его в прошлое, когда тот был орудием борьбы, а сейчас стал предметом, украшающим комнату: «Игрушкой золотой он блещет на стене». Нечто подобное произошло и с поэтом: когда-то голос его звучал как колокол, а теперь он утратил свое предназначение.

Мы обнаруживаем, что пушкинские сюжеты стихотворений «Пророк», «Кинжал», которые звучат позитивно, оптимистично, в лермонтовских обработках приобретают пессимистический и драматический характер. Пророк оказывается гонимым, кинжал превращается в игрушку, а поэт теряет способность воздействовать на окружающий его мир.

Сочинения.Ру

В лирике М. Ю. Лермонтова широкое освеще­ние нашёл вопрос о назначении поэта и поэзии а обществе. Следуя традициям, заложенным А. С. Пушкиным, миссия мастера слова сравнима с мис­сией пророка. Поэт должен жить не для себя, а для людей. В своём творчестве он должен отражать са­мые важные, самые насущные проблемы современ­ности.

В стихотворении «Поэт» Лермонтов осуждает своих современников. Он говорит, что стихи многих авторов отличаются исключительно внешней красо­той, в них нет жизни, нет чувств, которые могли бы стать близкими и понятными читателю:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны.

В первой части стихотворения Лермонтов срав­нивает перо поэта с клинком, который некогда ис­пользовался по назначению («наезднику в горах слу­жил он много лет»), а теперь «игрушкой золотой он блещет на стене». Лермонтов говорит, что современ­ный поэт «своё утратил назначенье», а власть, кото­рой наделены мастера слова, утеряна ими навсег­да. Тем не менее автор надеется, что рано или по­здно «осмеянный пророк» «проснётся» и «вырвет» свой клинок «из золотых ножон»:

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из.золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья.

2 стр., 837 слов

Урок 85 Г. Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня»

... чувства вкладывает поэт в название стихотворения? – Какие стихи о родной деревне у других поэтов вы знаете? Чем они схожи со стихотворением Габдуллы Тукая? 7. Выразительное чтение стихотворения «Книга». 8. ... III. Практическая деятельность: сравнительный анализ стихотворений о малой родине План сравнительного анализа (примерный) 1. Чем отличается настроение в этих стихотворениях? 2. Какие мысли и ...

В стихотворении «Пророк» Лермонтов говорит о том, что миссия поэта порой так же неблагодарна, как и миссия пророка. Правда всегда бывает горькой, по­этому люди часто воспринимают её не должным об­разом, часто обвиняя и упрекая того, кто им эту прав­ду несёт. Презрение и непонимание толпы, которое Лермонтов не раз испытывал сам, приводит поэта к мысли о том, что жизнь в уединении — единственный верный способ постижения духовкой истины:

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи.

В заключительной части стихотворения автор показывает реакцию толпы на нищего и уставшего поэта, которого общество некогда отвергло:

…то старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами,

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами…»

Безусловно, подлинным шедевром лермонтов­ской лирики является стихотворение «Смерть поэта». В нём автор показал, что утрата такого гения, как Пушкин, не восполнима для нации. Поэт гневно осуж­дает Дантеса, чья рука не дрогнула в момент выст­рела на дуэли:

Его убийца хладнокровно

Навёл удар: спасенья нет.

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

Лермонтов с негодованием говорит о тех, кто не смог предотвратить гибель Пушкина. Он замеча­ет, что палачей «Свободы, Гения и Славы» вскоре настигнет божий суд:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи!

Поэт, идеал которого со всеми его пороками и добродетелями Лермонтов видит в Пушкине, всегда оказывается выше «мелочных обид», ему чужды пу­стые похвалы и светское мнение:

И умер он с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

«Глаголом жги сердца людей». Этому пушкинс­кому принципу Лермонтов был верен всегда. Его сти­хи впитали в себя всю правду, всю боль и радость, всю полноту проявления жизни первой половины XX века.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении всей своей жизни страдал от острого чувства одиночества и непонимания со стороны других людей, что не могло не сказаться на его поэзии. И, действительно, в лирических произведениях поэта достаточно часто прослеживаются такие мотивы, как изгнанничество, одиночество и разобщенность поэта с окружающим его обществом. Лермонтов не раз обращался в своем творчестве к такой животрепещущей для него теме, как конфликт поэта и толпы.

Уже в самом начале своего творческого пути поэт пишет стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…», в котором сравнивает себя с известным английским поэтом. Сам Лермонтов подчеркивает антитезу между собой и своим соратником по перу, что видно с первых строф стихотворения, однако есть у этих поэтов и сходства:«Как он, гонимый миром странник», пишет Лермонтов о себе и о Байроне, желая подчеркнуть в этом сравнении, что он не чувствует единения с обществом, с «толпой», которой он хочет «рассказать свои думы».

Стихотворение «Смерть поэта», написанное в память о Пушкине, пожалуй, принесло самому Лермонтову истинное признание его поэтического дара со стороны общества, но и тут мы видим, что Лермонтов поднимает тему поэта и толпы и высказывается в негативном свете об обществе, которое окружало Пушкина, чьи «последние мгновения» были отравлены «коварным шепотом насмешливых невежд». Лермонтов порицает народ за то, что те просто не понимали гения Пушкина, тем самым мучив поэта, Лермонтов раскрывает всю ту жестокость и надменность, с которой толпа принимала творчество поэта, в конце стихотворения Лермонтов открыто обвиняет общество в смерти А.С.Пушкина:

Свободы, Гения и Славы палачи!

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

В другом стихотворении поэта «Как часто пестрою толпою окружен…» Михаил Юрьевич также не обходит стороной тему взаимоотношения поэта и толпы. И вновь читатель

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает не последнее место. Надо заметить, что с юных лет кумиром Лермонтова был Пушкин. В своих произведениях Михаил Юрьевич словно разговаривал с Пушкиным, и даже спорил с ним.Перекличка некоторых пушкинских произведений с лермонтовскими воспринималась некоторыми критиками как подражательство. Но это не было подражательством. Это был односторонний диалог одного поэта с другим. Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным. Но хотел прийти к нему не с пустыми руками, а показать произведение, достойное пера самого Пушкина. Лермонтов был самокритичен к себе, и знакомство так и не состоялось. Существует далеко не безосновательное мнение, что стихотворение «О, полно извинять разврат!» адресовано Пушкину.

Это стихотворение написано в шестнадцатилетнем возрасте, когда Лермонтов был подвержен юношескому максимализму. Он говорит Пушкину, что услышал и понял его. В своем стихотворении «Пророк», Пушкин предопределяет роль поэта в обществе. Лермонтов, продолжая эту тему, показывает, что ждет поэта-пророка в современном ему обществе. Михаил Юрьевич говорит, что человек, который несет людям правду и проповедует идеалы любви и добра, обречен на одиночество. Темой одиночества пронизана вся лирика Лермонтова, о чем бы он ни писал. В стихотворении «Поэт», написанном в 1838 году Лермонтов сравнивает поэзию с кинжалом. Кинжал блистает, он острый пока он в деле. И его ценят, пока он в деле. Но вот его повесили на стену, и он превратился в сувенир, в игрушку, бесславную и безвредную. Это произведение перекликается с пушкинским произведением, в котором Пушкин говорит о том, что поэту вредит состояние покоя. Когда «молчит его святая лира», поэт «быть может, всех ничтожней». Лермонтов пишет:

В этих строках Лермонтова звучит упрек в адрес современной ему поэзии. Он мечтает возродить те времена, когда

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пророка, начатую Пушкиным, и продолженную им в стихотворении, о котором мы говорили выше. В последних строфах он объединяет сравнение поэта с кинжалом и с пророком, сравнивая остроту слова с остротой оружия:

Стихотворение «Не верь себе», написанное в 1839 – это итог собственного поэтического творчества. Лермонтов чувствует себя непонятым толпой. Это произведение звучит как напутствие молодым поэтам, как предупреждение быть готовым к тому, что общество окажется равнодушным к чувствам поэта, глухим к его призывам. Не исключено, что к таким выводам Лермонтов пришел после гибели Пушкина, и глядя на отношение общества к собственным стихам. Ложку дегтя ему добавляли критики, в числе которых были далеко не доброжелательные. Есть ли место в лирике Лермонтова его гражданской позиции? Есть. Она выражена в стихотворении «На смерть поэта». Лермонтов был глубоко возмущен гибелью Пушкина, перед которым преклонялся и которого боготворил. Лермонтов не был ни бунтарем, ни революционером. И, наверное, никогда бы не стал им. Он не выступает против царизма, как общественного строя, не осуждает крепостничества. Император Николай I напрасно боялся Лермонтова. У страха глаза велики. В стихотворении «На смерть поэта» он осуждает светское общество, и вызов бросает той дворянской элите, которая принимала участие в травле Пушкина. Михаил Юрьевич верит, что те люди, кто повинен в гибели великого поэта, когда-нибудь ответят перед Божьим судом. Стихотворение «Журналист, читатель и писатель» написано Лермонтовым в марте 1840 года, и в этом же году было опубликовано. Это произведение звучит как подведение итога литературного творчества поэта. Лермонтов, выступая в роли писателя, чувствует себя опустошенным. Писать уже не о чем:

Устами читателя Лермонтов бросает упрек литературным критикам, журналистам. Публицистика, как таковая, еще не оформилась, и все журналисты кормились тем, что критиковали литераторов, писателей. Не все писатели могли выдержать нападки журналистов. Лермонтов страдал повышенной мнительностью, был самокритичен к себе. Он не сразу решился печататься. Первые его произведения печатали его друзья, как говорится, за его спиной. Лермонтов устами писателя признается, что он хорошо знает свет, его тайны, пороки, И даже если он пишет об этом, потому что строки сами рвутся на бумагу, то этим он топит свой камин.

В этом стихотворении Лермонтов с горечью говорит об упадке русской литературы: нет умных тонких поэтов и писателей, которых бы хотелось читать, нет в достаточной степени образованных критиков. Да и читатель стал невзыскательным.

Лермонтов часто сравнивает литературное творчество с пророчеством. Он осознает, что писатель, литератор не просто должен идти за толпой, показывая, какое оно. Литератор должен идти впереди толпы, вести ее за собой, вскрывая общественные пороки, писатель должен показывать, каким должно быть общество, свет, люди вообще.

«Дума»

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова затронута и в самом известном произведении автора, в котором он рисует образ своего поколения, включая в него и себя. Речь, конечно, идет о стихотворении «Дума». Если в произведении «Не верь себе» Михаил Юрьевич сближает поэта и человека из толпы, то здесь он роднит себя и поколение. Однако этот образ оказывается трагическим. От поколения ничего не остается: «…ни мысли плодовитой, / Ни гением начатого труда».

Однако мы с вами знаем, что все вышло не так, как казалось Лермонтову. От того поколения осталась его поэзия. «Дума» стала поэтическим памятником его современникам.