Сочинение. «Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная…» (А.С. Пушкин).
(По поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
А.С. Пушкин
Русская литература знает немало произведений, посвященных процессу человеческого «самосоздания». На каждого из нас влияют отношения с семьей, круг чтения, друзья и даже политическая обстановка в стране, немаловажны и особенности собственной натуры. Какие мы, способны ли пробить себе дорогу в жизни? Что для нас главное: деньги, карьера, успех как таковые или самоутверждение, утверждение себя как личности, прежде всего в собственных глазах?
Нам хочется вырасти оптимистами и с улыбкой смотреть на жизнь. Мы стремимся превратиться из маленького человека в большого. Это совсем не означает, что «большой» должен занимать какой-то важный пост. Прежде всего «большой» человек должен быть творцом, создателем, чувства и действия которого находятся в абсолютной гармонии. Для «большого» труд — это радость и смысл жизни, чтобы ни было содержанием этого труда: поэтическое творчество, научные исследования или физическая работа. Не каждому «большому» суждено стать «великим».
На мой взгляд, великий человек постоянно чем-то одержим. Он не жалеет ни себя, ни других, может даже пожертвовать чем-то или кем-то ради поставленной цели. Он бывает зачастую груб и жесток, трудно приходится с ним и его близкому окружению, да и врагам тоже не сладко.
Великие люди издавна привлекали поэтов и прозаиков, художников и музыкантов. Сами гении — те же великие, а интересоваться подобными, сравнивать всегда занимательно.
В творчестве великого поэта А.С. Пушкина большое место занимает образ не менее великого Петра I.
Остановимся на одном из произведений поэта — «Медном всаднике», где образ Петра представлен наиболее ярко. Петр I — преобразователь России. Пушкин прославляет великие деяния Петра, который воздвиг «огромный памятник себе». Петербург — это символ величия и могущества России:
Красуйся, град Петров, и стой, Неколибимо, как Россия…
Петр в поэме — прогрессивный государственный деятель и одновременно жестокий самодержец, не считающийся с интересами простых людей. Поэтому Пушкин выделил в поэме две части. Первая восхваляет царя, его «великие думы»:
«Медный всадник» А.С. Пушкина
... поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме ... великое произведение Александра Сергеевича Пушкина – «Медный всадник» стало ... образ Петра в обличии памятника. Как и в поэме, памятник Петра первого преследующий героя в его воображении. Этим героем является Евгений, представляющий лицо народа. А.С. Пушкин обезличил героя своей поэмы. ...
На берегу пустынных волн, Стоял он, дум великих полн,, И вдаль глядел. Пред ним широко, Река неслася:…
Далее:
… И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,, Здесь будет город заложен, Назло надменному соседу., Природой здесь нам суждено, В Европу прорубить окно.
Мы видим, что «великие думы» Петра неразрывно связаны с судьбой Русского государства. А слово «вдаль» указывает не только на широкую гладь реки, но и на даль времени. Петр, как великий человек, видит, что будет в будущем. Цель императора, «ногою твердой стать при море», то есть создать мощное государство на страх своим врагам. Но для осуществления этой цели Петру понадобилась крепость — защита от всех бед.
Думы и стремления Петра государственного масштаба. Автор подчеркивает это грамматическими формами. Местоимения и глаголы во вступлении употребляются во множественном числе: «нам суждено» «грозить мы будем», «запируем на просторе». Время оправдало ожидания и мысли Великого человека:
Прошло сто лет, и юный град,, Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
Великий человек создал великий город, но какой ценой? Петр реализовал свой замысел путем совершения насилия над природой и людьми.
Во второй части поэмы мы видим Петербург — город окраин и нищеты:
Народ
Зрит Божий гнев и казни ждет
Увы! Все гибнет кров и пища!
Где будет взять?
И здесь перед нами жестокий самодержец. По его вине люди терпят стихийные бедствия. И наводнение в поэме — это возмездие человеку за причиненное ей насилие.
Пушкин противопоставляет в «Медном всаднике» двух людей: Евгения и Петра, создавая тем самым острый конфликт. Между «Великим» императором, представляющим собой государство, и «маленьким» Евгением, обыкновенным человеком, чья судьба всецело зависит от власти. Если великого занимают мысли государственные, прогрессивно-исторические, то обыкновенного человека только человеческо-интимные, личные:
О чем же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом, Он должен был себе доставить, И независимость, и честь-, Что мог бы Бог ему прибавить
Ума и денег…
Мне кажется, что такие люди, как Евгений, всегда уповают на кого-то: кто-то или что-то виноваты в том, что они не состоялись в жизни. Евгений в столкновении с природой не выдерживает, тогда как Петр, встречаясь один на один со стихией, побеждает ее, потому что мысли Великого человека — государственные, прогрессивные. Однако самого Петра тоже терзают сомнения:
Печален, смутен, вышел он, И молвил: «С Божией стихией, Царям не совладеть».
И тут же его верные помощники-генералы пускаются в опасный путь спасать «страхом обуялый» тонущий город. Свои мысли Петр тотчас же воплощает в действие, всеми силами пытаясь спасти свое детище.
Сравнение двух исторических деятелей – Петра I (Великого) и Екатерины ...
... правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина - вложила в них души. И еще ... Петра I -- выдающегося полководца и государственного деятеля. Противоречивая, объяснимая особенностями того времени и личными качествами фигура Петра Великого ... 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком померанском городе Штеттин (ныне ... Христова», Новый год стал праздноваться 1 января. Консервативная Боярская дума была ...
Нам нравится следовать за мыслями Великого человека, ведь он не допускает ни тени сомнения, ему известно все наперед. Такой герой, как Петр, придает нам уверенности в завтрашнем дне. И хотя нам известно, какой ценой построен город, все-таки мы понимаем, что Великий человек и мыслит по-великому, и поступки совершает великие. И спустя триста лет мы все более убеждаемся в этом. Ведь стоит же город Петра, ни войнам, ни стихиям не подвластен. Это прогрессивно мыслящий Петр открыл нам дверь в будущее. И опять вспоминаешь прекрасные строки Пушкина: