Сравнение двух исторических деятелей – Петра I (Великого) и Екатерины II (Великой)

Контрольная работа

Сравнение двух исторических деятелей — Петра I (Великого) и Екатерины II (Великой)

Подготовила:

Студентка 1 курса

заочного отделения

Иркутского филиала

РГУФКСМиТ

Сиденко Алёна

Пётр I Алексеевич Великий

(30 мая [9 июня] 1672 год — 28 января [8 февраля] 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.

Личностные качества

В Петре сочетались противоположные черты характера. В одно и то же время он был вспыльчивым и хладнокровным, расточительным и бережливым до скупости, жестоким и милосердным, требовательным и снисходительным, грубым и нежным, расчетливым и опрометчивым. Все это создавало своего рода эмоциональный фон, на котором протекала государственная, дипломатическая и военная деятельность Петра.

При всей пестроте черт характера Петра он был удивительно цельной натурой. Идея служения государству, в которую глубоко уверовал царь и которой он подчинил свою деятельность, была сутью его жизни. Она пронизывала все его начинания. Если иметь это в виду, то кажущаяся несогласованность и подчас противоречивость его мероприятий приобретают определенное единство и законченность.

Мировоззрение (взгляды, ценности, идеалы)

При Петре была предпринята попытка рационалистически обосновать абсолютную власть монарха.

Петр стремился создать такой механизм управления в своей стране. Для Петра Россия была подобна кораблю. Корабль — организованная структура, своего рода модель идеального общества; государь — шкипер, который придает верное положение «рулю родного корабля». Многое в тогдашней жизни России исправлялось и изменялось под влиянием рационалистических идей, в том числе и государственная власть, и обоснование этой власти. петр екатерина великий история

В условиях России оформился образ разумного, видящего далеко вперед монарха отца Отечества. Эта идея получила особое значение после принятия Петром титула императора. Теперь Петр стал покровителем и распорядителем Отечества.

Деятельность

Царь Пётр стал великим реформатором, его изменения в государственных устоях сначала пугали дворянство, а потом вызывали восхищение. Это личность, которая повлияла на ход истории тем, что в «голодную и немытую» Россию, благодаря ему, были внедрены прогрессивные открытия и достижения Западных стран. Пётр Первый сумел расширить экономические и культурные границы своей империи, завоевал новые земли. Россию признали великой державой и оценили её роль на международной арене.

1 стр., 250 слов

Как стать коммерсантом? Беседа № 1

Это качество напрямую зависит от личностных и профессиональных свойств коммерсанта. С точки зрения профессиональных требований коммерсант должен иметь достаточно глубокие и широкие специальные по­знания и навыки в вопросах: закупки и продажи товаров, включая внешнеэкономиче­ские операции; маркетинга; управления и права; бухгалтерского учета; финансирования и налогообложения. С точки зрения ...

При Петре I Русское царство стало Российской империей в результате победы в Северной войне и получения выхода к Балтийскому морю. С этого времени (1721 г.) страна активно включается во внешнеполитические игры.

Византийское летоисчисление заменено на эру «от Рождества Христова», Новый год стал праздноваться 1 января.

Консервативная Боярская дума была заменена на Правительствующий сенат, которому подчинялись коллегии (министерства), весь документооборот был стандартизирован, делопроизводство приведено к единой схеме.

Фискальное ведомство призвано было контролировать деятельность бюрократического аппарата.

Территорию страны разделили на 8 губерний, в каждой из которых была создана местная вертикаль власти, а затем каждую губернию — на 50 провинций.

Регулярная армия страны пополнилась сначала иностранными офицерами, а затем и российскими дворянами — выпускниками навигационной, инженерной и артиллерийской школ. Был создан мощный военный флот, открыта Морская академия.

Церковная иерархия перешла в полное подчинение Сената, вместо патриарха управлением церковной вертикалью занимался Священный Синод, присягавший на верность императору.

Земля и крестьяне, приписанные к поместью, стали полной собственностью дворян и помещиков, свободные крестьяне перешли в собственность государства.

Начальное образование стало обязательным для всех детей бояр.

Все представители дворянского сословия обязаны были нести государственную службу.

Появился «Табель о рангах», позволяющий строить карьеру вне зависимости от сословного происхождения: дослужившийся до 8 класса чиновник мог получить личное дворянство.

Вместо подворных податей стали взиматься подушные, впервые была проведена подушная перепись населения.

Основной денежной единицей стала копейка.

Был построен Петербург (заложен в 1703 г.).

Было построено 233 промышленных предприятия.

Итоги деятельности и влияние на Российскую историю

Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные слои населения были реорганизованы на западный лад. Быстро развивались промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения.

Оценивая Петровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие основные тенденции:

1) реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии в отличие от классической западной не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе;

2) созданное Петром I новое государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны;

32 стр., 15565 слов

» Использование музыки в различных видах дошкольной деятельности»

... музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности ... воспитанию вежливости, по обучению домашним работам и ремеслам. Во второй половине ... России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений ... исследований на новой методологической основе стал Н.Д. Виноградов. Педагог прежде всего ...

3) по своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории;

4) мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя;

5) опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в. в России, Петр I не только развил их, но и за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень, превратив Россию в могущественную державу;

6) платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население;

7) несмотря на противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I — практически единственный из царей — по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.

Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Петр Великий — одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Реформы неотделимы от личности Петра I — выдающегося полководца и государственного деятеля.

Противоречивая, объяснимая особенностями того времени и личными качествами фигура Петра Великого постоянно привлекала внимание самых крупных писателей (М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, А. Н. Толстого), художников и скульпторов (Э. Фальконе, В. И. Сурикова, М. Н. Ге, В. А. Серова), деятелей театра и кино (В. М. Петрова, Н. К. Черкасова), композиторов (А. П. Петрова).

Как же оценивать петровскую «перестройку»? Отношение к Петру I и его реформам — своеобразный пробный камень, определяющий взгляды историков, публицистов, политиков, деятелей науки и культуры. Что это — исторический подвиг народа или меры, которые обрекали страну на разорение после реформ Петра?

Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло отражение в трудах историков. Большинство исследователей считают, что реформы Петра I имели выдающееся значение в истории России (К. Валишевский, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, Е. П. Карпович, Н. Н. Молчанов, Н. И. Павленко и др.).

С одной стороны, царствование Петра вошло в отечественную историю как время блестящих воинских побед, оно характеризовалось быстрыми темпами экономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. По мнению С. Ф. Платонова, для этой цели Петр готов был жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Все, что шло против государственной пользы, был готов истребить и уничтожить как государственный деятель.

С другой стороны, итогом деятельности Петра I некоторые историки считают создание «регулярного государства», т.е. государства бюрократического по своей сути, основанного на слежке и шпионаже. Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайно возрастают роль монарха, его влияние на все сферы жизни общества и государства (А. Н. Мавродин, Г. В. Вернадский).

8 стр., 3537 слов

Личность Петра 1 и Екатерины

... привычках внешности, поэтому мне бы хотелось набросать некоторые штрихи к портрету Петра I и Екатерины II. «Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. От своих отца ... от Преображенского располагалась Немецкая слобода – Кокуй, поселение иностранцев, приехавших в Россию из разных европейских стран, которых за плохое знание русского языка москвичи называли немцами, немыми. По ...

Более того, исследователь Ю. А. Болдырев, изучая личность Петра и его реформы, делает вывод о том, что «петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась ложной, так как осуществлялась при сохранении основных принципов деспотического режима, всеобщего закрепощения».

Обобщая все выше изложенное, необходимо отметить, что в личности Петра Великого мы можем видеть перед собой единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальнейшее развитие почти на два столетия. Однако ни надо забывать, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.

Екатерина II Алексеевна Великая

(урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексеевна; 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 год.

Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком померанском городе Штеттин (ныне Щецин в Польше).

Личностные качества

Период её правления часто считают золотым веком Российской империи. Ее часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I. Один из ее современников образно описал суть екатерининского правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина — вложила в них души.

И еще одно принципиальное отличие ее преобразований от петровских: Екатерина II «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно» в целях «европеизации» страны.

Екатерина II предпочитала силу убеждения, а не жестокую хватку своего кумира. Князь П. А. Вяземский остроумно заметил по этому поводу:

  • «Как странна наша участь. Русский силился сделать из нас немцев; немка хотела переделать нас в русских».

По образному выражению В. О. Ключевского «Екатерина II: была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории»…

Несмотря на вполне западническую теорию абсолютизма, которым отличается правление Екатерины II, она пишет в своем «Наказе»:

«Мы думаем и за Славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа, а не он для нас»

Деятельность

Императрица свидетельствовала, что в момент ее вступления на престол, состояние России было крайне плачевным: армия, морфлот, торговля, правосудие были в упадке. И она поставила перед собой цели укрепить оборонную силу страны (армию и флот), чтобы она была грозной и вызывала уважение у других стран и у своих граждан; сделать нацию просвещенной и образованной; упорядочить правовую систему страны; преобразить Россию в процветающее государство.

Во время правления Екатерины к России были присоединены следующие земли: северное Причерноморье, Приазовье, Новороссия, Белоруссия, Литва, часть Речи Посполитой, Причерноморье и Крым (за счет чего резко возросло население).

2 стр., 984 слов

Россия — моя любимая страна

... истории. Учит, как лучше поступать на примерах ранее существовавших поколений. Также читают: Картинка к сочинению Россия - моя любимая страна Популярные сегодня темы Рассматривая картину художника Н.П.Крымова «Зимний ... просто хотели стать частью великого государства. И со временем Россия стала родиной для разных народов и национальностей. На территории России находится множество республик, краев и ...

Образовалось около 30 новых губерний и около 150 городов. Хотя, как свидетельствуют многие историки, в статус полисов переходили села, которые по сути такими же и оставались, а многих городов, существовавших «на бумаге», в действительности никогда и не было.

Экономика оставалась аграрной (только 4 % граждан жили в городах).

За время правления Всероссийской императрицы (34 г.), невероятно возросло количество судов военно-морского флота.

Преобразование внутренней политики страны

Царицей были предприняты следующие реформы по улучшению внутреннего уклада государства:

  • ликвидация Запорожской Сечи (крепость разрушили, а часть казаков распустили);
  • губернская реформа.

Территория страны стала разделена на губернии (которыми управляли губернаторы), они делились на наместничество и уезд. Власть в губерниях олицетворял Нижний земский суд, так же имелись по одному казначею и землемеру.

Генерал-губернатор имел власть над несколькими наместничествами, должен был подчиняться непосредственно императрице, назначался Сенатом, в его подчинении были все воинские части губерний.

Денежные дела в наместничествах решались Казенными палатами (глава Вице-губернатор), и Счетными палатами.

Судебные дела губерний

Верхняя расправа — совершала суд над крестьянами;

  • Губернский магистрат — разрешал неурядицы горожан;
  • Верхний земский суд (тяжбы дворян);
  • Палата уголовная и Палата гражданская — для всего населения без исключений;
  • Главный судебный орган государства — Сенат.

Изменение структуры Сената

Сенат поделили на 6 департаментов (имевших разные полномочия), которые возглавляли обер-прокуроры.

Экономика

Урегулирован выпуск ассигнаций (бумажных купюр); введен государственный контроль за ценами на соль (пуд — 30 коп.); значительно вырос экспорт чугуна, железа, парусного полотна и др. в европейские государства; торговые корабли стали выходить в Средиземное море;

Просвещение граждан

1768 г.- создание огромного количества школ в городах с классно-урочной организацией обучения; открывается много училищ; институты благородных девиц; происходит расцвет Академии наук; создаются обсерватории, ботанические сады, библиотеки и мастерские, развивается типография.

Решение национальных вопросов государства

Установлена «Черта оседлости», за территорией которой нельзя было проживать евреям.

Изданы следующие манифесты:

1. «О разрешении иностранцам поселяться в любых губерниях».

2. Обозначал льготы для переселенцев.

Крестьяне

В эпоху Екатерины, крестьянское население составляло 95 % жителей, которые платили оброк. Общее их положение было плачевным (огромное налогообложение), ними активно торговали, абсолютная власть помещиков. Считается, что во времена правления императрицы их положение было самым худшим за всю историю России.

7 стр., 3441 слов

Россия как социальное государство

... выявить следующие задачи для указанной работы: раскрыть понятие социального государства, описать признаки социального государства. Актуальность данной темы очевидна, так как в России социальная сфера постоянно совершенствуется, вместе с развитием общества растут ...

Религиозный вопрос

Пропагандировалась политика терпимости вероисповедания, в связи с присоединением к государству многих новых земель.

Историческая роль Екатерины в жизни российского государства неоспоримо велика и значима, несмотря на многочисленные дискуссии о «пользе» ее правления, необходимо признать, что в столь тяжелое и спорное время, императрица все же сделала многое для развития, просвещения и процветания России, хотя ее правлению и политику, конечно же, нельзя назвать идеальными.

Итоги (сравнительная характеристика)

Если бы не было бы Петра Великого, то, наверное, Екатерина II вошла бы в историю России как одна из самых великих и успешных ее правителей. Впрочем, без Петра I Екатерины II и вовсе бы не было, ни в России, ни на престоле. Петра I и Екатерину II- как двух самых великих правителей России в XVIII веке объединяло то, что они последовательно осуществляли преобразования своей страны по европейскому стандарту, но только с целью построить самую могущественную и авторитетную державу в Европе, а не с целью ее европейского придатка. Другое дело, что оба монарха, несмотря на свои выдающиеся качества, были разными людьми.

На редкость харизматичный Петр, так и не получивший полноценного образования, был настоящим гением-самоучкой, оставаясь человеком жестоким и беспощадным к чужим слабостям и недостаткам. Он в отличие от Екатерины II был природным царем, не терпящим никакого своеволия в своих подданных, а потому смотрел на своих подданных как на послушных исполнителей своей воли, фактически как на своих (и государства) рабов.

Другое дело Екатерина II- этническая немка, она как чужеземка и как человек никак не связанная по династической линии с домом Романовых, не имела никаких законных прав на престол. К тому же Екатерина, свергшая своего мужа Петра III — законного императора объективно выступала в качестве узурпатора престола. Вот почему Екатерина II, даже находясь на престоле, в отличие от Петра I вынуждена была доказывать своим подданным, что она есть не только законная российская правительница, но еще и самая лучшая.

Екатерина II не была первым и главным строителем Российской империи — им был Петр I. Но именно она являлась самым талантливым и единственным в своем роде преемником Петра и его дела — модернизации государственности по европейскому стандарту. Более того, при Екатерине II Российская империя качественно и количественно расширилась и укрепилась, став одной из самых сильнейших в мире.

В политике Екатерины II налицо был отход от петровского жестокого, «писанного кнутом» самовластия и попытка управлять, руководствуясь не только благом государства, но и благом подданных, используя более гуманные и просветительские меры, насколько это было возможно в той России. Вот почему она любила говорить: «Свобода, душа всего, без тебя все мертво. Я хочу, чтобы повиновались законам, но не рабов» (Императрица Екатерина II. Мысли из особой тетради.).

Екатерина II, таким образом, продолжила петровскую европеизацию страны, но уже более мягкими мерами, перейдя от «кнута» к «прянику», в первую очередь это выразилось в расширении гражданско-правовых и экономических свобод дворянам и верхушке городов, но при полном сохранении и даже укреплении крепостного права.

Реформы, проводимые обоими императорами, до сих пор вызывают множество споров и разных, часто противоречивых, точек зрения.

Анализируя, историю преобразований Петра I и Екатерины II сразу бросается в глаза, что они оба были за Европеизацию.

2 стр., 842 слов

Чем славится Россия? Богатства нашей страны

... видов. Как видим, географические особенности – именно то, чем славится Россия. Сочинение каждого школьника, наверняка, начнется с перечисления именно этих природных богатств нашей страны. Российская ... Чем славится Россия особенно, так это своими поэтами, писателями, композиторами, учеными. Пушкин, Достоевский, Чайковский, Ломоносов создали бессмертные шедевры, которые относятся к жемчужинам мировой ...

Несомненно, можно провести много аналогий и различий между реформами Петра I и Екатерины II, но одно остается неизменным: во всех начинаниях и преобразованиях чувствуется любовь к России и желание вывести страну из нищеты и необразованности, без труда можно обнаружить и то главное, что было присуще в одинаковой мере Петру и Екатерине: оба они являлись «государственниками», то есть монархами, признававшими огромную роль государства в жизни общества. Поскольку они жили в разные эпохи, существенно отличавшиеся укладом экономической, политической и культурной жизни, то и усилия управляемого ими государства были нацелены на выполнение разноплановых задач.

Пётр I стоял у истоков превращения России в великую державу, Екатерина II утвердила за Россией репутацию великой державы.

Петр I в 1697 году едет в Европу в составе Великого Посольства под именем Петра Михайлова. Целью посольства было заключение союза с Европейскими странами против Турок. Этой цели достичь не удалось, но другая, не явная цель — знакомство с Европейской культурой, наукой, промышленностью, мастерством европейцев в разных делах и в кораблестроительстве особенно — была выполнена. Завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы — Санкт-Петербурга, активное вмешательство в Европейскую политику — стало действительно «окном в Европу».

Екатерина утвердилась на берегах Чёрного моря, создала мощный Черноморский флот, присоединила Крым. Пётр захолустную Русь, задворки Восточной Европы превратил в Российскую Империю; Екатерина придала этой Империи европейский блеск, расширила её границы и укрепила её могущество.

Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Преемственность двух эпох можно проследить во множестве сфер жизни страны: градостроительстве, литературе, живописи, распространении просвещения, развитии науки, архитектуре. Различия состояли в методах реализации задуманного и масштабах результатов.

Петр I считается идеологом абсолютизма. В 1721 году он меняет титул Российского монарха на императора, а страна с этого момента называется Российская империя.

Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития).

Российский абсолютизм в удивительно противоречивом XVIII веке, совершил эволюцию: от непросвещенного, но европейского петровского абсолютизма, причем с явными элементами восточного деспотизма, до более цивилизованного и просвещенного абсолютизма, покоящегося на феодально-крепостническом фундаменте.

2 стр., 835 слов

Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва

... это является его человеческим и мужским долгом. Также читают: Картинка к сочинению Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва Популярные сегодня темы Роман «Тихий Дон» содержит 4 тома и является первым ... конфликтной ситуации, которую описывает автор, послужила вина бедного зайца. Трусливое, слабое животное, по мнению волка, посмело как-то ослушаться приказа более сильного

Для Петра I важнейшей сферой вмешательства в жизнь страны было стремление если не ликвидировать, то сократить экономическое отставание России от стран Западной Европы. С этой целью Пётр насаждал в крепостнической России форму промышленного производства, присущую странам с начальной стадией развития капитализма. У России времён Петра отсутствовали объективные условия для, так сказать, естественного перерастания мелкого производства в мануфактурное.

При Екатерине государство тоже вмешивалось в жизнь общества.

Правда, сфера этого вмешательства, как и методы внедрения новшеств, были различными:

Пётр перенимал с Запада экономические структуры и новшества в устройстве государственного механизма. В итоге в крепостной России сложилась особая форма мануфактурного производства с применением крепостного труда, не свойственного капиталистическим предприятиям.

Примерно аналогичную ситуацию мы наблюдаем при перенесении идей французского просвещения, то есть по существу буржуазной идеологии, в Россию, где безраздельно господствовали крепостнические порядки.

Екатерина Великая, подобно Петру, насаждала в России не производство, а идеологию, свойственную буржуазному обществу, в то время как страна ещё не созрела для их спонтанного возникновения и распространения. Напротив, в России существовали объективные условия для развития крепостничества вширь и вглубь. Именно в этом противоречии, а не в личных качествах императрицы кроется суть эпохи — несовместимость развивавшихся крепостнических отношений с идеологией просветительства.

Эти противоречивые тенденции развития страны проявлялись и в социально-экономической политике: объявление свободы предпринимательства, отражавшей буржуазную политику, уживалось с укреплением сословной структуры общества и предоставлением обширных привилегий дворянству; укрепление крепостнического режима сочеталось с запрещением мануфактуристам покупать крепостных крестьян, то есть с мерой, содействовавшей развитию капитализма; свобода вероисповедания, являвшаяся одним из признаков буржуазной идеологии, сопровождалась преследованием инакомыслящих, то есть мерой, свойственной феодальному обществу.

В эти противоборствующие тенденции включалась третья сила — боязнь императрицы за судьбу трона, опасение пойти наперекор интересам дворянства — понадобилось целое столетие, чтобы дворянство убедилось в пагубности влияния вотчинного режима на хозяйство страны. Там, где императрице удавалось в большей мере учитывать реалии жизни общества, то есть не ущемлять интересы дворян (областная реформа, жалованные грамоты и др.), ей сопутствовало значительно больше удач, чем, например, при реализации идей «Наказа» и Уложенной комиссии.

Екатерине Великой принадлежит выдающееся место в истории России второй половины XVIII века. Эта немка оказалась более русской, чем например, русские императрицы Анна Ивановна и Елизавета Петровна. Именно её рассудительности, осторожности и отваге страна обязана как внешнеполитическим успехами, так и реализацией идей Просвещения.

Петр I и Екатерина II — одни из самых заметных фигур мировой истории. Недаром они получили в народе звание Великие.

47 стр., 23498 слов

Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков

... экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, ... заморские, привезенные из далеких стран, были и сделанные в Москве, в мастерских, располагавшихся в каменных палатах Кремля. Одна ... работы выдающихся мастеров. Эти мозаики достойны стоять в ряду лучших творений византийского искусства, но в ...