«Однажды, когда бабушка стояла на коленях, сердечно беседуя с Богом, дед, распахнув дверь…»… (ВАРИАНТ 22)

Сочинение

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами ».

Художественная литература – это особенное словесное творчество. В художественном произведении создается образ, а для его создания автор использует различные изобразительные средства.

Например, в отрывке из книги М. Горького «Детство» писатель рисует картину пожара, такую выразительную, что мы как будто видим все своими глазами. В предложениях 12 и 13 содержится описание охваченной пламенем мастерской, для которого Горький выбрал метафоры и сравнения: «заливая щели», «высовываясь кривыми гвоздями», «золотые, красные ленты». Огонь описан как живое существо, играющий и резвящийся зверь: «весело играл огонь», «разрастался».

Уверенные, четкие действия бабушки автор описывает с восхищением. Она не задумывается об опасности, а делает то, что необходимо, быстро и просто. Вот она помчалась в огонь, обмотав голову мешком, а вот уже и «вынырнула» с бутылью купоросного масла в руках. Эти предложения очень экономны по использованию изобразительных средств – автору важнее показать стремительность действий бабушки. И обычные слова берут на себя отчасти функции тропов: автор упоминает о том, что бутыль «ведерная», то есть десятилитровая, а несет ее бабушка «на вытянутых руках». То есть бабушка даже не чувствует тяжести бутыли, вся охваченная азартом борьбы с огнем. Она ни о чем не забывает: ни о взрывоопасном купоросе, ни о запертом коне. Дед не справляется с перепуганным животным, но бабушка уже и к нему успела. Большое количество глаголов и деепричастий передают стремительность, с которой движется эта немолодая полная женщина.

Все эти события можно было бы просто перечислить, но тогда они не произвели бы на нас такого сильного впечатления, не заставили бы наши сердца биться быстрее от беспокойства и восхищения. Такой эффект производит только художественная литература, и делает это писатель с помощью художественных средств.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Нельзя было не послушать ее в этот час ».

15 стр., 7487 слов

Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...

... Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ... учащихся через анализ текста. Предмет исследования: анализ текста как средство развития речи. ... только тексту и является его основным признаком. Содержанием любого законченного текста ...

В тексте из повести М. Горького «Детство» мы приведен один из самых волнительных и ярких эпизодов произведения – сцена пожара.

Автор описывает это событие так, как оно запомнилось маленькому мальчику Алеше, ещё не понимавшего всей опасности происходящего. Мальчик захвачен незабываемым зрелищем, он с восторгом смотрит на разрастающийся огонь, на беготню и возбуждение многих людей.

Именно его глазами мы видим и бабушку: она храбро бросается в мастерскую, укутавшись попоной и мешком, чтобы вынести оттуда взрывоопасную бутыль с купоросом, о чем, кроме нее никто не подумал. Едва засунув бутыль в снег, она уже бежит навстречу соседям, пришедшим помочь в тушении пожара. Через мгновение она уже усмиряет обезумевшего от ужаса перед огнем коня. Внук не может отвести от нее взгляда: она кажется ему столь же интересной, как и огонь!

Бабушка ведет себя как полководец, командующий силами борьбы с огнем. Она находится именно там, где она особенно нужна в данный момент, ничего не забывает, помогает всем, кому требуется помощь, распоряжается всем. А дед, который ведет себя важным хозяином в обычное время, только причитает и в трудную минуту зовет на помощь жену.

Конечно, в этот час бабушку не мог ослушаться ни один человек, она была самая главная и самая сильная Бабушка недаром взяла на себя руководство тушением пожара, это человек, который умеет действовать в экстремальной ситуации.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сильный человек? », взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сильным можно, я думаю, назвать только того, у кого есть сила духа, сила воли. Тот, кто сильнее физически, далеко не всегда обладает и внутренней силой, способностью разумно и спокойно действовать в экстремальной ситуации.

Так, в тексте Горького таким сильным человеком, безусловно, является бабушка. Она не растерялась во время пожара, а сразу же сообразила, что самую большую опасность для всех представляет бутыль с купоросом, которая могла взорваться. Бабушка не допускает бессмысленных разговоров и домыслов, кто виноват в поджоге. Она тотчас закутывается в попону и бросается в мастерскую за взрывоопасным веществом, а потом, вытащив тяжеленную бутыль, засовывает ее в снег. Женщина не испугалась огня, так как понимала, что взрыв может быть очень опасен. Она и не стала кого-то посылать выполнить опасную работу (ведь бутыль могла взорваться в любую минуту!), а сама пошла в горящую мастерскую, хотя поблизости были ее муж, сын, работники. Человек, которого можно назвать по-настоящему сильным, способен на подвиг и на самоотверженный поступок.

И в жизни, и в литературе мы часто встречаем людей с сильной волей, способных взять на себя ответственность за все происходящее, принимать решения, которые спасут всех. Например, я читал о мальчике, который был сыном вождя одного племени. Их племя долго враждовало с соседним, гибли люди. Но вот наконец оба племени решили прекратить войну. Они заключили мир. На этом событии присутствовал и мальчик. Когда мир был заключен, все стали кричать, радоваться. А мальчик вдруг побледнел, он с трудом забрался на лошадь и еле держался в седле. Только дома родители увидели, что он был ранен: кто-то, пользуясь суматохой, ударил его кинжалом, надеясь, что война вспыхнет вновь. Но мальчик не показал виду, что ранен. Он терпел страшную боль, чтобы снова не началась война.

3 стр., 1472 слов

Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство»: ...

... она все видит и замечает, везде все успевает и всем умно и быстро распоряжается. Это подчеркивается теми глаголами, которыми пользуется Горький, описывая все действия бабушки. Как гром с неба В дом ворвался пожар. Бабушка ...