«Однажды, когда бабушка стояла на коленях, сердечно беседуя с Богом…» (ВАРИАНТ 19)

Сочинение

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами».

Во всей русской литературе нередки случаи, когда произведения насыщены образностью и метафоричностью. Подобные художественные средства намного ярче обрисовывают события в воображении. Читатель получает чудесную возможность глубже окунуться в придуманный мир автора с помощью этих приемов и стать свидетелем всего происходящего.

Так, в произведении Максима Горького практически в каждом предложении можно заметить образное изъяснение, описание. Великий русский писатель и драматург особенно часто применяет метафору и олицетворение, придавая черты одушевлённости неживым предметам.

«Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскалёнными кривыми гвоздями», — в данном предложении практически каждое словосочетание выражено тем или иным художественным приемом, который передаёт масштаб разгоревшегося пламени.

В одном из фрагментов текста рассказчик сравнивает свою бабушку с самим огнём: «Она была так же интересна, как и пожар; освещаемая огнём, который словно ловил ее, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя».

Таким образом, читатель может заметить в ней энергичность и поспешность. Она, наравне с огнём, была главным действующим лицом злосчастного происшествия.

Следовательно, известный лингвист Евгений Николаевич Ширяев оказался совершенно прав, когда утверждал, что: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами”.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Нельзя было не послушать ее в этот час».

В произведении Максима Горького бабушка рассказчика в опасный момент, когда разгорелся амбар, взяла на себя всю ответственность по спасению людей и всего участка. Она металась из стороны в сторону, словно сама она была пламенем, пытаясь помочь людям. Она не страшится даже пройти сквозь огонь, чтобы вытащить медный купорос, лишь бы пожар не разросся ещё больше. Бабушка рассказчика не так сильно беспокоится о своих потерях и убытках, как о владении своих соседей, поэтому она так упорно пытается заглушить пламя пожара: «Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал, – наше все дотла сгорит и ваше займётся!»

24 стр., 11761 слов

«Художественная литература как средство развития словаря ...

... литературы как средства развития словаря детей . 5. Проследить динамику изменения уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной работы. ... уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно ... лексики посвящены также исследования М. М. Алексеевой, В. В. Гербовой, В. И. Логиновой, Е. М. Струниной, В. И. ...

В эту минуту все подчиняется этой женщине, никто не смеет ее ослушаться, ведь ее внимание доходит до каждого. Даже рассказчик, напуганный языками пламени, действует по ее велению: «Нельзя было не послушаться ее в этот час». Бедная старушка потеряла многое, однако более всего ее заботит судьба внука и прочих людей.

15.3 Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ХАРАКТЕРА?

Жизнь часто создаёт испытания, которые в полной мере проверяют человека на смелость и отвагу. Кто-то может сразу сдаться, другой провалится уже в средине, а случается так, что находится тот, кто может дойти до конца и показать, что он является человеком редкой смелости. Однако для этого не надо бороться с армией врагов, не надо быть спасителем целых народов. Достаточно просто показать свои человеческие качества, когда случается простое несчастье.

Так и героиня М. Горького — бабушка рассказчика — является примером человека настоящей отваги, оказавшись в самой гуще событий. Она кидается в горящий амбар без лишних раздумий, меньше всего волнуясь о себе. Она успевает везде и всюду, и никакая помощь ей не в тягость. Даже лошадь поддаётся ее уговорам успокоиться, что же тут говорить о людях, которые впопыхах и в суете бегают вокруг, пытаясь спасти участок земли. Даже, если страх овладел ею, ни одним мускулом своего лица и ни одним действием она не показывает свой страх. Будучи жертвой обстоятельств, героиня не пытается выбраться из этой беды одна, а всеми силами кидается на помощь другим. И даже когда все закончилось и мысли ее заняты своей потерей, то она находит в себе силы внушить спокойствие внуку-рассказчику: «Не спишь, боишься? Не бойся, все уж кончилось…»

Сила характера у многие великих и известных писателей и поэтов давнего периода и современности раскрывается совершенно по-разному. Так, Александр Сергеевич Пушкин в своём романе в стихах «Евгений Онегин» создаёт, на первый взгляд, тихую и скромную героиню, которая затем показывает, насколько она сильна духом, сделав верный и благородный выбор в пользу мужа, а не возлюбленного Онегина. Это решение даётся героине с большим трудом, однако по-другому быть не может. Большая гнусность — предать ни в чем не повинного мужа — генерала. Татьяна Ларина по праву может считаться образцом сильной и настоящей женщины, жертвующей своим счастьем, чтобы не навредить другим.