Типы композиционных конструкций аналитических текстов в СМИ по материалам газеты ‘Ведомости’

Курсовая работа

Актуальность работы. Данная работа актуальна, так как композиция текста — это неотъемлемая часть произведения. Журналистский текст — это не просто набор слов и предложений, расположенных на странице в свободном порядке. Без строгой композиции журналистское произведение не сможет донести до аудитории «главного». Именно поэтому изучение композиционных конструкций текста являются важным аспектом для журналиста. Знание и умение построения текста позволит наиболее эффективно написать текст и донести его до аудитории.

Целью данной работы является изучение композиционного построения аналитического журналистского текста. Журналистское произведение отличается от любого другого — литературного, художественного и так далее. Соответственно имеются различия и в композиционных построениях журналистского произведения, анализ и пояснения которых являются задачами данной работы. Конкретизируя поставленные задачи, можно сформулировать их следующим образом:

Разобрать аналитические жанры;

Сформулировать способы композиционного построения текста;

Определить композиционные конструкции журналистских произведений;

Разобрать на примере нескольких текстов конкретного аналитического жанра композиционные конструкции;

Сделать соответствующие выводы.

Структурно работа состоит из двух глав. В первой главе определяются понятия композиции журналистского произведения, её разновидности. Во второй главе рассмотрены виды композиционных конструкций на основе журналистских текстов газеты «Ведомости».

Глава I. Композиционные конструкции журналистских произведений в аналитических жанрах

§1. Композиция в журналистском тексте

Слово «композиция» происходит от латинского соmроsitiо -«составление», «связывание». Собранный и осмысленный автором фактический материал подлежит литературному оформлению. В ходе реализации этой творческой задачи все «элементы содержания упорядочиваются в произведении не только благодаря идее, синтезирующей многомерные связи и отношения между фактом, мнением, проблемой и т.д. Эта упорядоченность достигается также и формальными средствами, среди которых видное место занимают сюжет и композиция». Композиция — это закономерное построение произведения, гармоничное соотношение отдельных его частей, компонентов, образующих единое целое. Композиция — это принцип организации отображаемого автором материала.

4 стр., 1881 слов

Особенности композиции произведения гоголя портрет

... продемонстрировав тягу главного героя к безвкусной роскоши. Композиция Произведение состоит из двух частей, каждая из которых обладает своими композиционными особенностями. Первая часть повести написана по классическому ... в третьем номере «Современника». В центре сюжета произведения стал портрет, обладавший мистической силой. На его написание Гоголя вдохновил популярный в те года роман Метьюрина « ...

В журналистском произведении, по мнению Максима Николаевича Кима, могут находиться рядом разнородные события и факты, которые разделены пространством и временем, различные наблюдения и смысловые блоки, раскрывающие суть текста, мнения и наблюдения. Но они не просто скреплены между собой, а являются соединением различных компонентов содержания, которое позволяет создать целостный и понятный текст. Целостность произведения, как и в литературе, достигается единством формы и содержания. «Диалектика взаимодействия содержания и формы вытекает из разнокачественного уровня элементов содержания. Одни из них выражают сущность явления (теоретический факт, идея, концепция), другие фиксируют конкретные проявления этой сущности (эмпирический факт, мнение, ситуация).

Основные группы элементов содержания — фактическая, проблемно-тематическая, идейно-концептуальная — обладают неодинаковой способностью к формообразованию». Например, проблемно-тематическая сторона события лучше отображается в аналитических жанрах. В зависимости от того, какие задачи и цели стоят перед журналистом, в ходе своей работы, он выбирает ту или иную форму. Но перед тем, как приступать к работе, журналист становится перед выбором оптимальной композиционной конструкции своего произведения, которая «должна содействовать типам связей, характерных для окружающей действительности: временным и причинно-следственным». Также одним из не мало важных аспектов написания журналистского произведения является то, что любая форма является отражением динамики развития и становления главной идеи произведения, ради которой оно пишется.

Способы композиционного построения текста:

.Принцип монтажного построения текста . Этот принцип был разработан в киноискусстве. Этот подход означает отбор наиболее удачных кадров, с целью их скрепления в единую целостную картину. Журналисты охотно используют этот принцип в своей практике.

2.Ещё один из способов композиционного построения называется приём «разработки мотива». В этом приёме автор произведения ищет интересный сюжетный ход. В качестве такого эпизода может выступать событие, встреча, личность, история, оттолкнувшись от которой автор динамически развивает действие, раскрываю главную идею текста. «Выдвижение «ударного эпизода» всегда связано с акцентировкой читательского внимания на теме журналистского выступления, вызывая интерес и желание ознакомиться с дальнейшими событиями».

§2. Аналитические жанры журналистики

По мнению Александра Алексеевича Тертычного, отечественные СМИ нацелены больше не на информирование населения, а на анализ, растолкование происходящих событий, именно поэтому СМИ выработали эффективную систему аналитических жанров. Но эта система не является устойчивой, она постоянно меняется, адаптируясь современности. Большие изменения произошли особенно в последние годы, многие аналитические жанры сильно изменились, появились также и новые жанры аналитических публикаций.

14 стр., 6756 слов

Интервью как жанр журналистики

... интервью, полные тексты которых приведены в приложении к работе. Глава 1. Интервью - как жанр журналистики 1.1 Понятие интервью. Подходы к интервью Термин интервью происходит от английского interview, т. е. беседа. «Интервью - это беседа ... «Журналист и его произведение» выделяет по признаку предмета разговора, следующие виды интервью: 1. Информативные интервью. Главный предмет беседы - новые факты, ...

Разновидности аналитических жанров по Тертычному:

Аналитический отчёт, Аналитическая корреспонденция, Аналитическое интервью, Аналитический опрос

Беседа . В беседе, так же, как и в интервью ведется диалог, присутствует двусоставность текста. И в беседе, и в интервью есть обмен репликами, однако в интервью один может только задавать вопросы, а от второго зависит содержание текста (от его ответов).

В беседе же содержание текста зависит от обоих говорящих, участники беседы становятся партнёрами, они обмениваются репликами, мнениями, мыслями. Таким образом, в отличие от одностороннего освещения события в интервью, в беседе проявляется многостороннее видение предмета обсуждения, что позволяет дать более объективную оценку предмету освещения.

Комментарий, Социологическое резюме

Анкета . Данный метод применяется в журналистике для получения нескольких разнородных ответов на одни и те же вопросы, что позволяет составить более объективное мнение об определенной проблеме.

Мониторинг

Рейтинг . Целью публикации подобного рода является упорядоченность сходных явлений по какому-то конкретному признаку. Эта цель достигается за счет аналогии и сравнения.

Рецензия . Рецензия от латинского слова «rесеnsiо» означает «сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Можно сказать, что рецензия — «это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п». Суть отзыва заключается в том, чтобы рецензент выразил свое отношение к предмету исследования.

Статья . Жанры статьи является одним из главных жанров в аналитической журналистике. По мнению Бекасова, определить статью можно как жанр, ориентированный, прежде всего, на анализ актуальных, общественно значимых ситуаций, процессов, проблем данной действительности.

Предметом жанра статьи могут являться как противоречия и проблемы, находящиеся в актуальных ситуациях и процессах, так и вытекающие из них задачи и решения, перспективы общественного развития.

Журналистское расследование

Обозрение . B этом жанре ярко выражается позиция журналиста. Определяющий признак обозрения — «единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации». Обозревать — значит наблюдать, рассуждать и обдумывать замеченное.

14 стр., 6645 слов

Жанр интервью в газете «Красное знамя»

... эксклюзивных интервью зафиксировано 3%, аналитическое интервью всего 0,7 % от общего количества изученных интервью. Такие виды интервью как интервью-расследование, интервью-зарисовка, интервью-мнение и детализирующее интервью в газете ... «КЗ» не публикуются. Анализ проводился при помощи функционально-стилистического метода, а также методов описания. Работа состоит ...

Прогноз . Такой жанр журналистики рассматривает, что будет в будущем на основе уже существующих явлений. Для того, чтобы составить прогноз, журналист в основном обращается к специалистам определенной сферы деятельности для точности прогноза.

Версия . Такая публикация базируется на неполных выводах и предположениях автора. Этот жанр избегает категоричность выводов и заключений.

Рекомендация, Аналитический пресс-релиз

§3. Типы композиционных конструкций в журналистике

Композиция присуща любому произведению. Она предписывает такую организацию текста, в которой все компоненты произведения объединены в довольно жесткую логическую структуру. Композиция предполагает практическую постановку вопрос, ввод в проблему, предъявление оценок и аргументации.

Выделяют несколько видов композиции:

.«Устойчивая пирамида». Композиция такого рода заключает в себе подробный рассказ о произошедшем событии, ситуации, где факты расположены в хронологическом порядке.

2.«Перевернутая пирамида». Композиция противоположная композиции «устойчивой пирамиды». В таком тексте факты расположены в обратной хронологической последовательности, то есть от события, которое происходит сейчас в прошлое.

.«Песочные часы». Такая композиция построения текста напоминает две пирамиды, поставленные друг на друга, вершины которых соприкасаются в центре. В такой композиции лид сообщает о главном событии, затем указываются факты и причины, некоторые детали и после этого идёт хронологическое повествование о событии.

. «Кольцевая». В таком построении текста «сильный» аргумент располагается в начале произведения, и не менее главный в конце, все остальные аргументы заключены в центре текста.

.«Кульминационная». В начале текста приводится самый слабый аргумент, далее аргументация идёт по мере возрастания. В конце текста приводится самый сильный аргумент. Такое построение текста используется в основном для аудитории, заинтересованной в предмете сообщения.

Мы поняли, что композиция — это закономерное построение произведения, гармоничное соотношение отдельных его частей, компонентов, образующих единое целое. А в журналистике это принцип организации отображаемого автором материала.

Для журналиста важно не просто скрепить между собой наблюдения, мнения и факты, а создать целостный и понятный текст. Целостность произведения, как и в литературе, достигается единством формы и содержания. И для этого журналист использует способы композиционного построения текста — Принцип монтажного построения текста, приём «разработки мотива».

Так же журналист использует «Типы композиционных конструкций», так как композиция присуща любому произведению. Она предписывает такую организацию текста, в которой все компоненты произведения объединены в довольно жесткую логическую структуру. Композиция предполагает практическую постановку вопрос, ввод в проблему, предъявление оценок и аргументации. Выделяют 5 видов — Устойчивая пирамида, перевернутая пирамида, песочные часы, кольцевая, кульминационная.

6 стр., 2937 слов

Работа редактора над композицией литературного произведения

... по замыслу произведение, тем сложнее его композиция. С изменением композиции меняется и содержание. Работа редактора над композицией произведения включает ... композиции. Какие требования предъявляются к композиции литературного произведения? Композиция должна соответствовать специфике произведения и издания, объему произведения, законам логики, определенному типу текста. Критериями оценки композиции ...

По мнению Александра Алексеевича Тертычного, отечественные СМИ нацелены больше не на информирование населения, а на анализ, растолкование происходящих событий, именно поэтому СМИ выработали эффективную систему аналитических жанров. Но эта система не является устойчивой, она постоянно меняется, адаптируясь современности. Большие изменения произошли особенно в последние годы, многие аналитические жанры сильно изменились, появились также и новые жанры аналитических публикаций, их насчитывается больше 15.

Глава II. Анализ композиционных конструкций в аналитических жанрах на примере газеты «Ведомости»

§1. Краткая характеристика издания

«Санкт-Петербургские Ведомости» — крупнейшее ежедневное издание Северо-Западного региона. С 1991 года издание выходит пять раз в неделю (с понедельника по пятницу).

Целевая аудитория — образованные, социально и политически активные люди. С 1 января главным редактором газеты числится Дмитрий Шерих. Учредителем, издателем и редакцией издания «Санкт-Петербургские Ведомости» является открытое акционерное общество «Издательский дом «С. — Петербургские Ведомости».

§2. Особенности композиционных конструкций в аналитических жанрах на основе газеты «Ведомости»

Для анализа композиционных конструкций в аналитических жанрах был взят выпуск газеты «Ведомости» № 75 (3821) от 28 апреля 2015 года, а именно, рубрика «Комментарии».

Комментарий «Кривая скрепа», из рубрики «комментарии», автор Екатерина Шульман, Газета «Ведомости» от 28 апреля 2015 стр.6 (Приложение 1).

«На прошлой неделе депутат Евгений Федоров взволновал медиапространство сообщением, что правительство поддержало его законопроект о запрете абортов, кроме как в случаях, угрожающих жизни матери, и о введении за них уголовной ответственности. При ближайшем рассмотрении, однако, оказалось, что никакого законопроекта в Думу не внесено, а предварительно полученное автором заключение правительства — отрицательное. Единственное, что в этом протопроекте могло иметь шансы на воплощение в реальность, — ограничение оплаты абортов по ОМС. Действительно, тезис «верующие своими налогами оплачивают аборты» звучал из уст патриарха Кирилла во время его выступления в Госдуме 22 января. <…> Антиабортное законодательство не пользуется успехом в Думе всех созывов. Ни одна подобная инициатива пока не прошла дальше первого чтения — все они либо отклонены, либо возвращены инициатору, либо отозваны им.». Информационным поводом в этом комментарии выступает законопроект Евгения Федорова о запрете абортов. Яркое и захватывающее взгляд читателя событие. Эта информация поставлена в начало, как самый яркий аргумент, для привлечения внимания аудитории. Далее, в тексте, следуют другие аргументы, пересекающиеся проблематикой абортов, но уже более слабые. Из этого вытекает вывод, что данный Комментарий, под авторством Екатерины Шульман, построен по принципу Антикульминационной композиции, для привлечения внимания аудитории.

8 стр., 3689 слов

Речь в форме дикторского текста, авторского комментария

... написанный, умело совмещенный с изображением и удачно прочитанный текст или комментарий документального фильма сам по себе может стать ... ритме фразы, во внутренней логике развития текста может выражаться драматургия. Читатель газеты имеет возможность вернуться и перечитать те ... компонент художственного фильма активно вошёл в кон. 40-х гг. и постепенно завоевал прочное место среди выразительных средств ...

Следующий комментарий, который будет рассмотрен, основан на «Цитате недели» Ирека Вильданова, председателя Мособлизбиркома: «На мой взгляд, на выборах действовали хорошо подготовленные с иностранной помощью нацистские силы, которые в итоге стоят за нашими либералами», под авторством Кирилла Харатьяна. Газета «Ведомости» от 28 апреля 2015, стр.7 (Приложение 2).

«Поразительную осведомленность о сущности и жизни наблюдателей на подмосковных муниципальных выборах проявил председатель избирательной комиссии Московской области Ирек Вильданов! Мало того, что он как-то сразу знает, что это именно нацистские силы, подготовленные с иностранной помощью, <…> так еще и ему известно и что наблюдатели подготовлены не где-нибудь, а именно в польских лагерях.». Информационным поводом и почвой для обсуждения является цитата Ирека Вильданова. Вначале своего текста автор иронично и колко говорит о «поразительной осведомленности» председателя избирательной комиссии Московской области, так же и в конце текста Кирилл Харатьян напоминает читателям о «замечательной осведомленности председателя», насыщая «центр» текста обсуждением цитаты недели. Из этого можно сделать вывод, что Комментарий Кирилла Харатьяна построен по принципу Кольцевой композиции построения текста.

Последний комментарий, который будет рассмотрен в работе, вышел в свет под авторством Александра Верещагина «Независимые судьи». Газета «Ведомости» от 28 апреля 2015, стр.7 (Приложение 3).

.Проблема, которую комментирует автор, выдвинута в начале текста такими словами: «Независимость (а точнее, беспристрастность) судей — ключевой элемент любой судебной реформы. От того, в какой степени удастся ее обеспечить, зависит прочность остальных элементов.». Последующая аргументация идет в хронологическом порядке. Приведу примеры из текста, не нарушая структуру текста: «Реформа 1864 года справилась с этой задачей как минимум на твердую четвертку.», «Важный прецедент случился уже в 1866 году: Александр II потребовал отрешения от должности сенатора Любощинского за либеральную речь в земском собрании.», «После 1864 года вуаль спала и кассационный Сенат превратился в открыто правотворческий орган.», «До 1917 года в судейском корпусе тон задавали выходцы из элитных учебных заведений с сильным корпоративным духом.», «В нынешних процессуальных кодексах они предусмотрены, но в последние годы законодатель смотрит на них косо…», «Требования к будущей судебной реформе в части обеспечения независимости судей не являются неисполнимыми или обременительными.». Таким образом, можно сделать вывод, что этот текст построен по принципу композиции «Устойчивая пирамида», то есть, подробный рассказ о произошедшем событии, ситуации, где факты расположены в хронологическом порядке.

13 стр., 6249 слов

Подписные газеты

... единиц», поставляющих актуальные и универсальные новости и комментарии для газет, выходящих в основном в будние дни. Такая концентрация ... в лице журнала «Фокус», который предлагает информацию и аналитические материалы в целом в консервативном духе. Для издательского ... журналы, посвященные теме досуга и спорта. За последние годы тираж иллюстрированных журналов непрерывно сокращался. Особенно негативную ...

Заключение

В заключение данной работы можно сказать, что цели данной курсовой работы достигнуты. Мы определили понятие композиции журналистского текста, сравнив ее с композицией литературного текста. Выяснили, что композиция это неотъемлемая часть журналистского произведения.

Разобрали аналитические жанры журналистики, по Тертычному их насчитано более 15. Рассмотрели роль аналитических жанров в российской журналистике.

Сформулировали 2 способа композиционного построения текста. Определили композиционные конструкции журналистских произведений, их насчитано не менее шести.

На примере трёх текстов разных авторов, взятых из газеты «Ведомости», рассмотрели такой аналитический жанр, как «Комментарий» и выяснили, по какой композиционной конструкции строится каждый из них. Все три текста различны по композиционной конструкции, из этого можно сделать вывод, что в аналитическом тексте, как например, в комментарии, нет определенной конструкции, которой, в основном, придерживаются авторы аналитических жанров.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/kompozitsionnyie-priznaki-jurnalistskogo/

1.Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья — жанры публицистики. Москва, 1972.

.Беневоленская Т.А. Портрет современника: очерк в газете. Москва, 1975.

.Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. Москва, 1975.

.Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения, СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

.Крикунов Ю.А. Рецензия в газете. Москва, 1976.

.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. Москва: Аспект Пресс, 2000.

.Ежедневная деловая газета «Ведомости». Выпуск от 28 апреля 2015 года, вторник, №75 (3821).

.Интернет-ресурс. httр://studореdiа.оrg/