«Путешествие длиною в жизнь». Чокан Валиханов

Сочинение

Великий сын казахского народа — Чокан Валиханов

Мухаммед Ханафия, более известный как Чокан Чингисович Валиханов, является одной из самых ярких и выдающихся личностей в истории Казахстана. Родившись на кустанайской земле, он прославил свой родной край своими научными достижениями и вкладом в культуру и общественно-научную мысль.

Валиханов был не только ученым, но и разведчиком, историком, этнографом. Он совершил множество опасных и загадочных путешествий в страны Востока, проводя научные изыскания в области географии, истории и фольклора народов. Сопряженные с этим путешествия были полны опасностей, но Валиханов неукоснительно продолжал свои научные исследования.

Произведения Чокана Валиханова в области географии и социологии Казахстана оказали огромное влияние на развитие науки и культуры казахского народа. Он также сделал записи казахского фольклора и открыл для мира киргизский эпос «Манас».

180 лет со дня рождения великого сына казахского народа

В ноябре 2015 года исполнилось 180 лет со дня рождения Чокана Валиханова. Этот юбилей стал поводом для чтения и изучения его научных трудов, которые значительно влияли на развитие региона, а также для почтения его памяти и внимательного изучения жизни и достижений этого ученого.

Имя Чокана Чингисовича Валиханова заслуженно занимает почетное место в истории культуры и общественно-научной мысли не только Казахстана, но и всего Востока. Его смелость, преданность науке и неуклонное стремление к знаниям и истине вдохновляют современных ученых и студентов.

Чокан Валиханов получил орден Святого Владимира за свой вклад в развитие и процветание своего родного края. Его имя навсегда останется высеченным в истории науки, культуры и общественной мысли, напоминая нам о величии и мощи духа казахского народа.

Введение

Чокан Валиханов — выдающийся казахский ученый, путешественник и художник, который сделал значительный вклад в изучение и популяризацию культуры и истории казахского народа. Родившись в 1835 году в Ордезимовке Кунтимес крепости Кушмурун, он получил образование в Омском кадетском корпусе и совершил множество путешествий по Азии. В своих работах он описывал культуру, историю и географию казахского народа, а также изображал казахскую степь в своих художественных работах.

Жизнь и образование Чокана Валиханова

Чокан Валиханов родился в ноябре 1835 года в Ордезимовке Кунтимес крепости Кушмурун, недалеко от города Кустанай, в Аман-Карагандийском внешнем округе Омской области. Он был чингизидом и правнуком знаменитого Абылай хана. Его дед, Валихан, был одним из 30 сыновей Абылай хана. В детстве ему прозвали «Чокан», что означало «Чоканчик», так как его мама называла его так ласково. Этот прозвище так привязалось к нему, что он принял его как свой псевдоним.

5 стр., 2252 слов

Красноречие казахского народа

... самобытностью оригинальностью и особым складом поэтического языка души народа. Традиция айтыса связана с народным ораторским искусством. Шешены-ораторы, бии - судьи, выступавшие от имени ... композиторов, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие казахского музыкального искусства. Видным деятелем казахской инструментальной музыки явился Даулеткерей Шигайулы. Сын известного султана Шигая ...

Учась в казахской школе в орде Кунтимес, Чокан получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков. Благодаря своему статусу сына старшего султана, он имел возможность общаться с известными поэтами, акынами и художниками, что сформировало его любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов и к рисованию. Он начал рисовать тушью и карандашом, а позже освоил и акварель. Таким образом, его работы стали первыми изображениями казахской степи, созданными самим казахом. Рисование развивало его наблюдательность, и он начал изображать на бумаге то, что видел вокруг себя.

В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокана Валиханова отправили учиться в Омский кадетский корпус. Это был совершенно иной мир для мальчика, который вырос в полудикой степи. Здесь он стал знакомиться с русской литературой, читал произведения Белинского, Гоголя, Лермонтова, Диккенса и Теккерея.

В корпусе Валиханов получил образование от лучших преподавателей Сибири, многие из которых были сосланы в Сибирь за свои политические убеждения. Он совершенствовал свои знания арабского языка и изучил французский и английский языки.

Со временем Чокан завоевал авторитет в кругу своих товарищей-кадет. Его острый язык заставил все роты и эскадроны обращаться к нему за советом в тонких вопросах чести и других щепетильных делах. Его лучший друг, Григорий Потанин, отмечал, что Чокан Валиханов стал незаменимым советником для всех кадет.

Во время учебы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям, и он мечтал открыть тогда еще неизведанную Азию миру. Часто он посещал родовое имение Сырымбета.

В 1852 году Чокан по просьбе И.Н. Березина написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша», которая стала его первой научной работой.

Заключение

Чокан Валиханов — уникальная личность, которая совместила в себе талант ученого, путешественника и художника. Его работы по изучению истории и культуры казахского народа остаются важным источником информации до сегодняшнего дня. Он сделал значительный вклад в популяризацию казахской степи и культуры через свои художественные работы. Жизнь и достижения Чокана Валиханова остаются великим наследием для Казахстана и всего мира.

Исследование жизни и научной деятельности Чокана Валиханова

Чокан Валиханов, выдающийся казахский ученый и просветитель, оставил после себя обширное литературное наследство. В своей короткой жизни он совершил ряд путешествий и провел глубокое научное изучение истории, географии и этнографии народов Средней Азии и Казахстана. Результаты его работ были опубликованы в различных научных изданиях.

Военная служба и первые исследования

8 ноября 1953 года Чокан Валиханов окончил Омский кадетский корпус и стал кадровым офицером Русской императорской армии. В1885 году он принял участие в поездке генерала Гасфорта, в ходе которой совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Во время этой поездки Чокан начал изучать историю и быт казахского народа, собирая материалы по статистике, обычному праву и древней религии казахов.

1 стр., 411 слов

Согласны ли вы с высказыванием Толстого: «Я старался писать историю народа»

... соединились в единый народ, у которого были единые проблемы и единые цели. Изображая главным действующим лицом весь русский народ, писатель демонстрирует историю этого народа. Понравилось сочинение? А вот еще: ... сливающимся воедино. Это позволяет Л.Н. Толстому подчеркнуть мысль о том, что история вершится народом: если он един, то победа обеспечена, если он разобщен – одержать победу не ...

Путешествие в Кульджу и экспедиция в Кашгар

В начале августа 1856 года Чокан Валиханов отправился в путешествие в Кульджу. По пути он посетил ряд пограничных пунктов Западного Китая. В Кульджинском крае он пробыл около трех месяцев, затем вернулся в Омск. Эта поездка была пробным шагом перед его экспедицией в Кашгар.

В 1858-1859 годах Чокан совершил самое главное путешествие в своей жизни — экспедицию в Кашгар. Под именем купца Алимбая и изменив внешность, Чокан проник в Кашгар, где прожил пять месяцев. В ходе своего пребывания в Кашгаре ему удалось разгадать тайну гибели английского путешественника Адольфа Шлагинтвейта, а также собрать много интересных статистических и исторических сведений. Он опубликовал результаты своих исследований в «Записках русского Географического общества» в виде двух статей: «Очерки Джунгарии» и «Описание Кашгара или Алтышаар».

Научные достижения и литературное наследство

Чокан Валиханов за свою короткую жизнь написал ряд работ, посвященных истории, географии и этнографии народов Средней Азии и Казахстана. Он также затронул общественно-политические темы. Несмотря на свою молодость, Чокан был сформировавшимся крупным ученым с энциклопедическим складом ума, который смог поставить ряд новых вопросов в современной ему науке.

Исследования и работы Чокана Валиханова внесли значительный вклад в развитие науки и помогли расширить наши знания о казахском народе и его истории.

Устное народное творчество казахов

Устному народному творчеству казахов посвящены статьи «Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды», «Очерки Джунгарии» и другие. Подчеркивая поэтическую и музыкальную душу народа, Валиханов рассказывает легенду, согласно которой есть сказочная птица, которая, пролетая прямо над землей, как бы одаривает находящихся в тени её крыльев частицей своего гения. Поверье же таково: над казахами птица пролетела совсем низко, из чего и проистекает их особая музыкальная одаренность. Валиханов подчеркивал так же, что народно-поэтическое творчество казахского народа дает «полную картину» его «исторической и духовной жизни». Интересны его высказывания об особенностях импровизаторского искусства акынов, о видах песен, о ритмике казахского стиха. Он записал народную эпическую поэму «Козы-Корпеш и Баян-сулу».

Потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов был поистине яркой личностью. Русские историки единогласно признали в лице его феноменальное явление. Преждевременная кончина Чокана лишила его многих открытий, но все же за неполных 30 лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь. Имя этого великого писателя, ученого, просветителя, путешественника не исчезнет в истории наших народов. Память о великом сыне казахского народа живет в нашем регионе, по сей день. В городе Омск, рядом со зданием Консульства Республики Казахстан, на улице, носящей его имя, установлен памятник Ч.Ч.Валиханову. На стене здания Омского кадетского корпуса размещена памятная мемориальная доска.

2 стр., 542 слов

Сделайте подалуйста :»природа страны и история народа,отражаясь в душе

... языка, К. Д. Ушинский писал: В языке собственном народ, в продолжение многих 1000-летий и в миллионах индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек пропадал, но слово, им ...

Список использованной литературы:

  • Aйдарова Х., Чокан Валиханов, Алма-Ата, 1945;

  • Фетисов М.И., Литературные связи России и Казахстана, М., 1956, с. 239-342.

  • Бегалин С. Чокан Валиханов. М., 1976.

  • Забелин И. Чокан Валиханов. М., 1956.

Список использованной литературы доступен по ссылке:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-sho-an-ualihanov-na-russkom/