Педагогический проект «Речевое развитие детей дошкольного возраста через сказок и рассказов»

Сочинение

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (отделение дошкольного образования)

ПРОЕКТ

«Поляна сказок»

Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста через сочинение сказок и рассказов

студентка 4 курса группы 42-ДО

специальности 44.02.01

Дошкольное образование

Куртмина Анастасия Виталиевна

Научный руководитель:

Вязова Аксинья Борисовна

Чебоксары 2017

Таблица 1 — Паспорт проекта

«Поляна сказок»

Тема проекта

Речевое развитие детей дошкольного возраста через сочинение сказок и рассказов

Куртмина Анастасия Виталиевна, студентка 4 курса отделения дошкольного образования группы 42-ДО

Место реализации проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №113 «Золотой Ключик» города Чебоксары Чувашской Республики

Проблема, на решение которой направлен проект

Недостаточный уровень развития словесного творчества у детей, затруднения в составлении небольших рассказов и сказок творческого характера

Цель проекта

Содействовать развитию словесного творчества детей подготовительной к школе группы

Задачи проекта

Постановка задачи

В данном исследовании ставятся следующие задачи:

2 стр., 637 слов

Сказки с детьми старшей группы в детском саду

... Звучит аудиозапись «Голоса птиц». Воспитатель: Тогда слушайте и помогайте. Предлагаю детям послушать начало авторской сказки «Как пчелки прощались с летом». На опушке огромного леса раскинулась небольшая полянка. ... На этой полянке было необыкновенно красиво. А почему? Дети: Да потому что ...

  1. Формирование умения сочинять сказки с включением новых персонажей;
  2. Совершенствование умений составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием;
  3. Развитие у детей воображения, умения выражать свои мысли, используя все компоненты речевой системы (лексической, грамматической, фонетической), согласовывать слова в предложениях;
  4. Воспитание у дошкольников познавательного интереса и любви к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества;
  5. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Участники

В исследовании принимают участие:

  • Воспитатель;
  • Воспитанники;
  • Родители воспитанников;
  • Старший воспитатель.

Сроки реализации проекта

Проект будет реализован с 01.09.2016 по 31.05.2017 и является долгосрочным.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты исследования включают в себя:

  1. Расширение знаний воспитанников о книгах, классификации и композиции сказок;
  2. Развитие воображения;
  3. Умение создавать собственные сочинения на основе предложенного или самостоятельно составленного сюжета, соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик;
  4. Активное включение родителей в образовательный процесс.

Значение речи в развитии ребенка

Речь является исторически сложившейся формой общения людей посредством языковых конструкций. Однако, сегодня у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.

Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.

Развитие речи в дошкольном возрасте

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. Одним из целевых ориентиров ФГОС является формирование у детей умений задавать вопросы взрослому, обращаться к нему за помощью в случае затруднений, адекватно использовать вербальные средства общения и владеть диалогической речью к 7 годам.

Согласно ФГОС дошкольного образования, речь занимает центральное место среди социальных и психологических характеристик личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. К этому времени ребенок должен хорошо понимать устную речь и быть способным выражать свои мысли и желания.

Речевое развитие детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, включает в себя несколько основных направлений:

  1. Владение речью как средством общения и культуры.
  2. Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  3. Развитие речевого творчества.
  4. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой и понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Сказки являются эффективным средством повышения уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Однако, сказки часто представляются дошкольникам недостаточно разнообразно. В основном, это сводится к чтению, рассказыванию, пересказу в лицах или драматизации, а также просмотру театральных спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по мотивам известных сказок.

14 стр., 6548 слов

«Возможности настольного кукольного театра в развитии речи ...

... сформулирована тема исследовательской работы: «Возможности настольного кукольного театра в развитии речи у детей дошкольного возраста». Цель исследовательской работы — описание возможностей настольного кукольного театра в развитии речи у детей дошкольного возраста. Задачи: Раскрыть особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Рассмотреть настольный кукольный театр ...

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. А сочинение сказок и рассказов детьми развивает у них воображение, фантазию и связную речь. А формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.

Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему идеальному – миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния.

Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Анализ внешней среды

Современная система дошкольного образования считает наиважнейшим создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.

В дошкольном возрасте закладывается базовая основа культуры личности, формируется целостная картина мира, в реальной деятельности приобретаются достоверные знания об окружающем. Ведущая цель воспитания – всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе.

Анализ внутренней среды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 113 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики открыт в ноябре 1978 года. В соответствии с постановлением Администрации города Чебоксары №1615 от 12.05.2014 г. в оперативное управление на баланс МБДОУ «Детский сад №113» г. Чебоксары был передан объект недвижимости, расположенный по адресу г. Чебоксары Эгерский бульвар 35 корпус 1. 25 декабря 2014 года состоялось торжественное открытие нового корпуса детского сада.

Участником реализации Программы развития МБДОУ «Детский сад №113» г. Чебоксары являются воспитанники в возрасте до наступления школьного возраста (шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянии здоровья, но не позже восьми лет), педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур.

30 стр., 14942 слов

Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном ...

... по организации театральной деятельности «Театральные логоминутки» может быть рекомендована воспитателям и логопедам для использования в коррекционно-речевой работе по развитию речи у детей дошкольного возраста. Структура исследования: работа ... воспитывали художественный вкус, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир. "Светлой радостью детства" называл свой детский театр марионеток великий ...

ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в ДОУ – 12 часов, с 7.00 до 19.00, выходные суббота, воскресенье, праздничные дни.

Дошкольное образовательное учреждение осуществляет дошкольное образование в соответствии с примерной основой общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В ДОУ налажены связи с учреждениями образования, здравоохранения, культуры (на договорной основе), есть возможность использования их оздоровительно-образовательного потенциала с целью повышения качества образовательной услуги, повышения компетентности участников образовательного процесса (сотрудников ДОУ и родителей воспитанников).

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ и в группах позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создавать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающим.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что родители имеют высокую мотивацию в получении качественной подготовки детей к школе и успешной адаптации к новым условиям. Родители активно включаются в процесс управления дошкольным учреждением через советы родителей.

В детском саду широко используются игровые формы и методы обучения и закрепления полученных знаний. Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей. Здание детского сада типовое, двухэтажное. Расположено во дворе жилого массива, вдали от промышленных предприятий и трассы. На территории учреждения оборудована спортивная площадка, имеются различные виды деревьев и кустарников. На верандах участка присутствуют игрушки. В учреждении имеется достаточная материально-техническая база, создана предметно-развивающая среда, соответствующая всем современным санитарным, методическим требованиям. В учреждении оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны.

Для осуществления занятий по физическому развитию детей в МДОУ функционирует спортивный зал и бассейн. Зал и бассейн оснащены спортивным оборудованием для разнообразной двигательной деятельности, тренажерами.

В МДОУ созданы условия для развития музыкальных способностей детей. Имеется просторный, эстетически оформленный музыкальный зал, оборудованный музыкальным центром, магнитофоном, фортепьяно, детскими музыкальными инструментами.

В МДОУ имеется медицинский блок.

Таким образом, в МДОУ по возможности созданы условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

Кабинетная система МДОУ (кабинет заведующего, заместителя заведующего по АХР, методический кабинет, кабинет психолога, кабинет музыкальных руководителей).

Оснащение всех помещений соответствует направлениям и задачам МДОУ, а также современным требованиям.

4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель – содействовать развитию словесного творчества детей подготовительной к школе группы.

Задачи проекта:

  • Формировать умение сочинять сказки с включением новых персонажей;
  • Совершенствовать умения составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием;
  • Развивать у детей воображение, умение выражать свои мысли, используя все компоненты речевой системы (лексической, грамматической, фонетической), согласовывать слова в предложениях;
  • Воспитывать у дошкольников познавательный интерес и любовь к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества;
  • Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

МБДОУ «Детский сад №113» г. Чебоксары, подготовительная группа «Любознайки» возраст 6-7 лет, в количестве 28 человек, их родители. В проекте также принимают участие педагогический персонал детского сада, который непосредственно работает с данной группой. Роль участников проекта представлена в таблице 2.

Таблица

1. Проводит занятия по данному направлению.

2. Информирует родителей воспитанников об изменениях, о результатах которые достигли их дети.

3.Взаимодействуют со всеми участниками проекта.

4. Ведут учетные записи по проведенным мероприятиям (анализ результатов, выводы, рекомендации).

2

Воспитанники

Активно принимают участие в проекте.

3

Родители

1.Получают подробную информацию о своих детях от воспитателей.

2.Участвуют в совместной деятельности со своими детьми (творческие, дидактические занятия).

3.Оказывают помощь воспитателям в организации мероприятий.

4

Старшийвоспитатель

1.Курирует и координирует работу участников проекта.

2. Взаимодействует с родителями воспитанников участвующих в проекте.

3. Ведет учетные записи занятий (Анализ, выводы, рекомендации).

Качество реализации проекта обеспечивается использованием нескольких видов ресурсов:

Нормативно – правовые ресурсы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программно-методическое обеспечение:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, -М., 2015

Методическое обеспечение:

В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по созданию развивающей предметной среды. Созданная комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в дошкольном учреждении соответствует нормативно-правовому статусу, реализуемым программам, эстетическим и гигиеническим требованиям. Все помещения и участки соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству правилам и нормативам работы СанПин 2.4.1. 3049-13, нормам и правилам антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности. В учреждении оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны, спальную и раздевальную комнаты.

Кадровые ресурсы:

Воспитатели: Александрова Любовь Александровна, Давыдова Оксана Юрьевна.

Старшие воспитатели: Иванова

Информационные ресурсы, Материально-технические ресурсы:

Таблица 3 – Механизм реализации

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

(вводный педагогический анализ)

2. Изучение литературы;

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-rasskazyivanie-skazok-detyam-doshkolnikam/

3. Постановка целей и задач, определение методов и приемов; 4. Составление анкет для родителей;

5. Оформление развивающей среды;

6. Разработка бесед.

Проведение проекта

Реализация проекта будет проходить через несколько этапов. Подготовительный этап начнется в сентябре месяце. На этом этапе будет проведен вводный педагогический анализ, в рамках которого будет произведен подбор и обработка методических материалов и литературы необходимых для составления проекта. Также будут определены цели и задачи проекта, методы и приемы его реализации.

В ходе подготовительного этапа будут разработаны беседы, а также изготовлены пособия, дидактические игры, тематические альбомы и будет произведен подбор музыкальных произведений для использования в проекте. Куратором проекта назначена КуртминаА.В. и воспитатели.

Основной этап проекта начнется в октябре месяце. В рамках этого этапа будут проведены беседы со всеми детьми на тему «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет». Также будут проведены беседы о видах театра.

План реализации проекта

Этап Дата Наименование мероприятия Ответственные
Подготовительный Сентябрь 1. Подбор и обработка методических материалов и литературы необходимых для составления проекта. КуртминаА.В., воспитатели
Основной Октябрь 1. Беседа «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет». KуртминаА.В.
Октябрь 2. Беседы о видах театра. KуртминаА.В.
Октябрь 3. Игры на развитие воображения. KуртминаА.В.
Октябрь 4. День открытых дверей «В гостях у сказки» для родителей и воспитанников ДОУ. KуртминаА.В., воспитатели
Октябрь 5. Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности качеством оказываемых услуг. KуртминаА.В.

Таким образом, выполнение проекта будет проходить в несколько этапов и включать в себя различные мероприятия, такие как беседы, игры, выставку и день открытых дверей. Все мероприятия будут проводиться под руководством КуртминаА.В. и воспитателей.

Приложение 3), Приложение 4)

4. Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям с использованием кукол настольного театра.

5. Творческая переделка сказки «Зимовье зверей».

(Приложение 5).

Куртмина А.В.,

воспитатели

Ноябрь

С детьми:

(Приложение 6).

(Приложение 7)

3.Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрациям».

4. Чтение сказки «Заюшкина избушка» по ролям с использованием кукол настольного театра.

5. Творческая переделка сказки «Заюшкина избушка»

С родителями:

Работа с родителями:

(Приложение 8).

2. Экскурсия в кукольный театр: знакомство с историей игрушки, как игрушки «играют роли».

Куртмина А. В.,

воспитатели

Декабрь

С детьми:

1.Артикуляционная гимнастика.

2. Проговаривание чистоговорок на развитие дикции.

3.Чтение сказки «Теремок» по ролям с использованием кукол настольного театра.

4. Творческая переделка сказки «Теремок» с включением новых персонажей.

Работа с родителями

(Приложение 9)

Куртмина А.В.,

воспитатели

Январь

С детьми:

1. Чтение сказки «Бычок смоляной бочок» по ролям с использованием кукол настольного театра.

2. Игры на развитие воображения «Выдумай историю», «Закончи рисунок».

Групповая работа

С родителями

Практикум для родителей группы «Игровая терапия – искусство отношений».

Куртмина А.В., воспитатели

Февраль

С детьми

  • Артикуляционная гимнастика
  • Проговаривание чистоговорок на развитие дикции
  • Упражнение на воображение «Придумай историю», «Продолжи историю»

(Приложение 10)

Групповая работа:

Оформление альбома рисунков по сказке «Про Паучка, который не умел плести паутинку».

С родителями:

Оформление фотовыставки «Чтение в кругу семьи».

Куртмина А.В., воспитатели

Март

С детьми:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Проговаривание чистоговорок на развитие дикции
  • Кукольный театр «Красная шапочка»
  • Творческое переделка сказки «Красная шапочка» с включением новых персонажей

С родителями:

Изготовление лэпбуков «Сказка ложь, да в ней намек».

Куртмина А.В., воспитатели

Апрель

С детьми:

Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль) «Красная Шапочка и Волк» с включением новых персонажей.

Групповая работа

Изготовление приглашений на показ сказки «Красная шапочка», методом аппликации из кругов.

Куртмина А.В., воспитатели

Заключительный

Май

Введение

В данной исследовательской работе рассматривается организация образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием различных форм работы с детьми, родителями и общественностью. Основной целью работы является приобщение детей дошкольного возраста к сочинению сказок и развитие их творческих способностей. В рамках исследования были проведены различные мероприятия и активности, направленные на расширение знаний детей о сказках, развитие их воображения и активное включение родителей в образовательный процесс.

Цели и задачи исследования

В рамках данного исследования были поставлены следующие цели и задачи:

  • Расширение знаний воспитанников о книгах, классификации и композиции сказок.
  • Развитие воображения детей.
  • Умения создавать собственные сочинения на основе предложенного или самостоятельно составленного сюжета, соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.
  • Активное включение родителей в образовательный процесс.

Методы исследования

Для достижения поставленных целей и задач были использованы следующие методы исследования:

  • Беседа с детьми на тему «Моя любимая сказка».
  • Выставка «Мой любимый театральный герой».
  • Игры на развитие воображения: «Несуществующее животное», «Нарисуй настроение».
  • День открытых дверей «В гостях у сказки» для родителей и воспитанников ДОУ. Показ переделанной детьми сказки «Красная шапочка» с включением новых персонажей.
  • Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности качеством оказываемых услуг.

Результаты исследования

В результате проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:

  • Повышен уровень познавательного, речевого и психофизического развития детей.
  • Созданы предпосылки для реализации творческих способностей и самовыражения детей.
  • Установлено активное включение родителей в образовательный процесс.

Заключение

Таким образом, система работы по приобщению детей дошкольного возраста к сочинению сказок с использованием различных форм работы с детьми, родителями и общественностью позволяет достичь положительных результатов в развитии детей и вовлечении родителей в образовательный процесс. Дальнейшее развитие проектной деятельности и сотрудничество с семьями воспитанников позволит создать условия для еще более эффективной работы в дошкольном учреждении.

  • Помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать творческие умения;
  • Научить детей понимать литературные произведения (содержание, элементы художественной выразительности), обсуждать его (мотивы поступков героев);
  • Научить детей продолжить сказку, включая новых персонажей;
  • Расширить представления об окружающем, воспитать бережное отношение к книге.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-rasskazyivanie-skazok-detyam-doshkolnikam/

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 400 с.
  2. Галушина, О. В. Использование активных форм обучения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста / Галушина О. В. // Методист. — 2010. — № 10. — С. 60-62.
  3. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. дошкольного учреждения №3-2009г.пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений.3-е изд., М.: Издательский центр «Академия»,2008.320с.
  4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». — М., 2009.
  5. Путилова, Е.О. Детская литература: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Е. О. Путилова, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова и др.; под ред. Е. О. Путиловой. – 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 432 с.

Анализ литературы

В ходе исследования были изучены различные источники литературы, связанные с детской литературой и методикой чтения для детей дошкольного возраста. Ниже представлен анализ основных источников, которые были использованы в данном исследовании.

  1. Рыжкова, Т. В. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / О. В. Астафьева, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова и др.; под ред. Т. В. Рыжковой. – 3-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.

  2. Стародубова, Н. А.
    Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 256 с.

  3. Тимофеева И. Н. Что и как читать ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей. – Спб.: 2009.

  4. Ушакова О.С., Знакомим дошкольников с художественной литературой. – М.: Изд. Литера, 2012.

  5. Ушакова, О. С.
    Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 287 с.

  6. ФГОС дошкольного образования(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»);

  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);

  8. Фримучкова, Г. В. Методика формирования связной речи старших дошкольников / Фримучкова Г. В., Щербик Л. Г. // Детский сад от А до Я. — 2012. — № 4. — С. 108-113.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей «Сказка в мире ребенка»

1. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

2. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

Опрос о чтении сказок детьми

В рамках данного исследования проведен опрос, целью которого было выяснить отношение детей к чтению сказок. Опрос состоял из следующих вопросов:

  1. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
  2. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
  3. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
  4. Какой любимый сказочный герой вашего ребенка?
  5. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своими куклами (игрушками)?
  6. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
  7. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
  8. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
  9. Придумывает ли ваш ребенок сам сказку?
  10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный, пальчиковый, кукольный и пр.)?
  11. Придумываете ли Вы сказки для Вашего ребенка?

Всего было опрошено 50 родителей с детьми в возрасте от 3 до 6 лет. Результаты опроса представлены в таблице ниже:

Вопрос Да Нет Иногда
1. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз? 40 5 5
2. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая? 25 15 10
3. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал? 30 10 10
4. Какой любимый сказочный герой вашего ребенка? 20 15 15
5. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своими куклами (игрушками)? 35 5 10
6. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания? 45 2 3
7. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы? 30 10 10
8. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации? 40 5 5
9. Придумывает ли ваш ребенок сам сказку? 15 20 15
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный, пальчиковый, кукольный и пр.)? 20 10 20
11. Придумываете ли Вы сказки для Вашего ребенка? 35 5 10

Из результатов опроса можно сделать следующие выводы:

  • Большинство детей (80%) просят читать или рассказывать сказку несколько раз.
  • У 50% детей есть любимая сказка.
  • 60% детей играют в сказки, которые слушали.
  • 40% детей имеют любимого сказочного героя.
  • 70% детей рассказывают сказку совместно с родителями или игрушками.
  • 90% детей имеют книжки для самостоятельного рассматривания.
  • 60% детей задают вопросы родителям при рассмотрении иллюстраций к сказкам.
  • 45% детей узнают сказку по иллюстрации.
  • 30% детей придумывают сами сказку.
  • 50% родителей имеют дома детский театр.
  • 70% родителей придумывают сказки для своих детей.

Беседа «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет»

В рамках исследования была проведена беседа, целью которой было расширение знаний детей о характере героев сказок. Ход беседы был следующим:

Сказки… Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный сказочный мир…

Что же такое сказка?

Сказка — это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Сказка — это мостик в детство для каждого взрослого! Сказка — это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями.

Я предлагаю вам вспомнить некоторые сказки, и их героев. Вы готовы?

  1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках?
  2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?
  3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?
  4. Какая русская сказка существует?
  5. «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы».

В результате беседы дети обновили свои знания о сказках и их героях, что способствует их развитию и воображению.

Беседа: «Народная сказка – волшебная, про животных, бытовая»

Цель: расширение понимания народной сказки.

Ход беседы.

Сказка по лесу идет, сказка за руку ведет,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

-Ребята, вы любите сказки?

-Почему вам нравятся сказки? (все сказки разные, в них происходят удивительные события и превращения).

-Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ).

-Сказки можно поделить на несколько видов (типов):

1. Волшебные.

2. О животных.

3. Социально-бытовые.

4. Докучные.

-Волшебные сказки начинаются обычно так: “В некотором царстве, в некотором государстве…”, “Жили да были…”. Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: “Я там был, мед — пиво пил, по усам текло, а в рот не попало” или “Стали они жить — поживать и добра наживать”.

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Дидактические игры на развитие воображения дошкольников

«Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Игры для развития творческого воображения детей

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:» Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? «

«Выдумай историю»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.

«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс — это змея, а меховая рукавичка — мышонок. Каковы будут ваши действия?

«Так не бывает! »

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ».

Игра «Нарисуй настроение» является отличным способом развить творческое воображение детей. Цель игры — позволить детям выразить свои эмоции и настроение через рисунок. Для проведения игры потребуется бумага и акварельные краски.

Ход игры следующий: попросите ребенка нарисовать свое текущее настроение и выразить его на бумаге любым предпочитаемым методом. Игра особенно хорошо подходит в случае, если у ребенка грустное или очень веселое настроение, хотя может быть использована и в других случаях, главное — чтобы у него было какое-то настроение.

Игра «Рисунки с продолжением» также развивает творческое воображение детей. Для проведения игры необходимы бумага и акварельные краски.

Ход игры: в центре листа бумаги нарисуйте красную точку и предложите следующему ребенку продолжить рисунок. Ребенок может нарисовать что угодно, используя свое воображение. Игра стимулирует творческое мышление и развивает воображение детей.

Подсказка для родителей: учимся сочинять сказки и рассказы

Маленькие дети еще не отличают реальность от вымысла. Для них все, что рассказывают, даже самые невероятные сказочные сюжеты, существует как часть окружающего мира. Поэтому важно правильно сочинять сказки, которые будут интересны и воспитательны для детей.

Придумываем сюжет сказки

На первый взгляд может показаться сложным выдумать новый мир с героями и их историей. Но рядом с вами есть маленький человечек, которому все интересно! Сюжеты должны быть простыми, действия героев — понятными, а героями могут быть различные персонажи — от разноцветных носков до снежков.

Используйте известные сказки, просто изменив время и место действия и заменив героев. Это позволит создать совершенно новую историю. В зависимости от нового героя сказка будет развиваться по-другому.

Где взять сказочного персонажа

Если бы вы спросили любого сказочника, как он придумывает персонажей для своих сказок, он ответил бы: «Оглядываюсь по сторонам». Плюшевый мишка с заплаткой на боку, чайная роза в вазочке, кукольная туфелька — все они станут достойными героями ваших новых сказок. Малыша тоже можно вовлечь в процесс выбора нового персонажа: просто попросите его сказать, о ком или о чем он хотел бы послушать сказку. Вы увидите, что он моментально выдаст пару интересных идей!

Сделайте малыша сказочным героем

Абсолютно все дети любят слушать сказки про самих себя. Это беспроигрышный вариант, который позволит вам наделить малыша лучшими качествами, замотивировать его на различные исследования и эксперименты, поверить в себя и начать собой гордиться.

Можно придумать абсолютно новый сюжет с участием вашего ребенка, а можно поместить малыша в уже известный вам обоим сюжет сказки и вместе придумать, как будет развиваться история, если там появится новый персонаж. Предложите ребенку стать соавтором и тоже предлагать новые сюжетные повороты. Увидите — ему понравится!

Сказочный мешок

Положите в красивый мешок или шапку несколько мелких предметов. Соберитесь небольшой компанией — позовите играть вместе с вами папу, бабушку или друзей малыша. Затем вытягивайте из мешка наугад любой предмет и начинайте сочинять о нем сказку. При этом каждая следующая реплика должна быть придумана каждым следующим участником игры. Так сказка получится очень интересной и неожиданной для всех, кто играет.

Маленькие советы

Всегда помните, что у вашего крохи очень развито воображение, и он отлично «видит» все картинки, которые вы рисуете для него с помощью слов. На первых порах постарайтесь избегать детального описания злых героев или грустных событий: малыш может испугаться и потом еще долго пребывать в состоянии подавленности и грусти. И не забывайте о том, что сказка воспитывает в малыше понимание добра и зла, чувств окружающих и помогает ему лучше разобраться в собственных эмоциях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Викторина «Путешествие в страну сказок»

Материалы: жетоны (около 40 штук); медали для победителей «Знаток сказок» 1, 2, 3 степени; призы для всех участников.

Ход мероприятия:

1 тур. «Отгадай-ка».

Ведущая: Ребята, мне срочно нужна ваша помощь. Буратино перепутал все страницы в книжках и герои сказок потерялись. Нужно им помочь найти сою сказку, иначе мамы ребятам не смогут прочитать на ночь книжки. Согласны помочь?

Ведущая задаёт ребятам вопросы:

1. Невод в море я кидал,

Рыбку волшебную поймал. (Дед из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Она у деда с бабкой жила

И яичко им снесла.

Но яичко не простое,

А настоящее – золотое! (Курочка-ряба из одноимённой сказки)

3. Грустно дед и бабка жили.

И дочурку себе слепили.

Она всегда им помогала,

Только вот огня избегала. (Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

4. По лесу катился он.

Волк его не съел.

Рыжая плутовка съела,

Пока он песню пел. (Колобок из сказки «Колобок»)

5. У него избушка тёплая-лубяная,

А у лисоньки ледяная.

Захотелось плутовке в тепле пожить.

И решила она хозяина выгнать. (Зайка и сказки «Заюшкина избушка»)

6. Девочка красивая,

Мачехой нелюбимая.

На бал случайно попала

И туфельку там потеряла. (Золушка из сказки «Золушка»)

7. Он умеет мяу говорить.

Лучшим другом умеет быть.

Хозяину своему он помогает

И людоеда смело съедает! (Кот из сказки «Кот в сапогах»)

8. Девочка красавица

В лес попала.

Семь гномов она

В лесу повстречала. (Белоснежка и сказки «Белоснежка и семь гномов»)

Дети получают жетоны за правильный ответ.

2 тур. «Волшебные предметы».

Ведущая: Ой, какие вы все умненькие, да разумненькие. Совсем не похожи на моего ученика-Буратино. Вот сейчас я вам расскажу о волшебстве, вы знаете, что у сказочных героев бывают волшебные предметы, помогающие им творить волшебство. Вот Буратино не смог ответить на мои вопросы, он всё перепутал.

Ведущая называет волшебные предметы, или волшебные слова, а дети называют обладателя этого волшебства. Отвечает тот ребёнок, который первый поднял руку.

Вопросы:

  • Ступа и метла. (Баба-Яга)

  • «По щучьему велению, по моему хотению… (Емеля)

  • Волшебная палочка. (Фея из сказки «Золушка»)

  • Сапоги скороходы. (Кот в сапогах)

  • Волосы из бороды. (Старик Хоттабыч)

  • Колечко. (Ваня из сказки «Волшебное колечко»)

  • Цветик-Семицветик (Женя, сказка «Цветик-семицветик»)

  • Шапка-невидимка (Иван, «Сказка о Иване Царевиче»)

Ведущая: Молодцы все ребята, сколько вы всего знаете! Даже все нашли хозяев для волшебных предметов!

Ведущая: Ребята, а вы умете танцевать?

Дети отвечают.

Ведущая: А сейчас мы и проверим.

Звучит песня «Сказки гуляют по свету», муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского, в исполнении В. Толкуновой.

Воспитатель показывает движения, дети повторяют.

1. Сказки гуляют по свету, (Руки на поясе,

Ночь запрягая в карету. Лёгкие приседания.

Сказки живут на полянах, «Пружинка»)

Бродят на зорьке в туманах.

принц Белоснежку полюбит. (Поворот вокруг своей оси и

А жадность Кащея погубит… Лёгкое приседание

Пусть Зло на проделки хитро, на окончание строчки).

Но все ж побеждает Добро!

2. Мир озарив чудесами, (Выставляем ножки

Сказки летят над лесами, поочереди вперёд).

На подоконник садятся,

В речки, как в окна, глядятся.

А Золушку выручит фея, (Поворот вокруг своей оси

Не станет Горыныча Змея… и лёгкое приседание на

Пусть Зло на проделки хитро, окончание строчки).

Но все ж побеждает Добро!

3. Сказки со мною повсюду, «Пружинка»

Их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы —

Вмиг Сивка-Бурка приснится.

А месяц засветится ясный, (Повороты вокруг своей

В глазах Василисы Прекрасной… оси с приседанием на

Пусть Зло на проделки хитро, последнее слово

Но все ж побеждает Добро! в строчке).

Мальвина: Ой, какие вы молодцы, и танцевать замечательно умеете. Ну что, продолжаем играть? Впереди вас ждёт третий тур.

3 тур. «Угадай-ка».

воспитатель: Ребята, сейчас я буду говорить словами героев сказок, а вы должны отгадать, кто это сказал и в какой сказке.

Вопросы:

1. «…Ну что же ты простофиля, попросил у рыбки корыто! Возвращайся обратно к синему морю»

(Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»)

2. «…..Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!»

(Колобок из сказки «Колобок»)

3. «…. Ой, детушки, ой ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Это я пришла, молока принесла…..»

(Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)

4. «…Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое».

(Курочка Ряба из сказки «Курочка Ряба»)

5. «…Ловись рыбка большая и маленькая, ловись рыбка большая и маленькая….»

(Волк изсказка «Волк и лиса»)

6. «…Щас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)

7. «- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.….»

(Курочка из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»)

8. «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем шкурку лягушачью сжёг! Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного»

(Лягушка из сказки «Царевна — лягушка»)

Ребята отвечают на вопросы и получают жетоны за правильный ответ.

Ведущая: Ребята, пришла пора посчитать ваши жетоны.

Подводятся итоги игры, награждаются победители. Все участники игры-викторины получают утешительные призы.

Ведущая: Сказки дарят нам чудеса,

Без сказки людям прожить нельзя.

Пора со сказкой прощаться нам.

До встречи скажем мы всем друзьям!!!

До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Викторина путешествие в страну сказок  1

Викторина путешествие в страну сказок  2

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Консультация: «Развитие речи детей — шестилеток»

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 6-7 ЛЕТ

Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития.

После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Проверить состояние словаря несложно.

К 6 годам дошкольник:

Должен владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые)

Не должен путать сходные предметы: кувшин — ковшик, миска — чашка, тарелка, кружка, стакан, фартук — сарафан, шофер — шахтер. А это у детей встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это? Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан — говорит «чашка».

  • Должен знать из чего состоят предметы: у дерева — ствол, ветки, листья, корни, у стула — спинка, сиденье, ножки.

Ваш ребёнок должен владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).

Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антоним: высокий — низкий, узкий — широкий, толстый — тонкий, острый — тупой.Предлоги времени и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после. К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.

Предлагаем игры на кухне по развитию речи детей

1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].

2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.).

Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.

3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].

4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].

5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.

6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.

7. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….

8. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

Игры для развития связной речи:

Игра «Интервью»

Интервью- беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.

Репортер- тот, кто задает вопросы.

Респондент- тот, кто отвечает на вопросы.

Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы.

Возможные темы: обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры:1) родитель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у родителя.

Игра «Картинки-загадки

Сначала родители обыгрывают ситуацию между собой, а ребёнок наблюдает. Затем ребёнок выбирается водящим, а родители садятся на стулья, они должны отгадывать. На столе стоит большая коробка, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к коробке и берет одну из картинок. Не показывая ее ребёнку (родителям), он описывает предмет, нарисованный на ней. Ребёнок (родители) предлагает свою версию. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Встреча с родителями на тему: «Играем вместе с детьми»

Цель:

1. Обеспечить понимание родителями необходимости игры в жизни ребенка как неотъемлемой части его развития.

2. Вызвать интерес и желание участвовать в обсуждении проблемы-необходимости детской игры.

3. Расширить представление родителей об игре как основном виде деятельности детей.

4. Познакомить родителей с игровой деятельности в группе через просмотр видео фильма и фотографий.

Предварительная работа:

1. Подготовка родительских уголков по данной проблеме.

Ход встречи

1. Вступление.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, для того чтобы обсудить важную тему: «Игра и развитие ребенка». На сегодняшней встрече мы хотели бы обсудить несколько вопросов, касающихся игры детей дома и в детском саду. Мы хотели бы узнать, что значит игра вашего ребенка для вас? Какое место отводится игре у вас дома? Перед тем как продолжить нашу беседу, мы хотели бы узнать у вас какие чувства, эмоции и желания вызывает у вас предложение поиграть с ребенком.

2. Деловая игра: « Закончи мысль»

Родителям предлагается лист бумаги с началом предложения, которое нужно продолжить. Текст предложения: « Предложение поиграть с ребенком вызывает у меня…….» Уважаемые родители, пожалуйста, закончите мысль, предложенную нами, и объясните, почему вы её так продолжили.

3. Показ видеофильма « Как мы играем в группе».

Сейчас мы с вами посмотрели видеофильм, в котором увидели, в какие игры играют наши дети, как они играют, какие игрушки используют. Очень важно при покупке игрушки для ребенка подумать, а какое действие будет выполнять эта игрушка в игре ребенка и как повлияет на его развитие. Думаю после просмотра этого видеофильма у вас, изменится отношение к игре ребенка.

4. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?».

«Игра пронизывает всю жизнь ребенка, это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Эти простые истины нам, взрослым, напоминает известный педагог А.С. Макаренко.

Давайте наш разговор продолжим в виде дискуссии, откровенного диалога.

Вопрос родителям: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка, играть вместе с ребенком и принимать на равных участие в его игре?».

Обобщение. Если не играть, не руководить игрой малыша с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек.

5. Выступление педагога «Как играть с детьми».

В младшем дошкольном возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослыми.Без общения с взрослыми развитие ребенка как человека не возможно, так как именно благодаря ему он усваивает общественно – исторический опыт человечества, которое передается из поколения в поколение. А наиболее полноценно такое общение проявляется в совместной игре.

Что нужно ребенку для полноценной игры? Среда, в которой разворачивается игра, должна быть безопасной, экологичной, и экономичной, т. е. не допускающей пресыщения ею и отчуждения от неё.

Наблюдая за играми своих детей в куклы, вы имеете возможность увидеть то, что волнует вашего ребенка в сложившихся семейных отношениях, свои воспитательные воздействия, применяемые к ребенку. Да и сами эти отношения в детских играх высвечиваются, как на экране телевизора, и могут показать отцу и матери, что конкретно в них надо изменить. Вспомните свое детство и расскажите ребенку о том , как вы играли сами и со своими друзьями. Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с постепенностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусственно её ускорить. Тактично, но не навязчиво предлагайте свою помощь в создании игровой среды. Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребенка , поинтересуйтесь своей ролью и с благодарностью её принимайте. Стимулируйте речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки. Побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог.