Презентация по русскому языку -описание «Произведения народного декоративного искусства»,6 кл

Сочинение

Урок развития речи в 6 классе сочинение-описание «Произведения народного декоративного искусства»

Цели урока:

  1. Закрепить знания учащихся об описании как типе речи;

  2. развивать умения правильно употреблять имена прилагательные в речи;

  3. развивать монологическую речь учащихся;

  4. воспитание любви к прекрасному;

  5. обогащение словарного запаса учащихся.

  6. знакомство с различными видами прикладного искусства.

Ход урока:

1.Приветствие учителя:

Здравствуйте, ребята!

2.Заочная экскурсия:

1. Жостовские подносы.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов существует с 1825 г.». В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение .По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.(презентация )

11 стр., 5178 слов

«Развитие речи учащихся на уроке литературы»

... данной работы – изучить особенности развития речи учащихся на уроке литературы. Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи : 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Дать характеристику места уроков литературы ...

2. Гжельская роспись.

Гжельская керамика привлекает к себе всех, кто любит и ценит красивые вещи. Давайте же и мы приобщимся к этой красоте. Гжель – это один из центров России, где на протяжении 670 лет производят керамические изделия. Слово “гжель” имеет балтийские корни и, вероятнее всего, произошло от названия реки “Агжелка”, которая протекает недалеко от рассматриваемой области. Гжельская керамика известна по всему миру благодаря своему уникальному кобальтовому цвету и замысловатому орнаменту.

С середины 17 века в Гжели велась добыча различных сортов глины. Из неё изготавливали посуду, кирпичи, изразцы и детские глиняные игрушки. Посуду расписывали коричневой, жёлтой и лиловой краской. Мотивом служил окружающий мир: цветы, деревья, травы, животные.

Раскрашивали все изделия вручную, поэтому они имели неповторимый рисунок и зависели от фантазии каждого отдельного мастера. В 18 веке обнаруживается новый сорт белой глины, на который впоследствии переходит всё производство. К глине стали добавлять известь, и полученный материал назвали полуфаянсом.

Посуда, игрушки, статуэтки с гжельской

(презентация)

3.Матрешки., А теперь отгадайте загадку:, Алый шёлковый платочек,, Яркий сарафан в цветочек,, Упирается рука, В деревянные бока., А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко., Это русская…(матрешка)

Присмотритесь повнимательнее к этой замечательной русской игрушке. Это главная героиня нашего сегодняшнего урока.

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в сарафане и платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума).

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

8 стр., 3504 слов

«История русской матрешки»

... Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки. Глава II. Виды русской матрешки. Сергиевская игрушка Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный ... эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки ...

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

«Родилась матрёшка в Москве в Леонтьевском переулке в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней – еще одна…» [1].

Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде.

Рассмотрим несколько матрешек.

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.(презентация)

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, чтобы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки).

7 стр., 3384 слов

Описание матрешки

... под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в ... описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды. А предметом описания будет одна ... символ добра и благополучия – создаётся талантливыми народными мастерами в разных городах и сёлах России. ... На слайде разные матрёшки. Чем отличаются матрёшки на слайде? (росписью) В Сергиевом-Посаде, на ... платок, сарафан, фартук. Когда Звёздочкин ...

Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других .

3.Подведение итогов экскурсии

Понравилась ли вам экскурсия? Чем? Какой из народных промыслов запомнился больше? Почему? Ребята, а как вы понимаете слово «промысел»?(слайд)

Промысел- ремесло; мелкое ремесленное производство(изготовление предметов традиционной народной культуры).

4.Беседа по представленным промыслам:

а)жостовские подносы:

— Что это за вид художественного промысла?

— Какие изделия делают жостовские мастера?

— В чём особенность росписи жостовских изделий?

б) Гжельская роспись:

— Что это за вид художественного промысла?

— Какие изделия делают гжельские мастера?

— В чём особенность росписи гжельских изделий?

в)Матрешки:

— Каков стиль росписи матрёшки?

Круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане, расписанная сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Используются 3–4 цвета: красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

— Чем отличаются эти матрешки?

— Какая вам понравилась больше? Какая понравилась больше, ту и будете описывать в своем сочинении.

5.Словарная работа:

-Какие типы текстов вы знаете?( повествование, описание, рассуждение)

19 стр., 9299 слов

Теоретические основы проблемы развития декоративного творчества ...

... О. А. Соломенниковой, М. В. Тихоновой, А. П. Усовой. Работ по ознакомлению старших дошкольников с гжельской народной росписью еще меньше: работы Н. Алексахина, Ю. Г. Дорожина, В. М. ... потешек, народных сказок, стихов, загадок; лепка, рисование, роспись изделий из папье-маше, аппликация, художественный труд, конструирование; игра или танец с оформленными народными атрибутами (ободок на голову, ...

-Назовите отличительные признаки описания. (применение прилагательных)

пр…родный орнамент иску…ный мастер

с затейл…вым узором праз…ничный наря…

деревя…ые изделия ярк… ж…вопись

красо…ая роспись маленьк… ч…до

глиня…ая игрушка р…месло ж…стовская роспись

т…лант р…скошный обыкн…венный

6.Работа над планом сочинения – описания. Запись на слайде и в тетрадях.

План:

1. Описание изделия:

а) материал;

б) форма;

в) цвет;

2. Орнамент (рисунок, узоры)

3. Какое настроение передает изделие?

— Ребята, а теперь обобщите свои наблюдения и напишите сочинение.

7. Итог урока:

— Разнообразны виды декоративно-прикладного искусства, обширна география народных промыслов. Но, наверняка, в них есть что-то общее. Что?

Вывод: Мастера воспевают красоту мира!

8.Домашнее задание: