Многие из нас читали рассказ И. А. Бунина «Кукушка». этого произведения будет рассмотрено в нашей статье. Рассказ этот написан в 1898 году и входит в цикл прозы писателя о русской деревне.
Кратко об идейном замысле произведения
Это произведение относится к творчества Бунина, который вошел в русскую литературу с такими произведениями, как «Деревня» и «Антоновские яблоки». Молодой писатель рассказывал своим читателям о суровой русской жизни, о непростом крестьянском быте, об угасании славы помещиков, утративших после отмены крепостного права свою власть.
Очень часто его произведения посвящены жизни простого маленького человека. И не всегда он может справиться с вызовами судьбы.
Этой теме посвящен и рассказ И. А. Бунина «Кукушка», краткое содержание которого мы рассмотрим по частям.
Обретение дома
Бунин рассказывает, что его герой — старый солдат, прозванный Кукушкой, после долгих лет скитаний обрел место постоянной службы. Барин дал ему возможность за кров, еду и небольшую оплату служить ему караульным в лесу.
В обязанности старика входило охранять барский лес от незаконных вырубок. Чему же еще посвящен рассказ «Кукушка» Бунина, краткое содержание которого умещается на одной странице текста? Он рассказывает о судьбе одинокого человека, который вырос сиротой, не знал родных отца и матери, соответственно, не получил ни образования, ни воспитания.
С юности Кукушка не знал ни любви, ни заботы. Окружающие давали ему обидные прозвища, называя лодырем, лентяем, человеком, ни на что не годным. Кукушка привык к этим прозвищам и уже сам считал себя неудачником.
Изгнание
В итоге герой не смог справиться со своими обязанностями. Он допустил, что крестьяне стали воровать лес. Но не по хитрости, а по тому, что просто не заметил воровства. Почувствовав, что тучи барского гнева над ним сгущаются, Кукушка отловил в лесу волчат и подарил их детям барина. Дети были в восторге, но барин, одарив бывшего солдата тремя стираными рубашками, выгнал его с должности.
Этой же зимой Кукушка — старый, никому не нужный и больной человек, скончался от холода и недоедания. Таким образом, мы изучили рассказ И. А. Бунин «Кукушка», краткое содержание которого рассказывает о судьбе простого человека, к которому окружающие люди не смогли проявить сочувствия.
Образ и характеристика Ванюшки в рассказе Судьба человека Шолохов
... вновь обрела для обоих смысл. Сочинение про Ванюшу Рассказ Шолохова “Судьба человека» пронизан трагизмом войны, ее бесчеловечностью по отношению к судьбам людей. Два одиночества совершенно случайно встречаются ... пережил. Ванюшка сумел отогреть холодную душу Андрея Соколова, тоже много повидавшего на своем пути. Рассказ «Судьба человека» - это произведение о победе над человеческой судьбой. Мальчик ...
Место рассказа в творческой системе писателя
Не забудем также, что в XIX веке Россия была преимущественно крестьянской страной, а потому проблема мужика в русском общественно-философском сознании являлась предметом ожесточенных идейных разногласий между славянофилами и западниками, почвенниками и революционными демократами, народниками и марксистами. Уже в спорах людей 40-50-х годов была выдвинута задача понимания народа, поиска путей единения с ним, и основную нагрузку по ее выполнению взяла на себя русская литература того же периода.
К этому и стремился И. А. Бунин. «Кукушка», краткое содержание которой мы рассмотрели, показывает, что тема деревни и человека из народа остро волновали писателя.
Без сомнения, Бунина уже с юности волновала характерная для всего его творчества тема своеобразия душевного склада русского человека. Однако принять социальный анализ народничества, основанный на серьезных жизненных фактах, но чаще всего обусловленный прогрессивно-демократической тенденцией, Бунин как художник иной эпохи уже не мог. Да и вообще, на рубеже веков с крахом народнической социологии былые надежды на народ вытеснялись противоположным пафосом, нередко — стремлением изобразить звериное лицо народной массы, чреватое преступлением (М. Горький «Городок Окуров», «Лето»; А. Чехов «Мужики», «В овраге»; И. Родионов «Наше преступление» и др.).
Поздненародническая критика (Р. Иванов-Разумник и др.) не без причины упрекала Бунина в очернительстве крестьянской жизни, игнорируя, однако, онтологические аргументы писателя в споре с народничеством. Критики художника, находясь в плену сложившейся к тому времени традиции реалистического воссоздания действительности, скорее всего, не осознавали принципиальной новизны бунинского мировоззрения и стиля. Как и многие даровитые писатели, Бунин принципиально отказывается от всякой идеализации в понимании и изображении народно-национальной жизни. Однако в отличие от них и, так сказать, взамен автор дает ей глубинное онтологическое обоснование. Создавая полноценные индивидуальные характеры, он одновременно с тем нацелен на метафизически устойчивую фиксацию «национального типа» (на совершенно иных философско-метафизических основаниях этим, кстати, занимался и Н. А. Бердяев в своей «Русской идее»).
Подведем итоги: краткое содержание «Кукушки» Бунина по главам
Известно, что Бунин всегда говорил о принципиальной сложности русского человека, о трагических изломах и трагических основах русской души. Это означает, что, не в пример большинству своих собратьев по творческому цеху, он отдавал приоритет художественной онтологии, а не художественной социологии жизни. Рисуя повседневный быт крестьянства и дворянства, Бунин стремился запечатлеть в нем бытийные, сущностные проявления.
Разбирая рассказ Бунина по частям, мы видим, как в нем воплощается художественный замысел писателя. Как автор развертывает перед своими читателями всю нехитрую историю жизни одного маленького человека из народа.
В чем смысл произведения кукушка бунин. кукушка бунин
... своему обыкновению, каждый слог: Вы опять в лес поедете? В лес, барчук, в лес, - отвечал Кукушка ласково. А на охоту ходить вы ... февральского дня, когда работник с Кастюринского хутора привез Кукушку в караулку. Лес утопал в молодом, рыхлом снегу. Перед вечером опять начинало порошить, ... не при мне… Это все приказчик мутит… Мне давно один человек сказывал… Так то-то я и говорю, посматривай, - перебил ...
Многое узнаешь из рассказа «Кукушка». Краткое содержание произведения Бунина было рассмотрено нами в настоящей статье.
И.А. Бунина интересовало мироощущение разных социальных слоев: крестьян, разночинной интеллигенции, помещиков, их жизненный опыт, его истоки. Поэтому авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутренний мир человека. Многие особенности прозы Бунина сложились под воздействием такого поиска.
Художник проникает в глубины души . Вот почему так органично вплетаются в повествование (или становятся ведущими в лирических жанрах) раздумья самого писателя, способствующие постижению связей между настоящим и прошлым, национальным и общечеловеческим.
Мучителен для автора разрыв между высшими побуждениями и действительным положением вещей. Бесконечность земли и неба, беспредельность их всегда прекрасных метаморфоз несовместимы с ограниченностью и однообразием созданного человеком мирка. В таких рассказах нет психологически разностороннего подхода к личности героев. Отсутствуют и сколько-нибудь их развернутые отношения. «» улавливает краткий миг предельно острых чувствований, неожиданных, переломных и потому незабвенных для человека.
Прочитайте в учебнике на странице 74 статью «Как я пишу».
Когда вы читали произведение, то, наверно, заметили, что в самом начале преобладают серые цвета. В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персо нажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.
Каким мы видим героя в начале рассказа? Рассмотрите репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких».
Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека.
- Что мы узнаем о судьбе героя?
- Как писатель относится к Кукушке?
- Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?
Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный», не „хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе».
- Какова роль рассказчика в «Кукушке»?
- Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взя ты в тексте в кавычки?
Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку.
Кукушка бунин герои. кукушка бунин
... его пророчество сбылось - пишет Бунин. Кукушка, краткое содержание рассказа о котором вы прочитали, был найден мертвым недалеко от ... По дороге к яме мальчики стали расспрашивать героя о его жизни - продолжает Бунин. Кукушка - краткое содержание разговора приводится - ... - сын барина. Кроме краткого пересказа «Кукушки» Бунина здесь есть и другие сочинения: Величайший мастер прозы и талантливый лирик ...
Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью здесь настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».
- Почему радуется Кукушка своему новому положению?
Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.
- Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»).
Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?
Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.
Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, . Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов , символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.
- В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?
Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы.
- Как автор изображает маленьких волчат в родном логове?
Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки.
- Какова судьба волчат?
Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть.
Проверим, насколько внимательны вы были при изучении материалов урока. Запишите ответы на вопросы в электронной тетради. Для этого перейдите по ссылке своего класса, в верхнем правом углу нажмите «Log in», выберите из списка свою фамилию, введите пароль, нажмите кнопку «Log in». Запишите ответы в комментариях и отправьте на проверку, нажав кнопку «Submit Comment».
Урок 2 . Художественная идея стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер…»
«Мастерская «Слово» / -повествование по данному началу/ 7 класс
... сочинение-повествование). В свой текст вы можете включить слова, которые имеются в нашей копилке, т.е. в рабочих листах. Пишут . IV .Презентация творческих работ. Перед классом ... слова следуют за нами – творите же добро!» Домашнее задание. (слайд 7) Прочитайте ... слово. – Итак, мы увидели, какую силу имеет слово. Но слово в речи не живет само по себе, с каждым словом связаны определенные образы. (слайд ...
Ранняя поэзия Бунина наполнена сочными реалистическими зарисовками разных времён года. Художник одержим желанием понять вечное, прикоснуться к неуловимому, разгадать поступь высших сил. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…» на странице 73 в учебнике.
Рассмотрите репродукцию картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».
- Совпадает ли настроение, переданное художником, с настроением в стихотворении?
Произведения объединяет настроение ожидания грядущего обновления, счастья.
Прослушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник. Апрель».
- Что объединяет произведения живописи, музыки, литературы?
Эмоциональная взволнованность, чувство восхищения красотой обновляющейся природы.
Смысл названия и основные проблемы (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) рассказа И.А. Бунина «Кукушка» (мастерская построения знаний и творческого письма)
Цель :
- выявить рассказа; особенности раннего творчества И.А. Бунина;
- развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения;
- формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления символического значения слова «дом».
Результаты урока:
Предметные результаты : выделение необходимой информации, решение проблем творческого, поискового характера.
Метапредметные результаты : развитие речевой деятельности, формирование умения принимать, понимать людей разного социального положения.
Личностные результаты : закрепление нравственных норм поведения.
учебник литературы для 7 класса, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, раздаточный материл.
Структура урока
1. Индукция.
2.Самоконструкция.
3. Социоконструкция.
4.Социализация.
5. Афиширование.
6. Разрыв.
7. Рефлексия., Работа во время мастерской ведется в группах., ХОД ЗАНЯТИЯ
І . Индукция .
Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно. И тема сегодняшней мастерской: « Смысл названия и основные проблемы рассказа (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) И.А. Бунина «Кукушка» (Слайд 1).
Напишите слово ДОМ как вам удобно (вертикально, горизонтально, заглавными буквами или прописными).
Подберите к этому слову слова-ассоциации. Обменяйтесь своими словами в группе. (3 минуты)
II. Самоконструкция.
Группам раздаются высказывания писателей и поэтов о доме.
«Невеликая награда.
Невысокий пьедестал., Человеку мало надо., Лишь бы дома кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо…»).
Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?». (Слайд 2).
Как писать отзыв о прочитанном произведении — примеры
... Обучение сочинениям на основе прочитанного в 3-4-м классах проводится в определенной последовательности. Учитель прослеживает, чтобы к моменту написания отзыва о книге, ... уха», «Квартет», «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом», «Кукушка и петух» М.Ю. Лермонтов. «Бородино « А.В. Кольцов «Косарь», «Раздумье ... нам один такой день из жизни Никиты. Мальчик бродит по избе и двору, и всё вокруг кажется ему ...
(10 минут)
III. Социоконструкция.
Прочитайте свои тексты в группе, выберите один текст от группы и прочитайте его вслух. (7 минут)
IV. Социализация. (3 и 5 минут)
Группам раздаются вопросы.
1 группа . Прочитайте рассказ от начала до слов «…вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).
Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения? (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14).
(слайд 3, 4).
(Преобладают , картина леса написана в приглушенной цветовой гамме).
Слово учителя.
В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.
2 группа . Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». ().
(Слайд 5).
Сообщение учащегося.
«Мужичок из робких» — Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54
Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой. Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная. Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться…
Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика «себе на уме». Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели…
Какие можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14).
(Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека).
3 группа . Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш…» до « …и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия? (Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный», не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе»).
Напишите ( Объем примерно 200-300 слов). Прочитайте отрывок из ...
... отношении к продаже мертвых душ , в мечтах построить мост и т.д. Действительно ,Маниловка немногих могла заманить …. ... для анализа отрывка из поэмы .Речь в нём идёт о Маниловке и её хозяине .Рисуя поместье , автор использует сложные синтаксические конструкции .С их ...
Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова и другие взяты в тексте в кавычки? (Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку).
Слово учителя.
Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».
4 группа . Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14).
(Слайд 6).
Слово учителя.
Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.
Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»).
Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?
«Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».
Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.
Слово учителя.
Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.
Заслушиваются ответы групп с комментариями учителя.
V. Афиширование. (5 минут)
Задайте свои вопросы по содержанию рассказа. Возможно, что-то осталось непонятным. (Обсуждение. Если вопросов нет, то учитель предлагает свои).
(Слайд 7).
В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? (Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы).
Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу
... времена остается неизменно прекрасной. В рассказе Бунина затронута тема увядания дворянских ... люди. Трогательным и лирическим рассказом «Антоновские яблоки» выразил всю свою любовь и привязанность к Родине. 11 класс Также читают: Картинка к сочинению Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу ... много неординарных личностей в истории. Люди с необыкновенными способностями, неоднозначностью ...
Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека? (Слайд 8)., Какова судьба волчат? (Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть).
VI. Разрыв. (5 минут)
Обсудите в группах вопросы:, Какое значение приобретает фраза Кукушки:
«- Зимой нашему брату плохо.
Какому брату?, Волчиному»?, Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу? (Слайд 10).
Почему Кукушка замерз около леса? (В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели).(Слайд 11).
Объясните смысл названия рассказа., Какие проблемы затронуты в этом рассказе?, Выберите слова, которые могут быть ключевыми для сочинения по теме «Что значит дом для Кукушки?»., Записываем их на доске. (Очаг, тепло, уют, родные, любовь).
Выразите свои ощущения вокруг одного из этого слов или выберите любой проблемный вопрос и напишите на него размышление. Прочитайте.
VII. Рефлексия. (2 минуты)
Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали? Отметьте моменты, когда было радостно, когда или чему удивились? Какие задания вам понравились и почему? Сделали ли какое-то открытие?
Индивидуальное задание: подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза. Подготовить пересказ эпизода в ломбарде от лица оценщика.
«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).
«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).
«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).
«Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты, где точно воды родника, рождаются грезы». (А. Сент-Экзюпери «Планета людей»).
«Жить так на воле, умирать – так дома» (А. Ахматова. Жить – так на воле»).
«Невеликая награда.
Невысокий пьедестал., Человеку мало надо., Лишь бы дом кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо…»).
«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился» (А. Сент-Экзюпери «Цитадель»).
Дом (царство), разделившееся внутри самого себя не устоит. (Библия. Новый завет. Стих 12:25).
«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь. Не притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).
«Если в спешке строишь вселенную или дом, то почти наверняка потом заметишь, что забыл сделать мель или чулан для щеток» (М. Твен).
Иван Бунин. Темные аллеи. Рассказы
... кот сделал своего хозяина успешным и богатым человеком. Сочинение: Иван Бунин. “Темные аллеи”. Рассказы , Иван Бунин. “Темные аллеи”. Рассказы. В школе по бунинским описаниям природы пишут диктанты, студенты ... пройти мимо, если не задумываться над своими поступками. По рассказу Темные аллеи Несколько интересных сочинений Жанровая направленность произведения представляет собой лирический очерк, ...
«Тот, кто живет в , не должен бы бросаться камнями в других» (Роберт Луис Стивенсон).
«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).
«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).
Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?».
Вопросы для 1 группы.
Прочитайте рассказ от начала до слов «…вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).
Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения? (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14).
Вопросы для 2 группы.
Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание).
Сообщение Ивзалиева.
Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14).
Вопросы для 3 группы.
Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш…» до « …и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?
Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?
Вопросы для 4 группы.
Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14).
Почему радуется Кукушка своему новому положению?
Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»).
Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?
Солдат в отставке получил прозвище “Кукушка” неспроста, он не имеет ни дома, ни родственников. он скитался по миру с протянутой рукой, и наконец, в нее вложили хлеб, а не камень — он заполучил должность лесного сторожа. Барин предоставил ему жилье и пищу.
Однако служба у него не пошла. Однажды он пришел к барину получать деньги. При этом Кукушка сам поразился несоответствием барских покоев и своей фигуры внутри них. Барин обвинил Кукушку в вырубке 3 молодых дубков и не стал слушать его оправданий.
Бедный Кукушка испугался вновь потерять жилье, без которого он жил и решил добиться помилования от барина. Он решил ублажить его поимкой волчат для детей барина, чтобы его не выгнали из сторожки.
В то время, пока кукушка ловил волчат, кто-то снова срубил деревья, о чем приказчик быстро сообщил барину. Тот принял решение продержать кукушку лишь до лета, а затем выгнать.
Нелегкая судьба бедного старика не складывалась с детства. Сначала он был подпаском, затем стал пастухом, после был отправлен в солдаты. Отслужив, пытался найти работу будочником на чугунке, конюхом, работником, но ни на одном месте не задерживался долго. Все считали его непутевым и не годным ни для работы, ни для службы. Окружение Кукушки придумало для него много обидных прозвищ, в том числе “лодырь”, “неудельный”, “с дурью”. Стоит отметить, что клички были вполне заслуженными, он действительно был не шибко умен, так как был сиротой и его никто и ничему не обучал. Постоянно слышав в свой адрес подобные прозвища, его самооценка упала и он стал считать себя таким “неудельным” и больше не пытался перечить судьбе.
Серьезных дел ему не доверяли, лишь простые и незначительные, что плохо сказывалось на зарплате. Это вынудило Кукушку пойти по миру с протянутой рукой. Шли годы, Кукушка стал стареть, тем не менее, пытался не задумываться о своем будущем. Жил каждым днем, повезло устроиться сторожем и пожить в сторожке — был счастлив этому. Хотя осознавал, что его счастье долго не продлится.
Кукушка посчитал, что если он прикинется больным, барин простит ему вырубку дубков, однако он ошибся. Барин выгнал его и обрек на попрошайничество.
Дети барина, которым он раздобыл волчат, поведали Кукушке, что один волчонок умер, а другой отказывается от еды. Кукушка сообщил барчукам, что, скорее всего ни он, ни волчонок не переживут этой зимы. Он сравнивает себя с волчонком, потому что у него также нет своего жилья. Кукушка уверен, что в эту зиму он замерзнет. Он недоумевает, за что ему такое наказание, он ведь крещеный.
Барские дети не смогли убедить отца разрешить старому нищему пожить на их дворе, однако на барина напал приступ щедрости, и он одарил старика тремя рубашками. Кукушка был очень рад, особенно белой рубашке, теперь он знал, в чем его можно будет похоронить. И его предсказание сбылось. Зимой его не стало.
Иван Алексеевич Бунин был мастером психологических портретов в своих произведениях. Его интересовало мироощущение различных слоев общества: от крестьян до помещиков. По большей части его взгляд был направлен не столько на их быт, сколько на внутренний мир человека и его эмоции. Полученными результатами своих наблюдений он щедро делится с читателями. Одним из ярких примеров описания крестьянина является рассказ «Кукушка».
Рассказ И.А. Бунина «Кукушка» написан в 1898 году. Произведение относится к раннему периоду творчества писателя, когда Бунин интересовался идеями быта простых крестьян и изображением тяжелой жизни русского человека. Рассказы с подобной тематикой принято объединять в цикл прозы о русской деревне. Такой есть и у Бунина. Рассказ «Кукушка» вошел в сборник, посвященный творчеству писателя 1887-1909 годов.
Историю возникновения рассказа можно найти в стремлении Бунина путешествовать по России и говорить с людьми. Одна из таких задушевных бесед стала поводом для написания произведения. Современники автора не раз упоминали о том, что писатель гораздо охотнее случает рассуждения простых людей, чем представителей своего круга.
Жанр и направление
Жанр произведения — рассказ. Но стоит заметить, что он не относится к реализму в чистом виде. Раннее творчество Бунина принято относить к направлению, так называемого, «неореализма». Основные стремления этой литературной школы были связаны с желанием продолжать традицию классического реализма в литературе, но дополняя произведения чертами, близкими к искусству символизма. Это проявлялось в четко выраженной установке на изображение реалистических деталей, быта, психологической обстановки, которая окружала героев произведений.
В целом, автор стремился к объективному воссозданию действительности. По стилю его проза напоминает тексты периода золотого века русской литературы, где основой является чистый, размеренный, классический язык без вычурности и неологизмов, с опорой на народную разговорную речь.
Смысл названия
Бунин не заставляет нас ломать голову над тайным смыслом названия рассказа. Потому что он буквально лежит на поверхности. Кукушку в народе знают как птицу вольную и постоянно стремящуюся к одиночеству. Как, правило, кукушки не строят гнезд и не имеют постоянного жилья, а предпочитают подкидывать птенцов в жилище других птиц. Таким и оказался новый хозяин караулки.
Возможно, караулка — единственное место, в котором Кукушка пробыл так долго. До этого в рассказе упоминалось, что он периодически просто останавливался на ночлег там, где примут. То есть, получается, как и самая настоящая кукушка, пользовался чужими «гнездами».
Также с одноименной птицей нашего героя связывает то, что он абсолютно одинок. В произведении неоднократно делается акцент на том, что у Кукушки никого и ничего нет: ни жены, ни дома, ни детей. Есть только Мурзик, петух и кошка. Но и потеряв первого, Кукушка не расстраивается. Рассказывая детям барина о том, что Мурзик потерялся, он не проявляет ни капли сожаления, он говорит об этом, как о чем-то абсолютно посредственном. Он не считает это потерей. Именно так живет и сама птица, потому что ей свойственно оставлять своих детей.
Получается, что в названии рассказа не просто упоминается прозвище главного героя, а раскрывается его истинная сущность и образ жизни.
Конфликт
Конфликт заключается в том, что никчемность Кукушки признается даже самим автором. Он настолько жалок, что Бунин все-таки дает ему последний шанс на относительно достойную жизнь. Он дарит ему возможность зарабатывать и жить в какой-никакой избушке, жить в тепле и элементарно быть сытым. Но все мы понимаем, что природу человека изменить невозможно. Чуда не произошло и с Кукушкой. По воле судьбы в считанные месяцы он снова становится бескровным, одиноким бродягой, таким, каким был в начале произведения.
Очевидно, что в этом рассказе Бунин хотел сделать акцент на том, что человек не изменится до тех пор, пока сам этого не захочет. А Кукушка — яркий пример того, кто не захотел. Хотя он имел все шансы, например, не только на достойную жизнь, но и на человеческую кончину, а не просто «на лугу около леса замерзшим». Исходя из этого, можно сделать вывод, что суть конфликта находится внутри самого героя.
Главные герои и их характеристика
Образ Кукушки
Образы персонажей автор подробно не описывает. Но известно, что все были легки на расправу с «дурачком» Кукушкой: и приказчик, и барин, и предыдущие работодатели. Никто не оставлял ему шанса, а он его и не просил. Единственными, у кого он вызвал сочувствие, оказались «барчуки», сыновья барина. Возможно, из-за отсутствия большого опыта в плане межличностных отношений, Кукушка легко нашел с детьми, с Митей и Колей. И, есть вероятность, что они были его светом в конце тоннеля, потому что, как только он попытался с кем-то пообщаться, сразу появился и четвертак, и три рубахи. Но судьба, в лице барина, не позволила ему остаться среди людей, поэтому он вынужден был скитаться дальше с протянутой рукой.
Роль рассказчика
Темы и проблемы
- Социальная проблематика: бедность, тяжкий труд, неравенство . В произведениях Бунина мы можем проследить большое количество тем и проблем. Прежде всего, автор писал о том, что волновало его самого, о чем он неустанно размышлял и упоминал в дневниковых записях. Одна из самых важных и болезненных тем — жизнь простого русского человека, та доля, которая выпадает на его судьбу, и которую он вынужден нести, как тяжкий крест. Нищета, постоянные лишения — все это мы можем прочесть в «Кукушке» и многих других произведениях автора.
- Проблема одиночества . С темой тяжелой крестьянской судьбы тесно связан мотив одиночества. Бунин показывает, что порой человек и сам может стремиться к тому, чтобы жить в постоянном уединении, и тонко указывает на причины такого поведения.
- Нравственная проблематика : равнодушие общества к человеку . Это все дополняется неизменными размышлениями о жизни и смерти и судьбе обездоленного человека, его месте в этом мире, который наполнен злом и пороками.
Идея
Главная идея заключается в том, человек — ничто без какой-либо опоры и стремлений. Бунин хотел сказать, что мы являемся полноценными людьми только тогда, когда у нас есть кров, призвание и семья. Эти помогают выбирать правильные ориентиры и найти смысл бытия.
Отношение Бунина к Кукушке
И вот в том, что почти все отзывались о Кукушке таким образом, и заключалась одна из главных причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («шалава», «неудельный», «лодырь», «с дурью»), была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму?
Художественные средства
В произведении, особенно в начале, Бунин часто использует звукопись и изображение цвета, чтобы наиболее точно показать происходящее вокруг. Если он говорит о доме, то описывает каждую деталь, чтобы дать понять, как все это ново для Кукушки. А если вещь в новинку, то все ее свойства для человека наиболее ярко выражены, нежели когда мы к ней привыкнем.
Также Бунин прибегает к использованию эпитетов (бедная (местность), голые и глухие (луга)) и метафор (изба… была озарена яркой пастью печки).
Чему учит?
Этот рассказ учит нас тому, что без крова, без семьи человеку не прожить. Каждое существо нуждается в какой-никакой любви, ласке и тепле домашнего очага.
А главное, чему учит рассказ «Кукушка» — чтобы получить все то, о чем говорилось выше, нужно просто этого захотеть. У нашего героя никаких стремлений и планов на будущее не было, поэтому таким вышел его финал. Нас же Бунин учит тому, чтобы мы всегда хотели для себя и для других лучшего и просто к этому стремились. У каждого человека должно быть место, куда он сможет вернуться после различных передряг, откуда никто не выгонит, и где можно отогреться и отдохнуть. Даже если нет возможности приобрести такое место, можно просто найти человека, с которым тебе будет также уютно, как в теплом доме.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!