Почему любовь должна быть трагедией, или мысли о рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Сочинение

Почему любовь должна быть трагедией, или мысли о рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

«Любовь юная, поэтическая, уносящая в мир грёз — на земле только она одна может дать счастье!» — эти слова Антона Павловича Чехова как нельзя лучше характеризуют ту любовь, о которой говорится в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Это прекрасное чувство, которое делает жизнь человека ярче и красивее, многократно изображалось разными писателями на страницах своих произведений. И каждый из этих писателей высказывал свою точку зрения на этот счёт. Давайте же вспомним о том, что думает об этом чувстве Александр Иванович Куприн.

«Вот и всё. Ещё один рассказ завершается смертью героя, и снова на почве любви», — так думается мне после прочтения произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Как-то странно. Раньше казалось, что любовь – это доброе и прекрасное чувство, и не может оно ассоциироваться с грустью или трагедией. Однако именно трагически заканчиваются многие любовные произведения русских классиков. Их герои либо страдают, либо и вовсе уходят из жизни, некоторые даже добровольно. Так произошло и в этом рассказе. Так зачем же Александр Иванович рассказывает нам эту историю? И почему эта история заканчивается так печально?

«Почём знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь», — эти слова генерал Аносов сказал не зря. Он действительно знал, о чём говорит. Он смотрит на эту ситуацию через призму собственного жизненного опыта. И он понимает, что здесь речь идёт о «другой» любви: возвышенной, великой, божественной; той, которая бывает только раз… и навсегда. Вот что испытал Желтков, и вот что давало ему счастье! Возможность видеть её… Наблюдать за ней… Держать в руках вещи, которые держала она… Радоваться мысли о том, что она, возможно, примет его подарок… Эта любовь, пусть и безответная, есть теперь смысл его жизни. А если лишить жизнь человека смысла, то… Собственно, что человеку остаётся делать на этом свете? И вот уже печальный конец рассказа не кажется таким уж нелогичным…

А что могла сделать Вера? Продолжать верить в то, что этот тайный почитатель – всего лишь пустяк, а её собственная личная жизнь её вполне устраивает? Так-то оно так, но вот в том, что она не совсем счастлива, нет никаких сомнений. И хуже всего ей становится, когда она понимает, что вместе с Желтковым ушла и великолепная возможность стать действительно счастливой. Мысль о неиспользованной возможности – что может быть ужаснее?..

19 стр., 9218 слов

В чём состоит сила любви? (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)

... жизни, а для неё-болью в душе и разбитым сердцем. Такую возвышенную, чистую любовь мы можем увидеть и на страницах «Гранатового браслета», написанного Куприным в ... рассказ «Гранатовый браслет». Здесь рассказывается о жертвенном чувстве маленького человека, который был очень счастлив до последних своих дней, потому что в его жизни ... по мнению Куприна, еще умели любить… Талант любви в произведениях ...

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться», — устами дедушки говорит сам Куприн. И доказывает свою теорию наглядным примером в лице Желткова. Александр Иванович хочет сказать нам, что без любви нет жизни. Не знаю, бывает ли такая «прелестная, поэтическая» любовь на самом деле. Скорее всего, нет… Однако спустя несколько лет моё мнение на этот счёт, наверное, поменяется.

Ильяс Хафизов

Сочинение на тему «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире»

Повесть наполнена тем прекрасным чувством, которое невозможно купить, для него не существует таких понятий как «богатый » или «бедный », существует лишь «влюбленный» и «не влюблённый», ради искренности которого можно даже отдать жизнь. Сегодня в мире очень сложно найти того человека, который был бы одержим этим высоким чувством — любовью. Все больше происходит семей так сказать «по расчету». Куприн устами Аносова говорит о любви, как о самой великой тайне в мире, она всегда должна быть трагедией.

Никакие компромиссы, удобства или расчеты не могут вмешиваться в любовь. Вера (Княгиня) говорит, что её любовь к мужу уже давно превратилась в чувство верной дружбы. Поэтому, она уже не имеет желания менять это чувство покоя и уверенности в завтрашнем дне на пылкую страсть, ведь, возможно, она не имеет продолжения.

Но ведь любовь является той страстью, испытывая которую думать возможно лишь о любимом человеке, больше ни о чём, это именно то чувство, которое «поглощает» человека без остатка. Но есть и другое мнение об этом: то, что человек, любя, теряет голову, не думая о том, что будет завтра — это хорошо. К сожалению, она не спасает от повседневных проблем.

250 рублей

Связаться с нами:

Как говорят: «Там, где есть любовь, разум теряется». Неизвестно на что способен человек, погруженный в такое чувство. Но известно то, что он становится как бы уязвимым, ему необходима помощь, а именно — взаимность. Любовь имеет силу возродить человека, и даже убить его. Это и произошло с героем повести «Гранатовый браслет» Желтковым. Его любовь была безответной, и, поэтому она испепеляла его жизнь. Он был благодарным ей за то, что она подарила ему чувства, которые подняли его, «маленького человека», над всем миром.

О любви можно говорить без усталости, приводить примеры или истории из жизни. Но она столь многогранна, что полностью понять влюбленных вы не сможете никогда… Это возможно будет лишь тогда, когда Вы полюбите сами, хотя это будет не похожим ни на одну другую любовь…

Сам Куприн считал, что ничего более целомудренного, чем «Гранатовый браслет» он не писал. Согласитесь, его замечание правдиво, ведь у него так много превосходных рассказов о чистой любви. Но они не сравнимы с «Гранатовым браслетом». Куприн благословлял любовь всему: вечной женской красоте, людям, небесам, земле, воде и даже цветам.

5 стр., 2357 слов

Любовь и дружба в жизни Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева

... однако одиноким и отвергну­тым всеми, кроме родителей. Дружба и любовь в жизни Базарова «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит Базаров Павлу Петровичу. Но в романе «Отцы и дети» Базаров одинок, и в этом более ...

Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви. Перелистывая страницы его произведений, читатель окунается в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, проявлений “зоологических” инстинктов, писатель ищет удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, то отправляясь для этого в глубину веков, то забираясь в лесную глушь Волынской губернии, то заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство. Повесть “Гранатовый браслет” — подтверждение того, что Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви, способных подняться над окружающими, над пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни — тем более — основываться на выгоде и корысти: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости.

Она должна стремиться к идеалу. Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего сословия. Много лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств со стороны членов семейства Шейных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна — адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюбленным подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только все тот же генерал Аносов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: “…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. А наш герой только и живет этими напоминаниями о себе. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благодарит ее, благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя Твое!” “Да святится имя Твое!” — рефреном звучит в последней части “Гранатового браслета”. Ушел из жизни человек, но не ушла любовь. Она словно рассеялась в окружающем мире, слилась с бетховенской сонатой № 2 Largo Appassionato. Под страстные звуки музыки героиня ощущает мучительное и прекрасное рождение в своей душе нового мира, испытывает чувство глубокой благодарности к человеку, который выше всего в своей жизни поставил любовь к ней, даже выше самой жизни.

16 стр., 7906 слов

Любовь или сумасшествие (по «гранатовому браслету» куприна)

... было, сделайте рерайт, но, главное, не думайте. Минобр не разрешает думать, когда дело доходит до сочинения по «Гранатовому браслету» Куприна. Точка. Любовь или сумасшествие в повести «Гранатовый браслет»? ... Куприна, что неожиданно для него самого небольшой рассказ перерос в повесть. Любовь или сумасшествие в повести «Гранатовый браслет» Тема «Гранатового браслета» взята из реальной жизни. Любимов ...

Похожие материалы:

  • «Молчать и гибнуть…» (Образ Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») — .
  • «Да святится имя твое…» (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет») — .
  • Анализ произведения «Гранатовый браслет» А.И. Куприна — .
  • Анализ рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна — .
  • Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А.И. Куприна Гранатовый браслет) — .

«Любовь должна быть трагедией!»

Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет»

Р Ассуждая об идейно-художественном своеобразии небольшого литературного произведения на экзамене, выпускнику очень важно найти удачный стержень для своего Сочинения — иначе все наблюдения над текстом будут рассыпаться как кусочки мозаики. Чтобы этого избежать, нужно, на наш взгляд, не ставить перед собой глобальную задачу целостного анализа, а ограничить себя поисками в какой-то одной сфере — и тогда, возможно, пройдя по найденной

узенькой «тропиночке» внутрь произведения, мы сумеем по пути увидеть гораздо больше того, что могли бы поначалу ожидать.

Попробуем предложить нашим ученикам одну из возможных «тропинок» в повесть А. Куприна «Гранатовый браслет» . Прежде всего введем жанровое обозначение для этого произведения: перед нами повесть — Новелла. Такое определение весьма условно, может быть, даже спорно, но в любом случае оно таит в себе скрытый динамизм, методически очень выгодный: новеллой обычно называют небольшой рассказ со стремительным, поворотистым сюжетом, основанным на каком-то ярком случае, а повесть в принципе

должна бы новеллизм разрушать, так как нацелена на более спокойное повествование, не чуждое описаний и замедления действия. Спросим учеников: можно ли увидеть элементы новеллы в «Гранатовом браслете»? Чувствуется ли, что Куприн умеет строить сюжет и держать читателя в напряжении?

Как формируется в повести, задолго до трагического финала, ощущение тревоги? Можно ли сказать, что автор не перестает интриговать читателя по ходу развития действия? Интересно ли читать эту повесть, динамична ли она?

Есть ли в ней что-то необычное, странное, на первый взгляд немотивированное, но объясняющееся потом?

Нам важно выслушать все ответы учеников. Обычно они достаточно кратки, поэтому этот момент урока не займет много времени — зато мы сумеем коллективно вспомнить все острые моменты повести, увидеть, что автор с самых первых строк начинает формировать в читателе ощущение тревоги, «подсовывать» ему разные неожиданности и загадки, которые будут разогревать читательский интерес. То Анна посреди веселого разговора с сестрой внезапно вскрикнет в ужасе и побледнеет — ее испугает высота обрыва, на котором она стоит; то вдруг гостей на именинах окажется тринадцать — и Вера с тревогой про себя это отметит; то неожиданно вспыхнут гранаты на браслете «алыми, кровавыми огнями».

А потом появятся в повести вставные сюжеты — случаи из жизни генерала Анохина , и в них уже будет рассказываться о любви, приводящей человека к смерти. И так далее — список возможных наблюдений учеников можно продолжать.

Поделимся с ребятами и своей мыслью : интриговать читателя автор начинает уже с Эпиграфа. Действительно, ведь обычно в эпиграф выносятся какие-то фразы, Слова, а тут перед нами название музыкального произведения, точнее одной из его частей . Вряд ли мы сможем припомнить что-нибудь подобное в известных нам литературных произведениях . В чем же дело? Ведь эпиграф должен формулировать какую-то важную для понимания всей книги мысль, выводить нас к проблематике всей вещи, служить к ней своеобразным ключом. Как же нам использовать этот странный ключ? Хотел ли автор, чтобы мы соотнесли структуру сонаты со структурой повести, или просто старался вызвать в нас музыкой определенное настроение?

12 стр., 5944 слов

Любовь в романе Куприна «Гранатовый браслет»

... работы - изучить концепцию любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Задача данного реферата - исследование особенности любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». 1. Жизненный и творческий путь А. И. Куприна Александр Иванович Куприн ...

А может быть, это откровенный эпатаж?

И опять, выслушав и обсудив мнения учеников, предложим им для размышления и свою идею: вполне вероятно, что такой эпиграф — это знак того, что Лежащее перед нами Литературное произведение строится по музыкальным законам , что оно представляет собой переплетение определенных мелодий, Мотивов . Как и в музыкальном произведении, в нашей повести есть чередование ритмов и темпов, силы звука и интонаций; есть и сильное место, своего рода «центральный аккорд», к которому стягиваются многие мелодические темы, — «Любовь должна быть трагедией» .

Итак, какие же мотивы вводят в повесть тему любви? Мотив первый, повторяющийся настойчиво, варьирующийся множество раз — «любви здесь и сейчас, в Мире героев повести, нет» . Не случайно дело происходит осенью, в пору увядания и умирания; цветы в саду, среди которых появляется княгиня Вера, уже доцветают, «роскошная любовь и…чрезмерное материнство» в их жизни уже были, а некоторым из них, царственным, холодным, высокомерным георгинам, пионам и астрам, вообще неведомы . У самой княгини Веры «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы»; впрочем, эта любовь не принесла ей желанного счастья — она бездетна и страстно мечтает о детях, которых, по всей видимости, у нее уже никогда не будет. Дети есть у ее сестры Анны, и Вера обожает их, но самой Анне они не нужны, как не нужен и муж, которого она откровенно не любит и который, в свою очередь, боготворит ее и постоянно пытается за ней ухаживать.

Нет любви и в жизни других гостей княгини Веры, а одному из них, генералу Аносову, назначено автором ввести в повесть дополнительный мотив — Настоящая Любовь в жизни людей когда-то Была ; рассказы генерала приближаются к свидетельствам очевидца: настоящая любовь — не выдумка, когда-то давно, почти в эпические с точки зрения героев повести времена , она составляла все содержание жизни людей.

Правда, и сам генерал признается, что такой любви уже не застал, что самому ему известно лишь несколько случаев, отдаленно напоминающих эту любовь. Эти его слова как бы отодвигают существование настоящей любви в еще более давнее, совсем уже невозвратимое прошлое: «…Люди в настоящее время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!»; «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?

Та, про которую сказано — «сильна как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость»; «Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества — поэты, романисты, музыканты, художники?»

3 стр., 1275 слов

Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» (А. И. Куприн)

... ей. Это делает его жизнь наполненной, дарит ему радость. Друг семьи генерал Аносов считает, что настоящая любовь стала редкостью, люди разучились любить. Брак Веры и Василия Львовича он ... история в повести «Олеся». Любовь и честь находятся в центре изображения повести «Поединок». Гимном великой любви можно назвать рассказ «Гранатовый браслет». Главным героем рассказа стал «маленький человек», простой ...

И именно генерал Аносов сформулирует основную мысль повести: «Любовь Должна быть» . Мы сознательно оборвали цитату, сделав тем самым ударение на словах «должна быть». Настоящая любовь, существовавшая когда-то давно, не могла исчезнуть, она обязательно вернется, просто ее пока могли не заметить, не узнать, и, неузнанная, она уже живет где-то рядом. Ее возвращение станет настоящим Чудом — об этом мотиве повести, возникающем уже на первых ее страницах, мы поговорим чуть позже.

Пока же вернемся к любви. Следующий комплекс мотивов, связанных с темой любви, составляют Мотивы смеха, шутки, издевательства. В мире людей «с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособных к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью», любовь становится объектом открытой насмешки. Здесь, конечно же, нужно вспомнить домашний юмористический альбом семьи Шеиных и сцену его рассматривания гостями. Один из сюжетов этого альбома — «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист» — в опошленном, спародированном виде вводит в повесть историю любви чиновника Желткова к княгине Вере — и сюжет этот, комически-буффонный в устах князя Василия Львовича, заканчивается не менее комической смертью персонажа: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов — наполненный его слезами…» Всем смешно — но читатель вместе с княгиней Верой уже распечатал и прочел письмо самого Желткова, приложенное к его подарку, уже заметил кровавый отсвет в гранатах на браслете, уже узнал, что браслет этот «приносит дар предвидения носящим его женщинам… мужчин же охраняет от насильственной смерти» , и поэтому не может увлечься всеобщими шутками и с непонятной тревогой вслушивается в слова княгини, пытающейся остановить своего развеселившегося мужа: «Вера тихо дотронулась до его плеча. «Лучше не нужно», — сказала она.

Но Василий Львович или не расслышал ее слов, или не придал им настоящего значения». Герои повести не «придают настоящего значения» любви, не могут понять и принять всей ее серьезности и трагичности.

На этом этапе разговора можно дать самостоятельное задание классу: собрать и перечислить все сцены, с которыми связаны Трагические мотивы Повести . Часть из них мы уже упоминали, можно теперь обобщить их и кратко записать вокруг слова «трагедия».

И наконец перейдем к центральной части фразы. Императивность ее тона не оставляет сомнений — путь героев повести «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Чудо, давно подспудно ожидаемое Верой, происходит. Мотив Ожидания чуда заявлен в самом начале повести: «…сегодня был день ее именин — семнадцатое сентября. По милым, отдаленным воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо-чудесного».

Настроение ожидания поддерживает Анна: она нетерпеливо спрашивает про гостей, обязательно хочет посмотреть диковинную рыбу — морского петуха, которого специально, в качестве редкого сюрприза, готовят к вечеру: «Сегодня утром рыбак принес морского петуха. Я сама видела. Прямо какое-то Чудовище. Даже страшно» .

2 стр., 908 слов

По повести Один день Ивана Денисовича Солженицына

... – увы, призрачно. И, достаточно часто недостижимо. Также читают: Картинка к сочинению По повести Один день Ивана Денисовича Солженицына Популярные сегодня темы Дорогая, Ирина Алефтиновна! Мы с вами провели ... Тем не менее, повесть автобиографична – иначе и не может быть, ведь только человек, прошедший этот путь, мог настолько реалистично описать сложившуюся ситуацию. Иван Денисович Шухов – основной ...

Мотивы чуда тесно переплетаются в повести с Мотивами религиозными, причем звучат они в разных регистрах — от серьезно-возвышенного до пародийно-гротескного . Прежде всего, день, в который начинаются события, — день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии . Гранатовый браслет после смерти Желткова будет повешен по его просьбе на икону Божьей Матери — да и само молитвенное преклонение Желткова перед княгиней напоминает о рыцарском служении эпохи Средневековья, о поэзии трубадуров и миннезингеров, об образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока, как известно, использовавшего в своем творчестве многие религиозные символы . Приход княгини Веры к умершему Желткову, ее прощальный поцелуй напоминает поклонение мощам святого — тоже мученика. В финале же повести мы встречаемся с Мотивом преображения — он связан с княгиней Верой. Сравним два ее портрета: «строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна» — такова она до произошедших событий; «Вера, с глазами, блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза…» — это финал повести, настоящая любовь, только лишь задевшая ее своим крылом, изменила всю суть Веры.

Любовь действительно оказывается сильнее смерти, покоя, холода, неизменности, она преображает Веру, лишая покоя, волнуя — она дает жизнь.

В заключение разговора обязательно нужно сказать, что перед нами, конечно же, произведение романтическое, причем романтизм здесь взят в крайнем своем выражении. По ходу урока у нас уже возникали некоторые сопоставления с другими произведениями романтического характера, теперь же можно показать, что для творчества самого Куприна Роман тические мотивы были определяющими. Для этого очень подходит небольшой рассказ «Фиалки» , в финале которого мы встречаемся со словами, напрямую возвращающими нас к Основной мелодии «Гранатового браслета»: «А вечером в спальной Казаков долго не спит… он плачет долгими, радостными, светлыми слезами, которые никогда уже не повторятся в его жизни.

И как бы потом ни сложилась его жизнь со всеми ее падениями и удачами… он всегда, даже в старости, — он, позабывший имена и лица, — благодарно и счастливо улыбнется, вспомнив фиалки, приколотые к груди принцессы из сказки. Потому что на его долю выпало редкое счастие испытать хоть на мгновение ту истинную любовь, в которой заключено все: целомудрие, поэзия, красота и молодость».