На лингвистическую тему». Что это такое?

«Сочинение на лингвистическую тему». Что это такое?

«лингвистический»

Лингвистика (, языковедение; от лат. lingua — язык)

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, , антонимах , фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, приставках, частях речи и так далее.

Как может быть сформулировано задание С2?

Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.

В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.

Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2013?

Демоверсия предлагает такой вариант:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами .

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ по написанию сочинения-рассуждения

I. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

II. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании, например:

Этот ряд ещё можно продолжать и продолжать, говоря о , фонетике и других разделах русского языка.

III. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо:

7 стр., 3426 слов

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по ...

... процессами) периода; одну историческую оценку значимости периода; исторические термины, понятия в ходе изложения, их корректное использование. ПОДГОТОВКА К ИСТОРИЧЕСКОМУ СОЧИНЕНИЮ. При подготовке выпускников к выполнению 25 задания – историческому сочинению, начиная уже с ...

  • сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней.

позицию автора

автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на…, останавливается на…, раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что…

Для выражения своего отношения к авторской позиции

не могу не согласиться с автором высказывания

я полностью согласен с…

вынужден согласиться с…

я разделяю точку зрения автора высказывания

я поддерживаю мнение автора

бесспорно мнение автора о том, что…

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

можно применить цитирование, например:

сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

можно обойтись и без цитирования, например:

1. Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

2. Высказывание я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

3. В высказывании моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

(Высказывание взято из демоверсии 2013 года.)

IV. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте… (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя… (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста… Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста…

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам таковы:

  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой — грамматические.

В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.

Например:

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение).

3 стр., 1136 слов

Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского ...

... на бумагу». Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 20 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И.И. Постниковой:«Способность слова связываться с другими словами проявляется в ... тексте выглядит именно так. Таким образом, приведенные выше примеры и рассуждения показывают, что устная речь очень меняется под пером писателя. №2 Записанные на бумаге слова могут выразить ...

Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса — ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т. д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

V. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, …

Итак, …

Следовательно, …

В итоге можно прийти к такому выводу: …

В заключение можно сказать, что …

Мы убеждаемся в том, что…

Обобщая сказанное, …

Из этого следует, что…

Например:

1. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

2. Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

План сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

  • а) аргумент-пример №1;
  • б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки.

То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца, а лучше 4, так как вторую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. Помните, что за отсутствие абзацев снимают баллы.

План сочинения рассуждения на лингвистическую тему таков  1