Проект музыки : “Музыка моего народа” 3 класс

Сочинение

Звучит ненецкая песня в исполнении Лагея. Дети входят в оформленный класс. Поют музыкальное приветствие. Рассаживаются по группам полукругом на стульчики.

Учитель: В этой четверти мы с вами много говорили о музыке ненецкого народа, слушали и разучивали песни.

На предыдущем уроке мы с вами решили, что наших знаний не хватает. Поэтому мы решили создать научно – исследовательскую экспедицию. В нее вошли:

1) географы;

2) историки;

3) этнографы;

4) собиратели песен и игр.

Было дано каждой группе задание – собрать информацию об историческом прошлом и настоящем нашего района. Расскажите нам попозже.

А сейчас отправимся с вами в путешествие.

Отгадайте загадку: куда мы отправимся?

Она, как оленья шкура от моря до моря лежит;

То рыжей, то белой, то зеленой становится (тундра)

Дети отгадывают.

Учитель: правильно! Давайте совершим путешествие в тундру. Нам помогут песни, стихи и наши знания! А ведущей будет руководитель нашего музея Ирина Нумовна.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашему району и тундре. На каком виде транспорта нам поехать? Отгадайте загадку:

Олень от них убегает,

А они отстают (нарты)

Дети: на нартах.

Ведущая показывает нарты. С помощью этих волшебных нарт мы отправляемся с вами в тундру. Давайте споем Песню “Едем мы по тундре”.

Все вместе поем песню.

И. Н. Вот мы и в тундре. Читает стихотворение:

Дороги и реки,

Крик стаи гусиной

И топот оленей,

Везущих аргиш.

Мой ненецкий край

На груди у России

Полярной звездою

Ты ярко горишь.

Здесь наша Родина, здесь мы родились и живем. Тут наш отчий край. На всей земле нет такого простора, как в нашей тундре! Нам надо обязательно знать традиции, обычаи и песни нашего народа. Давайте сядем поудобнее и послушаем сообщения нашей экспедиции.

Выходят географы, историки, этнографы. Поочередно рассказывают свои сообщения.

Руководитель музея корректирует действия учащихся, задает проблемные вопросы, приходит на помощь в трудную минуту. Создаются условия для формирования навыка работы в группах, развиваются коммуникативные навыки. Затем выступают собиратели песен и игр. В результате – собрали песни, различные по жанрам. Ведущий от группы рассказывает, что в собранных песнях отображена вся жизнь ненецкого народа. Перечисляет их.

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ... выбранная нами тема является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу сказок у детей с общим недоразвитие речи, а также недостаточная разработанность ...

Ведущая благодарит всех за сообщения.

Ведущая. Нас доставили в тундру нарты. Нарты у ненцев стоят возле чума. Это легкие, но прочные сани для оленьих упряжек. Нарты постоянно трудятся, на них перевозят различные грузы. Они тоже устают. Вот почему иногда, кажется, что они как живые, уснули возле чума и видят сны. Тише!

Выходят девочки и поют песню “Нарты спят “.

Ведущая. На нартах ненцы ездят и зимой, и летом. Летом нарты скользят по траве, и часто бывает, что полозья у нарт красные от ягод. Какие вы знаете северные ягоды?

Дети называют.

Ведущая. Отгадайте загадки:

1.Десять черных бусинок

На одной веточке висят (черника, голубика)

2.Лежат на кочках кусочки янтаря,

В рот положишь – тут же растает (морошка)

Ведущая. А чтобы все эти ягоды созрели за короткое полярное лето – день и ночь светит яркое солнце. Давайте споем Песню о солнце.

Дети встают и поют песню.

Ведущая. А теперь разглядим чум. Чум – одно из самых древних жилищ человека на земле. Видите, как он похож на шалаш. Зимой чум покрыт шкурами, летом – корой березы, берестой. В устройстве чума все продумано, его легко и быстро можно собрать и разобрать. Его легко перевозить на нартах. Ни один ветер не повалит чум, а дождь и снег скатывается с крутых стенок чума. Поэтому, даже зимой в чуме тепло и сухо. Послушайте стихотворение о чуме. Его расскажет нам Владик Салиндер.

Стихотворение “Чум”

На шалаш чум похож

Только ростом выше.

Не беда если дождь,

Не промокнет крыша.

Он стоит за бугром

Дверь, порог и стены

Сделаны не топором,

А из шкур оленьих.

Ведущая. Что это за зверь возле чума? Послушайте загадку.

Лежит у порога меховое кольцо.

Чужого в чум не пусти. (Собака)

Дети отгадывают.

Ведущая. А я знаю, что вы выучили песню про собачку на ненецком языке. Давайте споем.

Дети поют песню ” Вэнекоми “.

Ведущая. А теперь давайте с вами осмотримся вокруг. В нашем крае много озер, маленьких речек и самая красивая – Таз, а в ней много всякой рыбы. Какая рыба водится в нашей реке?

Дети называют.

Ведущая. А теперь поиграем в ненецкую игру.

Игра “Рыбаки и рыба”.

Ведущая. Хороша рыба, но нет важнее и дороже для ненцев, чем олень. Из оленьего меха шьют обувь, шапки и рукавицы, И все это шьется не нитками, а оленьими жилами, которые не боятся сырости и не рвутся. Олень дает вкусное мясо, чум покрыт оленьими шкурами, постель в чуме тоже из оленьего меха. Ненцы уважают и любят своих верных друзей – оленей. Послушайте стихотворение, которое нам расскажет Салиндер Родион.

15 стр., 7050 слов

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ...

... активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия. 1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего ... с называнием, называние действий с предметом), показ различных игрушек с одним и тем же действием, вопрос "Где то-то? " (развивает ориентировку в окружающем), прием побуждения ...

Стихотворение “Северный олень”

Вот он, северный олень!

Белый, словно снег,

Пусть сугробы до колен,

Легок его бег.

Ведущая. Еще одно стихотворение прочитает Лапсуй Аркадий.

“В дороге”

В снежном вихре олени

По холмистой тундре мчат.

Не бегут мои олени,

А по воздуху летят.

Ведущая. Отгадайте загадки.

1.Лес не лес, туча не туча,

То по тундре кочует.

То на одном месте кружится (оленье стадо)

2.Радость пастуха – оленевода.

На четырех палочках стоит – дрожит.

Обсохнет – за мамой побежит (олененок)

Дети отгадывают.

Ведущая. А какие еще животные водятся в тундре?

Дети называют.

Ведущая. Стихотворение “песец” прочитает Адер Тоня.

“Песец”

По тундре без конца в конец

Бежит встревоженный песец.

Бежит при солнце и впотьмах

Песца не голод гонит – страх.

Ведь в тех местах, где он живет

Его опасность всюду ждет.

Во всю грохочут буровые,

Пугают фары огневые.

Ведущая. Где найдет зверек себе пристанище? Северная Земля – очень ранимая Земля. И теперь люди думают о том, что с природой нужно обращаться бережно. Вот и я знаю стихотворение.

Читает:

“Беззащитная тундра”

Перепутались травы,

Распластался багульник.

Перемят и раздавлен

Лишайник ажурный.

Тонконогой морошки

Янтарные капли

С умирающей дрожью

Растеклись и иссякли.

Ведущая. Ребята, а как нужно бережно относиться?

Дети отвечают.

Ведущая. Вот мы и совершили путешествие в тундру. Ненцы – гостеприимный народ. Давайте споем песню ” Приезжайте в тундру”.

Дети поют. Ирина Нумовна прощается и уходит.

Выходит учитель музыки.

Учитель. Как вы думаете, откуда эти песни, стихи?

Дети. Стихи сочиняют поэты, а музыку – композиторы.

Учитель. Назовите известного ненецкого композитора.

Учитель. Семен Няруй.

Учитель. Назовите ненецкого поэта.

Дети. Леонид Лапцуй.

Учитель. А певцов?

Дети. Гавриил Лагей и Елена Лаптандер.

Учитель. Ребята, а вы хотели бы сочинить свою песню о нашем крае?

Тогда закройте глаза. Вглядитесь в нашу Землю: вон оленята веселятся, вон цветы всякие цветут, черника, брусника, морошка – ягоды поспевают, к нам на стол просятся. До чего ж хорош пирог с северной рыбой! А солнце у нас какое – полгода в глаза смотрит! А звезды у нас какие – словно их из самого прозрачного льда ножом вырезали. А как небо зимой горит! Всяким светом переливается! Да я могу целый день о красоте тундры говорить! Но вы сами все это должны разглядеть и сердцем понять. В этой Земле наши корни, здесь наша Родина. И нет для нас дороже этой Земли, прекраснее нашего Заполярного края!

Спросите себя:

  • Что для вас Тазовская Земля?
  • Есть ли у вас, что сказать, чем поделиться с другим человеком?
  • Как это звучит?
  • Как сказать, чтоб вас поняли?
  • Что вы хотите сказать?
  • Как это лучше сделать?

Учитель. Какие чувства, переживания будем передавать через песню?

Дети. Чувство гордости, любви.

53 стр., 26024 слов

Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...

... способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии. Методологической и теоретической ... более эффективно, чем в существующей практике, если: творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого художественного ...

Создание песни.

Тишина. Кто-то один запевает свою песню, то, что “видит” его сердце. Всю свою любовь передает он через песню. Возникает первая интонация, из которой “вытечет” мелодия песни. Каждый старается выразить свою мысль через определенную интонацию. В результате совместной творческой работы рождается небольшая песня со словами.

Поем несколько раз, мелодия постепенно выстраивается, выравниваются голоса, песня начинает приобретать единый интонационный характер.

Учитель. Вот и открылась нам небольшая тайна возникновения песни. Мы сейчас с вами были и авторами, и композиторами, и исполнителями. Как же нам запомнить эту песню? Если песня понравилась, то каждый, кто ее слушал, старался запомнить. Затем пел сам, вносил какие-то свои интонации. На следующем уроке мы запишем эту песню, чтобы не забыть ее.