Исследование духовного мира героев в русской поэзии и прозе
В рамках настоящего исследования мы обращаем внимание на духовный мир героев в русской поэзии и прозе, а именно на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва». Духовный мир лирических героев предстает перед нами светлым и полным веры. В первой строфе произведения звучат эпитет «трудный» и метафора «Теснится ль в сердце грусть», что помогает понять внутреннее состояние героя, его тяжелое положение. Тем не менее, молитва становится его спасением благодаря эпитетам «благодатная», «живые», «святая», которые показывают светлую и незаменимую силу молитвы. Лирический герой буквально исцеляется, произнося святые слова, а повтор и многосоюзие в конце стихотворения описывают влияние молитвы на человека: «И верится, и плачется, // И так легко, легко». Таким образом, духовный мир лирического героя наполнен святой силой, ведь молитва помогает ему справиться с трудностями жизни.
Кроме того, обратим внимание на героев русской классики, которые также черпают духовные силы в молитве. Например, лирический герой стихотворения А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» также описывает свою молитву, которая особенно важна для него. Святые слова призваны помочь обрести лирическому герою «дух смирения, терпения, любви» и избавить от «любоначалия», «празднословия». Он также глубоко верит в силу своей молитвы и воздействия ее на его жизнь.
Примером героини, которая черпает духовные силы в молитве, может служить Марья Болконская из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». В отличие от лирических героев в поэзии, она в романе находит утешение и силы в молитве, что также является интересным аспектом для нашего изучения.
В произведениях русской классической литературы обращение к Богу играет важную роль и способствует «перерождению» героев. Например, в стихотворении «Молитва» М.Ю.Лермонтова и в произведении «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, герои обращаются к Богу в надежде на изменения в своей жизни.
Лирический герой стихотворения «Молитва» также, как и Марья Болконская из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого, обладает истинной религиозностью. Он находит утешение и силу в молитвах, которые помогают ему преодолеть трудности и сохранить свою человечность. Герои русской классики, таким образом, черпают духовные силы в обращении к Богу, чтобы преодолеть все жизненные препятствия.
Доклад: Рождение «Молитвы Русских»
... точке в заключительном кадансе на словах «все ниспошли». В этом виде гимн венценосной солидарности или «Молитва русских» просуществовал до 1833 г. ... внутреннего достоинства и силы. И здесь огромная заслуга Жуковского, сумевшего не просто сочинить стихи к известной музыке, но найти ... Сердца стремления — Вот наша дань. Эти две замечательные по качеству строфы А.С. Пушкина так и не были официально ...
В произведении «Евгений Онегин» Татьяна Ларина также обращается к Богу, надеясь на изменения в своей жизни. Она молится, чтобы ее тоска унялась и она встретила свою любовь. Вера в Бога помогает ей сохранить надежду и долго ждать своего счастья.
Тема обращения к Богу звучит и в стихотворении А.А.Блока «Верю в Солнца Завет». Лирический герой стихотворения также надеется на появление света и верит в благословение от Бога. Его вера помогает ему не думать о грустном и мрачном, а ожидать светлого будущего.
Таким образом, обращение к Богу является важным мотивом в русской классической литературе. Оно помогает героям пережить трудности, найти надежду и сохранить свою человечность. Каждый писатель раскрывает эту тему по-своему, но она остается актуальной и значимой в литературе.
Развитие жанра молитвы в русской литературе
Жанр молитвы является особым словесным жанром, который представляет собой обращение человека к высшим силам, в которые он верит. В русской литературе этот жанр имеет свою историю и развитие, отражающие особенности вероисповедания и культурные особенности народа.
Молитва в русской литературе имеет свои особенности и отличается от молитв других культур и народов. В русской молитве часто присутствуют светлые и теплые чувства, вера и надежда на лучшее будущее. Это можно наблюдать в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва», где лирический герой обращается к Богу в трудные моменты жизни и находит утешение и веру в светлое будущее.
Также жанр молитвы находит свое отражение в творчестве В.В.Маяковского в послереволюционное время. В его произведениях, таких как «А вы могли бы?», «Юбилейное», «Нате», затрагивается тема поэта и поэзии. Маяковский в своих стихах выражает свою любовь к поэзии и вызывает новый мир, который отличается от старого и не отвечает требованиям нового времени.
Тема молитвы и обращения к высшим силам также является важной в русской литературе. В современной лингвистике остается вопрос о принадлежности молитвы к диалогической или монологической форме речевого общения. С одной стороны, молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая обычно присутствует в диалогическом общении. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва представляет собой разговор с Богом, и поэтому может рассматриваться как диалог с Богом.
Таким образом, жанр молитвы в русской литературе имеет свое развитие и особенности. Он отражает веру, надежду и светлое будущее, а также является важной темой в творчестве некоторых русских поэтов.
в данном исследовании изучены лирические произведения анны ахматовой, николая гумилева и осипа мандельштама, можно сделать выводы о том, что лирика данных поэтов связана с религией и молитвенным жанром. религиозное восприятие мира лежит в основе их мировоззрении.
в данном исследовании нами рассматривается не просто молитва в религиозном понимании этого слова, а особый поэтический жанр — стихотворная молитва и другие формы обращения к богу и высшим силам. также мы выяснили, что стихотворная молитва многое взяла от канонической. путем раскрытия интимно-духовных отношений личности к богу движется молитвенная лирика анны ахматовой, николая гумилева, осипа мандельштама.
при изучении стихотворных молитв следует исходить из того, что творчество подобного рода — это явление религиозно-эстетического порядка, стремящееся приблизиться к постижению истины посредством выразительных средств языка. изучая жанр стихотворной молитвы, мы пришли к выводу о том, что многие писатели 20 века включали данный жанр в свое творчество.
Виды (жанры) детской литературы
... литература для средней общеобразовательной школы в существующих классификациях к детской литературе не относится. 3. Виды (жанры) детской литературы ... авторов, французских просветителей, русскую поэзию и прозу ... детской литературе, а между тем многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии. Литература ... (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. ...
у а. ахматовой молитва носит эпитафический характер. можно сделать вывод, что важнейшая особенность ахматовской поэзии в жанровом отношении — это процесс скрещивания известных ранее традиционных жанров и их взаимопроникновения (плача и эпитафии. послания и эпитафии).
Введение
Творчество Н. Гумилева оказало значительное влияние на образный мир, эволюцию и эстетику акмеистов. В данном исследовании мы обратимся к его эстетическим воззрениям, которые представляют собой развитие принципов романтиков Пушкина, Тютчева и Баратынского. Также рассмотрим роль цитирования предшественников в поэтической практике Гумилева и его особое отношение к произведениям Тютчева.
Эстетические воззрения Н. Гумилева
Изучение эпистолярного наследия, статей и рецензий Гумилева, а также свидетельств современников позволяет утверждать, что его творчество занимает особое место среди других поэтов, чьи произведения существенно повлияли на образный мир и эстетику акмеистов. Он является одним из трех авторов, включенных в этот ряд, вместе с Пушкиным, Тютчевым и Баратынским.
Эстетические воззрения Гумилева относятся к пониманию категорий прекрасного, трагического и гармонического. Он также высказывал свои взгляды на соотношение реального и идеального, художественной бытийности, открытости личности миру Бога и природности творчества. Он сознательно развивал эти эстетические принципы романтиков, считая их создателями образцовых произведений.
Цитирование предшественников в творчестве Гумилева
Представление об акмеистах как поэтах, цитирующих произведения своих предшественников, требует конкретизации. Одно из важных аспектов — это композиционная значимость цитаты, которая может быть узнаваема, представлена частично или с изменениями. Необходимо также учитывать синтезирующее свойство художественного сознания Гумилева и его обоснование роли поэтического Слова.
Понимание Гумилевым произведений Тютчева, введение новых стихов в круг его традиций, позволяет преодолеть одностороннюю трактовку философской лирики классиков русского романтизма. Это позволяет более полно осмыслить драматизм и гармонизацию в поэзии, а также открытость миру, созданному Творцом, как важную составляющую национальной поэзии.
Религиозность Гумилева
Что касается религиозности Гумилева, важно отметить, что она не связана с обязательной воцерковленностью поэта, но является значимым принципом его эстетической программы. Он рассматривал искусство как форму приближения к содержательному религиозному мироощущению. Такой подход находит подтверждение и в самом высказывании самого поэта.
Заключение
Таким образом, исследование эстетических воззрений Н. Гумилева, его цитирования предшественников и особенностей восприятия произведений Тютчева позволяет лучше понять его творчество и его роль в развитии русской поэзии. Это также подчеркивает значимость религиозного аспекта в его эстетической программе.
Полнота восприятия наследия классиков русской поэзии XIX века Гумилёвым и акмеизм
Полнота восприятия наследия классиков русской поэзии XIX века Гумилёвым сказалась на творчестве его последователей и друзей по Цеху. Важное для поэзии Серебряного века и осуществленное именно акмеистами возвращение полноты звучания, значения, ощущения слова как художественного события сделало вновь востребованными точность, предметность, плановость, эти основные свойства поэзии Пушкина, философичность, напряженно преодолеваемый драматизм творчества Тютчева, способность к образным обобщениям лирика Баратынского. Следуя принципам русских романтиков, Гумилёв своим выверенным по камертону национальной классики поэтическим творчеством и своей судьбой верного долгу чести офицера оправдал высокое предназначение русского поэта.
Урок «Красота родной природы в творчестве русских художников, ...
... – сочинение , взаимосвязь элементов произведения, переходящая в какую – либо идею, сюжет. Русская пейзажная живопись - произведения русских художников-живописцев ). Художники – живописцы художников-пейзажистов вы знаете Пейзажная Рассмотрим два пейзажа «Золотая осень » В. Д. Поленова и И. И. ...
Осип Мандельштам определял акмеизм как «тоску по мировой культуре». Постижение действительности становится для него прежде всего постижением многообразия исторических культур. Современность проецируется на мифологию, читается в знаках и символах ушедших времен. Метасюжетом лирики Мандельштама является в сущности освоение «чужого» и превращение его в «свое». В стихотворении «Я не слыхал рассказов Оссиана…» поэт о себе говорит: «Я получил блаженное наследство — / Чужих певцов блуждающие сны», предчувствуя непонимание в своей эпохе: «и не одно сокровище, быть может, / Минуя внуков, к правнукам уйдет».
Ясность и простота как свойства акмеистической поэзии у Мандельштама представляют собой не простоту заложенных смыслов, а определенность очертаний предметов реального мира и отчетливость границ между ними.
Ахматова, Гумилев и Мандельштам все эти поэты — поэты акмеисты. Художественное течение акмеизм возникло как попытка преодоления кризиса символизма, как попытка решения вопроса отношения искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Стремление вернуть поэзию у реальной жизни из мистических туманов символизма объединило ряд поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам.
Наиболее общие особенности этого направления:
- Всегда помнить о непознаваемом, но только «не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками» (Н. Гумилев);
Акмеизм: эстетические установки и особенности
Акмеизм, художественное течение в поэзии Серебряного века, представляло собой новый подход к литературе и эстетике. В отличие от символизма и футуризма, акмеисты не стремились решать социальные проблемы, а сосредоточились на создании цельного мировоззрения и эстетической системы.
Основные особенности акмеизма можно выделить следующим образом:
- Акмеисты ставили в центр своего внимания красоту и безобразие мира, признавая, что они неотделимы друг от друга. Все произведения были пропитаны этой двойственностью.
- Художественное пространство в поэзии акмеистов было перенесено в эстетизированную старину, в мир стилизованной современности. Это был замкнутый круг интимных переживаний, где главными героями были сами поэты.
- Акмеисты не интересовались переломными эпохами истории, как символисты, а сконцентрировались на эпохе бесконфликтной гармонии и идиллии. Они стремились создать образ идеального человеческого общества и подчеркнуть его гармонию с прошлым и будущим России.
- Любовная тема в поэзии акмеистов развивалась как игра, легкая и жеманная. Она не была связана с прозрениями в другие миры, как у символистов, а оставалась на уровне поверхностных чувств и эмоций.
- За программным жизнеутверждением акмеизма скрывалось внутреннее депрессивное настроение. Поэты ощущали противоречия между своими эстетическими идеалами и реальностью, что придавало их творчеству особую глубину.
- Акмеисты призывали возвратиться из иных миров к реальности, признавая культ первоначал жизни. Иногда акмеизм называли адамизмом, чтобы подчеркнуть эту идею.
Однако несмотря на свою новизну и яркость, акмеизм не смог создать целостную мировоззренческую и эстетическую систему. Ведь акмеистическое движение объединило поэтов с разными идейными установками, и их творчество развивалось во внутренней полемике с самим акмеизмом.
Литературовед Лев Аннинский отмечает самостоятельность и оригинальность творчества поэтов, которые в свое время объединились в кружок «Цех поэтов». Гумилёв, Ахматова и Мандельштам остаются яркими представителями акмеизма и вносят свой вклад в развитие русской поэзии.
Молитва в русской поэзии
Молитва является жанром, тесно связанным с лирикой. Понимая лирику как «поэзию, выражающую личные или коллективные переживания человека в форме чувств, непосредственно выраженных», можно сказать, что молитва относится именно к таким высказываниям. Она отображает внутренний мир души, ее чувства, понятия, радости и страдания. Молитва представляет собой личные мысли, заключающие то самое интимное и реальное, что выражается поэтом через его собственное настроение – это творческое и человеческое «я», излагающееся в виде живой и вдохновенной картины духа. Лирический текст принимает свои законы, которым подчиняется каждый его элемент.
По мнению М.С. Руденко, поэтическая молитва является способом выражения религиозных чувств в форме искусства. Обратившись к этому жанру, художник обнаруживает и раскрывает свои глубинные пласты творческого и человеческого «я», выражает то, что обычно не подлежит сказанию. Молитва, благодаря свойствам исповедальности и диалогичности, получила широкое распространение в русской литературе. Такие известные поэты, как А.С. Пушкин, Ф.Н. Глинка, Н.М. Языков, Ф.И. Тютчев, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова и другие, обратились к жанру молитвы в своём творчестве.
Тема молитвы в лирике
Одним из удивительных свойств лирического произведения является его способность проникать в душу читателя и вызывать самые глубокие и разные сильные чувства. Одним из таких чувств является упование на Бога, вера в него и ощущение его присутствия.
Молитвенная лирика отражает духовную сторону жизни ее авторов. Этот духовный опыт, который поэт заключает в своих произведениях, может быть полезным для современных читателей, испытывающих «духовную жажду» и стремящихся к духовному росту и самопознанию.
Почти у каждого русского поэта можно найти стихотворения, посвященные молитве. Эти стихи справедливо можно назвать жемчужинами русской духовной поэзии, поскольку они обладают способностью исцелять человеческие души, измученные историей и жизненными трудностями.
Если у вас возникнут вопросы, не стесняйтесь обратиться за помощью к преподавателям.
Молитва в творчестве А.С. Пушкина
Отличительной чертой русского человека прошлых веков является набожность, о чем свидетельствуют народные пословицы. Посредством молитвы происходит соединение человека с Богом, молитва укрепляет дух человека, и у него появляются силы к преодолению трудностей и невзгод, выпавших на его долю. Человек постоянно обращается к молитве, которая является источником силы и мудрости. Память о молитве не удалось искоренить даже за десятилетия атеизма. Обращение к молитве сохранилось в речевом этикете и языке.
Что касается молитвы в произведениях русских поэтов, то в качестве примера можно привести лирику А.С. Пушкина. Поэт в годы молодости страдал от чувства безверия, однако в зрелые годы в его душе созрела вера в Бога. Во многом этому способствовала ссылка в Михайловскую, где вдали от светских развлечений у поэта было достаточно времени, чтобы заглянуть в свою душу, в душу русского народа. В этот период поэт много занимался самообразованием и самосовершенствованием.
Именно в Михайловской ссылке поэт впервые вошел в непосредственное общение с церковью. Поэт наблюдал тесную духовную связь и нравственную связь народа со Святогорским монастырем. Пушкин много читал древние летописи и Карамзина. Все это способствовало его осознанию того величайшего духовного влияния, которое оказывала на народ вера в Бога. Чтение жития святых затягивало поэта, а Евангелие глубоко тронуло его душу. И с этого момента он видит истинную поэзию в молитве и в Евангелии. Затем он напишет поэтическое переложение самой важной молитвы христиан — «Отче наш», где он очень точно передал слова молитвы.
А в своем стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкин признается, что любимой его молитвой является великопостная, которая читается в течение Великого поста.
Эта молитва вдохновила поэта на одно из лучших его произведений.
Возможно, Пушкин видел сходство между собой и воспетым в произведении пустынником. Основанием этому предположению является стихотворение «Воспоминание», где поэт выражает нравственную муку человека, который тяжело страдает от бремени совершенных грехов.
Молитва в русской поэзии: А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов
Молитва, как духовная практика, находит свое отражение в русской поэзии, знаменитых авторов таких как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Оба поэта обращаются к молитве как способу преодоления житейских трудностей и поиску духовной гармонии.
А. С. Пушкин и его стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны»
В одном из своих стихотворений, написанных в 1836 году, А. С. Пушкин рассуждает о молитве. Герой произведения, похожий на самого поэта, испытывает ночью тревогу и часто переживает о своих совершенных грехах. Он признает, что знает множество молитв, которые помогают ему преодолевать житейские трудности, но наиболее близка к нему великопостная молитва, которая открывает грехи, от которых он стремится освободиться.
В своей молитве, герой стихотворения просит Бога о помощи в осознании своих грехов. Он стремится к смирению, любви, целомудрию и терпению — христианским добродетелям, которые являются необходимыми для духовного роста. Любовь, особенно к ближнему и Богу, олицетворяет трепетное и благоговейное отношение к миру.
Это стихотворение является свидетельством внутреннего состояния А. С. Пушкина на момент его написания и отражает его превращение в верующего христианина. Перед своей смертью Пушкин исповедался в грехах, причастился и благословил своих детей, демонстрируя свой вероисповедный путь.
М. Ю. Лермонтов и его стихотворение «Молитва»
Еще одним примером отношения к молитве в русской поэзии является стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва». Оно было написано в 1838 году и является откровением поэта о чудодейственной силе молитвы и его собственном опыте духовной жизни.
В лирическом герое стихотворения каждый читатель может узнать самого поэта. Лермонтов захватывает читателя своим внутренним миром и откровенно рассказывает о причинах обращения к молитве. У поэта было много трудностей в жизни — потеря матери, разлука с отцом, безответные чувства и постоянное чувство одиночества.
Чувство одиночества преследовало Лермонтова на протяжении всей его жизни и стало одним из ключевых мотивов в его лирике. Чтобы освободиться от этой душевной муки, поэт прибегает к молитве, обращаясь к Богу за поддержкой. Он убежден в силе молитвы и доверяется ей в своей духовной практике.
Таким образом, и Пушкин, и Лермонтов показывают, что для них молитва стала неотъемлемой частью их веры и осознания духовных потребностей. Оба поэта обращаются к молитве в поиске утешения, смысла и духовной гармонии в сложностях жизни.
- В первой строфе описывается душевное состояние лирического героя, который в трудную минуту обращается к Богу.
- Вторая строфа свидетельствует об огромной, непонятной человеческому разуму, великой силе молитвы.
- В третьей строфе поэт говорит о том великом чуде, которое произошло как ответ на чистосердечную молитву. Не возникает сомнений в том, что утраченная вера снова обретена героем, и от этого на душе становится легко.
Это всего лишь несколько примеров обращения поэтов к молитве. В творчестве каждого поэта есть подобные произведения, где он в сложные минуты своей жизни обращается к великой силе молитвы.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Сочинение «Образ молитвы в поэтических произведениях золотого и серебряного века.»
Эта работа была подготовлена для участия в Международном детско -юношеском литературном конкурсе имени Ивана Шмелёва «Лето Господне» в 2017-2018 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_.docx | 7.2 КБ |
Предварительный просмотр:
О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал — истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.
Схиигумен САВВА, Священнослужитель Русской православной церкви, духовный писатель, в своей статье «Любовь Христова. Разновидности любви.» пишет следующее: » Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь.»
В поэтических произведениях писателей – классиков русской литературы особое место занимает жанр молитвы. Сила молитвы нашла широкое отражение в русской литературе. К нему обращались на протяжении многовековой истории нашей страны большинство поэтов. Ведь русская литература всегда тяготела к осмыслению жизни через веру. Особое место занимают стихотворения писателей золотого и серебряного века.
Молитва в поэзии золотого и серебряного веков
Молитва — это форма словесного выражения живого богообщения, в которой человеческая душа воплощает все свои грани — от надежды и веры до покаяния и надежды на спасение.
Среди поэтов золотого и серебряного веков особо заметна форма поэтической молитвы. Например, Александр Сергеевич Пушкин использует этот жанр в своем произведении «Отцы пустынники и жены непорочны.» Он молится о переосмыслении своих грехов и об истинных духовных ценностях:
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Михаил Юрьевич Лермонтов также использовал форму молитвы в своих произведениях, например, стихотворении «Молитва»:
В минуту жизни трудную
Тесниться ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» поэт обращается к молитве как способу увидеть Бога в окружающей природе:
Тогда смиряется души моей тревога
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Форма поэтической молитвы позволяет поэту выразить свои эмоции и состояние проникновенно и зачастую очень глубоко.
Воспевает божественную красоту этого мира и Константин Бальмонт:
Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире красота —
Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
С безоговорочной преданностью и самоотдачей обращается в своей молитве Александр Блок:
Полны ангельских крылий
Надо мной небеса.
Верю в Солнце Завета,
Анна Андреевна Ахматова на протяжении всего своего творческого пути обращалась к теме разговора с высшими силами, с Богом. И также, как и Александр Блок, она видела Бога во всём её окружающем. Например, в стихотворении » В каждом древе распятый Господь. «:
В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.
В стихотворении «Молитва» она выводит свою безоговорочную преданность своей стране и людям, живущим в ней , на совершенно новый уровень .Она готова отринуть всё, что ей даровано Богом взамен счастливого будущего своей родины :
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
«Любовь к Богу – это непостижимое, необъяснимое, невыразимое чувство, которое не может быть передано никакими человеческими и ангельскими языками. Оно может быть понятно только тому, кто опытом жизни испытал ее, кто приобрел или хотя бы только вкусил это самое величайшее счастье и блаженство души. » — писал Схиигумен САВВА
Сила молитвы нашла широкое отражение в русской литературе. Причем, речь идет не только о золотом или серебряном веках русской литературы. Эта тема прослеживается и бурно расцветает в стихотворениях поэтов конца 20-го века и века 21-го.
И, цитируя слова Марины Бариной -Малхасян, которая сквозь века вторит строкам Анны Ахматовой, хочу сказать:
Стихотворные молитвы М. Ю. Лермонтова
Тема: Молитва в творчестве М.Ю. Лермонтова
В творческом наследии М.Ю. Лермонтова можно выделить три стихотворения с одинаковым названием — «Молитва». В христианской традиции молитва является проникновенным обращением к Богу и имеет вековую историю. Христианские подвижники и отцы церкви создавали молитвы, которые верующие люди читают в храме и дома. Однако в литературе также существует жанр поэзии, где молитва становится особым выражением духовности и веры.
Обычно стихотворения-молитвы принадлежат глубоко верующим поэтам, таким как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К. Р. и другие. Согласно современникам, Михаил Юрьевич Лермонтов не считал себя одним из них, но тем не менее он написал несколько стихотворений-молитв, посвятив их разным людям.
Первое стихотворение с названием «Молитва»
Первое стихотворение «Молитва» было написано Лермонтовым в 1829 году, когда ему было всего 15 лет. Интересно отметить, что при жизни поэта оно не было опубликовано.
Строфа за строфой поэт обращается к Богу, прося не обвинять и не карать его за его земные страсти, за отдаленность от слов Божьих, за заблуждение его ума. Лермонтов признает, что в его сердце горит «лава вдохновенья» и его глаза мракнут от «диких волнений». Он также признает, что его молитва не всегда обращена к Богу, а иногда звучит в грешных песнях.
В последних строфах стихотворения Лермонтов просит Бога угасить пламень его страстей, преобразить его сердце в камень и остановить его голодный взор. Он выражает желание освободиться от страшной жажды песнопений и обращаться к Богу только на пути спасения.
Это стихотворение является своеобразной молитвой-исповедью Лермонтова, где он откровенно выражает свои мысли и чувства перед Богом.
Заключение
Молитва в творчестве М.Ю. Лермонтова является особым жанром поэзии, где поэт выражает свои мысли, чувства и просьбы перед Богом. В стихотворении «Молитва», написанном в юном возрасте, Лермонтов откровенно признается в своих страстях и заблуждениях, но также выражает желание обратиться к Богу на пути спасения.
Таким образом, молитва в творчестве Лермонтова является не только проявлением духовности и веры, но и отражением внутренней борьбы и поиска истины.
Молитва «Странника» — это стихотворение, которое, по всей видимости, написала В.А. Лопухина (1815—1851) и предположительно введено в текст письма к М.А. Лопухиной (от 15 февраля 1838 года) под названием «Молитва Странника». В самом стихотворении юный поэт обращается к Богу с мольбой о милосердии и прошением для другой души. Поэт выражает надежду на то, что Бог окружит достойную душу счастьем и подарит ей сопутников, мир упования и покой. Он также просит, чтобы в час прощальный или в тяжелые моменты жизни лучший ангел принял душу прекрасную. В этих строках проблескивает тяжелая атмосфера душевных переживаний и стремления найти утешение в светлом и благосклонном представлении о мире и после.
Анализируя указанные высказывания, можно сделать выводы о любовной страсти, которую Михаил Лермонтов испытывал к Варваре Лопухиной. Эта страсть была истинной и сильной, и, возможно, он не оставил ее до конца своей жизни.
Лермонтов определяет Лопухину как «молоденькую, милую, умную, как день» и «пылкую, восторженную, поэтическую и симпатичную». Он описывает свои чувства к ней как безотчетные, но сильные.
Миниатюрное стихотворение, приведенное в тексте, является монологом лирического героя и представляет собой мольбу о счастье любимой женщины. Стихи пронизаны благоговейными чувствами нежности, света и чистоты.
Шедевром любовной лирики Лермонтова можно считать стихотворение, которое на самом деле было написано для княгини Марии Александровны Щербатовой. Лермонтов был увлечен ею в 1839-1841 годах, и она была одной из возможных причин дуэли между Лермонтовым и Эдуардом Барантом, который также ухаживал за Щербатовой.
Чудесная молитва, приведенная в стихотворении, описывает мгновение трудности в жизни, когда сердце опустошено грустью. Герой перекликается с живыми словами, чтобы найти благодатную силу и святую прелесть. В этих словах заключается облегчение от душевного бремени и сомнений, и они приносят веру и слезы, и делают легким то, что кажется трудным.
В конечном итоге Лермонтов оставляет нам много вопросов о том, что он бы еще написал, если бы остался в живых. Он остается для него ребенком с его талантом, капризами и одиночеством.
Известный портрет М. Ю. Лермонтова, написанный A. И. Клюндером в 1838 году, является дополнительным свидетельством о значимости и таланте поэта.
Жанр молитвы в русской литературе
Технологическая карта учебного занятия по литературе
Учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ села Батурино Асиновского района Томской области Шитц Юлия Валентиновна
Тема урока: «Жанр молитвы в русской литературе», 11 класс.
Тип урока: ознакомление с новым материалом (дети сидят в группах).
Дата урока: 7 ноября 2019 г.
- Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной;
- Учебник-хрестоматия «Литература» для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной;
- Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. 11 класс. Коровина В.Я.
Формы и методы, технологии обучения: групповая форма работы; фронтальная беседа; наблюдение и анализ; работа с источниками информации, создание синквейна.
Оборудование урока: проектор, тексты (Приложения), записи на доске.
Цели урока: познакомить с жанром молитвы; изучить стихотворения русских поэтов, обращавшихся к жанру молитвы; в рамках духовно-нравственного эксперимента провести параллели с духовными жанрами.
Планируемые образовательные результаты:
Вид планируемых учебных действий | Планируемый уровень достижения результатов обучения: 1 – низкий, 2 – средний, 3 — высокий |
Иметь понятие о молитве как о литературном жанре | 1.Различать виды молитв, знать их композиционный строй. 2.Знать, какие поэты обращались к жанру молитвы. 3.Видеть различия между произведениями поэтов и религиозной службой. |
Приобретение навыков интерпретации поэтического текста. Умение владеть информацией. | 1.Понимание лирического произведения. 2.Анализ художественных средств. 3.Комплексный анализ лирического произведения. |
Воспитание речевой культуры и эстетического вкуса учащихся. Умение владеть словом. | 1.Умение выражать свои мысли. 2.Анализ текста с этической точки зрения. |
Раздел «Учебные действия»
Цель данного урока — ознакомить учеников с молитвой в русской литературе. В ходе урока ученики должны быть готовы:
- Сформулировать и высказать свое мнение
- Договориться в паре и в группе
- Аргументированно доказать свою точку зрения
- Работать по плану
- Формулировать выводы из коллективного обсуждения
- Оценивать правильность выполнения своих действий
- Ответственно относиться к учению
- Осознавать ответственность за работу в группе
- Адекватно оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности
- Контролировать свои эмоции
Данный урок разделен на несколько этапов:
Организационный этап:
- Проверить подготовленность к уроку;
- Организовать внимание;
- Вовлечение учеников в деловой ритм урока, создание эмоционального настроя;
- Убедиться в готовности учеников к восприятию учебного материала.
Мотивационный этап:
- Актуализировать знания по пройденному материалу;
- Выявить уровень знания ученика после выполнения домашнего задания;
- Провести проверку домашнего задания учеников.
Основной этап:
- Возможность ученикам прочитать отрывок из ‘’Песни про купца Калашникова’’ наизусть;
- Разъяснение информации о поэте, объяснение содержания стихотворения, ответы на вопросы;
- Отвечать на вопросы, высказать свое мнение;
- Проговаривать цели, которые были поставлены;
- Оценить уровень восприятия пройденного материала;
- Справляться с эмоциями;
- Выполнять домашнее задание;
Этап постановки учебной задачи:
- Подготовить к изучению нового материала, сообщить тему и цели урока.
- Уведомление о тайне слова и значимости слова для молитвы;
- Рассмотрение литературных произведений, где присутствует молитва;
Таким образом, данный урок взвешивает наличие знаний у каждого ученика, помогает им выражать свои мысли об учении, соблюдать дисциплину и ответственность, адекватно оценивать свои успехи и стимулирует их к развитию.
2. Понимание и анализ текста
Ученики понимают версию фрагмента текста, анализируют его содержание и создают высказывание, оформляя записи. В данном случае, они сверяют раздаточный материал с целью урока и осмысливают свое понимание.
3. Подготовка к работе на основном этапе
Учитель обеспечивает осмысление материала и глубину понимания учащихся. Он создает проблемную ситуацию, актуализируя их субъектный опыт и задает вопросы, например:
- «Почему текст молитвы оказывает такое воздействие на человека?»
- «Какие сходства и различия между молитвой А.С.Пушкина и молитвой «Отче наш»?»
4. Организация работы с источниками
Учитель организует работу с источниками или выдержками из источников, чтобы обеспечить формирование целостной системы знаний о жанре.
5. Знакомство с новым материалом
Учитель предлагает учащимся новый материал — стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва». Он обращает внимание на контекст создания стихотворения и задает вопросы, например:
- «Когда человек обращается к молитве?»
- «Согласны ли вы, что тоска — это и есть трудная минута?»
6. Воссоздание текста стихотворения
Учитель предлагает учащимся воссоздать текст стихотворения М.Ю. Лермонтова из разбежавшихся строчек, используя ножницы и клей. Он подчеркивает важность знания о рифме и размере стиха.
7. Поиск информации и дискуссия
Учащиеся находят информацию, необходимую для решения учебной задачи. Они самостоятельно вычитывают подтекстовую информацию и участвуют в дискуссиях при выборе материала. Они организовывают работу в группах, договариваются с товарищами и выдвигают индивидуальные версии, определяют цель и совместно работают по плану.
8. Анализ и выводы
Учащиеся анализируют полученную информацию, обобщают ее и делают выводы. Они высказывают свое мнение, корректируют его и создают письменное высказывание. При этом они опираются на общечеловеческие ценности и критически осмысливают свои понятия.
Примеряют роли лидера, исполнителя, контролера и др. Контролируют свои эмоции в случае несогласия с участниками группы, предлагают свои варианты, справляются с эгоизмом.
Этап первичной проверки понимания изученного материала: установить правильность и осознанность изучаемого материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.
Предлагает прослушать текст стихотворения, сверить воссозданные тексты с эталоном, оценить результат своей деятельности.
Прослушивают и проговаривают текст стихотворения М.Лермонтова «Молитва», корректируют.
Прослушивают и проговаривают текст стихотворения М.Лермонтова «Молитва», корректируют вслух.
Оценивают степень достижения цели.
Выражают эмоции в соответствии с результатами деятельности.
Этап закрепления новых знаний: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
Задает вопросы, связанные с организацией деятельности:
-Все ли сразу согласились с предложенными вариантами?
-В чем состояла трудность собрать строчки?
Задает вопросы на понимание текста.
-Какие художественные приемы, использованные поэтом, вызвали затруднения? (Инверсия в начале текста).
Организует краткий анализ лирического произведения.
-Слова молитвы принесли покой душе поэта. Возможно ли такое?
Соглашаются с трудностью работы в группе, когда выдвигается сразу несколько версий.
Фиксируют записи художественных приемов в тетрадь (название, примеры из текста)
Включаются во фронтальную работу над анализом лирического текста.
Предлагают индивидуальные ответы на вопросы, самостоятельно исправляют ошибочные версии.
Критически осмысливают свое поведение во время работы группы. Отвечают за свои предложения.
Этап обобщения и систематизации: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных связей.
Организовывает беседу, задавая вопросы:
-Имеют ли силу слова человек?
-Можно ли произносить их, не будучи твердо уверенным в воздействии?
-Вся ли информация, окружающая нас, полезна человеку?
-Чье произведение вам кажется наиболее приближенным к молитве?
Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию относительно наличия разных видов информации в жизни человека.
Демонстрируют разную степень владения смысловым чтением, сравнивают и выбирают нужную информацию.
Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию относительно наличия разных видов информации в жизни человека.
Различают мнения, предположения других участников группы, объясняют выбор материала друг другу и коллективу.
Выдвигают версии относительно излишнего количества информации.
Определяют проблему, связанную с жанром молитвы.
Осваивают новые правила, стремятся применить их в личной жизни.
Осознают свои эмоции в различных речевых ситуациях.
Этап самоконтроля знаний и способов действий: организовать деятельность по созданию синквейна.
Организует деятельность по применению новых знаний.
-Какое стихотворение вам понравилось?
Что в нем общего с молитвой?
Предлагает создать синквейн, начальным словом которого может быть «Молитва».
Образец работы ученика.
Примиряет, успокаивает, смиряет., Весомость каждого слова в молитве.
Выбирают необходимую информацию, готовят ответы на вопросы и готовят синквейн.
Осознанно используют речевые средства для ответов на вопросы и создания собственного продукта.
Осознают свой выбор и отвечают за него, признают уровень своих достижений.
Этап объяснения домашнего задания: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Два уровня домашнего задания:
1.Выучить наизусть стихотворение-молитву по выбору.
2.Создать презентацию в три кадра к выбранному стихотворению.
Готовятся представить информацию в предложенных формах.
Планируют использовать технические средства для выражения собственного мнения.
Оценивают степень готовности к самостоятельному выполнению
работы. Осуществляют пошаговую самопроверку.
Выбирают один из видов работы, отвечают за свой выбор и оценку.
Этап подведения итогов занятия: дать качественную оценку работы класса, инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности.
«Я доволен, что у меня получилось…».
Зачитывают работы и оценивают степень усвоения материала.
Высказывают свое мнение относительно усвоенного материала.
Сверяют свои достижения с планом урока.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.