Тема Родины в русской поэзии / Свободная тема

Сочинение

Тема Родины в русской поэзии

Каждая личность, каждый поэт определяет свое отношение к основным категориям бьипия, вечным проблемам, глобальным событиям. И каждый находит в них что-то свое, никому более не понятное и не доступное. Так, например, у каждого в душе существует свой Бог, каждый, кто соприкасается с творчеством Пушкина, подобно М.И.Цветаевой, находит своего, ни для кого более не досягаемого Пушкина.

Родина для каждого русского человека, а для поэта в особенности, является такой же глобальной проблемой, если не категорией бытия, как Жизнь, Смерть, Любовь… Поэтому каждый для себя определяет понятие родины, России, находит в ней свое место. С Родиной у каждого связан свой конкретный образ. Но все это «свое», личное — лишь вариации, тема же для всех одна — Родина. И для русских поэтов она является объединяющим началом, а значит, существуют общие для всех правила, каноны, традиции, которые устанавливают тесную взаимосвязь русской литературы.

Пробуя проникнуть в личное восприятие Родины некоторыми поэтами, я попытаюсь проследить в их творчестве именно эти классические традиции, связывающие всю русскую поэзию, начиная с Древней Руси и заканчивая XX веком, в единое целое.

Как и все темы русской литературы, тема Родины берет свое начало в уникальном произведении древнерусской литературы « Слово о полку Игореве». Все темы, которые продолжает затем русская классическая поэзия, так или иначе здесь переплелись.

Для людей того времени Русь была священной, а значит, защита ее — делом святым. Во имя этой священной цели автор «Слова» призывает к объединению, сплоченности, во имя Русской Земли предлагает забыть все междоусобицы и распри. Россия служит связывающим, примиряющим началом, через которое русский народ приходит к духовному, нравственному объединению, забывает вражду и возвращается к исходному братству:

Отзовитесь!

Остры ваши стрелы, князья, —

Заградите же степи ворота!

Отомстить поспешите

Родимую Русь!..

В «Слове…» мы также встречаем тему Отечества, духовной связи со своим прошлым, почитания предков:

Все забыто:

Где честь — где жизнь,

И Чернигова-города

Отчий престол золотой,

И желанная, краса его Глебовна,

С ее ласкою- обхождением.

«Отчий престол золотой» — один из нравственных устоев, на котором стоит и жизнь, и честь человеческая. Следующие строки подтверждают это:

18 стр., 8849 слов

Родина в жизни и творчестве русских писателей XIX-XX веков

... о полку Игореве» можно считать рождением темы родины в русской литературе. Начиная с XII века, патриотические темы стали все глубже и глубже проникать в русскую литературу и к началу XIX века ... государства Российского» - эпическое творение, повествующее о жизни страны, прошедшей многотрудный и славный путь. ... Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, «на расстоянии», они ...

О Великий князь Всеволод!

Мыслишь ли ты

Прилететь издалека,

Защитою встать

Золотому престолу отцову?..

Защита своей родины, своей земли — это и защита чести предков, «отцова престола». В конце произведения есть такие слова:

И изрек Боян, чем кончить речь

Песнотворцу князя Святослава:

«Тяжко, братья, голове без плеч,

Горько телу, коль оно безглаво».

Мрак стоит над Русскою Землей:

Горько ей без Игоря одной…

В этой народной мудрости заключено очень многое: и необходимость всеобщего братства, единства для блага страны и всего народа, и неразрывная связь судьбы личности с судьбою страны, зависимость спасения Русской Земли от одного человека а следовательно, ответственность этого человека за свою родину; тут же идея взаимосвязи и взаимозависимости всего, из которой вытекает трагический мотив темы родины: как только рушится единство, «голова» и «тело» перестают существовать вместе, сразу появляются «горечь», «тяжесть», «мрак».

Все мотивы темы Родины концептуально заложены в этом произведении. Теперь перейдем к этой теме в творчестве А. С. Пушкина.

Он пишет об идеале государства: о равенстве, свободе, Законе, справедливом для всех, свержении самовластия, и в то же время мы читаем в стихотворении «Из Пинде- монти»:

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

И не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспаривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура…

Гражданственность Пушкина, его идея правового государства — это не занятие «заботами суетного света», политикой, порядком внешнего мира, а нечто более глубокое. «Политика — занятие для черни», — говорил А. И. Герцен. А Блок писал в своей статье «О назначении поэта»: «Поэт не может мешать внешнему, ибо дело его — внутреннее — культура».

Задача поэта заключается в открытии «бездонных глубин духа, недоступных для государства и общества».

Поэтому гражданственность А. С. Пушкина — внутреннее сознание. Его позиция — не политическая программа, а нравственный кодекс. Пушкин был дворянином. Дворянское сознание включает в себя не только права владения и распоряжения жизнью крестьян, но и ответственность за них, чувство долга и обязанности перед ними.

Ф. Ницше принадлежит высказывание: «Аристократ — человек, свои права воспринимающий как свои обязанности».

Именно такими аристократами были настоящие дворяне. И именно этот аристократизм утратили все последующие, «выродившиеся» поколения дворян.

Пушкин же, подобно своему Дубровскому, был настоящим аристократом в сознании. Этим гражданским сознанием своего долга и обязанностей он обладал в масштабах государства. Как истинный гражданин, он чувствовал себя ответственным за судьбу своего народа, а как поэт — за внутреннюю, «общекультурную» сторону этой судьбы. Но и чувство долга, и гражданственность, несомненно, связаны с чувством любви к Родине:

Два чувства дивно близки нам.

От века в них находим пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

2 стр., 765 слов

Сочинения. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве ...

... трагической гибели. Судьба человека в тоталитарном обществе — это только одна из многочисленных граней участи свободолюбивой личности в условиях диктата государства. Наиболее полно отразил эти грани А. И. Солженицын в романе «В ... Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное» | Просмотров: 20118 Воспитать в себе человека (военная тема в произведениях Б. Васильева и В. Быкова) | Просмотров: ...

На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Вот оно — пушкинское ощущение (и как мы увидим дальше — не только пушкинское) Родины: и любовь, и долг, и память, и величие. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…» — это любовь к родной земле, к своим «корням», она берет начало, как мы уже видели, в «Слове о полку Игореве». Сознание своего прошлого, своих истоков, всего того, на чем построена твоя собственная жизнь, и любовь ко всему этому являются «самостояньем человека» — залогом его величия.

Для меня эти пушкинские строки неразрывно связаны со стихотворением Н. С. Гумилева «Основатели». В нём есть, казалось бы, одна странность: две реплики, на первый взгляд противоречащие одна другой, принадлежат одному человеку — Рему:

Что было прежде, надо забыть,

глянем вперед…

и

Но надо поставить ближе к дому

могильные склепы…

На самом деле, всё оказывается логичным. Рем — основатель нового города, новой жизни. Для него всё — в будущем, он должен «глядеть вперед» и отказаться от своей старой, прошлой жизни, от того, «что было прежде». Но дело в том, что новая жизнь не возникает из ничего. Она создаётся на опыте прежних цивилизаций и культур. И только помня и почитая эту прежнюю культуру, своих предков, можно обеспечить «залог своего величия», достойное будущее.

Ещё один поэт, неразрывно связанный в нашем сознании с темой Отечества и Гражданства, — Н. А. Некрасов. Он сам определяет свой долг перед родиной:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Несколько избитые, но, на мой взгляд, правильные и высоконравственные строки. Поэт, кроме того, что он обладает богатым внутренним миром, нравственными устоями, ещё и «певец», то есть тот, кто доносит эти нравственные ценности до сознания других. Это важная и необходимая человечеству миссия, но выполнять её обязан далеко не каждый, а лишь тот, кому дано.

Обладать же хотя бы самыми зачатками нравственности должен каждый. И именно это нравственное начало — понятия о долге, чести, ответственности и любви к родине —вкладывали в слово «гражданин» как Пушкин, так и Некрасов.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны…

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Такое же понятие вкладывает в слово «гражданин» М.А.Волошин. Именно поэтому в 20-е годы XX века в своей поэме «Россия» он с сожалением и горечью скажет:

В нас нет достоинства простого

Гражданина…

Некрасов же не только определяет для себя это понятие, но и принимает его, сам живет по таким правилам и действует по таким канонам. Некрасов — «отечества достойный сын». А отечество и родина для него — это, прежде всего, русский народ. Россия, действительно, крестьянская страна. Всё в ней создано руками народа, всё опирается на русский народ, живет и кормится благодаря русскому крестьянству. Народ — главное и основное составляющее этой страны. Поэтому для Некрасова понятие «Россия» отождествляется с понятием «народ», это явления одного порядка: любовь к Родине для него — любовь к русскому народу; болея душой за Россию, Некрасов болеет за народ, ответственность за страну выражается у него в стремлении помочь народу, облегчить его страдания. Некрасов выбирает для себя судьбу «народного заступника». Как настоящий гражданин, он согласует свои мысли и слова с делом, а дело его — поэзия. Таким образом, Некрасов поставил поэзию на служение родине и «лиру посвятил народу своему»:

24 стр., 11745 слов

Родина и народ в творчестве Н.А. Некрасова

... по­пулярность как автор стихотворных фельетонов («Говорун», «Чиновник») и водевилей («Актер», «Петербургский ростовщик»). Увлечение драма­тургией не проходит бесследно для поэтического творчества Некрасова: ... судьбе. Впослед­ствии поэт заплатил щедрую дань любви и бла­годарности своему Учителю в стихотворении ... «па­дение крепостного права встряхнуло весь народ, разбудило его от векового сна, научило его ...

Толпе напоминать, что бедствует народ

В то время, как она ликует и поёт,

К народу возбуждать вниманье сильных мира —

Чему достойнее служить могла бы лира?

Вот еще одно подтверждение позиции Некрасова:

Кто служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет…

И, как достойный гражданин, благородный человек, Некрасов разделяет участь своей родины, а значит, участь русского народа:

И песнь моя бесследно пролетела,

И до народа не дошла она,

Одна любовь сказаться в ней успела

К тебе, моя родная сторона!

За то, что я, черствея с каждым годом,

Её умел в душе своей спасти,

За каплю крови, общую с народом,

Мои вины, о родина, прости!.

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Некрасов носил «на своем теле», а точнее, на своей душе поэта «все язвы родины своей», тем самым проливая «каплю крови, общую с народом».

Продолжим теперь тему родины в творчестве А. А. Блока. Пожалуй, образ Родины у Блока, с одной стороны, самый поэтичный и романтичный, а с другой — самый трагичный в русской поэзии.

Этот образ зарождается еще в самом начале творческого пути А. Блока под влиянием философии Вл. Соловье

ва. Это Вечная Женственность, воплощение мудрости, красоты, чистоты. У Блока этот образ становится Прекрасной Дамой. Навеян он, безусловно, не только философией Вл. Соловьева, но и образом конкретной женщины, жены поэта — Л. Д. Менделеевой. Но понятие Прекрасной Дамы у Блока гораздо шире и глубже, чем просто воплощение конкретной женщины, земной любви.

В этом образе для поэта слилось многое: и мечта, и непосредственно любовь, и какая-то высшая, неземная истина, воплощение чистоты, непорочности, святости, что-то недосягаемое и в то же время постоянно притягивающее.

Вот отрывок из стихотворения «Поэт»:

  • Вон идет глупый поэт:
  • Он вечно о чем-то плачет.
  • О чем?
  • О розовом капоре.
  • Так у него нет мамы?
  • Есть. Только ему нипочем:
  • Ему хочется за море,

Где живет Прекрасная Дама.

  • А эта Дама — добрая?
  • Да.
  • Так зачем же она не приходит?
  • Она не придет никогда.
  • Она не ездит на пароходе…

Прекрасная Дама и есть мечта «о розовом капоре», о котором поэту необходимо плакать. Но мечта эта неземная, недосягаемая, она «не ездит на пароходе» и поэтому «не придет никогда».

6 стр., 2850 слов

Основные мотивы лирики Блока. Образ лирического героя

... «шифр» ранней лирики Блока? Вспомним, что такое символ для поэтов блоковского поколения. Это особый тип образа: он нацелен не ... и золотого цветов в живописной палитре. Основной раздел «Стихов о Прекрасной Даме» был в первом издании (в форме ... теперь — национальная и общественная жизнь страны. Второй том лирики, соответствующий второму периоду творчества поэта, — самый сложный по структуре мотивов ...

Прекрасная Дама существовала в период Блока-символи- ста. Постепенно взгляды Блока меняются: от «символов», иных миров, недосягаемых истин он опускается на землю.

И я опять, больной и хилый,

Ищу счастливую звезду.

Какой-то образ, прежде милый,

Мне снится в старческом бреду.

Быть может, память изменила,

Но я не верю в эту ложь,

И ничего не пробудила

Сия пленительная дрожь.

Все эти россказни далече —

Они пленяли с юных лет…

  • ..Устал я верить жалким книгам

Таких же розовых глупцов!

Проклятье снам! Проклятье мигам

Моих пророческих стихов!..

Блок отказывается от символизма, но образ Прекрасной Дамыне исчезает, алишь воплощается в нечто земное. Вечная Женственность нисходит на землю, и теперь она — в каждой женской душе. Этот образ Блока отражается в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…».

Прекрасная Дама была именем собственным, единственной в своем роде; под «девушкой» здесь подразумевается любое женское создание: символ чистоты, непорочности, любви, надежды… И в этом стихотворении появляется близкая связь Женственности и Христианства: «церковный хор», «царские врата».

Проходят годы, Блок всё больше и больше сживается с этим образом, с этой мечтой, между ними образуется духовное родство. Прекрасная Дама, Царевна становится уже не просто любимой, а женой, причем Женой Вечной. А.Блок — приверженец классики и русских народных традиций, поэтому его внутренние, духовные взаимоотношения с этой Вечной Женой строятся именно по этим традициям, канонам.

И вот постепенно Блок приходит к тому, что Вечная Жена и Родина сливаются в одно, очень глубокое и емкое понятие: «О Русь моя! Жена моя!» С одной стороны, это продолжение классических традиций «Слова о полку Игореве», Пушкина, Некрасова: большая любовь к родине, порождающая глубоко нравственное, внутреннее сознание долга перед своей страной, разделение её судьбы, ответственность за всё, с ней происходящее; но в то же время все эти чувства становятся ещё глубже: любовь — сильнее, узы — крепче, боль за страну — острее, поэтому Родина для Поэта теперь не мать, не сестра, а Жена, они теперь не просто близки, а кровно родны, они — единое целое. Россия и Блок слились воедино. У Вл. Нарбута есть такие строки:

Земля — праматерь!

Мы слились:

Твоё — моё, я — ты, ты — я…

Теперь эта связь навеки, она неразрывна. С одной стороны, эта связь как раз то, где «сын человеческий» смог «преклонить свою главу», он обрел свою Прекрасную Даму, теперь они вместе:

И вот — Она, и к Ней — моя Осанна —

Венец трудов — превыше всех наград…

Обладание своей родиной для Блока — Осанна (спасение), и это — «превыше всех наград».

«Сомкнулись царственные дуги, душа блаженна, Ты близка…», « Что скажу я тебе — не знаю. Может быть, от счастья умру…» — вот оно: блаженство и счастье. Но, с другой стороны, в такой неразрывной и кровной любви всегда сокрыты страдания и трагичность.

Страдал Некрасов вместе со своим угнетенным народом, и «в крови иссеченной» Музой, страдает и Блок:

Снова нахмурилось небо, и будет ненастье.

9 стр., 4385 слов

Лирика любви в ранних произведениях Блока («Стихи о прекрасной Даме»)

... поэзии. Блок умер в раннем возрасте, однако его поэтические произведения будут интересны всем людям, так как они облегчают и преображают людям жизнь. Развитие темы любви в поэзии А.Блока. Адресаты любовной лирики. ...

Сердцу влюбленному негде укрыться от боли.

Так и счастливому странно, что кончится счастье.

Так и свободный боится неволи…

Это — боязнь потерять обретенное счастье, обретенную любовь. Но, кроме общего счастья, существует еще и общая судьба: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Тебя жалеть я не умею и крест свой бережно несу…»

В стихотворении Вс. Рождественского «Памяти Ал. Блока» есть такие строки:

Ты глазами, словно осень, ясными

Пьешь Россию в первый раз такой —

С тройкой, с колокольцами напрасными,

С безысходной девичьей тоской.

В пламенное наше воскресенье,

В снежный вихрь — за голенищем нож —

На высокое самосожжение

Ты за ней, красавицей, пойдешь.

Довелось ей быть твоей подругою,

Роковою ночью, без креста

В первый раз хмельной крещенской вьюгой

Навсегда поцеловать уста…

Я уже говорила о взаимосвязи всего в русской литературе, поэзии: одно вытекает из другого. Чувства и судьбы русских поэтов тоже близки. Вот стихотворение А. А. Ахматовой «Молитва»:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар —

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Это тот же «бережно несомый крест» и «высокое самосожженье» во имя России, во имя своей родины. Потому что она — единственный Отчий Дом, и, какой бы она ни была, её принимают и так же любят, со всеми её бедами, горестями и трудностями.

Ф. Сологуб:

И все твои пути мне милы.

И пусть грозит безумный путь

И тьмой, и холодом могилы,

Я не хочу с него свернуть.

А. А. Блок:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

И этот путь, со всеми страданиями, поэт, гражданин, человек проходят со своей родиной до конца: «Если кончена моя Россия — я умираю» (3. Н. Гиппиус).

Всем этим объясняется огромное чувство ностальгии, тоски по родине, присущее всем людям, но русским в особенности: «Но русское сердце тоскует вдали от родимой земли» (Ф. Сологуб).

А. А. Блок:

Да, ночные пути, роковые,

Развели нас и вновь свели,

И опять мы к тебе, Россия,

Добрели из чужой земли.

Это необъяснимое, постоянное притяжение:

Много нас — свободных, юных, статных —

Умирает не любя-

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

И вот, наконец, всё становится прозрачным, ясным и понятным в стихах М. А. Волошина, совершенно не случайно посвященных памяти А. Блока и Н. Гумилева:

Может быть, такой же жребий выну,

Горькая детоубийца — Русь!

И на дно твоих подвалов сгину

Иль в кровавой луже поскользнусь,

Но твоей Голгофы не покину,

От твоих могил не отрекусь.

Доконает голод или злоба,

Но судьбы не изберу иной:

Умирать, так умирать с тобой

И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!